ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Освобождение животных 6 страницаКонечно, это не означает, что все, что мы должны сделать, чтобы покончить с голодом во всем мире — это прекратить есть мясо. Мы должны видеть, что зерно реально сэкономленное, действительно дошло до людей, нуждавшихся в нем. А тут еще будет возникать немало проблем, хотя бы та, что расходы по погрузке кораблей для доставки зерна в другие страны, неадекватны системам транспортировки и несправедливы к социальным структурам стран, нуждающихся в оказании помощи. Но эти проблемы не могут быть непреодолимыми. И хотя пока организованная правительствами помощь не достигает тех, кому она предназначалась, успешно работает ряд мелких негосударственных благотворительных организаций, причем в таком упущенном нами аспекте, как помощь пособиями рабочим по выращиванию и забою животных, теряющих, разумеется, в результате нашей деятельности, источник к существованию. В настоящее время после откорма скота мы не имеем достаточных излишков зерна, чтобы кормить голодающее население, хотя организовать адекватную систему распределения его вполне возможно. Иные пути решения продовольственной проблемы весьма сомнительны. Например, попытки вырастить общий мировой урожай такими путями, как, например, «зеленая революция», тут же блокируются высокими ценами на нефть и минудобрения. Поэтому предлагаемый нами курс на более производительное использование уже выращенного зерна — это первый и настоятельный шаг к решению мировой продовольственной проблемы. Имеется и другая концепция относительно данного вопроса, она гласит, что путь потери белков в мире, как это ни парадоксально, ведет из слаборазвитых стран в индустриальные и происходит это путем импорта белковосодержащей продукции в развитые страны из регионов, страдающих от белкового дефицита. Как говорил Н.У. Пири, авторитет по мировой протеиновой ситуации: будущие беды мира в части белкового снабжения будут проистекать из вопиющей ситуации, когда масличные семена вывозятся из белково-дефицитных стран, таких как Индия и Нигерия, в страны развитые — Британия, и здесь, будучи скормленными животным, обеспечивают большую часть протеиновой пищи — производство свинины, яиц, цыплят-бройлеров. В целом возможно, что в следующие пять лет смертность от голода на планете будет исчисляться в сотнях миллионов жизней. И все-таки существует нравственный вопрос, которым должны и которым необходимо задаться всем, живущим в развитых странах. Средний американец сейчас потребляет около тонны зерна в год, 93% из которого превращается по цепочке кормов в мясо, молоко и яйца. Средний индус потребляет около 400 зерна ежегодно и 85% его главным образом в растительной форме. Между 1950 и 1972 годами потребление мяса в Америке было почти удвоено, хотя в 1950 году большинство американцев не очень широко потребляли мясную пищу. Если бы американцы смогли снизить их уровень потребления мяса до уровня 1950 года, то это бы означало, что каждый американец, который сделал это, сэкономил количество зерна, достаточное для питания одного, а может быть и двух людей, которым в противном случае пришлось бы голодать. И теперь вопрос стоит так: готовы ли мы, чтобы сделать это? Или мы продолжим есть наше жаркое, гамбургеры и свиные окорока, а затем, обернувшись назад, наблюдать на наших телеэкранах, как миллионы людей умирают голодной смертью. Возможно, подобную картину представлял себе Ч.П. Сноу, когда пророчески отмечал окончание какой-либо морали в человеческом обществе. Будет ли это в действительности так или нет, это уж решать не правительствам. Это будет решаться каждым из нас. Таким образом причины для перехода к вегетарианству базируются на освобождении животных, мощно поддержаными фактами о ситуации с продовольствием в мире. Интересы человеческих существ относительно выбора спасительного направления таковы же, как и интересы всех других животных. Вот почему имеет место двойная трагедия в том, что политические интересы в США, направляемые силами правительства, содействуют тому, что дается громадная финансовая помощь производителям мяса, влияющим на экономические возможности США, оплот которых и доверие партнеров зиждется на мясе, в частности, на говядине, которую называют «единственно крупнейшим недостатком в мировой пищевой схеме». Например в 1976 году, когда голод уже вырисовывался во многих частях мира, Конгресс выделил 32 млрд. долларов взаймы под гарантии программы по производству говядины. В добавление к этому в США профсоюзные структуры были явно предназначены способствовать потреблению мяса, в том числе в Западной Европе и Японии, чтобы обеспечить рынок для экспорта зерна из США. Страны, подобные Индии, которые нуждались в зерне для питания населения, а не для скармливания крупному рогатому скоту, не могли купить зерно из-за высокой цены на него, какая была тогда в большинстве развитых стран. Заботясь о благополучии людей и животных, вместе с тем надо признать, что будет трудно осуществить решительное и сильное снижение производства мяса резко и в виде скачка, однако в высокоэкономических странах, таких как США и Британия, имеется сильный побудительный мотив именно к постепенному постадийному ходу снижения производства пищевой животной продукции. Помимо факторов гуманного, образовательного, религиозного плана, тут высвечиваются и чисто экономические аспекты. Так, для Британии, нуждающейся в импорте огромных количеств растительного протеина для откорма свиней, крупного рогатого скота и цыплят, такие расходы ложатся тяжелым бременем на баланс закупок, все возрастающих в зависимости от путей и стоимости морского снабжения. В США потребление мяса снижает потребление соевых бобов, так как 95% американского урожая их идет на производство животноводческих кормов, а это отрицательно влияет на национальный экспорт, где соя играет существенную роль. Подорожание нефти и ее закупок также требует повышенных поступлений от прибыльного экспорта. В этом отношении показательна цитата из статьи в «Scientific American»: «Оставляя этот вопрос нерешенным или делая вид, что его нет, американскому обществу так или иначе придется выбирать между мясными блюдами и приятными послеобеденными прогулками и сменой предпочтений в сторону так называемых аналогов мяса т.е. мяса, изготовленного из растительного белка, и других высоко-белковых продуктов, основанных на растительных источниках — прежде всего на соевых бобах».
5 История идеологии господства человека над животными
Прежде всего мы должны понять, что тирания непрерывна. В практическом отношении власть животного под названием «человек» над другими животными выражается в образе действий, которые мы могли видеть в предыдущих главах, и в практическом отношении уподобляется избиению диких животных в спортивных целях, а также ради их меха. В такой практике не следует видеть изолированное отклонение от какой-то нормы. Сущность ее скорее всего можно понять, «как провозглашение идеологии биологического вида «человек разумный»в его позиции к другим видам, как животного, господствующего над всеми другими животными». В этой главе вы увидете, как в разные периоды времени выдающиеся фигуры западной мысли формулировали и защищали такую позицию отношения к животным, унаследованную нами от наших предшественников. Я фокусирую данный вопрос на понятии «Запад» не потому, что другие культуры стоят на низшей ступени или занимают позицию противоположную, или хотя бы далекую от западной, а потому, что западные идеи, распространяясь в течение прошлых двух-трех столетий из Европы, вплоть до наших дней, стали методом мышления для большинства людей, незовисимо от того, будь то общество капиталистическое или коммунистическое. В то же время в мои цели не входит предъявление и анализ исторических материалов. Когда глубокое проникновение такой позиции в наше мышление уже не вызывает сомнений, то выступающий с требованием серьезных и содержательных изменений в ней рискует быть осмеянным. Есть также возможность разбить вдребезги самодовольную успокоенность, с которой эта позиция выступает против фронтальных атак. Вот почему я постарался сделать это в предыдущих главах. В альтернативной стратегии содержится попытка нанести тайный вред кажущемуся правдоподобию господствующей ныне позиции путем разоблачения ее с помощью исторических источников. Позиции отношения к животным со стороны предшествующих поколений не являются убедительными, потому что они сформировались на положениях религиозных, нравственных, метафизических, которые сейчас устарели. Поэтому мы не должны отстаивать принципы нашего отношения к животным так, как это делал Св. Фома Аквинский. Рассматривая, например, защиту им своих принципов отношения к животным, мы должны быть готовы признать, что Фома Аквинский использовал религиозные, нравственные и метафизические идеи своего времени для маскировки голой самозаинтересованности человека в его отношении к другим животным. Если мы видим, что минувшие поколения считали правильными и естественными позиции, которые мы сейчас называем не иначе, как идеологическим камуфляжем их практических интересов и если в то же самое время невозможно отрицать, что мы продолжаем использовать в угоду нашим собственным интересам меньшинства (разрушая при этом интересы большинства), мы можем быть убеждены в более скептической точке зрения на подобные оправдания нашего собственного поведения, которое опять же мы сами считем правильным и естественным. Западные позиции отношения к животным исходят из двух корней — иудаизма и античной Греции. Эти корни объединились с христанством и с ним распространились по Европе. Более просвещенные взгляды на наши отношения с животными возникали только постепенно, когда мыслители начинали очерчивать эти отношения независимо от церкви, и в самых фундаментальных вопросах эти отношения, несомненно, признавались в Европе в течение XIX столетия. Поэтому мы можем разделить историческое обсуждение нашего вопроса на несколько частей — дохристианскую, христианскую, эпоху Просвещения и после нее.
Дохристианское мышление
Отправной точкой зрения здесь, по-видимому, может считаться сотворение вселенной. Библейское повествование о сотворении мира дает очень ясное представление иудейским народом природы отношений между человеком и животным. Вот один из прекрасных примеров, как древний миф отдается эхом в нашу реальность: «И сказал Господь, пусть земля произведет на свет живые творения по роду своему, рогатый скот и пресмыкающихся, и зверей земных по роду своему и так это было. И создал Господь животных земных по их виду, и рогатый скот по его виду, и каждое существо, что ползает по земле по виду его: и увидел Господь, что хорошо это было. И сказал Господь, пусть создастся человек по нашему образу, по подобию нашему, и пусть господствует он над рыбой в море, и над птицей в воздухе, и над землей, и над каждым пресмыкающимся, что ползает по земле. Так создал Господь человека по образу своему, в образе Господа создал он его, мужчиной и женщиной создал он его. И благословил Господь их. И сказал Господь им: «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю снова и снова, и покоряйте ее, и господствуйте над рыбой в море и над птицей в воздухе, и над каждым живущим созданием, что двигается по земле». Библия говорит нам, что Бог создал человека по своему собственному образу. Мы можем толковать, что это человек создал Бога по своему собственному образу. В любом случае это ставит человека в особое положение во вселенной как создание, единственное из всего живущего, имеющее богоподобный облик. Кроме того, Бог в заключение подробно и ясно сказал, что дает человеку господство над каждым на земле живущим существом. Истинно также и то, что в райском саду это господство не было связано с убийством других животных для употребления в пищу. Стих 29 первой главы «Книги Бытия» сообщает, что по-началу человек жил среди трав и плодовых деревьев и Рай часто изображается картиной полнейшего мира, в котором какого либо рода убийство не имело места. Человек властвовал, но в этом Раю раннего периода его деспотизм имел великодушный, благосклонный характер. После совершения грехопадения человека, за которое Библия возлагает ответственность на женщину и на животное, можно понять, что убийство животных становится допустимым. Бог сам одел Адама и Еву в шкуры животных, прежде чем выдворить их из райского сада. Их сын Авель держал овец и из своего стада приносил жертвы Богу. Затем наступил всемирный потоп, когда остатки всего сотворенного были почти полностью стерты с лица земли, чтобы наказать человека за его злобную греховность. Когда воды схлынули, Ной взблагодарил Господа, принеся в огневые жертвы «каждого чистого зверя и каждую чистую птицу». В свою очередь, Бог благословил Ноя и в заключение закрепил господство человека такими словами: «И благословил Господь Ноя и его сыновей и сказал им: плодитесь и размножайтесь в числе и наполняйте землю снова и снова. И да убоятся вас и исполнятся ужаса перед вами каждый зверь на земле и каждая птица в воздухе, и все, что передвигается по земле, и все рыбы в море, в ваши руки они отдаются. Каждое существо, что двигается, будет мясом для вас, даже каждое зеленое растение даю я вам». Такова базовая позиция древне-еврейских составителей Библии по отношению к живой природе нечеловеческого происхождения. Это истина, что пророк Исайя осуждал принесение в жертву животных, и книга Исайи содержит чудесные идиллические картины, когда волк живет вместе с ягненком, лев, подобно волу, питается соломой и «они не познают ни беды, ни разрушений на моей святой горе». Вместе с тем, такая утопическая картина не содержит принуждения к немедленному ее принятию. И в Старом Завете разбросано немало пассажей, настолько ободряющих наличием разной степени доброты к животным, что это дает возможность утверждать о запрещении тогда безрассудной жестокости. Однако и в этих отрывках нет ничего, бросающего вызов общему взгляду, утверждаемому Книгой Бытия, что человек — вершина творения, что все остальные творения переданы в его руки, и что он имеет божественное разрешение убивать и поедать их. Вторым источником древних традиций для западной мысли выступает Греция. Здесь прежде всего мы сталкиваемся с конфликтными тенденциями. Дело в том, что древнегреческая мысль не была ни унифицированной, ни постоянной; она делилась на соперничающие школы, строила свое учение на доктринах каждого ее основателя. Одна из них, школа Пифагора, была вегетарианской и призывала своих последователей относиться к животным с уважением возможно потому, что они верили в то, что души умерших людей переселяются в животных. Но самыми важными были школы Платона и его ученика Аристотеля. Поддержка Аристотелем рабства хорошо известна; он считал, что часть людей самой природой предназначена к рабству и что рабство для них — это правильный и естественный удел. Я упоминаю об этом не для того, чтобы дискредитировать Аристотеля, а потому, что это необходимо для понимания его позиции по отношению к животным. Аристотель считал, что животные существуют для служения целям людей, хотя в отличие от составителей Книги Бытия, он не усматривал глубокой пропасти между человеком и остальным миром животных. Аристотель не отрицал, что человек тоже животное; в действительности он определял человека как животное разумное. Разделяя положение об общей природе животных, он, тем не менее, считал это недостаточным для подходов к ним как к равным. По Аристотелю человек, по своей природе являющийся рабом, без сомнения есть существо человеческое и по своим талантам, способностям чувствовать удовольствие и боль, таков же, как и другие человеческие существа, но исходя из его предназначения должен быть в подчинении свободного человека, Аристотель относил его к категории «живого инструмента». Совершенно открыто Аристотель помещал бок о бок в единой фразе: раб это тот, кто «хотя и остается человеческим существом, является также предметом собственности». Если разницы в умственных способностях между человеческими существами достаточно, чтобы одни были хозяевами, а другие их собственностью, Аристотель должен был прийти к мысли о правильности человеческого верховенства над животными. Это настолько очевидно, что не требует многих аргументов. Природа, считал Аристотель, неотъемлема от иерархии, в которой имеющие меньше возможностей для выживания, существуют для целей тех, у кого таких возможностей больше. «...Растения существуют для целей животных, а последние — для целей человека. Дикие звери или домашние животные для пользования и для пищи, а еще дикие звери для пищи и других аксесуаров жизни, таких как одежда и разные инструменты. Так как природа ничего не делает бесцельно или впустую, несомненно истинно то, что она создала всех животных для целей человека».
Мышление христианства
Христианство со временем сумело объединить христанские и греческие идеи о животных. Но возникло и набралось сил христианство под властью Римской империи, и мы сможем лучше увидеть начальные вехи его становления, если сравним христианские позиции с теми, которым они пришли на смену. Римская империя была создана в захватнических войнах и нуждалась в выделении большей части своей энергии и доходов на военные силы, защищавшие и расширявшие ее обширные территории. Такие условия не воспитывали и не стимулировали сентиментальных симпатий к слабому. Тон в римском обществе задавали воинские доблести. Внутри самого Рима, далеко удаленного от схваток на полях сражения, характер римских граждан подвергался сильному ужесточению в ходе так называемых «игр». Хотя каждый школьник знает, как христиан отдавали на растерзание львам в Колизее, значение игр, как показателя возможного предела сочувствия и сострадания — несомненно. Здесь поведение городского населения империи выражалось наиболее искренне. Мужчины и женщины наблюдали избиение и человеческих существ, и других животных, как обыкновенное вечернее развлечение, и это продолжалось столетиями, не вызывая почти ни у кого протеста. Историк XIX столетия Г. Лики провел следующий подсчет хода развития римских игр от их начала, зародившихся из, казалось бы, ограниченной схватки двух гладиаторов: «Простая схватка, единоборство постепенно приедалась, становясь неинтересным зрелищем; это стимулировало разработку новых видов жестокого зверства, что будило интерес зрителей. Одно время на сцену выпускали сцепленных вместе медведя и буйвола. Крутясь в свирепой схватке, животные пересекали арену. В другом случае преступники, одетые в зверинные шкуры, сражались с быками, доведенными до безумия раскаленным железом; в быков стреляли стрелами и метали дротики, снабженными паклей с горящей смолой. В правление Калигулы в один день представлений было убито четыре сотни медведей, а при Нероне в одной из игр 400 тигров люто сражались с быками и слонами. В один из дней посвящения богам, в театре Колизей в правление Тита было умерщвлено пять тысяч животных. В правление Траяна игры продолжались 123 дня подряд. Львы, тигры, слоны, носороги, гиппопотамы, жирафы, буйволы, олени, даже крокодилы и змеи использовались в играх, придавая спектаклям новизну. Не было недостатка и в человеческих страданиях. Десять тысяч бойцов сражались в играх, устроенных Траяном. Нерон ночью иллюминировал свои сады христианами, горящими в просмоленных рубашках. При императоре Домициане заставляли сражаться вооруженных немощных карликов. Жажда крови была настолько сильной, что популярность правителя не так зависела от своевременной доставки зерна, как от регулярного устройства игр». В то же время римляне имели определенные нравственные чувства. Они показывали высокие достижения в юстиции, общественных обязанностях и даже в доброте друг к другу. И как показали игры своей отвратительной ясностью, у них было пунктуальное лимитирование таких нравственных чувств. Если бытие римлян вмещалось в границы этого лимита, их действия сопоставлялись с событиями, происходившими на играх, выливаясь в нестерпимое насилие. Когда бытие находилось вне сферы нравственного значения, то факты насилий и страданий были для них просто забавными. И вот из пределов этой нравственно сдерживающей сферы выходили категории преступников (т.е. человеческих существ), военнопленных и всех животных. Необходимо учитывать, что в протесте против этого заднего плана римской жизни возникали импульсы появления христианства. Христианство принесло в римский мир идею о единственности, уникальности человека, унаследовав ее от иудейских традиций, дополнив их настойчивыми требованиями еще большего придания значения идее о бессмертии человеческой души. Человеку и только ему одному среди всех существ, живущих на земле, предопределено жить после его телесной смерти. В таком изложении отчетливо видна христианская идея о безгрешности всей человеческой жизни. Однако имелись религии, особенно на востоке, которые учили, что вся жизнь священна, и было много других, считавших серьезным проступком убивать членов собственных социальных религиозных или этнических групп. Но христианство пошло намного дальше — оно выдвинуло идею, что каждая человеческая жизнь и только человеческая жизнь является священной. Даже новорожденные младенцы и утробные плоды в матке имеют бессмертные души, а поэтому и жизни их также священны, как и жизни взрослых. В таком обращении к человеческим существам новая доктрина была во многих случаях очень прогрессивной и усложняла ужасное распространение ограниченной моральной сферы римлян. Что же касается других видов, то эта же самая доктрина служила для подкрепления и дальнейшего подчинения существ, находящихся по Старому Завету на низших позициях. В то время, как это утверждало полное господство человека над другими видами, Старый Завет показывал, по крайней мере, проблески участия к их страданиям. В Новом Завете полностью отсутствуют какие-либо директивные наставления против актов жестокости к животным или какие-либо рекомендации по рассмотрению их интересов. Лично Иисус показал безразличие к судьбе нечеловеческих существ, когда принудил две тысячи свиней броситься в море — акт, в котором, несомненно, не было никакой необходимости, тем более, что Иисус был в состоянии выбросить дьяволов прочь без нанесения вреда при этом другим божьим созданиям. Святой Павел настаивал на реинтерпретации старого закона Моисея, запрещавшего мучительные намордники для быков, когда они вымолачивали зерно. «Мог ли Бог заботиться о быках?» — спрашивает Павел пренебрежительно. «Нет, — отвечал он, — закон так или иначе предназначался полностью для наших целей». Примером, поданным Христом, не преминули воспользоваться поздние христиане. Оценивая инциндент со свиньями и эпизод, в котором Иисус проклял фиговое дерево, Святой Августин писал: «Христос показал, что воздержание от убийства животных и уничтожения растений — это высшая степень идолопоклонства. Судя по тому, что не имеется общих прав между ними и зверями и растениями, он отправил дьяволов в стадо свиней и с проклятьем иссушил дерево, на котором не нашел плодов. Хотя несомненно, что ни свиньи, ни дерево не грешили». Иисус, по мнению Августина, старался показать нам, что мы не нуждаемся в управлении нашим образом действия относительно животных, посредством тех же нравственных правил, которые определяют наше поведение относительно людей. По этой причине он превратил дьяволов в свиней вместо того, чтобы уничтожить их, что он мог бы легко сделать. На основании только что изложенного нетрудно догадаться о линиях общего подхода и взаимодействия между казалось бы непримиримыми противниками — Римом и христианством. Некая удивительная преемственность между ними видна при рассмотрении того, что случилось с римскими играми после конверсии империи в христианский мир. Действительно, христанское учение оказалось непреклонным оппонентом гладиаторских боев. Гладиатор, оканчивающий схватку умерщвлением своего противника, рассматривался как убийца. Множество посетителей таких схваток привлекались при христианстве к ответственности вплоть до отлучения от церкви, и к концу четвертого столетия бои между человеческими существами были, в общем, полностью пресечены и прекращены. Но с другой стороны, нравственный статус убийства или мучений существ иной, нечеловеческой природы, остался без изменения. Схватки между дикими животными продолжались и с наступлением христианской эры и, очевидно, начали приходить в упадок в связи с общим падением благосостояния и возникновения для правителей трудностей в элементарном добывании диких животных. Отголоски тех былых ристалищ мы еще можем видеть и сегодня в виде боя быков на испанской корриде и в странах Латинской Америки. Нет сомнения в том, что христианство так же, как и в римские времена, оставило существа нечеловеческой природы, так сказать, вне сферы сострадания и сочувствия. Следствием этого явилось то, что отношение к человеческим существам было смягчено и улучшено, отношение же к другим животным осталось таким же грубым и зверским, каким оно было во времена Римской империи. Более того, оказалось, что не одно только христианство переняло все худшее, что было в Риме в отношении к другим животным; такое отношение, к сожалению, не было погашено и продолжалось и далее, и долгое время лишь отдельные вспышки сострадания и жалости в крошечных размерах имели место со стороны небольшого количество благородных людей. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|