ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Освобождение животных 12 страницаПодобным же образом я избегал расширения дискуссии и перехода ее в плоскость о большой полезности для здоровья вегетарианской диеты, чем диета, включающая потребление мяса животных. Хотя имеется множество данных, что это действительно так, я сумел побороть в себе естественный порыв остановиться на этом хотя бы потому, что это приветствовалось бы корпорациями, производящими растительные продукты питания. А свой путь к вегетарианству пусть каждый изберет самостоятельно, пройдя его через заботу о здоровье, через материальные, финансовые и психологические потери. И пусть будут люди (и, разумеется, хорошо оплаченные научные институты), доказывающие, что именно мясная диета — путь к здоровью и долголетию, и пусть еще позапугивают доверчивых потребителей случаями изнеможения от потребления растительной пищи. Исходя из основополагающих принципов Движения за освобождение животных, какой бы долгой и трудной ни была наша работа и какой бы непосильной не казалась взятая нами ноша, мы должны выдержать эти испытания и не сходить с избранного тернистого пути. Я верю, что дело Освобождения животных логически, философски и исторически является убедительным и уже не может быть отвергнуто. Однако остается громадная и невероятно трудная задача — это задача ниспровержения спесиецизма. Изучив вопрос на основе источников, мы имели возможность убедиться, что спесиецизм — не мимолетное случайное явление. Он имеет исторические корни, глубоко вросшие в сознание западного общества. И мы видим также, что удаление из наших жизненных подходов и нашего поведения спесиецизма будет пугать, затрагивая интересы гигантских корпораций и ассоциаций агробизнеса, профессиональных мясоперерабатывающих союзов, ученых-исследователей, ветеринаров и т.д. И, по-видимому, этим корпорациям и организациям необходимо быть готовыми израсходовать миллионы долларов на защиту своих интересов, обороняясь от массовых бомбардировок со стороны общественности и, разумеется, объявляя обвинения в жестокости голословными и беспочвенными. Кроме того, не надо обольщаться, что вся общественность — это беззаветные борцы за гуманность и справедливость (просто в государственных структурах этим качествам нет места из-за самой природы государственного правления). Общественность, по крайней мере, в некоторой своей части, имеет (или думает, что имеет) те или иные интересы к продолжению практики спесиецизма, в т.ч. сознательного выращивания и убийства животных для пищи. Как мы только что могли увидеть, люди также готовы принять к мышлению такие вводящие в заблуждение формы, подвергнутые нами критике в этой главе. В каких случаях и с какими возможностями может выступать Движение за освобождение животных против этих древних (со времен античности) предрассудков, причем большей частью облаченных в одежды силы и власти, и буквально пронизывающих наше жизненное пространство? И еще, может ли что-либо, помимо рассудка и нравственности влиять на наши предпочтения в случаях возникновения нелегкого выбора? Трудно в связи с этим искать некое утешение в том, что рано или поздно угроза всемирного голода и назревающий продовольственный кризис заставят нас понять неэффективность производства пищевой продукции из тел животных, как метода обеспечения человечества продовольствием. Расплата за подобную благодушно-выжидательную позицию может стать непомерно высокой в нравственном и гуманистическом отношении, хотя вполне возможно, что выход из этого ужасного кризиса будет найден своевременно и, очевидно, будет заключаться в рациональной и гуманной диете. Движение по охране природной среды является результатом другого кризиса, приведшего человечество к таким трактовкам наших отношений с животными, которые казались невозможными еще десять лет тому назад. Правда эпоха энвайронменталистов была более связана с сохранением участков дикой природы и спасением видов, находящихся под угрозой исчезновения, чем вообще с животными. Однако не нужен был слишком большой скачок от осознания того, что несправедливо и дурно обращаться с китами, как с гигантскими резервуарами, наполненными китовым жиром, до осознания того, что несправедливо обращаться со свиньями, как с машинами для превращения зерна в мясо. Эти факторы лежат в основе надежды на то, что у Движения за освобождение животных есть будущее. Кстати, нет сомнения в том, например, что движение за освобождение от рабства на своих ранних этапах выглядело более обнадеживающе и перспективнее, чем нынешнее Движение за освобождение животных. Поэтому говорить здесь опять будет История. Тем не менее, Освобождение животных будет требовать, по крайней мере, от части человеческих существ, величайшего альтруизма — большего, чем какое-либо иное освободительное движение. Тем более, что животные сами по себе неспособны к тому, чтобы самим потребовать своего собственного освобождения или протестовать против условий их жизни путем голосования на выборах, проведения уличных демонстраций или борьбы с помощью бомб. В то же время человеческие существа обладают научно-технической мощью, чтобы продлить притеснение других видов надолго, или, по крайне мере, до тех пор, пока мы не превратим планету в место, неподходящее для пребывания живых существ. Если наша тирания будет и дальше продолжена, то это докажет, что вместо светлого «венца творения» природа в лице человека получила такого тирана, свирепость которого не смогли выразить самые циничные из поэтов и философов, говоривших об этом. Избрав же другой путь, мы сможем самоотверженно принять этот назревший «вызов эпохи» и доказать нашу способность к истинному альтруизму путем прекращения безжалостной эксплуатации других видов, используя для этого нашу силу и мощь не потому, что мы сильны, чтобы добиться этого, как бунтари и террористы, а потому, что осознаем — позиция сильного, безжалостного варвара является в данном случае морально незащищенной и нравственно уязвимой. Как мы ответим на этот вопрос, зависит от способа, которым каждый из нас лично и самостоятельно отвечает на него.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|