ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Приведенные затратыМетоды оценки по сравнительному сроку окупаемости и коэффициенту экономической эффективности предусматривают сопоставление всего лишь двух вариантов инвестирования. На самом деле таких вариантов может быть значительно больше. Поэтому со временем формулы (10.1) и (10.2) были преобразованы при алгебраическом решении равенства, которое возникает для равноэкономичных вариантов инвестирования:
К1-К2 = (И2-И1)Тн; К1-К2 = (И2-И1)/Ен или Ен(К1 – К2)=И2-И1
После преобразований получим:
И2+ЕнК2=И1+ЕнК1 Очевидно, это равенство действительно только для частного случая — для равноэкономичных вариантов (по условию данных преобразований). В большинстве случаев будет иметь место неравенство:
И2+ ЕНК2 ≠ И1 + ЕнК1 или И2 + ЕНК2≤И1 + ЕНК1
При этом более экономичным является вариант инвестирования, у которого сумма годовых издержек И и капиталовложений К, помноженных на нормативный коэффициент экономической эффективности Ен, будет наименьшей. Тогда критерий эффективности:
З=И=ЕнК→min (10.7)
Этот показатель получил название «приведенные затраты», а произведение ЕнК — «приведенные капиталовложения». Следовательно, приведенные затраты — это сумма издержек производства и приведенных капиталовложений, критерием эффективности того или иного варианта инвестирования является минимум приведенных затрат. Пример 10.4. Администрация города Н объявила конкурс на строительство в городеэнергетического объекта. В конкурсе участвовал ряд строительных фирм, в том числе зарубежных. Их проекты, при обеспечении заданной производительности объекта, потребуют различных капиталовложений (инвестиций) К и разных текущих эксплуатационных расходов И:
По критерию минимума приведенных затрат требуется определить предпочтительную фирму. Нормативный коэффициент экономической эффективности Ен равный среднему банковскому проценту р, может быть принят равным 10% —> 0,1 руб/год/руб. Р е ш е н и е. По формуле (10.7) для каждого варианта рассчитываем приведенные затраты:
Вывод: минимальными оказались приведенные затраты по проекту фирмы Е. Его и следует считать выигравшим конкурс. Однако нельзя упускать из виду близкий по экономичности проект фирмы С.
С помощью приведенных затрат можно сравнивать любое количество вариантов инвестирования. Однако выбор, осуществленный методом приведенных затрат, нуждается в осмыслении величины, на которую отличается этот показатель в сравниваемых вариантах. Если величины З1 и З2 отличаются менее чем на 10%, то выбор нельзя признать корректным ввиду того, что обычная точность исходных данных для технико-экономических расчетов лежит в доверительном диапазоне ±10%. Иными словами, если один вариант экономичнее другого не более чем на 10%, то их следует признать равноэкономичными, т.е. экономический инструмент «приведенные затраты» в этом случае не срабатывает. Тогда для выбора приходится пользоваться другими критериями, например — минимумом капиталовложений, минимальной материало-, энерго- или трудоемкостью и т.п. Пример 10.5. Совет директоров производственно-торговой фирмы решил для расширения производственно-хозяйственной деятельности создать свой торговый филиал в одном из двух регионов: 1) в городе N и 2) в городе Z. Для полноты технико-экономического сравнения здесь требуется учесть еще ряд экономических показателей: стоимость земли — она дешевле в городе Z; стоимость стройматериалов — они в городе Z более дорогие; стоимость рабочей силы — в городе N требования к уровню оплаты труда выше; условия налогообложения — город N является «зоной свободной торговли»; региональные тарифы на энергоносители — они выше в городе Z; транспортные расходы — при разной удаленности от головного предприятия — город N ближе, чем город Z; и др. В силу различных местных региональных условий создание филиалов потребует разных средств; в городе N: kn = 60 тыс.руб и ИN = 10 тыс.руб/год; в городе Z: Кz= 50 тыс.руб и Иz = 13 тыс.руб/год. Определите целесообразность создания филиала в одном из этих городов, причем нормативный коэффициент экономической эффективности Е„ следует принять равным средней банковской ставке в размере 20% = 0,2 руб/год/руб. Решение. По формуле (10.7) определяем приведенные затраты для рассматриваемых вариантов: 1) 3N = ИN + Eн KN= 10 + 0,2-60= 10+12 = 22 тыс.руб/год; 2) 3Z = Иz + Ен Kz = 13 + 0,2 50 = 13 + 10 = 23 тыс.руб/год. Вывод: показатель приведенных затрат оказался минимальным в первом варианте, следовательно, казалось бы, более выгодным будет создание филиала в городе N, Неоднозначность вывода для данного случая заключается в незначительной разнице результатов: 1 (тыс.руб/год): 23 (тыс.руб/год) = 0,043 → 4,3%. Следовательно, результат свидетельствует о «попадании в зону экономической неопределенности», разница приведенных затрат в рассмотренных вариантах лежит в пределах точности технико-экономических расчетов, и создание филиалов фирмы в городах N и Z одинаково экономично. Для окончательного вывода возможно применение следующих критериев: 1)минимум капиталовложений (инвестиций) К — тогда выгоднее принять вариант города Z; 2) минимум текущих затрат И —тогда выгоднее вариант города N; 3) минимальные транспортные расходы — выгоднее вариант города N; 4) и т. д.
Далее студентам предлагается самим оценить выгоды того или иного варианта по разным критериям, а затем, подсчитав количество преимуществ (считая все перечисленные факторы условно равновесными), назвать предпочтительный вариант. Показатель приведенных затрат был выведен первоначально как некое искусственное алгебраическое образование с единственной целью — сравнения множества вариантов вместо двух, сравниваемых по методам срока окупаемости и коэффициенту эффективности. Однако со временем раскрылся глубинный экономический смысл этого показателя. Для его осмысления необходимо воспользоваться понятием цены производства. Это понятие и весь механизм рыночного ценообразования позволяют использовать показатель приведенных затрат для более глубоких экономических оценок. Известно, что рыночная цена товара До образуется как равнодействующая двух рыночных сил — спроса и предложения, поскольку любой товар кроме стоимости имеет еще «оборотную сторону» — потребительную стоимость, т. е. ту цену, которую согласен заплатить за него потребитель. Выступая на любом рынке, производители следуют экономическому закону максимальной прибыли, т.е. стремятся извлечь максимальную выгоду. Поэтому необходимо достаточно хорошо представлять рыночные отношения, в частности механизм рыночного ценообразования. Результаты производственно-хозяйственной деятельности любого предприятия в условиях рынка в большой степени зависят от уровня цен, складывающихся под влиянием рыночной конъюнктуры. Эту зависимость можно проследить на графике рис Л 0.1.
Рис. 10.1. Механизм рыночного ценообразования
Спрос на какой-либо товар (продукт) в условиях свободного рынка определяется кривой Цс: незначительное количество потребителей могли бы купить этот товар по максимально высокой цене Цmах, но тогда объем продаж составил бы минимальную величину Цmin наименее состоятельные потребители могли бы приобрести этот продукт, если бы он продавался по минимальной цене Цmin, но тогда с учетом всех потенциальных потребителей объем продаж мог бы составить величину Птах. Предложение на свободном рынке определяется кривой Цп, где небольшая группа производителей, имеющая низкую себестоимость и соответственно низкую цену производства, могла бы продавать данный товар по низкой цене и покрыть потребность рынка в объеме, близком к Пmin. Остальные производители имеют более высокую цену производства, и наименее рентабельные из них могут продавать этот продукт лишь по самой высокой цене. Как видим на графике рис. 10-1, кривые спроса Цс и предложения Цп пересекаются в точке 0, соответствующей рыночному равновесию спроса и предложения и определяющей объем продаж в размере По по цене Цо. При этом все производители, имеющие цену производства выше Цо, по-видимому, не выдержат рыночной конкуренции и, наоборот, производители, у которых цена производства ниже Цо, будут получать дополнительную прибыль. Рыночная ситуация, описываемая кривыми Цс и Цп, отражает какой-то момент рыночных взаимоотношений. Со временем ситуация может измениться, например, повысится покупательная способность потребителей. Тогда спрос будет описываться новой кривой Цс1, которая пересечется с кривой предложения в новой точке 1. Это определит новую, более высокую цену Ц1 при повышенном объеме продаж П1 и производители смогут получить дополнительно сверхприбыль, причем на рынок могут быть привлечены производители, ранее бывшие неконкурентоспособными. Одно из свойств свободного рынка — мобильность средств, когда любой производитель в любой момент может изъять свой капитал из малоприбыльного дела и вложить в производство, где прибыль выше. В рассматриваемом случае при повышении цены и объема продаж вложение капиталов в производство данного продукта привлечет новых инвесторов, а старые производители за счет полученной сверхприбыли могут усовершенствовать свой производственный процесс, снизив себестоимость и цену производства. Тогда предложение на рынке будет описываться новой кривой ЦП1, которая пересечется с кривой спроса Цс1 в новой точке 2, при этом определится новый объем продаж П2, а вот рыночная цена понизится до первоначального значения Цо. Возврат цены к прежнему значению не случаен, ибо устоявшаяся цена в условиях стабильного рынка отражает величину общественно необходимых затрат труда при данном способе производства. При изменении способа производства, сопровождающемся его удешевлением и соответственным снижением себестоимости и цены производства, может возникнуть новая рыночная ситуация. Если спрос сохраняется на прежнем уровне (кривая Цс), а предложение делается по более низким ценам (кривая Цп1), возникает новая точка рыночного равновесия 3. Тогда объем продаж увеличится с По до П3, а рыночная цена снизится с Цо до Ц3 и будет отражать общественно-необходимые затраты труда уже при новом способе производства. Механизм рыночного ценообразования регулирует взаимоотношения производителей и потребителей большинства видов продукции, кроме так называемых «общественных товаров»— социальных нужд, экологии, культуры и др., а также при монополизированном производстве. Обычно на рынке возникает для разных производителей ситуация, при которой его цена Ц„ может быть меньше или больше или равна рыночной: Цо Цп, или разница рыночной цены и цены производителя: ± ΔЦ = Цо — Цп. Может возникнуть ситуация, когда — ΔЦ ≥ m, т.е. производство будет совершенно бесприбыльным, убыточным, а производителя ждет банкротство. Очевидно, для успешной работы на рынке у любого производителя должно быть Цо≥Цп и ΔЦ≥ mmin, т. е. производитель должен иметь некую минимальную прибыль, необходимую для выживания в условиях рынка. Тогда цена производства ". c + v + mmin, (10.8) или Цmin= S+ mmin (10.9) Как видно из выражения (10.9), цена, по которой производитель продаст на рынке свою продукцию, должна покрывать его эксплуатационные расходы (себестоимость) и давать некую минимальную прибыль для выживания в условиях рынка, Иногда в литературе понятие «себестоимость» употребляется в значении издержек производства (она действительно является величиной удельных издержек на единицу продукции). Тогда приведенные затраты 3 можно рассматривать как модель цены производства, т.е. считать их равными некой реализации продукции, при которой покрываются текущие затраты И и обеспечивается минимальная прибыль. Величина этой минимальной прибыли в данном случае (mmin=ЕНК) равна приведенным капиталовложениям, иными словами, ежегодно необходимо получать такую прибыль, чтобы в течение периода времени, равного нормативному сроку окупаемости Тн, за счет нее накопилась бы сумма, равная первоначальным капиталовложениям К. На эти средства можно было бы создать еще один точно такой же объект, т.е. осуществить расширенное воспроизводство (простое воспроизводство, обновление (реновация) эксплуатируемого объекта происходит за счет амортизационных отчислений в составе годовых текущих затрат, аккумулирующихся в амортизационном фонде). Моделью, а не самой ценой производства приведенные затраты являются потому, что на самом деле величина прибыли и направления ее использования определяются, с одной стороны, рыночной конъюнктурой, а с другой — потребностями предприятия при формировании за счет прибыли экономических фондов. Таким образом, экономическая сущность приведенных затрат — это моделирование цены производства. Пример 10.6. При создании малого предприятия инвесторы поставили перед собой цель — удвоить объем производства за счет его расширения без привлечения заемных средств и в реальные сроки. Первоначальная сумма инвестиций (капиталовложения) К = 100 тыс.руб. Объем производства П = 200 тыс.единиц продукции/год. Себестоимость производства S = 0,5 руб/ед.продукции. Прогнозируемая рыночная цена Ц = 0,6 руб/ед.прод. Средний процент доходности по ценным бумагам и банковским депозитам Ен = р можно принять в размере 12,5% = 0,125 руб/год/руб. Требуется оценить вероятный срок накопления средств для расширенного воспроизводства (реинвестирования), а также возможные пути его достижения (или сокращения). Решение 1. Срок окупаемости (срок возвратности) вложенных средств Тн как известно, является величиной, обратной нормативному коэффициенту экономической эффектности: Тн= 1/Ен = 1/0,125 = 8 лет. Однако такой срок фирму не устраивает, поэтому ставится вопрос, при каких условиях срок реинвестирования может быть снижен и составит приемлемую величину Тх = 1/Ех. Очевидно, должна быть достигнута такая цена производства (равная величине реализации продукции R), которая позволила бы сократить величину Тн до Тх. Следовательно, должно быть выполнено условие: З = R. По формуле (10.7) рассчитываем приведенные затраты 3, заменив величину Ен на Ех получим:
З = И + EхK = SП + ЕхК = 0,5 • 200 + Ех • 100 = (100 + Ех 100) тыс.руб/год.
Рассчитываем сумму реализации: R = ЦП = 0,6-200= 120 тыс.руб/год. Следовательно, величину Ех можно вычислить из уравнения: 100 +Ех100= 120. Отсюда Ех = (120-100/100 = 0,2 руб/год/руб и Тх = 1/Ех = 1/0,2 = 5 лет. Решение 2. Решить эту задачу можно иным способом. Вычислим реальную (в данном случае балансовую, без вычета налогов) прибыль m по формуле (10.3): m = R - И = 120 - 100 = 20 тыс.руб/год и приравняем приведенным капиталовложениям: m = EхK; 20 = Ех-100, отсюда Ех = 20/100 = 0,2 руб/год/руб и Тх=1/0,2 = 5 лет. Как видим, срок возвратности, вычисленный с использованием приведенных затрат как модели цены производства, оказался существенно ниже, чем норматив, рассчитанный по среднему проценту доходности р. Если этот срок все же не устраивает фирму, следует искать пути либо к повышению продажной цены, либо к снижению себестоимости, либо к увеличению объема производства на тех же производственных мощностях. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|