Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ФИЛОГЕНЕЗ И ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ.




 

Ни использование орудий, ни социальное познание не могут рас-

сматриваться изолированно в качестве первичных движителей эво-

люции. Скорее и то, и другое - части взаимозависимого поведенче-

ского комплекса. Также не отдельные виды поведения, будь то изго-

товление орудий, использование одних орудий для изготовления

других, не подражательность, а совместная деятельность отличают

человека от обезьян. Скорее человек достигает более высоких уров-

ней исполнения действий в каждой из областей и демонстрирует при

этом более высокую взаимозависимость социальных и технологиче-

ских навыков.

Кэтлин Гибсон

 

Орудия, охота, огонь, сложная социальная жизнь, речь, человечес-

кий образ жизни и мозг эволюционировали вместе, чтобы создать

древнего человека рода Homo.

Шервуд Уошборн

 

Как показано в главе 5, культурно-историческая психология трак-

тует человеческое познание как продукт преобразований в не-

скольких областях развития: в филогенезе, в истории культуры,

в онтогенезе и в микрогенезе. Изучение таких процессов требует

методологии, охватывающей историю и развитие. В этой главе я

сосредоточу внимание на филогенетической и исторической об-

ластях.

 

Филогенетические предшественники

 

Исторические реконструкции процесса развития чреваты возмож-

ностью ошибочной телеологии^. В происхождении человека недос-

таточность палеоантропологических данных в сочетании с множе-

ством догадок, необходимых для связности повествования, делают

невозможным достижение согласия в этом вопросе. Сравнитель-

ные исследования когнитивного и речевого поведения обезьян и

человека отягощены другими проблемами, но важные пробелы в

данных о происхождении человека дают аналогичный эффект.

 

Ч^ЛОГЕНЕЗ W ИСТОрНЯ КулЬТурЫ_____________________________________________________________________173

 

Сегодня эта проблема стоит, конечно, не так остро, как это

было пятьдесят лет назад, когда формулировалась культурно-

историческая психология. Прошедшие десятилетия значительно

увеличили наши знания в основном благодаря применению тех-

нологий, позволяющих датировать ископаемые образцы и осу-

ществлять аудиовизуальную запись поведения приматов. Однако

недостаточная подтвержденность теории данными все еще остает-

ся острой проблемой.

 

Бруно Латур и Ширли Страм отмечают неизбежно возникаю-

щие эго- и этноцентризм: <Любая история рассказывает о пред-

ках, о знати, о простом народе, любая история раскрывает, что

дано от природы, а что - от культуры, что укоренено в тради-

циях, а что поддается изменению... Всякий пункт любого сооб-

щения об обществе будет с пристальным вниманием рассматри-

ваться аудиторией, чьи статус, ранг, роль или прошлое задеты

этим сообщением> (Latour and Strum, 1986, p. 172).

 

Традиционно реконструкции антропогенеза пытаются объе-

динить два источника данных: палеонтологию и отчеты о рас-

копках и исследования ныне живущих видов приматов, в част-

ности, человекообразных обезьян. Данные о ныне живущих при-

матах позволяют оценить культурные (психические) способности

существ, от которых произошел Homo sapiens. Материалы рас-

копок предоставляют данные, касающиеся процесса последова-

тельных изменений вида. И те, и другие являются предметом

непримиримых споров. Весомость свидетельств, однако, застав-

ляет пересмотреть и историю Homo faber, и претензии человека

на уникальность.

 

Орудия и телесные изменения

 

Три десятилетия назад общее согласие в отношении происхожде-

ния культуры и возникновения Homo sapiens основывалось на

представлении о центральной роли изготовления и использова-

ния орудий:

 

<Теперь оказывается... что большой объем мозга определен-

ных гоминидов был относительно поздним приобретением и что

эволюция мозга произошла благодаря действию новых факторов

отбора, возникших в связи с прямохождением и была следствием

использования орудий. Скорее образ жизни, связанный с ис-

пользованием орудий, наземной жизнью и охотой, создал боль-

шой мозг человека, нежели человек с большим мозгом открыл

новые способы жизни... Уникальность современного человека

представляется результатом технической общественной жизни,

 

174____________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

которая утроила размер мозга, уменьшила лицо и изменила мно-

гие пропорции тела> (Washburn and Howell, 1960, p. 49).

С тех пор картина значительно усложнилась.

Отсчет происхождения человека начинают обычно приблизи-

тельно 4 миллиона лет назад от самых ранних гоминидов - ав-

стралопитеков, существ, ставших знаменитыми благодаря иссле-

дованиям Р. Лики в Олдувэйском ущелье в нынешней Танзании

(Leakey, 1981). Эти первые гоминиды были прямоходящими и

имели более сложную социальную структуру, чем их предшест-

венники. Доказательств применения орудий ранними австрало-

питеками нет, но ближе к концу периода их существования

(примерно 2,5-1,5 миллиона лет назад) в местах, которые они

населяли вместе с приходившим им на смену Homo habilis, обна-

ружены простейшие каменные орудия (Toth and Schick, 1993).

 

В большинстве работ, которые я читал, Homo habilis считает-

ся самым ранним документально подтвержденным изготовите-

лем и использователем орудий^. Отношение размера мозга Homo

habilis к размерам тела (уравнение энцефализации, предложен-

ное Гарри Джеррисоном в 1981 году) было больше, чем у австра-

лопитеков, что и дает самые ранние данные о связи между изго-

товлением орудий и возможностями мозга. Однако орудия, кото-

рые они использовали, столь просты, а скелетных останков до

сих пор найдено так немного, что из этих данных мало что сле-

дует. Первое изменение возможностей мозга, связываемое с за-

метным ростом сложности производства и использования ору-

дий, относительно которого имеется хорошее согласие, произош-

ло у Homo erectus, появившегося приблизительно 1,5 миллиона

лет назад и просуществовавшего более миллиона лет. В течение

этого времени увеличивались размеры и сложность мозга (судя

по характеристикам найденных черепов); расширение зоны Бро-

ка (связываемое с пониманием речи) предполагает и возросшие

голосовые способности. Материалы раскопок, в которых найдены

скелеты Homo erectus, указывают на использование заостренных

каменных орудий, на применение огня и на возрастающую слож-

ность социальной организации.

 

Эта картина связи между изменениями в сложности орудий и

изменениями сложности мозга в значительной степени смазывает-

ся при переходе от Homo erectus к раннему Homo sapiens приб-

лизительно 200-2 50 тысяч лет назад. Хотя имеются принятые

подтверждения заметного роста относительного размера мозга и

изменений голосового аппарата, ставшего очень близким к со-

временному человеческому, основные данные об изменениях в

 

ФИЛОГЕНЕЗ /1 история культуры______________________________________________175

 

производстве орудий касаются усложнения их набора. У Homo

sapiens обнаруживаются различные стили изготовления орудий,

что предполагает существование культурных норм, становящих-

ся со временем все более явными (Toth and Schick, 1993).

 

Последнее заметное изменение в переходе от древнего Homo

sapiens к Homo sapiens sapiens - анатомически современному

человеку - произошло около 40 тысяч лет тому назад. В этот

момент возникает тип жизни, оставивший следы в пещерах Лас-

ко, включающие сложные орудия, сделанные из нескольких де-

талей, орудия из такого материала, как кость, требующие для

 

своего изготовления наличия других орудий, и изобразительного

 

о

 

искусства. В это время происходили изменения формы лобной,

теменной и затылочной долей, однако их подлинное значение не

выяснено.

 

Хотя в целом связь между использованием сложных орудий

и увеличением и усложнением мозга признается, существует до-

вольно основательное и, похоже, распространяющееся мнение,

что использование орудий менее важно, чем думали раньше, и

что ведущей причиной изменений мозга, связываемых с эволю-

цией человека, являются изменения в социальной организации

(Humphrey, 1976; Dunbar, 1993).

 

<Поскольку у приматов (не у человека) намеренное совмест-

ное действие часто социально регулируемо, кажется более ра-

зумным объяснять его социальным взаимодействием, а не дейст-

вием с объектами. Соответственно теория эволюции технологии

должна делать меньший акцент на различиях, пусть и важных,

между человеком и обезьяной в способности использовать ору-

дия, а вместо этого задаться вопросом, как эти способности интег-

рируются в области намеренного социального действия> (Rey-

nolds, 1982, р. 382).

 

Робин Данбар, один из ведущих представителей этого взгляда,

показал связь между относительным размером мозга и размером

первичной социальной группы у приматов в линии гоминид (Dun-

bar, 1993). Однако данных о связи размеров мозга и социальной

организации у дочеловеческих гоминидных видов недостаточно,

поэтому я вернусь к обсуждению этого вопроса при рассмотрении

данных о наших современных сородичах-приматах.

 

Изменения в языке и мышлении

 

Выводы об антропогенезе, основанные на данных об использова-

нии орудий и развитии мозга, довольно фрагментарны, но здесь

по крайней мере есть материальные объекты, с которыми можно

 

176______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

работать. Когда же мы начинаем рассматривать вопросы о том,

как развитие мозга и использование орудий связаны с изменения-

ми в мышлении и языке, и без того ненадежные и спорные по-

строения становятся еще более проблематичными по той очевид-

ной причине, что язык и мышление не оставляют прямых мате-

риальных следов в природе. Существуют физические данные,

касающиеся анатомических основ способности к устной речи (Li-

ber man, 1991), но главное объяснение эволюции языка и разви-

тых форм мышления состоит обычно в том, что этого потребова-

ло увеличение сложности использования орудий и социальная

организация.

 

Правдоподобная реконструкция когнитивной эволюции на ос-

нове изготовления орудий и социальной организации связывает

главные переходные точки (возникновение Homo erectus. Homo

sapiens и Homo sapiens sapiens) с возникновением новых когни-

тивных и коммуникативных способностей, которые, в свою оче-

редь, связываются с новыми формами культурной организации

(Donald, 1991; Raeithel, 1994). По мнению Мерлина Доналда,

исходным пунктом когнитивной эволюции является то, что он

называет <эпизодической культурой>, основанной на способнос-

ти представлять (изображать) конкретную воспринимаемую

сущность пережитых событий. Материал эпизодической культу-

ры позволил выработать представление о трех основных транс-

формациях:

 

1. Мимезис. Это - способность представлять события иным

образом, нежели они происходили в действительности, переводя

их восприятие в движение. Эта стадия совпадает с возникнове-

нием Homo erectus. Отсутствовал в то время язык или существо-

вал в форме протоязыка, состоящего из одно-двухсловных вы-

сказываний, является предметом горячих дебатов (Bickerton,

1990; Liberman, 1991; Dunbar, 1993).

 

2. Разговорный язык, связываемый с мифической культурой.

Эту стадию связывают с появлением Homo sapiens. Данные о

том, что М. Доналд называет мифической культурой, черпаются

из погребальных обрядов, в соответствии с которыми вместе с

телом захоранивались различные объекты очевидно символиче-

ского значения (например, захоронение мальчика вместе с богато

украшенным топором и костями диких животных, <ему было

заготовлено мясо как будто для пропитания в путешествии>).

Свидетельством наличия разговорного языка является то, что

Homo sapiens обладает необходимым физическим аппаратом для

произнесения членораздельных звуков, сравнимых с языком со-

 

ФИЛОГЕНЕЗ М МСЮрпЯ КуЛЬТурЫ_____________________________________________________________________177

 

временных людей. Возникновение языка открывает дорогу (по

М. Данбару) для гораздо более сложных форм накопления зна-

ния, более эффективной инкультурации и более сложной соци-

альной организации.

 

3. Внешние символы. Их связывают с появлением Homo sapiens

sapiens, они обнаруживаются в символическом искусстве и дру-

гих изобразительных артефактах, относящихся к периоду позд-

него палеолита и еще более поздним временам.

 

Арне Рэйтель предлагает похожую трехэтапную теорию. Он

выделяет процесс <ко-мимезиса>, в котором один индивид ими-

тирует другого с небольшими вариациями, так что другой в свою

очередь может имитировать то, что получилось. Особенно под-

черкивается важность ко-мимезиса для эволюции обучения, ко-

торое распространяло и стабилизировало культурные новации в

обществе, а также и новые способы научения. Некий механизм

такого рода необходим для объяснения того, каким образом

сложные процессы изготовления орудий могли быть надежно

переданы от одного поколения другому. А. Рэйтель связывает

эту форму мимезиса с тем, что он называет драматической ком-

муникацией, при которой один выражает в действии свой опыт,

а зрители воспроизводят это и позднее включают в свои собст-

венные драматизации. Этот процесс, полагает он, обеспечивает

воссоздание ритуалов и выработку совместного опыта, создавая

род коллективных воспоминаний и возможности для совместного

переживания будущих событий.

 

В одном отношении представления М. Доналда и А. Рэйтеля

диаметрально противоположны друг другу. Первый оттталкива-

ется от когнитивных качеств индивидов и пытается определить,

как изменения в индивидуальных способностях влияют на изме-

нения в культуре и общественной жизни. (Он пишет, например,

о <социальных последствиях миметического представления>.)

Второй (см. также Dunbar, 1993) начинает со свойств социальной

группы и пытается объяснить, как возникают миметическое

представление и ко-мимезис в качестве средств воспроизводства

социального устройства.

 

Как совершенно ясно показывают комментарии по поводу ра-

бот как М. Доналда, так и А. Рэйтеля (Науки о поведении и моз-

ге {Behavioral and Brain Sciences], декабрь 1993 г.; Психика,

культура и деятельность {Mind, Culture, and Activity}, зима-

весна 1994 г.), подобные реконструкции дают основания для

противоположных выводов и интерпретаций чуть ли не по каж-

дому пункту. Однако они имеют то достоинство, что интегрируют

 

178______________________________________Культурно-У1стор^ч?скдя психология

 

большую часть известного, с тем, что кажется правдоподобным в

свете современных теорий языка и мышления. Для целей моей

работы важно, что они оба признают сложную взаимосвязь эко-

логических ограничений, изменений в артефактах и изменений в

социальной организации в процессе эволюции человека.

 

Обезьяны и люди

 

Некоторые линии других реконструкций процессов, приведших

к возникновению современного Homo sapiens, перекликаются с

материалами исследований когнитивных, языковых и орудий-

ных способностей современных приматов. Здесь также споры по

базовым вопросам о соотношении факта и интерпретации обыч-

ны и серьезны.

 

Как правило, дискуссия ведется в рамках обсуждения чело-

веческой уникальности. Российские культурно-исторические

психологи решительно настаивали на принципиальном разрыве

между человеком и другими видами. Например, Л. Выготский

писал: <Культура создает специальные формы поведения, изме-

няет функционирование психики, строит новые сюжеты в разви-

вающейся системе человеческого поведения... В процессе исто-

рического развития общественные люди изменяют способы и

средства своего поведения, преобразуют свои естественные за-

датки и функции, вырабатывают и создают новые, специфически

культурные формы поведения> (Vygotsky, 1983, р. 29-30).

 

Противоположный взгляд принадлежал Ч. Дарвину. Хотя он

и признавал гигантский разрыв в психических способностях

между другими животными и человеком, он, тем не менее, отри-

цал пропасть в механизмах, лежащих в основе поведения чело-

века и животных. Он писал, что придется признать значитель-

ные количественные различия между видами, даже <если мы

сравним психику самого неразвитого из дикарей, не имеющего

слов для выражения чисел, больше четырех, и едва ли исполь-

зующего какие-либо абстрактные понятия для обозначения

обычных предметов или переживаний, с психикой наиболее вы-

соко организованных обезьян> (Darwin, 1859, р. 287). Однако он

сомневался в существовании специфичных для вида качествен-

ных особенностей психики и механизмов развития. Следующий

знаменитый пассаж так подытоживает его рассуждения:

<Разница в психике между человеком и высшими животными,

как бы велика она ни была, является, безусловно, разницей в

степени, а не в сути... Если согласиться с тем, что определенные

возможности, такие, как самосознание, абстракция и так далее,

 

ФИЛОГЕНЕЗ п история культуры___________________________________________179

 

специфичны для человека, вполне может оказаться, что они яв-

ляются случайными результатами других высокоразвитых ин-

теллектуальных способностей, которые, в свою очередь, являют-

ся главным образом результатом продолжительного использова-

ния высокоразвитого языка> (там же, р. 105).

 

В начале нынешнего столетия, прежде, чем стало известно

строение генов и была создана современная техника анализа ге-

нетического материала, было легко верить (на основе сравнения

одних только внешних данных) в существование значительного

разрыва между шимпанзе и человеком. Фактически верить во

что-либо иное означало вызывать насмешки, как ясно показала

реакция публики на открытие Ч. Дарвина.

 

Однако современные исследования генетического строения

шимпанзе и человека приводят к выводу о том, что они разли-

чаются, вероятно, всего лишь одним процентом геномов. Да и

этот один процент так распределен, что, по-видимому, вообще

нет смысла говорить о <человеческих генах и генах шимпанзе>.

Этот же вывод оказывается более, чем справедлив для сравнения

поведения шимпанзе и человека.

 

Применение орудий, решение задач и культура

 

Вольфганг Келер, чьи исследования по решению задач у шим-

панзе служили основным источником данных для Л. Выготского

и его коллег, полагал, что между человеком и шимпанзе сущест-

вует качественный разрыв в мышлении, связанный с языком и

культурой: <Отсутствие неоценимого технического средства (ре-

чи) и значительная ограниченность в очень важных компонентах

мышления, так называемых <образах>, создают причины, не

позволяющие шимпанзе достичь даже малейших признаков

культурного развития> (Kohler, 1925, р. 267).

 

Исследования последних десятилетий ставят этот вывод под

сомнение. В настоящее время довольно часто приходится встре-

чаться с утверждением, что все признаки, традиционно исполь-

зовавшиеся для того, чтобы отличить человека от других живот-

ных (такие, как применение орудий, символическая коммуника-

ция, трансляция культуры, воспитание) существуют у отдельных

особей одного или нескольких видов обезьян вообще и особенно

человекообразных (представительную подборку мнений по этому

вопросу см. Wrangham et а1., 1994).

 

Благодаря пионерской работе В. Келера, за которой последо-

вали десятилетия других исследований (см. обзоры в: Heltne and

Marqurdt, 1989; Gibson and Ingold, 1993; Parker and Gibson,

 

180__________________________________________культурно"у1СТОРНЧЕСКАЯ психология

 

1990), данные о решении задач у человекообразных обезьян

вполне надежны. В последние годы исследователи, используя

задачи в духе Ж. Пиаже, обнаружили, что различные виды

обезьян достигают подстадии 5 стадии сенсомоторного интеллек-

та (открытие инструментальных средств методом проб и ошибок,

имитация нового поведения). Утверждается также, что большие

человекообразные обезьяны выполняют и задания подстадии 6

(открытие инструментальных средств посредством инсайта, от-

сроченная имитация), которую Ж. Пиаже считает рубежом воз-

никновения понятий, но данные по этому вопросу спорны (Раг-

ker, 1990).

 

Появляется все больше данных о том, что человекообразные

(а иногда и некоторые другие) обезьяны способны к поведению,

имеющему многие отличительные признаки преднамеренного

обмана (Whitten and Byrne, 1988; Cheney and Sayfarth, 1990;

Povinelli, 1994). Некоторое представление об этом явлении дает

следующее описание:

 

<Лесли, высокоранговая самка мартышки-верветки, только

что отогнала Эскофье от своей матери, Борджии, с которой они

почесывали друг друга. Слегка почесав Борджию, Лесли прибли-

зилась к Эскофье, которая приняла угрожающий вид. Лесли по-

свистела в знак примирения и начала почесывать Эскофье. Через

несколько минут Эскофье заметно расслабилась и вытянулась,

чтобы позволить Лесли почесать ей спину. В этот момент Лесли

схватила хвост Эскофье и укусила его. Эскофье вопила, а Лесли

продолжала держать хвост в зубах> (Cheney and Sayfarth, 1990,

p. 184).

 

Похожие наблюдения над шимпанзе приводит Дж. Гудолл

(Goodall, 1986).

 

Существуют и обширные свидетельства способности обезьян

использовать орудия. Самыми активными изготовителями и поль-

зователями орудий среди приматов являются шимпанзе, которые

оказываются единственным, кроме Homo sapiens sapiens видом

приматов, использующих материальные артефакты как значи-

мые атрибуты жизни на воле. В большинстве случаев орудия ис-

пользуются для добычи пропитания (вылавливание термитов с

помощью палки, использование жеваного листа для впитывания

воды, использование камня для колки орехов). Однако палки и

камни используются также как оружие и для самостимуляции

(щекотание).

 

Среди приматологов утверждение о наличии культуры у шим-

панзе, живущих на воле, стало общепринятым (McGrew, 1992;

 

ФИЛОГЕНЕЗ f\ история культуры___________________________________________181

 

Wrangham et al., 1994). Дж. Гудолл, например, отстаивает сущес-

твование у них культурных традиций на основе наблюдений ус-

тойчивых различий между разными стадами в способах ловли

термитов или использовании листьев для добывания воды. По ее

наблюдениям: <Молодые шимпанзе осваивают принятые в сооб-

ществе способы использования орудий в детстве посредством неко-

ей смеси социальной фасилитации, имитации, наблюдения и

практики - с немалой долей проб и ошибок> (Goodall, 1986,

р. 561). Шимпазе известны также тем, что изготавливают орудия

путем изменения природных объектов (например, обрывая тра-

винки для ловли термитов), есть несколько сообщений об исполь-

зовании шимпанзе наборов орудий (например, разных видов па-

лок, которые они держат и которыми манипулируют по-разному),

чтобы добыть мед (Brewer and McGrew, 1989; Matsuzawa, 1994).

 

Кристоф Бош представил данные об активном обучении ис-

пользованию орудий у шимпанзе. В одном случае молодая шим-

панзе положила орех на подставку неправильно, и ее мать вме-

шалась, чтобы расположить его правильно. В другом случае

шимпанзе-мать (Риччи) некоторое время сидела рядом, пока ее

дочь (Нина) безуспешно пыталась расколоть несколько орехов,

затем присоединилась к дочери, и та отдала ей камень, которым

пользовалась, как молотком. Затем на глазах у дочери мать

<...очень аккуратно и медленно покрутила этот <молоток>, что-

бы найти наилучшее положение для эффективного удара по оре-

ху, причем как будто специально, чтобы подчеркнуть значение

этого движения, она потратила на его выполнение целую мину-

ту. Затем под наблюдением Нины она использовала этот моло-

ток, чтобы расколоть подряд десять орехов (из которых Нина

получила шесть полных ядер и кусочки четырех расколовших-

ся). Затем Риччи ушла, а Нина снова приступила к колке оре-

хов. Ей удалось расколоть четыре ореха за пятнадцать минут>

(Boesch, 1993, р. 177). К. Бош заключает: <Мать, видя затрудне-

ние своей дочери, исправила ошибку в поведении дочери бро-

сающимся в глаза способом, а затем перешла к демонстрации

того, что получится, если правильно взять камень. Она остано-

вилась прежде, чем расколола все орехи, так что Нина могла

сразу попытаться сделать это сама, и дочь, похоже, хорошо по-

няла урок> (там же, р. 177). Подобные наблюдения, безусловно,

нарушают, если не стирают границу между шимпанзе и челове-

ком по отношению к использованию орудий и к культуре.

 

Данные о символическом поведении и использовании языка

еще более впечатляющи, чем данные об использовании орудий и

 

182______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

о культуре. Ранние эксперименты супругов Келлог (Kellog and

Kellog, 1933) и супругов Хейес (Hayes and Hayes, 1951) с шим-

панзе, выращенными в семье, продемонстрировали способность

обезьян понимать несколько дюжин слов и фраз и пользоваться

разными видами орудий. Но звуковая речь была минимальной

или совсем отсутствовала, в зависимости от интерпретации. По-

следующая работа, в которой вместо произнесения слов исполь-

зовались жесты, представила ясные свидетельства использова-

ния слов для просьбы или называния, но утверждения о владе-

нии синтаксисом (гибкого, обусловленного правилами порядка

слов для построения осмысленных фраз) увязли в болоте техни-

ческих споров о критериях оценки данных (см., например, Pre-

mack, 1971; Terrace, 1979).

 

Огромный вклад в современные представления о знаковой

коммуникации у шимпанзе внесла работа Сью Саваж-Румбау и

Дуэйна Румбау (Rumbaugh, Savage-Rumbaugh and Sevcik, 1994;

Savage-Rumbaugh, 1986; Savage-Rumbaugh et al" 1993). В работе

Румбау были использованы в разных сочетаниях и чужие, и их

собственные методики. Например, вместо того, чтобы настаивать

на произнесении слов или жестах, они дали шимпанзе лексиче-

скую клавиатуру. Их шимпанзе жили колонией, что позволяло

выяснить, как шимпанзе, научившиеся пользоваться клавиату-

рой, будут общаться с остальными. Румбау использовали стан-

дартные методики подкрепления удачных попыток, чтобы обу-

чить шимпанзе основному словарю, однако они не обучали их

специально пониманию устной речи, подчеркивая важность ис-

пользования устной речи людьми, работавшими с шимпанзе, в

повседневной рутинной деятельности.

 

Их самым успешным учеником оказался Канзи, карликовый

шимпанзе. Хотя его самого и не обучали пользоваться лексичес-

кой клавиатурой, и он лишь присутствовал при обучении матери,

Канзи был способен использовать лексикограммы для просьбы,

для сообщения о своих действиях, для понимания смысла лекси-

кограмм, используемых другими, и даже для понимания произ-

носимых английских слов и фраз (Savage-Rumbaugh et а1., 1993).

 

Канзи понимал широкий набор необычных предложений по-

добно двухлетнему ребенку. Например, Канзи правильно отвечал

на просьбу <покормить свой мяч помидором>. Он также адек-

ватно реагировал на [различающиеся порядком и значением слов

английские фразы] <Give the shot to Liz> (Дай шприц Лиз) и

<Give Liz a shot> (Сделай Лиз укол), протягивая шприц Лиз в

первом случае и касаясь шприцем ее руки во втором.

 

Ч^ЛОГЕНВ ft история культуры______________________________________________183

 

Продуктивные способности Канзи тоже впечатляющи, хотя и

не так ярки, как в отношении понимания. Большинство его фраз

(<произнесенных> с помощью лексической клавиатуры) - от-

дельные слова, тесно связанные с его занятиями в данный мо-

мент, в большинстве случаев они используются для просьбы.

Однако он также использует выражения из двух слов в самых

разных сочетаниях и иногда порождает нетривиальные комби-

нации. Например, он создал словосочетание <машина-трейлер>,

когда находился в машине и хотел (как полагали его попутчи-

ки), чтобы его доставили в трейлер машиной, а не пешком. Он

создавал также фразы <игровая площадка - Остин>, когда хо-

тел навестить шимпанзе по имени Остин на игровой площадке, и

<картошка - масло>, когда экспериментатор капнул на него

растительным маслом в то время, как он ел картошку.

 

С. Саваж-Румбау и ее коллеги не утверждают, что Канзи или

вообще кто-либо из приматов способен к полноценной человече-

ской речи, применению орудий или культуре. Однако данные,

касающиеся применений орудий и культуры, собранные другими

исследователями, в сочетании с их собственными данными по

знаковой коммуникации, позволяют им заключить: <Язык в его

основных измерениях не может более считаться характеристи-

кой, отделяющей человека от животных> (Rumbaugh, Savage-

Rumbaugh and Sevcik, 1994, С. 332).

 

Другие интерпретации

 

Несмотря на приведенные выше данные, был сделан ряд важных

оговорок, имеющих ключевое значение для решения вопроса об

использовании орудий, языке и культуре у приматов и прямое от-

ношение к предмету культурно-исторической психологии. Майкл

Томазелло и его коллеги (Tomasello, 1990, 1994; Tomasello, Kru-

ger and Ratner, 1993) изучили имеющиеся данные о применении

орудий и культурном опосредовании у шимпанзе и пришли к вы-

воду, что смысл утверждения <у шимпанзе есть культура> должен

быть иным, нежели в случае, когда мы говорим о культуре чело-

века. Для такого утверждения есть ряд причин.

 

Хотя шимпанзе в естественной среде некоторым элементар-

ным образом применяют орудия (например, обрывание листьев с

ветки и последующее использование ветки для добывания тер-

митов), по человеческим стандартам такое применение является

зачаточным, но, у других близких видов оно еще менее выраже-

но. Фактически применение орудий, направленное на объекты,

которое рано проявляется в детской игре, у приматов на воле

 

184______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

встречается относительно редко; гораздо чаще встречается <ору-

дийное> использование других членов своего вида, как это, на-

пример, происходит при выпрашивании (Bard, 1990). Имеется

всего несколько сообщений об использовании одного рода орудий

для изготовления орудий иного рода (использование каменного

топора для изготовления орудия из кости), приматы также не

используют скрепленных предметов, не вяжут узлов, не исполь-

зуют нагревания. К. Р. Гибсон так обобщает эти ограничения: <В

целом у приматов отсутствуют те схемы применения орудий, ко-

торые и у детей человека развиваются довольно поздно, и кото-

рые требуют одновременного удержания в поле внимания не-

скольких пространственных отношений или объектов (Gibson,

1993, р. 255).

 

Также неясно, насколько можно доверять сообщениям о на-

личии научения у приматов. На два примера, приведенные

К. Бошем, ссылаются очень широко, но оба они сильно зависят

от интерпретации мотивов шимпанзе, а, следовательно, остаются

открытыми для альтернативных интерпретаций. Дж. Гудолл в

качестве примера научения приводит отбирание ядовитого рас-

тения у обезьяны-подростка (Goodall, 1986). Можно было бы ут-

верждать, что трансляция культуры возможна и без тщательной

организации опыта следующих поколений, если эта молодежь

сильна в подражании, а фольклор об обезьянах как раз и гово-

рит о том, что они большие мастера обучаться подражанием. Но

научные данные по этому поводу существенно расходятся с на-

родной мудростью.

 

М. Томазелло отмечает (Tomasello, 1994), что сведения о под-

ражании у обезьян на воле очень ограничены, а эксперименталь-

ные попытки научить подражанию обезьян, воспитанных в не-

воле, не привели к успеху (Tomasello, Savage-Rumbaugh and

Kruger, 1993; Whitten and Ham, 1992). Даже в тех случаях, ко-

гда может показаться, что применение орудия освоено путем на-

блюдения, результат на самом деле оказывается связан с други-

ми, более простыми процессами.

 

Например, М. Томазелло и его коллеги (Tomasello, 1987) обу-

чали шимпанзе доставать пищу с помощью металлической Т-

образной пластины; в некоторых случаях пища размещалась

так, что достать ее можно было только в два этапа. Другим

шимпанзе разрешалось наблюдать за экспериментом, а затем

экспериментировали с ними. Большинство шимпанзе-наблюдате-

лей после нескольких попыток научались использовать Т-об-

разную пластину в качестве грабель, совершая при этом широ-

 

ФИЛОГЕНЕЗ f\ история культуры___________________________________________185

 

кий спектр не наблюдавшихся ими действий, и ни один из них

не освоил двухэтапную процедуру. На основе этих и других по-

добных данных исследователь утверждает, что шимпанзе дейст-

вительно осваивали связь пластины с добыванием пищи, однако

они не повторяли поведенческие находки того, за кем они на-

блюдали (имитация), а вместо этого стремились лишь к дости-

жению конечной цели (этот процесс М. Томазелло называет эму-

ляцией). Анализ имитации жестов у шимпанзе привел к анало-

гичным результатам.

 

Фактически эта работа предполагает, что шимпанзе внима-

тельны к поведению других, что ставит их в положение, благо-

приятное для обучения посредством имитации, однако их науче-

ние не является результатом имитации. По М. Томазелло, на-

блюдение за поведением других просто ориентирует шимпанзе в

задаче. Сориентировавшись, они дальше учатся сами, а не через

подражание поведению других. Если эти рассуждения верны, то

непрерывность применения орудий поколениями целиком зави-

сит от переоткрывания индивидами того, что было создано пре-

дыдущими поколениями просто вследствие наследования той же

самой экологической ниши. Люди же, напротив, занимаются

прямым обучением и умело имитируют поведенческие процессы

в широком спектре ниш.

 

Эти различия могли бы объяснить одну из главных характе-

ристик, которая, по мнению всех наблюдателей, отличает чело-

веческие культуры от того, что наблюдается у приматов: у людей

накопление артефактов является признаком культуры, у прима-

тов социальные традиции, включающие жестикуляцию и мате-

риальные артефакты, распространяются, но не аккумулируются,

и составляют лишь небольшую часть общего социального опыта

группы.

 

Аналогичные сомненид высказываются и в отношении языка

у приматов. П. М. Гринфилд и С. Саваж-Румбау считают, что спо-

собность к освоению грамматических правил, проявляемая кар-

ликовыми шимпанзе, <показывает, что грамматика эволюционно

непрерывна>, поскольку правила, создаваемые и осваиваемые

шимпанзе, очень похожи на те, что свойственны нормальным

детям двухлетнего возраста (Greenfield and Savage-Rumbaugh,

1990, p. 572). Проблема, однако, состоит в том, что нет явного

согласия по вопросу о роли подобных высказываний человечес-

ких детенышей в формировании у них человеческого языка. Ав-

торы признают это, предлагая рассматривать подобные высказы-

вания в качестве протоязыка и у обезьян, и у человека (там же).

 

186__________________________________________культурно"НСТОР^ЧЕСКДЯ психология

 

Д. Байкертон также считает, что подобные высказывания

следует рассматривать как протоязык, а не настоящий язык, но

делает совершенно иной вывод относительно непрерывности (Bic-

kerton, 1990). Протоязык, пишет он, располагает лишь ограни-

ченным набором тем, по которым возможен обмен информацией,

а спектр таких тем в человеческом языке бесконечен. Он прихо-

дит к заключению, что в основе этих двух коммуникативных

систем должны лежать существенно разные принципы: <Разли-

чие между языком и известными нам к настоящему времени

наиболее сложными системами коммуникации у животных ско-

рее качественны, нежели количественны> (там же, р. 8).

 

М. Томазелло и его коллеги подчеркивают еще одно, допол-

нительное различие между человеком и шимпанзе, касающееся

способности, которой принадлежит центральная роль в общении

людей и аккумуляции культуры, - способности привлечь вни-

мание другого к объекту. При нормальном развитии ребенок на-

чинает привлекать внимание других к разным объектам к концу

первого года жизни. Совместное внимание к объектам (разделен-

ное внимание), возникающее вскоре после этого, считается важ-

ным для освоения языка и умственного развития (Bruner, 1983;

Butterworth, 1991; Wellman, 1990). М. Томазелло и его соавторы

предполагают, что в основе этих способностей лежит растущее

понимание ребенком того, что другие люди действуют намеренно

и что их поведение следует интерпретировать в связи с их целя-

ми. По этой причине они интерпретируют неспособность шим-

панзе, воспитанных другими шимпанзе, имитировать преднаме-

ренное поведение других как признак важных отличий шимпан-

зе от человека (Tomasello, Krager and Ratner, 1993).

 

Полевые исследования шимпанзе и других обезьян показы-

вают, что они не указывают на объект с целью привлечения к

нему всеобщего внимания, что предположительно связано с от-

сутствием представления о преднамеренности. Но инкультуриро-

ванные шимпанзе (так М. Томазелло называет тех шимпанзе,

что выращены и обучены людьми) и другие обезьяны, например,

орангутаны (Call and Tomasello, 1996), демонстрируют разделен-

ное внимание с людьми и другими инкультурированными особя-

ми своего вида.

 

В одной из своих недавних работ М. Томазелло обращает вни-

мание на важную особенность сообщений, касающихся примене-

ния орудий, культуры, познания и коммуникации у обезьян:

практически все хорошо документированные примеры сложного

применения орудий, обучения, научения посредством подража-

 

ФИЛОГЕНЕЗ /1 история культуры______________________________________________187

 

ния, указания на объекты с целью привлечь внимание и знако-

вой коммуникации касаются инкультурированных обезьян. Ци-

тируя многие исследования, показывающие, что инкультуриро-

ванные шимпанзе проявляют человекоподобные способности,

М. Томазелло заключает: <Человекосообразная, социально-ког-

нитивная среда существенна для развития человекоподобных,

социально-когнитивных и имитационных учебных навыков...

Или, конкретнее, чтобы тот, кто учится, смог понять намерения

другого индивида, надо, чтобы с ним самим обращались, как с

существом, имеющим намерения> (Tomasello, 1994, р. 310-311).

В соответствии с этой гипотезой навыки научения, приобретае-

мые обезьянами на воле, достаточны для создания и поддержа-

ния ограниченного круга поведенческих традиций, но не для

обеспечения свойственного человеческой культуре преобразова-

ния окружающей среды.

 

Хотя М. Томазелло в этом контексте и не упоминает Л. Вы-

готского, но по существу вводит предположение, эквивалентное,

если можно так выразиться, межвидовой <зоне ближайшего раз-

вития>, в которой менее способный партнер получает поддержку

в поведении, которое у него недостаточно сформировано и не

может осуществляться самостоятельно. В этом смысле шимпанзе

проявляют, так сказать, бутоны развития, которые вполне рас-

цветают только в человеческой культуре.

 

Мне кажется совершенно справедливым высказывание Кэт-

лин Гибсон, отдавшей много лет изучению решения задач при-

матами и рассмотрению приложения этих данных к эволюции

человека, о существующих противоречиях по вопросу об уни-

кальности человека: <Исчезновение одного поведенческого раз-

рыва за другим придвинуло нас к пониманию эволюции челове-

ческого познания ничуть не ближе, чем представления о разры-

вах, принятые в прошлых десятилетиях> {Gibson, 1993, р. 7).

Тем не менее огромные научные усилия, посвященные этой про-

блеме в последние десятилетия, все же позволяют нам пересмот-

реть и, где необходимо, внести поправки в представления об от-

ношении между филогенезом и историей культуры, выдвинутые

культурно-историческими психологами в начале XX в.

 

Временная последовательность

 

Одно из неправильных представлений начала XX в., которое

российские культурно-исторические психологи разделяли со

своими коллегами-антропологами из Соединенных Штатов, это

 

188______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

представление о наличии строгой временной последовательности:

филогенез предшествует истории культуры. Они так описывают

свое видение взаимодействия различных областей развития:

<Один процесс развития диалектически подготавливает следую-

щий за ним и превращается, переходит в новый тип развития. Мы

не думаем, что все три процесса можно вытянуть в одну прямую

линию, но мы полагаем, что каждый высший тип развития начи-

нается там, где оканчивается предыдущий и служит его продол-

жением в новом направлении> (Vygotshy and Luna, 1993, p. 38).

 

Первое предложение этого высказывания кажется прямой фор-

мулировкой обоснованного представления о том, что филогенез

создает контекст для культурной истории и что история культу-

ры формирует ближайший контекст онтогенеза. Всякий раз, ко-

гда эти два потока истории сходятся, создается контекст, в кото-

ром возникают новые процессы, новый тип развития. Эта идея

требует и подтверждения, и дальнейшей разработки.

 

Но, как отмечает Джеймс Вертч, представление о том, что

всякий <высший> уровень начинается точно там, где заканчива-

ется предыдущий, глубоко проблематично (Wertsch, 1985). Это

представление отражает теорию <критических точек> в проис-

хождении культуры вроде той, что предлагал Альфред Кребер,

когда вводил понятие о культуре как о сверхорганической ре-

альности, отдельной от филогенеза (Kroeber, 1917). Как видно из

рисунка 6.1, А. Кребер изображает историю культуры линией,

поднимающейся над линией филогенеза. Представленные выше

свидетельства того, что опосредование артефактами возникает в

линии гоминидов за миллионы лет до появления Homo sapiens,

служат аргументом против теории критических точек и в под-

держку диалектического взаимодействия между филогенезом и

историей культуры.

 

Второе проблематичное допущение в этом высказывании свя-

зано с наличием естественной иерархии внутри областей и меж-

ду ними. Я не знаю, что еще может означать утверждение о том,

что онтогенез - это более высокий уровень, чем филогенез или

история культуры, кроме того, что онтогенез всегда созидается

последними достижениями филогенеза и истории культуры. Та-

кого рода представление об эволюции как прогрессе, широко

распространенное в XIX и XX вв., является объектом жесткой

критики, и притом не только со стороны постмодернистов

(Toulmin, 1990).

 

Что касается понимания диалектики взаимодействия между

этими областями, сам Л. Выготский приблизительно в это же

 

'P/IЛOГEHEЗ W ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ

 

 

время высказывается по этому поводу более ясно в связи с обсу-

ждением процесса онтогенеза: <Врастание нормального ребенка в

цивилизацию представляет обычно единый сплав с процессами

его органического созревания. Оба плана развития - естествен-

ный и культурный - совпадают и сливаются один с другим. Оба

ряда изменений взаимопроникают один в другой и образуют, в

сущности, единый ряд социально-биологического формирования

личности ребенка. Поскольку органическое развитие совершает-

ся в культурной среде, постольку оно превращается в историче-

ски обусловленный биологический процесс> (Выготский, 1983,

т. 3. с. 31).

 

Теория

Кребера

 

Филогенез

 

Время

 

Рис. 6.1. Представление Альфреда Кребера о культуре как о сверх-

органическом уровне развития. В некоторой точке эволюции культура

начинает накапливаться независимо от своего филогенетического суб-

страта.

 

Здесь сохраняется идея о том, что качественные изменения в

развивающейся целостности происходят на пересечении различ-

ных областей развития. Однако на место принципа смены одной

области другой приходит представление, согласно которому обе

они сплетаются в единой живой системе, в которой действуют

новые, синтетические принципы развития.

 

Коэволюция филогенеза и истории культуры

 

Было бы легкомысленно с моей стороны даже пытаться описать

эволюцию человека до появления Homo sapiens или когнитивные

и языковые способности ныне живущих приматов. Я ограничусь

констатацией того, что первые свидетельства использования ору-

дий связаны с появлением Homo habilis около двух миллионов

лет назад. С появлением Homo sapiens sapiens около 40 тысяч

лет назад спектр артефактов значительно расширился и стал

 

190__________________________________________ку/м.турно~НСТОР^ЧЕСКДЯ психология

 

включать не только разнообразные орудия, но и каменные из-

ваяния, лунные календари и пещерные росписи, то есть арте-

факты, в которых проявляется человеческая культура.

 

Возможно, и раньше, но уж безусловно с приходом Homo sa-

piens, новый принцип развития - культурная эволюция - на-

чинает взаимодействовать с принципами эволюции, правящим

другими видами (то, что М. Томазелло называет эффектом зуб-

чатого колеса). Д. Байкертон вслед за всеми, кто отводит куль-

туре центральную роль в сущности человека, утверждает: клю-

чевой признак этого перехода состоит в том, что именно моди-

фикация артефактов, а не модификации морфологических

характеристик таких, как челюсти, зубы и руки, становятся

главной формой механизма адаптации (Bickerton, 1990). При

этом он отдает должное языку и способности к созданию ар-

тефактов как катализаторам качественно новых форм взаимо-

действия между видом и средой, характерным для Homo sapiens

sapiens, - эта его позиция находится в очевидном согласии с

культурно-исторической точкой зрения. Уэстен Ля Барр так

формулирует представление о новой форме наследования и изме-

нения: <С появлением человеческих рук старомодная эволюция

посредством адаптации тела выходит из употребления. Все

предшествующие животные были подвержены аутопластической

эволюции самой их субстанции, они отдавали свои тела экспе-

риментальной адаптации в слепом природном стремлении к вы-

живанию. Ставки в этой игре были высоки: жизнь или смерть.

Человеческая же эволюция, напротив, происходит посредством

аллопластических экспериментов с объектами, находящимися

вне его собственного тела, и касается лишь продуктов его рук,

ума и глаз, а не самого тела> (La Barre, 1954, р. 90).

 

Ключевым фактом в отношении этой новой формы деятель-

ности, опосредованной языком, является то, что она аккумули-

рует <успешные> взаимодействия с прежним окружением вне

тела. Следовательно, если генетические изменения происходят

по Ч. Дарвину (то есть посредством естественного отбора, дейст-

вующего в условиях ненаправленных изменений), культурная

эволюция происходит по Ж. Б. Ламарку в том смысле, что по-

лезные открытия одного поколения непосредственно передаются

следующему (Gould, 1987). Д. П. Барраш так разрабатывает эту

идею: <Культура может распространяться независимо от наших

генов и в ответ на осознанные решения... Естественный отбор не

предполагает никакого сознательного выбора со стороны тех ге-

нов и генных комбинаций, на долю которых пришелся макси-

 

^ЛОГЕНЕЗ И ^СТОр^Я КуЛЬТурЫ_____________________________________________________________________191

 

мальный успех в репродукции. Культура, напротив, часто дви-

жется посредством преднамеренного отбора конкретных практик

среди широкого массива имеющихся. В этом смысле она

<телеологична> или целенаправленна таким образом, каким не

может быть направленной биологическая эволюция> (Barrash,

1986, р. 47).

 

Хотя меня и убеждают такого рода аргументы о значитель-

ном разрыве, отделяющем человека от других приматов, два за-

мечания следует добавить. Во-первых, есть вероятность усмот-

реть в артефакте причину совершенствования конечного продук-

та, при том, что на самом деле его качество падает. Такие

ошибки могут возникать из-за того, что опосредованные арте-

фактами культурные практики, направленные первоначально на

совершенствование качества, могут в долговременной перспекти-

ве иметь отрицательные последствия (использование пестицидов

может служить характерным современным примером) или из-за

того, что представления людей о практике опираются на ее по-

верхностные, а не сущностные черты (см.: Barkow, 1989; Dur-

ham, 1991; Shweder, 1977). К числу примеров последнего вида

можно отнести запрет во многих культурах на кормление ребен-

ка грудью сразу после рождения, когда у матери молока еще

нет, но молозиво выделяется; а также разнообразные примене-

ния магии во всем мире.

 

Далее, ошибочно считать, что факт культурного опосредова-

ния предполагает полную независимость развития человека от

филогенетических ограничений. Проблема состоит в том, как

наиболее полно охарактеризовать отношение филогенетических и

культурных механизмов развития. Теодозий Добжанский был, в

общем, прав, когда писал: <История человеческого вида порож-

дена взаимодействиями биологических и культурных перемен-

ных; пытаться понять биологию человека, пренебрегая культур-

ными влияниями, столь же бесполезно, сколь бесполезно пы-

таться понять происхождение и подъем культуры, пренебрегая

биологической природой человека. Биология и культура челове-

ка - это части единой системы, уникальной и беспрецедентной в

истории всего живого> (Dobzhansky, 1951, р. 385).

 

Пытаясь выявить сложные отношения между человеческой

биологией и культурой, важно понимать, что высказывание

Т. Добжанского не просто характеризует нынешние отношения,

возникшие в некий конкретный момент филогенетической исто-

рии вместе с Homo sapiens. Вернее было бы сказать, что на про-

тяжении миллионов лет филогенеза существа линии, ведшей к

 

192____________________________________________________________КуЛЬТурНО"НСТОрУ1ЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ

 

Homo sapiens, совершенствовали свои опосредованные артефак-

тами взаимодействия с физической и социальной средой одно-

временно с тем, как испытывали органическую эволюцию биоло-

гические качества этих использующих артефакты существ.

 

Когда Клиффорд Гиртц изучил многочисленные свидетельства

того, что человеческое тело и, особенно, мозг человека подверг-

лись длительной (вероятно, около трех миллионов лет) коэволю-

ции с базовой способностью создавать и использовать артефакты,

он был вынужден заключить: <Нервная система человека не

просто позволяет ему обрести культуру, она, безусловно, требует,

чтобы он делал это, если она вообще должна функционировать.

Культура действует не только обеспечивая, развивая и расширяя

основанные на органике и логически и генетически первичные

по отношению к ней способности, но скорее является составной

частью этих способностей как таковых. Внекультурное человече-

ское существо - это не одаренная, хотя и не вполне полноцен-

ная обезьяна, но абсолютно бессмысленное и, следовательно, ни

к чему не пригодное чудовище> (Geertz, 1973, р. 68).

 

Таким образом, на место креберовской картины культуры,

<поднимающейся> в сферу сверхорганического, мы получаем

картину органического и артефактного, взаимно конституирую-

щих друг друга в процессе органической эволюции (рис. 6.2).

Это значит, что хотя в кратковременной перспективе и верно,

как настаивал Арнольд Гизелл (Gesell, 1945), что перчатка не

определяет форму руки (говоря филогенетически), в долговре-

менной перспективе А. Гизелл не прав. Филогенез и история

культуры совместно созидают единую систему нашего вида.

 

Однако из-за временной ограниченности культурных измене-

ний по сравнению с длительностью филогенеза было бы чистой

иллюзией полагать, что Homo sapiens может выйти за пределы

своей природы. У. Ля Барр рисует весьма правдоподобную об-

щую картину отношений между филогенезом и историей культу-

ры, когда замечает, что <культурный человек предполагает, а

(неизвестная) реальность располагает, поскольку человек есть

всего лишь один из видов животного> (La Barre, 1970, р. 61). В

итоге телеологическая ламаркианская система оказывается

встроенной в слепую дарвиновскую.

 

Несколько иной взгляд на проблему представляют Чарлз

Ламсден и Эдвард Уилсон, утверждая, что филогенез и культура

удерживаются вместе нерасторжимой, но эластичной привязью:

<В процессе движения культуры вперед посредством инноваций

и включения новых идей и артефактов извне, ее до некоторой

 

У/1ЛОГЕНЕЗ /1 история культуры______________________________________________193

 

степени сдерживают и направляют гены. Одновременно давление

культурных инноваций влияет на выживание генов и в конеч-

ном счете изменяет натяжение и направление генетического по-

водка> (Lumsden and Wilson, 1983, p. 60). Эта метафора полезна

тем, что в ее рамках <культурная> собака может завести своего

филогенетического хозяина в опасные и потенциально гибельные

обстоятельства (в термоядерную катастрофу, например), равно

как и в более обширные экологические ниши (например, в кос-

мос). Одновременно подобные метафоры имеют негативное свой-

ство маскировать реальные теоретические различия. Ч. Ламсден

и Э. Уилсон полагают, что возможен прямой перевод с языка

культуры на язык генов, тем самым отказывая культуре в каких

бы то ни было особых свойствах, не сводимых к уровню генома.

Я полагаю, что культуру следует рассматривать как некий уро-

вень организации, не записанный непосредственно в человече-

ских генах, а соединяющий ламаркианские принципы с дарви-

новскими.

 

Время

 

Рис. 6.2. Представление К. Гиртца об отношениях филогенеза и

культуры, которое предполагает постоянное взаимодействие между ни-

ми на протяжении филогенеза человека.

 

В конце концов ответ на вопрос об уникальности нашего ви-

да - смешанный. Всякая позиция, доведенная до крайности,

оказывается явно ложной: существуют ископаемые свидетельства

 

194______________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология

 

использования орудий предшественниками Homo sapiens, есть

также свидетельства ограниченных форм использования орудий,

языковой коммуникации и социальной организации у ныне жи-

вущих приматов. Одновременно все эти данные указывают на

значительную ограниченность сложности этих достижений по

сравнению с достижениями человека на протяжении последних

40-50 тысяч лет. Особенно важной, на мой взгляд, является

крайняя недостаточность сведений о культурном опосредовании

как главной черте всех видов той филогенетической линии, из

которой возник Homo sapiens. В то время как другие существа

показывают некие кусочки и обрывки человеческой культуры,

существенное звено отсутствует.

 

Культурно-исторический уровень: неоднородность и иерархия

 

Как уже отмечалось в главе 5, российские культурно-историчес-

кие психологи полагали, что историческая перемена в человече-

ском мышлении возникает по двум взаимосвязанным направле-

ниям. Во-первых, происходит сдвиг от естественного, неопосре-

дованного к культурному, опосредованному мышлению. Во-вто-

рых, рост сложности и изощренности орудий опосредования ве-

дет к соответствующему развитию мышления.

 

В основных работах, описывающих принципы их новой пси-

хологии, они обосновывали свой взгляд ссылками на идеи и дан-

ные социологии и антропологии конца XIX - начала XX вв., осо-

бенно на работы Л. Леви-Брюля (Levi-Bruhl, 1919) и Ричарда

Турнвальда (Thurnwald, 1922). Так, например, свидетельство

сдвига от неопосредованного к опосредованному мышлению они

обнаружили в сообщении Л. Леви-Брюля об отсутствии родовых

категорий в примитивных языках и в его утверждениях о том,

что примитивные народы мыслят не понятиями, а конкретными

ситуациями и что они используют свои воспоминания вместо ло-

гического решения задач. В работах Р. Турнвальда они черпали

данные, касающиеся культурных различий в использовании ис-

торически центральных систем опосредования, таких, как систе-

мы счисления и письмо. Описание узелкового письма инков Р. Тур-

нвальдом как мнемонического средства стало одним из канони-

ческих примеров того, что они понимали под опосредованным

запоминанием, и последовательное развитие систем письма от

пиктографического до идеографического было включено в их

исследование письма у детей {Lurid, 1978; Vygotsky, 1978).

 

Существенно, что эта картина когнитивного развития, сопро-

вождающего социально-экономическое и культурное развитие,

 

ФИЛОГЕНЕЗ и история культуры___________________________________________195

 

усложнялась тем обстоятельством, что русские, как и Л. Леви-

Брюль, отстаивали неоднородность уровней познавательного

функционирования в зависимости от рода деятельности, которой

люди обычно занимаются. В главе 1 отмечалось, что Л. Леви-

Брюль настаивал на том, что обсуждаемые им феномены не свя-

заны с конкретными повседневными событиями, которые объяс-






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных