![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ОНТОГЕНЕЗ И КУЛЬТУРА. 1 страница
Имея модифицированный культурно-исторический подход к во- просам филогенеза и истории культуры, мы можем теперь обра- титься к теме, ставшей основным предметом моего собственного исследования: онтогенезу в его историческом контексте.
Выбрав онтогенетическое развитие в качестве предмета ис- следования, мы выбираем и такой способ анализа, который со- гласуется с нашим повседневным опытом. Это, однако, происхо- дит в теоретической рамке, в которой развивающийся индивид рассматривается в качестве третьего потока истории, третьей со- ставляющей, переплетающейся с филогенетической и культурно- исторической составляющими. При таком подходе к онтогенезу сохраняются важные принципы нашего анализа процесса изме- нений в филогенезе и истории культуры:
1. В процессе развития совмещаются дарвиновский и ламар- кианский виды изменений.
2. Филогенетические (дарвиновские) и культурно-исторические (ламаркианские) изменения происходят с разными скоростями; возникающие источники изменений не совпадают во времени.
3. <Уровни развития> внутренне гетерогенны.
4. Прямые причинно-следственные связи не объясняют раз- вития, ведущего к возникновению новых форм и функций взаи- модействия между людьми и их мирами.
5. Адекватным предметом анализа для изучения взаимопо- рождения онтогенеза и истории культуры является культурная практика или система видов деятельности, служащая ближай- шей средой развития.
Патриция Миллер так суммирует взгляд российских и аме- риканских культурно-исторических психологов на процесс онто- генетического развития: <По мере того, как дети вовлекаются в совместные с другими людьми интерпсихические акты, в частно- сти, в диалог, эти акты постепенно становятся для них интрап- сихическими. В этом смысле функционирование индивидуальной психики имеет социокультурное происхождение. Речевое взаи- модействие с другими людьми постепенно становится разговором
206____________________________________________________________КуЛЬТурНО-НСТОрИЧЕСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ
с собой и для себя (эгоцентрическая речь), а затем безмолвной мысленной диалогической внутренней речью. Дети интериоризуют (Л. Выготский) или присваивают (Б. Рогофф) информацию и спо- собы мышления из своих взаимодействий с родителями, педаго- гами, другими взрослыми, более способными сверстниками.
Технические и психические средства, предоставляемые куль- турой, опосредуют функционирование интеллекта. Язык, в част- ности, помогает детям эффективно руководить своим собствен- ным мышлением; они планируют, рассуждают логически и т.д.> (Miller, 1993, р. 421).
Читая это, я киваю головой и думаю: <Хорошо сказано>. Од- нако здесь есть и скрытые проблемы. Одну из них замечает и сама П. Миллер: это краткое изложение не схватывает процесс развития. Чтобы понять, что она имеет в виду, следует еще раз обратиться к этой цитате и задаться вопросом: каким образом меняется сам процесс изменений как таковой в ходе онтогенеза? П. Миллер подытоживает общие принципы опосредования и об- ретения мышления, но ничего не говорит об условиях воплоще- ния этих принципов в опыте детей разного возраста.
Пытаясь ввести необходимые дополнительные соображения, мы обнаруживаем еще одну особенность этого описания. Оно спокойно и свободно от противоречий. Нам говорят, что язык <помогает> детям, и это верно, но это же справедливо для всех систем опосредования. Язык одновременно и ограничивает детей, и содействует им, он одновременно и побуждает, и сдерживает. Напряжение реальных человеческих отношений, испытываемое людьми в опыте их повседневной жизни, отсутствует. Сказанное выражает идеализированные представления о социокультурной роли детей в опосредовании жизненного опыта взрослых. Дети отнюдь не всегда податливы, а взрослые отнюдь не всегда дейст- вуют целенаправленно (Goodnow, 1990; Litowitz, 1993; Smolka, De Goes and Pino, 1995).
Это ограничение усугубляется отсутствием способов обраще- ния с богатым разнообразием видов деятельности, образующих контекст развития. Впрочем, отложим методологическую дис- куссию до следующей главы. Здесь же рассмотрим разнообразие способов вхождения культуры в процесс онтогенетического раз- вития. Этот подход будет отличаться от принятого в главе 3, где обсуждались экспериментальные данные кросс-культурных ис- следований. Не игнорируя эти данные, я сосредоточусь, однако, на универсальных процессах культурного опосредования, прояв- ляющихся от самого рождения и в течение жизни любого ребенка.
ОНТОГЕНЕЗ и культурд__________________________________________________207
Новорожденный встречается с группой
Джон Доллард, один из предшественников нынешних теоретиков в области социального научения, предложил заслуживающий вни- мания способ размышления о встрече нового человеческого су- щества с постнатальным окружением и последовательном влия- нии культуры на его поведение: <Возьмем для рассмотрения два объекта: во-первых, группу, которая существовала до появления индивида, и, во-вторых, новый организм, который входит в эту уже существующую целостность. В этот момент организм считает- ся свободным от культурного влияния, а группа - от организма. Спросим себя теперь, что мы можем сказать теоретически отно- сительно того, во что превратится этот организм того или иного пола, когда вырастет. Все факты, которые мы можем предсказать, имея в виду влияние группы, будут определяться культурой, в которую он входит. Эти факты могут включать характер одеж- ды, которую он будет носить, язык, на котором он будет гово- рить, его теоретические идеи, типичные занятия, в некоторых случаях - кто окажется женой или мужем, что может его ос- корбить, что он будет считать благополучием, каковы его пред- ставления о личностном росте и т. п.> (Dollard, 1935, р. 14-15).
Этот мысленный эксперимент наглядно показывает некото- рые очевидные способы влияния культуры на развитие детей. Д. Доллард также прав в том, что со временем новые члены со- общества станут ощущать культуру настолько <своей>, что будут <...действовать так, как если бы они сами выдумали все то, что предписывает им традиция> (там же). В процессе онтогенеза происходят фундаментальные структурные изменения, заклю- чающиеся в том, что для существа, живущего в культурной сре- де, опосредование действий культурой становится второй приро- дой. Объяснить, как возникают такие изменения, - увлекатель- нейшая задача.
Вспомним четыре характеристики культуры, рассмотренные в главе 5 для определения особенностей культурно-исторического подхода к онтогенетическому развитию.
Во-первых, это основной предмет анализа, в рамках которого организуются жизненные процессы - повседневные культурно- организованные виды деятельности (Bruner, 1982; Rogoff, 1990; Super and Harkness, 1986). Представление контекста в виде кон- центрических кругов и метафора культуры как сада имеют в своем ядре именно повседневные виды деятельности в качестве ближайшей среды развития.
208__________________________________________КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ психология
Во-вторых, ключевая важность артефактов, идеальных или материальных средств опосредования человеческого опыта, дейст- вующих и как орудия, и как ограничения человеческих действий. Эти роли выполняют и первичные, и вторичные, и третичные ар- тефакты. Дети не рождаются способными к опосредованию своей деятельности артефактами, но они приходят в мир, где взрослые, заботящиеся о них, имеют такую способность. Фактически, как мы увидим дальше, сами дети, входя в мир, оказываются в неко- тором важном смысле культурными объектами. Изменения спосо- бов, которыми они присваивают набор культурных средств своего общества в процессе превращения в его взрослого представителя, являются центральными в онтогенетических изменениях.
Третья важная особенность способов вхождения в культуру касается временных аспектов. Как правило, культурные измене- ния происходят более быстро, чем филогенетические; биологиче- ские характеристики нашего вида изменились относительно ма- ло. Культурные изменения в целом происходят медленнее, чем онтогенетические. Эта гетерохронность обеспечивает существен- ные, но малоосознаваемые ресурсы для человеческого мышления и развития.
Последняя характеристика культуры, которую я предпола- гаю здесь обсудить, связана с метафорой переплетения. Излюб- ленным сюжетом в работах Л. Выготского было возникновение качественно новых характеристик организма при пересечении раздельных до того линий развития. Тем не менее, важный не- достаток культурно-исторического подхода в настоящее время состоит в его неспособности дать адекватное описание того, как естественная и культурная линии развития, филогенез и история культуры, совмещаются и переплетаются в онтогенезе.
Каждый из этих аспектов культуры всегда имеет место как потенциальное условие и источник взаимодействия и мышления, но они неравнозначимы в конкретных случаях. Моя цель состо- ит не в том, чтобы дать всеобъемлющее описание влияния каж- дого из аспектов на развитие в любых обстоятельствах и возрас- тах, а скорее в том, чтобы показать способы их действия в тех случаях, когда они играют ведущую роль.
Прошлое, настоящее и будущее
Начну рассмотрение культуры и онтогенеза с временных харак- теристик культуры отчасти потому, что этой темой, как правило, пренебрегают, а отчасти потому, что она особенно выпукло вы- ступает в момент прихода новорожденного ребенка в мир.
ОНТОГЕНЕЗ п культурд__________________________________________________209
Что касается эмбриогенеза, мы имеем довольно ясное пред- ставление о связи между прошлым, настоящим и будущим. Ге- нетический код, полученный из прошлого в момент, когда спер- матозоид и яйцеклетка объединились при зачатии, обеспечивает текущие и будущие биологические рамки, в которых разворачи- вается биологический процесс развития. По мере пролиферации клеток возникают отчетливо различимые новые структуры. На- пример, около пятой недели после зачатия начинают возникать зародыши конечностей. Клетки размножаются очень быстро и вскоре зародыши рук вытягиваются и принимают форму лопа- стей. Затем на конце лопасти появляются пять отростков, кото- рые впоследствии образуют пятипалую кисть с мышцами, кос- тями, связками, нервными окончаниями, организованными, как полагается человеческой руке. Все это не могло бы произойти, если бы генетический код не устанавливал необходимые времен- ные рамки. Именно в этом смысле прошлое входит в будущее, чтобы конечный результат был изначально предопределен.
Отметим, что гены нельзя считать <причиной> развития. Именно совокупность налагаемых ими ограничений и взаимо- действие размножающихся клеток с окружающей средой обеспе- чивают последовательное возникновение физических форм и способов взаимодействия развивающегося организма со средой. Такого рода изменения в процессе развития называются эпигене- зом - довольно приблизительный термин, определяющий ло- кальные процессы взаимодействия в качестве источника измене- ний. Конечно, <конечная причина> или <телос>, закодированная в генетических ограничениях, является таковой лишь <при про- чих равных условиях>. Реальный процесс развития является ве- роятностным, а не предопределенным (Gottlieb, 1922). Если в должное время между организмом и средой не произойдут взаи- модействия необходимого рода (например, если талидомид пре- рвет деление клеток через пять недель после зачатия), в разви- тии возникают потенциально опасные для жизни нарушения.
Аналогичные временные отношения между культурными ог- раничениями и развитием видны и в мысленном эксперименте Д. Долларда, в котором прошлое культуры встречает новорожден- ного как свое будущее. Но чтобы объяснить, как явные ограни- чения, действующие среди взрослых, преобразуются в явные ог- раничения при рождении, мы должны показать, как <заданная прошлым структура будущего> преобразуется в ограничения взаи- модействия организма со средой в настоящем, начиная с самого рождения, если не раньше. Культурный механизм, переносящий
210________________________________________________культурно"ИСТОР^ЧЕСКДЯ психология
<конец в начало>, называется пролепсис, что означает по слова- рю Уэбстера: <Представление будущего действия или развития как уже существующего>.
В последнее время было выдвинуто несколько предположе- ний относительно роли пролепсиса в организации психических функций человека. Рагнар Ромметвейт указывал, что человече- ское мышление пролептично <...в том смысле, что общий в дан- ное время социальный контекст отчасти основывается на посыл- ках, молчаливо подразумеваемых говорящим> (Rommetueit, 1974, р. 87). Посредством пролепсиса <...сказанное служит... для введения предположений и включения предвосхищающего понимания, а, следовательно, сообщаемое с необходимостью вы- ходит за пределы сказанного> (там же, р. 88).
Эддисон Стоун и его коллеги (Stone, 1993; Stone and Wertsch, 1984) используют понятие пролепсиса для описания способов, которыми учителя пытаются добиться понимания детьми того, как надо выполнять сложные когнитивные задания; в действи- тельности учителя предполагают, что дети понимают, чему их пытаются научить, и это является предварительным условием для возникновения понимания.
Пролепсис в первой встрече лицом к лицу
Основной факт, свидетельствующий о возникновении человечес- кой сущности из символического характера культурного опосре- дования, состоит в том, что когда новорожденные входят в мир, они уже являются объектами культурной интерпретации со сто- роны взрослых. Если перефразировать высказывание Лесли Уайта о воде, они приходят омытые в представлениях, которые имеет общество о детях, в той же мере, в какой они омыты ам- ниотической жидкостью.
В 1970-х годах педиатр Эйден Макфарлейн записывал разго- воры между акушерами и родителями новорожденного. Он обна- ружил, что родители практически сразу начинают говорить о младенце и с ним. То, что именно они говорили, отчасти выте- кало из филогенетически определенных черт, из анатомических различий между мальчиками и девочками, а отчасти из куль- турных характеристик, с которыми сами они встречались в жиз- ни (включая то, что они знают как типичное для мальчиков и девочек). Типичное высказывание о новорожденной девочке мог- ло быть, например: <Я буду страшно беспокоиться, когда ей ис- полнится восемнадцать> или <Она не сможет играть в регби>. Оставив в стороне наше негативное отношение к проявлениям
ОНТОГЕНЕЗ м культурд__________________________________________________211
сексуальной дискриминации в этих высказываниях, мы увидим, что взрослые интерпретируют филогенетически-биологические ха- рактеристики младенца на языке их собственного прошлого (куль- турного) опыта. В опыте английских мужчин и женщин, жив- ших в 1950-е годы, представление о том, что девочки не играют в регби и что, став подростками, они окажутся объектами сексу- ального внимания со стороны мальчиков, которое будет ставить их в рискованное положение, могло считаться общепринятым. Ис- пользуя эту информацию, извлеченную из своего культурного прошлого, и считая культуру относительно неизменной (то есть считая, что мир их дочерей будет очень похож на их собствен- ный), родители проектируют вероятное будущее для своего ре- бенка. Этот процесс изображен на рисунке 7.1. стрелками: (1) от матери к (закрепленному в памяти) культурному прошлому ма- тери, (2) к (воображаемому) культурному будущему ребенка и (3) обратно к нынешнему отношению взрослых к ребенку.
Два свойства этой системы преобразований существенны для понимания вклада культуры в обеспечение развития. Во-первых (и это наиболее очевидно) мы видим пример пролепсиса. Родите- ли вносят будущее в настоящее. Во-вторых, и это менее очевид- но, воспоминания (чисто идеальные) родителей о своем прошлом и представление будущего своих детей становятся фундамен- тальным материальным ограничителем жизненного опыта ре- бенка в настоящем. Именно этот довольно абстрактный и нели- нейный процесс преобразований порождает хорошо известное явление, заключающееся в том, что даже взрослые, не имеющие никакого представления о реальном поле новорожденного, будут обращаться с ребенком совершенно по-разному в зависимости от его символического культурного <пола>, например, они будут подбрасывать младенцев в голубых пеленках и приписывать им <мужские> качества, в то время как с младенцами в розовых пеленках они будут обращаться мягко и приписывать им красоту и кроткий нрав (Rubin, Provesano and Luria, 1974). Иными сло- вами, взрослые буквально создают различные материальные фор- мы взаимодействия, основанные на представлениях о мире, обес- печенных их культурным опытом.
Заметим, насколько эта ситуация отличается от воплощенной во взгляде на развитие с точки зрения теории научения. Взрослые основываются не на наличном поведенческом репертуаре ребенка, чтобы изменять его шаг за шагом, ребенок является для них су- ществом культуры, и именно так они с ним и обращаются.
КУЛЬТУРНОТ^СТОР^ЧЕСКАЯ психология
^ДПрошлое Будущее^^
Глядя назад Глядя вперед
Рис. 7.1. Горизонтальные линии представляют собой временные шкалы, соответствующие истории физического мира, истории жизни на земле (филогенез), истории человека на земле (история культуры), жизни индивида (онтогенез) и истории сиюминутного жизненного опы- та (микрогенез). Вертикальный эллипс изображает событие рождения ребенка. Распределение познания во времени прослежено последова- тельно в следующих областях: (1) воспоминания матери о ее прошлом, (2) воображаемое ею будущее ребенка и (3) соответствующее поведение матери в настоящем. В этой последовательности идеальный аспект культуры преобразуется в свою материальную форму в процессе струк- турирования опыта ребенка матерью и другими взрослыми в соответст- вии со своими представлениями о его будущей личности.
ОНТОГЕНЕЗ > культурд__________________________________________________213
Пример Э. Макфарлейна также показывает важное различие между социальным и культурным, которые нередко смешивают- ся в теориях развития, основанных на противопоставлении сре- ды организму или природы воспитанию. Термин <культура> в этом случае относится к закрепленным в памяти формам дея- тельности, считающимся подходящими, в то время как <социаль- ное> относится к людям, чье поведение соответствует культур- ным нормам и в чьем поведении применяются принятые куль- турные образцы. Этот пример побуждает культурно-историчес- ких психологов сделать особый акцент на социальном происхо- ждении высших психических функций (Cole, 1988; Rogoff, 1990; Valsiner, 1987; Vygotsky, 1981; Wertsch, 1985). Люди социальны в смысле, отличном от социальности других видов. Только жи- вущее в культуре человеческое существо может <проникнуть> в культурное прошлое, спроецировать его в будущее, а затем <пе- ренести> это представление о будущем <обратно> в настоящее, чтобы создать социокультурную среду для пришедшего в мир.
И, наконец, анализ высказываний родителей при первом взгляде на своего ребенка помогает нам понять, как влияет культура на непрерывность и скачки в индивидуальном разви- тии. Думая о будущем своих младенцев, эти родители полагают, что дела всегда будут обстоять так же, как они обстояли прежде. Это предположение стабильности заставляет вспомнить вырази- тельный образ Л. Уайта: во временном отношении сформирован- ная культурой психика является <континуумом, простирающим- ся в бесконечность в обоих направлениях> (White, 1942, р. 120). Таким образом, опосредование культуры позволяет людям <прое- цировать> прошлое в будущее, создавая устойчивую рамку ин- терпретации, которая затем считывается обратно в настоящее как один из важнейших элементов психической непрерывности.
Предположение культурной стабильности, конечно, неспра- ведливо всякий раз, когда имеются условия для культурных из- менений, следующих за рождением ребенка. Изобретение новых способов использования энергии или новых средств представле- ния или простые изменения в обычаях могут существенно нару- шить существующий культурный порядок и стать источником значительных разрывов в развитии. В качестве примера (отнюдь не единственного) можно привести такой: если для американ- ских родителей 1950-х годов и было, вероятно, естественным полагать, что их дочери в возрасте шестнадцати лет не будут иг- рать в футбол, то в 1990-х годах большинство девушек в моем родном городе играют в футбол.
214__________________________________________культурно^етор^чЕСКАЯ психология
Мне неизвестны данные, подобные данным П. Макфарлейна, относящиеся к другим культурам, но интересное сообщение о рождении детей в племени зинакантеко на юге центральной Мексики, похоже, отражает аналогичные процессы. П. Гринфилд, Т. Брэйзлтон и Ч. Чайлдс, обозревая исследования развития у зинакантеко, пересказывают рассказ одного мужчины племени о рождении его сына, при котором мальчику <дали подержать не- сколько стручков перца, чтобы он... умел покупать перец, когда вырастет. Ему дали садовые ножницы, мотыгу, топор и пальмо- вое лыко, чтобы он знал, как плести из пальмы> (Greenfield, Brazeltone and Childs, 1989, p. 177). Младенцам-девочкам дают аналогичный набор предметов, ассоциирующихся с положением взрослой женщины. Будущая ориентация на разное обращение с младенцами проявляется не только в ритуалах, она закреплена и в зинакантеканской пословице: <В новорожденном ребенке - будущее нашего мира>.
Хотя здесь это и не обсуждалось, я считаю пролепсис повсе- местным признаком культурно опосредованного мышления. В другой своей работе (Cole, 1992) я привожу примеры пролепсиса в позднем младенчестве и детстве. В этой книге пролепсис будет более подробно рассматриваться в главах 8 и 9^.
Повседневные занятия как непосредственная среда развития
Самое первое и наиболее сущностное условие для непрерывного развития после того, как новорожденный <вторгся в группу>, сос- тоит в том, чтобы он был включен в повседневную жизнь груп- пы. Для этого необходимо, чтобы взрослые скоординировали при- вычный распорядок своей жизни, были способны обеспечить достаточные ресурсы для аккомодации новорожденного, чтобы новорожденный получал достаточно еды, заботы и тепла, для продолжения развития. Взрослые должны освободить место для ребенка - ведь появился еще один член семьи, а ребенок дол- жен заполнить это место и <расположиться в нем, как дома>.
В последние годы было предложено немало способов выделе- ния адекватного предмета теоретического анализа связи детей с социокультурной средой и процесса развития. Чарлз Супер и Са- ра Харкнесс (Super and Harkness, 1972; 1986), работавшие в традиции экокультурной теории, выдвинутой Дж. У. М. Уай- тингом (Whiting, 1977), говорят о <нише развития> ребенка в рамках повседневных практик его окружения. Под нишей раз- вития они понимают систему, состоящую из физических и соци- альных компонентов, в которой живет ребенок, регулируемые
ОНТОГЕНЕЗ п культурд__________________________________________________215
культурой обычаи ухода за детьми и представления родителей о детях.
Мои коллеги и я определили культурные практики как бли- жайший объект опыта ребенка (LCHC, 1983). Мы называем культурными практиками виды деятельности, в отношении ко- торых существуют нормативные ожидания, повторяющиеся или привычные действия. Внутри культурной практики все объекты являются социальными, поскольку они социально установлены. Культурные практики функционально и структурно подобны то- му, что Ч. Супер и С. Харкнесс называют нишами развития, а другие исследователи - контекстами или видами деятельности (см. главу 5).
Яан Вальсинер (Valsiner, 1987) различает ниши по степени во- влеченности взрослых во взаимодействие - это хорошо соответ- ствует всему предыдущему способу рассмотрения. Самый глубо- кий уровень ниши развития называется Зоной свободного дви- жения (ЗСД); он определяет взаимодействие ребенка с различ- ными элементами окружающей среды, его открытость для раз- личных объектов и событий и способы действия. Взрослые раз- нообразными способами поддерживают действия ребенка в пре- делах ЗСД, создавая тем самым Зону поддерживаемого действия (ЗПД). В этой схеме идея Л. Выготского о Зонах ближайшего развития (ЗБР) трактуется как ЗПД, так тесно связанная с на- личным уровнем развития ребенка, что она руководит его даль- нейшим развитием. Оба способа структурирования взаимодейст- вий обеспечивают существенные направляющие развития.
Необходимо подчеркнуть важную общую черту всех этих под- ходов. Хотя взрослые и могут по собственной инициативе созда- вать ниши развития и благодаря своей власти налагать ограни- чения на организацию поведения в них, события, которые про- текают в процессе культурно организованных видов деятельнос- ти, являются совместными свершениями. Активными агентами процесса развития являются и ребенок, и его социокультурное окружение. Барбара Рогофф так раскрывает этот деликатный пункт: <Даже когда мы концентрируем внимание отдельно на ролях индивида и социальной среды, эти роли определяются в понятиях, учитывающих друг друга> (Rogoff, 1990, р. 28).
По этому вопросу можно было бы процитировать любого из приведенных выше авторов, но, пожалуй, особенно выразитель- но высказывание С. Саваж-Румбау в ее работе о речевом разви- тии шимпанзе, рассмотренной в главе 6. Центральную роль в стратегии С. Саваж-Румбау в приобщении к языку (и детей, и
216________________________________________________культурнот^еторпчЕСКАЯ психология
шимпанзе) играло то, что она и ее коллеги называли <межинди- видные шаблоны>, определенные как <...более или менее регу- лярно повторяющиеся последовательности межиндивидных взаи- модействий, происходящих более или менее похожим образом в Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|