ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Совершенствование коммуникаций в организациях
Внедрение современной информационной техники и технологии (программы для персональных компьютеров, электронная почта, видеоконференций, селекторные совещания). Мир тонет в колоссальном объеме информации. Появился даже новый термин — "эффект макулатурности": 85% журнальных статей никогда не читались! Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей. - регулирование информационных потоков, чтобы качественно и количественно информация соответствовала потребностям в ней; - управленческие действия (час открытых дверей, встречи с подчиненными для обсуждения предстоящих перемен и т.п.) - создание системы обратной (контрольно-управленченской) связи; - облегчение поступления информации наверх через системы сбора предложений (ящики для анонимных предложений, выделение каналов для анонимных звонков); - информационные бюллетени, газеты, доска объявлений. Лекция №6 Cтратегическое планирование
Сущность и виды планирования. Методы планирования. Целепостановка в планировании. Управление по целям. Типы стратегий Этапы разработки стратегического плана. 5. Управление реализацией стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила, бюджеты. Сущность и виды планирования. Методы планирования.
Планирование - это самостоятельная функция управления и исходный этап процесса управления (и любой из его функций). Существует точка зрения, что в условиях быстро меняющейся, высоко рисковой среды заниматься планированием бессмысленно. Акофф утверждал, что «лучше планировать для себя - не важно насколько плохо, чем быть планируем другими - не важно насколько хорошо». Важен не план сам по себе, а процесс планирования, предполагающий анализ внешней среды и внутреннего потенциала предприятия, осознание достигнутых резуллтатов. Существуют различные определения планирования от простых до достаточно мудреных. Планирование – это процесс определения целей и путей их достижения. С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия. Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Их назначение велико: - Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования. - Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя. Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок. Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет. Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей. Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо. В зависимости от значимости в деятельности организации выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана, который может быть оформлен в виде бизнес плана и использоваться для целей внутреннего развития организации. Тактические планы конкретизируют стратегический план. Если стратегическое планирование сосредоточено на том, чего хочет добиться организация, то тактическое – на том, как организация должна достичь такого состояния. Оперативное планирование – планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке: планирование производства, маркетинга, составление бюджетов и проч. В зависимости от объекта планирования различают: - планы фирмы; - производственных подразделений; - планы рабочих мест (должностей). По видам внутрифирменной деятельности: - производственное планирование; - финансовое и проч. Миссию часто определяют как предназначение организации, что выделяет ее среди других организаций. Миссия организации – выражение ее философии, четко выраженная причина ее существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: каков главный смысл существования организации? Пример: Миссия Агропромбанка – содействие развитию агропромышленного комплекса Беларуси путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов с учетом интересов клиентов, акционеров и сотрудников Определение миссии вновь создаваемой организации является основным и наиболее сложным этапом процесса управления. От того, насколько корректно будет сформулирована миссия, во многом зависит эффективность функционирования и динамика развития любого предприятия. Опытные менеджеры обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии: 1. Основной продукт, услуга, производимый фирмой; 2. Главный рынок реализации товаров (услуг); 3. Технологическая система производства. Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры организации. Ее значение велико по следующим причинам. Содержание миссии реализуется на практике посредством постановки и достижения целей функционирования.
Методы планирования. Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что касается конкретных методов и стратегий, они существенно различаются. Единого метода планирования, который бы соответствовал ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням иерархии. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации. Методы планирования: 1. Планирование от достигнутого. На основе результатов которые добилась организация в предыдущие периоды. Стадии: а) выявление фактического результата; в) сопоставление его достижений с будущими условиями; г) определение влияния изменений условий на позиции предприятия: д) корректировка достигнутого результата. 2. Планирование сверху вниз (от портфельной стратегии – к функциональной или от планов должностей – к планам организации) 3. Планирование снизу вверх (от функциональной стратегии – к портфельной).
Целепостановка в планировании. Управление по целям. Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик: 1) конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы. 2) достижимые цепи. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям. 3) цели должны содержать сроки исполнения; 4) цели должны призывать к превышению стандартов. Стандарты – уровень исполнения, который приемлем для организации. Цели – желаемый результат. 5) цели должны быть гибкими, чтобы их можно было усовершенствовать в случае непредсказуемых изменении. 6) цели должны быть реалистичны, иначе они не будут достигнуты. Управление по целям - УПЦ — это очень популярный метод, который организации используют для того, чтобы сделать цели инструментом управленческой деятельности. Совместная постановка целей — сущность УПЦ, она включает сотрудничество менеджеров и подчиненных в процессе совместной постановки целей для подчиненных на планируемый период. Позже с помощью этих целей будет оцениваться работа подчиненных. Процесс сотрудничества включает обычно несколько шагов: 1. Менеджеры и их подчиненные устраивают собрание, на котором менеджеры обрисовывают предварительные общеорганизационные и более мелкие цели. Подчиненных просят подумать об этих целях и о том, каковы должны быть их конкретные цели, необходимые для достижения общеорганизационных. 2. Менеджеры вновь встречаются со своими подчиненными, чтобы уже на индивидуальном уровне поставить цели, которые будут приемлемы и для менеджеров, и для их подчиненных. Результат – поставлены цели для всех уровней управления и должностей. 3. Цели записывают и менеджер с подчиненными подписывают этот документ. 4. Последний элемент фазы постановки целей в УПЦ — это уточнение основных ресурсов, которые подчиненный может использовать при достижении поставленной цели. Менеджер и подчиненный обычно регулярно встречаются для проверки успехов (или неудач) подчиненного в достижении цели в течение временного периода, на который была поставлена цель. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|