Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Совершенствование коммуникаций в организациях




 

Внедрение современной информационной техники и технологии (программы для персональных компьютеров, электронная почта, видеоконференций, селекторные совещания). Мир тонет в колоссальном объеме информации. По­явился даже новый термин — "эффект макулатурности": 85% журнальных статей никогда не читались! Проще что-то открыть вновь, говорят ученые, чем найти нужную информацию в этом океане книг, журналов и статей.

- регулирование информационных потоков, чтобы качественно и количественно информация соответствовала потребностям в ней;

- управленческие действия (час открытых дверей, встречи с подчиненными для обсуждения предстоящих перемен и т.п.)

- создание системы обратной (контрольно-управленченской) связи;

- облегчение поступления информации наверх через системы сбора предложений (ящики для анонимных предложений, выделение каналов для анонимных звонков);

- информационные бюллетени, газеты, доска объявлений.

Лекция №6 Cтратегическое планирование

 

Сущность и виды планирования. Методы планирования.

Целепостановка в планировании. Управление по целям.

Типы стратегий

Этапы разработки стратегического плана.

5. Управление реализацией стратегического плана: тактика, политика, процедуры, правила, бюджеты.

Сущность и виды планирования. Методы планирования.

 

Планирование - это самостоятельная функция управления и исходный этап процесса управления (и любой из его функций).

Существует точка зрения, что в условиях быстро меняющейся, высоко рисковой среды заниматься планированием бессмысленно.

Акофф утверждал, что «лучше планировать для себя - не важно насколько плохо, чем быть планируем другими - не важно насколько хорошо».

Важен не план сам по себе, а процесс планирования, предполагающий анализ внешней среды и внутреннего потенциала предприятия, осознание достигнутых резуллтатов.

Существуют различные определения планирования от простых до достаточно мудреных.

Планирование – это процесс определения целей и путей их достижения.

С точки зрения целевого подхода управление рассматривается как система, ориентированная на достижение определенных целей. Именно цели, стоящие перед системой управления, являются отправной точкой планирования и осуществления деятельности предприятия.

Цели, стоящие перед фирмой, принято называть целями функционирования. Их назначение велико:

- Во-первых, потому, что в организации должны приниматься только такие решения, которые реализуют её цели функционирования.

- Во-вторых, во избежание деятельности, которая мешает достижению целей функционирования, глобальная цель должна быть доведена до каждого руководителя и исполнителя.

Цели функционирования подразделяются на качественные и количественные. Количественные цели могут быть оценены в едином эквиваленте, а для оценки качественных целей необходимо применение метода экспертных оценок.

Кроме того, каждая фирма фиксирует свое состояние в будущем в виде краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей. Краткосрочными считаются цели сроком реализации до одного года. К среднесрочным относятся цели, которые можно достичь в период от одного до трех лет. Цели, для достижения которых необходим период, превышающий три года, считаются долгосрочными. Максимальный срок достижения долгосрочных целей обычно колеблется в промежутке от пяти до пятнадцати лет.

Доведение целей до каждого уровня управления и их комплексная оценка требуют построения дерева целей.

Дерево целей представляет собой структурное отображение распределения целей по уровням управления рассматриваемой организации в их взаимосвязи целей по праву можно считать подготовительным этапом планирования. В менеджменте дерево целей играет ту же роль и выполняет те же функции, что и алгоритм программы в кибернетике. Если менеджер имеет дело с небольшой организаций, осуществляющей несложные виды деятельности, то при составлении планов дерево целей можно не строить. Однако планирование деятельности крупных компаний, в особенности транснациональных корпораций, имеющих развернутую сеть дочерних предприятий, филиалов и представительств, составление дерево целей объективно необходимо.

В зависимости от значимости в деятельности организации выделяют стратегическое, тактическое и оперативное планирование. Результатом стратегического планирования является разработка стратегического плана, который может быть оформлен в виде бизнес плана и использоваться для целей внутреннего развития организации. Тактические планы конкретизируют стратегический план. Если стратегическое планирование сосредоточено на том, чего хочет добиться организация, то тактическое – на том, как организация должна достичь такого состояния. Оперативное планирование – планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке: планирование производства, маркетинга, составление бюджетов и проч.

В зависимости от объекта планирования различают:

- планы фирмы;

- производственных подразделений;

- планы рабочих мест (должностей).

По видам внутрифирменной деятельности:

- производственное планирование;

- финансовое и проч.

Миссию часто определяют как предназначение организации, что выделяет ее среди других организаций. Миссия организации – выражение ее философии, четко выраженная причина ее существования. Миссия обычно декларирует статус предприятия, принципы его работы, намерения руководства. Она устремлена в будущее и не должна зависеть от текущего состояния организации. Миссия формируется высшим руководством организации, которое несет полную ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей организации. Таким образом, центральным моментом миссии является ответ на вопрос: каков главный смысл существования организации? Пример: Миссия Агропромбанка – содействие развитию агропромышленного комплекса Беларуси путем предоставления широкого спектра банковских услуг, высокого качества обслуживания клиентов с учетом интересов клиентов, акционеров и сотрудников

Определение миссии вновь создаваемой организации является основным и наиболее сложным этапом процесса управления. От того, насколько корректно будет сформулирована миссия, во многом зависит эффективность функционирования и динамика развития любого предприятия.

Опытные менеджеры обычно обращают внимание на три основных элемента в разработке миссии:

1. Основной продукт, услуга, производимый фирмой;

2. Главный рынок реализации товаров (услуг);

3. Технологическая система производства.

Миссия способствует созданию определенной корпоративной культуры организации. Ее значение велико по следующим причинам. Содержание миссии реализуется на практике посредством постановки и достижения целей функционирования.

 

Методы планирования.

Стадии процесса планирования в основном универсальны. Что касается конкретных методов и стратегий, они существенно различаются. Единого метода планирования, который бы соответствовал ситуации, не существует. Процесс планирования осуществляется соответственно уровням иерархии. Так, стратегическое планирование (высший уровень) - это попытка взглянуть в долгосрочной перспективе на основополагающие составляющие организации.

Методы планирования:

1. Планирование от достигнутого. На основе результатов которые добилась организация в предыдущие периоды. Стадии:

а) выявление фактического результата;

в) сопоставление его достижений с будущими условиями;

г) определение влияния изменений условий на позиции предприятия:

д) корректировка достигнутого результата.

2. Планирование сверху вниз (от портфельной стратегии – к функциональной или от планов должностей – к планам организации)

3. Планирование снизу вверх (от функциональной стратегии – к портфельной).

 

Целепостановка в планировании. Управление по целям.

Чтобы внести истинный вклад в успех организации, цели должны обладать рядом характеристик:

1) конкретные и измеримые цели. Выражая свои цели в конкретных измеримых формах, руководство создает четкую базу отсчета для последующих решений и оценки хода работы.

2) достижимые цепи. Установление цели, которая превышает возможности организации либо из-за недостаточности ресурсов, или из-за внешних факторов, может привести к катастрофическим последствиям.

3) цели должны содержать сроки исполнения;

4) цели должны призывать к превышению стандартов. Стандарты – уровень исполнения, который приемлем для организации. Цели – желаемый результат.

5) цели должны быть гибкими, чтобы их можно было усовершенствовать в случае непредсказуемых изменении.

6) цели должны быть реалистичны, иначе они не будут достигнуты.

Управление по целям - УПЦ — это очень популярный метод, который организации ис­пользуют для того, чтобы сделать цели инструментом управленческой деятельности. Совместная постановка целей — сущность УПЦ, она включает сотрудничество менеджеров и подчиненных в процессе совместной постановки целей для подчиненных на планируемый период. Позже с помощью этих целей будет оцениваться работа подчиненных.

Процесс сотрудни­чества включает обычно несколько шагов:

1. Менеджеры и их подчиненные устраивают со­брание, на котором менеджеры обрисовывают предварительные об­щеорганизационные и более мелкие цели. Подчиненных просят по­думать об этих целях и о том, каковы должны быть их конкретные цели, необходимые для достижения общеорганизационных.

2. Менеджеры вновь встречаются со своими подчиненными, что­бы уже на индивидуальном уровне поставить цели, которые будут при­емлемы и для менеджеров, и для их подчиненных. Результат – поставлены цели для всех уровней управления и должностей.

3. Цели записывают и менеджер с подчиненными подписывают этот документ.

4. Последний элемент фазы постановки целей в УПЦ — это уточ­нение основных ресурсов, которые подчиненный может использовать при достижении поставленной цели.

Менеджер и подчиненный обычно регулярно встречаются для проверки успехов (или неудач) подчиненного в достижении цели в те­чение временного периода, на который была поставлена цель.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных