МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Печатается по решению центрального методического совета Кировской ГМА
БАСКЕТБОЛ В ВУЗЕ
Учебное пособие
Киров, 2010
УДК 796.323 (075.8)
ББК 75. 566я73
Печатается по решению центрального методического совета Кировской ГМА
Протокол №
Баскетбол в вузе. Учебное пособие для студентов /сост.: О. Г. Преснецов – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, 2010. - 102 с.
В учебном пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания студентов вузов. Пособие может быть полезно при проведении учебных и факультативных занятий в вузе, самостоятельной теоретической подготовке студентов, при написании рефератов. Пособие предназначено также для преподавателей и тренеров высших учебных заведений с целью эффективного проведения учебных занятий по курсу «баскетбол».
Рецензент:
Доктор медицинских наук, профессор Спицин А.П.
© О.Г. Преснецов., 2010.
© ГОУ ВПО Кировская ГМА, Росздрава 2010. СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие....................................................................................................5
Введение...................................................................................................... 6
Методические указания …………………………………………........7
Глава I.
БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ..................8
I.1. Специфические особенности баскетбола…………………………….8
I.2. Основные понятия и терминология…………………………………10
I.3. Программные требования по баскетболу…………………………...14
Глава II.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ …………………………..18
IІ.1. Морфологические особенности.........................................................18
IІ.2. Характеристика сенсорных систем…………………………………19
IІ.3. Особенности энергообеспечения................................................. 20
IІ.4. Резервные возможности организма............................................. 21
Глава IΙI.
СТРЕТЧИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ................ 23
ΙΙI.1.Основные положения.................................................................. 23
ΙΙI.2. Примерная программа стретчинговой подготовки................... 23
Глава IV.
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ........................ 26
IV.1. Основные положения.................................................................. 26
IV.2. Общая физическая подготовка................................................... 26
IV.3. Специальная физическая подготовка......................................... 30
Глава V.
ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ..................... 37
V.1. Технология обучения игровым приемам.................................... 37
V.2. Обучение и совершенствование техники нападения.................. 39
V.3. Обучение и совершенствование техники защиты....................... 52
Глава VI.
ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ..................... 60
VI.1.Технология обучения тактическим действиям........................... 60
VI.2. Обучение и совершенствование тактики нападения.................. 62
VI.3. Обучение и совершенствование тактики защиты...................... 80
Глава VII.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ........................................................................................................................ 89
VII.1. Основные формы и методы педагогического контроля.......... 89
VII.2. Значение и виды педагогического учета.................................. 94
Примерные тестовые задания по разделу «Баскетбол» ………………………………………………………………....97
Ответы на примерные тестовые задания по разделу «Баскетбол»..................................................................................................101
Рекомендуемая литература..................................................... 102
ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашей стране любительский спорт представлен студенческими соревнованиями по различным видам спортивных дисциплин. Студенческий спорт занимает огромное значение в жизни каждого человека. Обучаясь в высших учебных заведениях, посредством спорта, человек может реализовать свои потребности в активном отдыхе, а также повысить свое спортивное мастерство, выступая на соревнованиях и показывая высокие достижения в том или ином виде. Среди большого многообразия спортивных дисциплин наибольшей популярностью у студентов пользуется баскетбол, так как он реализует потребности в активной двигательной деятельности, эмоциональной удовлетворенности и развитии коммуникабельности.
Последнее десятилетие в среде специалистов работающих в высших учебных заведениях наблюдается существенное снижение публикаций учебно-методической литературы, которая наряду с другими видами деятельности приносила бы существенную пользу для развития студенческого баскетбола.
Данное учебное пособие позволяет заполнить и решить данную проблему, так как в нем логически и последовательно выстроены в соответствии со спецификой и подготовкой к игре разделы, касающиеся физического и функционального развития, нового, до настоящего времени не охарактеризованного раздела стретчинговой подготовки, а также физической, технической и тактической подготовки. Педагогический контроль, который освещен в учебном пособии также представляет особую ценность, так как он позволяет прослеживать динамику развития всех видов подготовок в период обучения студента в учебном заведении.
Все выше перечисленное делает учебное пособие актуальным, современным, и оно соответствует требованиям современной игры.
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В зависимости от задач, в том или ином звене физкультурного движения основное содержание, направление и методика занятий приобретают свои специфические особенности.
Ценность баскетбола для студентов, заключается в том, что он состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: быстроты, гибкости, выносливости, а также скоростно-силовых и координационных способностей. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, уверенность в себе, чувства коллективизма, влияющих на психику и духовную жизнь человека.
Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания молодежи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
В высших учебных заведениях приемы игры в баскетбол используются на академических занятиях и факультативно. Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем несравнимый тренировочный и воспитательный эффект.
Это пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивным играм, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта. Оно посвящено проблеме обучения баскетболу в рамках факультативных занятий студентов высших учебных заведений.
Учебное пособие представлено шестью главами, в которых методологически последовательно с учетом особенностей учебно-тренировочного процесса рассматриваются вопросы физического развития, функциональной, стретчинговой, физической, технической, тактической и игровой подготовок.
Пособие может быть полезно при проведении учебных и факультативных занятий в вузе, самостоятельной теоретической подготовке студентов. Пособие предназначено также для преподавателей и тренеров высших учебных заведений с целью эффективного проведения учебных занятий по курсу «баскетбол».
Глава I.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|