ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ. Печатается по решению центрального методического совета Кировской ГМАБАСКЕТБОЛ В ВУЗЕ Учебное пособие
Киров, 2010 УДК 796.323 (075.8) ББК 75. 566я73
Печатается по решению центрального методического совета Кировской ГМА Протокол №
Баскетбол в вузе. Учебное пособие для студентов /сост.: О. Г. Преснецов – Киров: ГОУ ВПО Кировская ГМА Росздрава, 2010. - 102 с.
В учебном пособии излагаются теоретико-методические основы баскетбола, его роль и место в системе физического воспитания студентов вузов. Пособие может быть полезно при проведении учебных и факультативных занятий в вузе, самостоятельной теоретической подготовке студентов, при написании рефератов. Пособие предназначено также для преподавателей и тренеров высших учебных заведений с целью эффективного проведения учебных занятий по курсу «баскетбол».
Рецензент: Доктор медицинских наук, профессор Спицин А.П.
© О.Г. Преснецов., 2010. © ГОУ ВПО Кировская ГМА, Росздрава 2010. Предисловие....................................................................................................5 Введение...................................................................................................... 6 Методические указания …………………………………………........7 Глава I. БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ..................8 I.1. Специфические особенности баскетбола…………………………….8 I.2. Основные понятия и терминология…………………………………10 I.3. Программные требования по баскетболу…………………………...14 Глава II. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ БАСКЕТБОЛИСТОВ …………………………..18 IІ.1. Морфологические особенности.........................................................18 IІ.2. Характеристика сенсорных систем…………………………………19 IІ.3. Особенности энергообеспечения................................................. 20 IІ.4. Резервные возможности организма............................................. 21 Глава IΙI. СТРЕТЧИНГОВАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ................ 23 ΙΙI.1.Основные положения.................................................................. 23 ΙΙI.2. Примерная программа стретчинговой подготовки................... 23 Глава IV. ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ........................ 26 IV.1. Основные положения.................................................................. 26 IV.2. Общая физическая подготовка................................................... 26 IV.3. Специальная физическая подготовка......................................... 30 Глава V. ТЕХНИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ..................... 37 V.1. Технология обучения игровым приемам.................................... 37 V.2. Обучение и совершенствование техники нападения.................. 39 V.3. Обучение и совершенствование техники защиты....................... 52 Глава VI. ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА БАСКЕТБОЛИСТОВ..................... 60 VI.1.Технология обучения тактическим действиям........................... 60 VI.2. Обучение и совершенствование тактики нападения.................. 62 VI.3. Обучение и совершенствование тактики защиты...................... 80 Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОНТРОЛЬ И УЧЕТ В ПОДГОТОВКЕ БАСКЕТБОЛИСТОВ........................................................................................................................ 89 VII.1. Основные формы и методы педагогического контроля.......... 89 VII.2. Значение и виды педагогического учета.................................. 94 Примерные тестовые задания по разделу «Баскетбол» ………………………………………………………………....97 Ответы на примерные тестовые задания по разделу «Баскетбол»..................................................................................................101 Рекомендуемая литература..................................................... 102
ПРЕДИСЛОВИЕ
В нашей стране любительский спорт представлен студенческими соревнованиями по различным видам спортивных дисциплин. Студенческий спорт занимает огромное значение в жизни каждого человека. Обучаясь в высших учебных заведениях, посредством спорта, человек может реализовать свои потребности в активном отдыхе, а также повысить свое спортивное мастерство, выступая на соревнованиях и показывая высокие достижения в том или ином виде. Среди большого многообразия спортивных дисциплин наибольшей популярностью у студентов пользуется баскетбол, так как он реализует потребности в активной двигательной деятельности, эмоциональной удовлетворенности и развитии коммуникабельности. Последнее десятилетие в среде специалистов работающих в высших учебных заведениях наблюдается существенное снижение публикаций учебно-методической литературы, которая наряду с другими видами деятельности приносила бы существенную пользу для развития студенческого баскетбола. Данное учебное пособие позволяет заполнить и решить данную проблему, так как в нем логически и последовательно выстроены в соответствии со спецификой и подготовкой к игре разделы, касающиеся физического и функционального развития, нового, до настоящего времени не охарактеризованного раздела стретчинговой подготовки, а также физической, технической и тактической подготовки. Педагогический контроль, который освещен в учебном пособии также представляет особую ценность, так как он позволяет прослеживать динамику развития всех видов подготовок в период обучения студента в учебном заведении. Все выше перечисленное делает учебное пособие актуальным, современным, и оно соответствует требованиям современной игры.
ВВЕДЕНИЕ
Баскетбол как средство физического воспитания нашел широкое применение в различных звеньях физкультурного движения. В зависимости от задач, в том или ином звене физкультурного движения основное содержание, направление и методика занятий приобретают свои специфические особенности. Ценность баскетбола для студентов, заключается в том, что он состоит из естественных движений (ходьба, бег, прыжки) и специфических двигательных действий без мяча (остановки, повороты, передвижения приставными шагами, финты и т.д.), а также с мячом (ловля, передача, ведение, броски). Противоборство, целями которого являются взятие корзины соперника и защита своей, вызывает проявление всех жизненно важных для человека физических качеств: быстроты, гибкости, выносливости, а также скоростно-силовых и координационных способностей. В работу вовлекаются практически все функциональные системы его организма, включаются основные механизмы энергообеспечения. Достижение спортивного результата требует от играющих таких качеств, как: целеустремленность, настойчивость, решительность, смелость, уверенность в себе, чувства коллективизма, влияющих на психику и духовную жизнь человека. Такое всестороннее и комплексное воздействие на занимающихся дает право считать баскетбол не только увлекательным видом спорта, но и одним из наиболее действенных средств физического и нравственного воспитания молодежи.
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ В высших учебных заведениях приемы игры в баскетбол используются на академических занятиях и факультативно. Существует также широкая сеть спортивных состязаний разного ранга, участие в которых оказывает ни с чем несравнимый тренировочный и воспитательный эффект. Это пособие написано в соответствии с учебной программой по спортивным играм, разработанной на основе Государственного образовательного стандарта. Оно посвящено проблеме обучения баскетболу в рамках факультативных занятий студентов высших учебных заведений. Учебное пособие представлено шестью главами, в которых методологически последовательно с учетом особенностей учебно-тренировочного процесса рассматриваются вопросы физического развития, функциональной, стретчинговой, физической, технической, тактической и игровой подготовок. Пособие может быть полезно при проведении учебных и факультативных занятий в вузе, самостоятельной теоретической подготовке студентов. Пособие предназначено также для преподавателей и тренеров высших учебных заведений с целью эффективного проведения учебных занятий по курсу «баскетбол».
Глава I. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|