Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ




 

I.1. Специфические особенности баскетбола

 

Баскетбол как средство физического воспитания нашел боль­шое применение в различных звеньях физкультурного движения. Это одна из самых популярных спортивных игр, получившая ши­рокое распространение в России.

В зависимости от задач в том или ином звене физкультурного движения основное содержание, направление и методика занятий приобретают специфические особенности.

В физическом воспитании студентов высших учебных заве­дений баскетбол используется в двух формах: на академических занятиях и факультативно.

Популярность баскетбола и широкое его применение в россий­ской системе физического воспитания обусловливаются эконо­мической доступностью игры (небольшие средства для приобре­тения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержа­ния), высокой эмоциональностью игры и большим зрелищным эффектом.

Главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе фи­зического воспитания, заключается в его ценности как комплекс­ного средства физического развития и воспитания молодежи.

Коллективность действий. Баскетбол - командная спортив­ная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции каждого члена команды обязывают играющих постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания ответственности, привычки под­чинять свои действия интересам социума. В то же время коллек­тивность действий предполагает раскрытие и умелое использова­ние социумом индивидуальных творческих возможностей.

Соревновательный характер. Процесс игры представляет собой состязание между игроками двух команд. Стремление пре­взойти соперника в быстроте действий, изобретательности, точности бросков в цель и в других действиях, направленных на до­стижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борь­бы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности.

Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных ка­честв. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказыва­ет общее комплексное воздействие на организм спортсменов. За­нятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов.

Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро. Каждый матч созда­ет новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков по­стоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обста­новку, действовать инициативно, находчиво и быстро.

Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает разви­тию у баскетболистов способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ори­ентации.

Самостоятельность действий. Изменчивость условий осу­ществления игровых действий требует проявления высокой само­стоятельности баскетболистов. Каждый участник на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не толь­ко самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действо­вать. Это важно для воспитания у спортсменов творческой ини­циативы.

Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение об­становки, удача или неуспех вызывают у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятель­ность. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержа­нию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у за­нимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом.

Трудность регулирования физической нагрузки. Увлека­тельный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение обстановки, различные функции игроков и большая самостоятельность действий не позволяют точно дозировать и ре­гулировать физическую нагрузку играющих. Уменьшение или увеличение физической нагрузки в игре осуществляется измене­нием общей ее продолжительности, увеличением количества пе­рерывов, увеличением или уменьшением числа игроков, заменой их в ходе игры и т.д.

 

I.2. Основные понятия и терминология

 

Применяемый в теории и практике баскетбола терминологи­ческий аппарат отличается большим разнообразием. В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия и способов его построения и употребления. Поэтому изучению специальных во­просов теории спортивных игр должно предшествовать освоение терминологии.

Спорт - вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивыс­ших результатов.

Спортивный студенческий клуб - представляет собой слож­ную организационно-педагогическую структуру для осуществле­ния деятельности по оказанию физкультурно-спортивных услуг для студентов средних и высших учебных заведений.

Спортивные соревнования - одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной ра­боты. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов.

Спортивные результаты - интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки индивида.

Классификация - разделением однородных приемов и спосо­бов действий по классам на основе сходных признаков.

Прием игры - обусловленное правилами двигательное дей­ствие, специфичное для баскетбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты.

Техника игры - совокупность приемов игры для осуществле­ния игровой и соревновательной деятельности в баскетболе.

Техника нападения - совокупность специальных приемов, используемых играющими для достижения максимального ре­зультата в фазе нападения.

Техника защиты - совокупность специальных приемов, ис­пользуемых играющими для достижения максимального резуль­тата в фазе защиты.

Технический прием - система рациональных движений, сход­ных по своей структуре и направленных на решение однотипной задачи.

Техническая подготовка баскетболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и сорев­новательной деятельности.

Ловля - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие дей­ствия.

Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки.

Ведение мяча - прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении.

Тактика игры - выбор и осуществление оптимального способа достижения наилучших результатов в ходе соревнования.

Тактическое действие - рациональное использование прие­мов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником.

Тактика нападения - выбор и осуществление оптимального способа достижения целей в фазе нападения.

Тактика защиты - выбор и осуществление оптимального спо­соба достижения целей в фазе защиты.

Индивидуальная тактика - выбор оптимального игрового приема в ходе игры, направленный на достижение ее целей.

Индивидуальные тактические действия - совокупность прие­мов, используемых играющим для решения индивидуальных так­тических задач.

Групповые тактические действия - согласованные действия играющих, избираемые в конкретной ситуации.

Командная тактика - выбор оптимального способа организа­ции действий членов игрового коллектива для достижения целей м игре.

Средства тактики - объединяют все действия игрока без мяча 11 с мячом, т.е. все технические приемы и их разновидности.

Тактические способы ведения игры - согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры).

Система игры - способ организации индивидуальных и груп­повых тактических действий, направленный на достижение целей н игре или в отдельные ее моменты.

Тактические комбинации - взаимодействия двух и более игро­ков, предпринимаемые для решения тактических задач в ходе игры.

Игровая ситуация - расположение и действия играющих в конкретном отрезке времени.

Физическая подготовка - один из видов подготовки, направ­ленный на развитие организма баскетболиста, совершенствова­ние двигательных качеств и способностей и тем самым на созда­ние прочной функциональной базы для игровой деятельности.

Сила спортсмена - способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мы­шечных усилий.

Выносливость - способность организма противостоять утомлению или способность к длительной двигательной деятельности
без снижения ее эффективности.

Ловкость - способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро.

Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой.

Прыгучесть баскетболиста - способность прыгать оптималь­но высоко для выполнения бросков, накрывания и подбора мяча.

Специальная быстрота баскетболиста - способность выпол­нять перемещения по площадке и технические приемы в мини­мальный для определенных условий отрезок времени.

Скоростная выносливость - способность баскетболиста вы­полнять технические приемы и перемещения с высокой скоро­стью на протяжении всей игры.

Прыжковая выносливость - способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мы­шечными усилиями.

Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов.

Педагогический контроль - система получения информации о состоянии спортсмена, о ходе тренировочного процесса и испол­нении планов подготовки команд и спортсменов.

Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки баскетболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсме­нов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность трени­ровочной и соревновательной деятельности в баскетболе.

 

I.3. Программные требования по баскетболу

 

Физическая культура, спорт, туризм все шире внедряются в нашу жизнь, воспитывают и закаляют людей, укрепляют их здо­ровье, повышают трудовую активность.

Достойное место в системе физического воспитания занимает баскетбол как наиболее популярная игра среди молодежи. В вузе он включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью учебных и факультативных занятий.

Рабочая программа по спортивным играм предусматривает изучение студентами теоретических и практических основ бас­кетбола.

 

 

В процессе занятий решаются задачи:

- формирования практических навыков владения основными приёмами техники игры;

- привития методических навыков и умений при выполнении двигательных игровых действий;

- формирования умений и навыков в организации судейства соревнований по изучаемым видам;

- формирования навыков использования баскетбола для ре­шения задач оздоровления студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима, самостоятель­ных занятий физической культурой.

Занятия по программе баскетбола проводят в виде:

- лекций;

- методических занятий;

- практических занятий;

- учебно-тренировочных занятий;

- контрольных занятий.

На лекциях раскрывается роль и место баскетбола в системе физического воспитания учащейся молодежи, особенности ис­пользования средств той или иной игры в развитии основных дви­гательных качеств, основные правила игры, организация и прове­дения спортивных соревнований.

Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования умений и навыков для самостоятельных занятий баскетболом.

Учебные практические занятия строятся по традиционной схе­ме, в которой присутствует подготовительная, основная и заклю­чительная части. В подготовительной части даются упражнения па растяжение, перемещения с невысокий скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в группах (пе­редачи, броски, ведение, подборы и др.). В основной части - игра но упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры. В заключительной части - восстановление всех функций организма в норму.

На практических занятиях по физической культуре осущест­вляется дифференциация занимающихся по медицинским груп­пам: специальной, подготовительной и основной.

Основная задача занятий баскетболом в специальной меди­цинской группе - содействие укреплению здоровья студентов и позитивному отношению к занятиям по физической культуре.

В подготовительном отделении обучение проводится по принципу овладения основами баскетбола. Студенты отбираются в группы в соответствии с их подготовленностью и учетом желаний.

Ориентировка учебных занятий по баскетболу в основном от­делении направлена на развитие общих и специальных физиче­ских качеств, овладение простыми и сложными навыками игры при сочетании с различными тактическими схемами игры в на­падении и защите, а также формирование профессиональных на­выков средствами баскетбола.

Организация учебно-тренировочной работы в вузе на отделе­нии спортивного совершенствования может идти по следующим направлениям:

- при хорошей спортивной базе и большом контингенте за­нимающихся создаются однородные по спортивной подготовлен­ности группы (команды факультетов, курсов, отделений и др.), из которых лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду вуза;

- при незначительном количестве студентов и при посред­ственной спортивной базе создаются сборные команды из студен­тов различных курсов и различного уровня подготовленности.

Основная направленность работы в группах спортивного со­вершенствования - совершенствование технико-тактического ма­стерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовленности.

Сборные команды вуза участвуют в первенстве города среди вузов, КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимаю­щихся в подготовительном отделении, систематически проводят­ся соревнования на первенство курсов, факультетов, института. Занятия на этом отделении проводятся в вечернее время

Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о сте­пени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития и профессио­нально-прикладной подготовленности каждого студента.


Глава II.




Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2019 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных