ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
БАСКЕТБОЛ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
I.1. Специфические особенности баскетбола
Баскетбол как средство физического воспитания нашел большое применение в различных звеньях физкультурного движения. Это одна из самых популярных спортивных игр, получившая широкое распространение в России. В зависимости от задач в том или ином звене физкультурного движения основное содержание, направление и методика занятий приобретают специфические особенности. В физическом воспитании студентов высших учебных заведений баскетбол используется в двух формах: на академических занятиях и факультативно. Популярность баскетбола и широкое его применение в российской системе физического воспитания обусловливаются экономической доступностью игры (небольшие средства для приобретения инвентаря и оборудования, возможность самостоятельного строительства площадки и сравнительная простота ее содержания), высокой эмоциональностью игры и большим зрелищным эффектом. Главное, что определяет удельный вес баскетбола в системе физического воспитания, заключается в его ценности как комплексного средства физического развития и воспитания молодежи. Коллективность действий. Баскетбол - командная спортивная игра, в которой каждый игрок согласовывает свои действия с действиями партнеров. Различные функции каждого члена команды обязывают играющих постоянно взаимодействовать друг с другом для достижения общей цели. Эта особенность имеет важное значение для воспитания ответственности, привычки подчинять свои действия интересам социума. В то же время коллективность действий предполагает раскрытие и умелое использование социумом индивидуальных творческих возможностей. Соревновательный характер. Процесс игры представляет собой состязание между игроками двух команд. Стремление превзойти соперника в быстроте действий, изобретательности, точности бросков в цель и в других действиях, направленных на достижение победы, приучает занимающихся мобилизовывать свои возможности, действовать с максимальным напряжением сил, преодолевать трудности, возникающие в ходе спортивной борьбы. Эти особенности способствуют воспитанию настойчивости, решительности, целеустремленности. Комплексный и разносторонний характер воздействия игры на функции организма и на проявление двигательных качеств. Разнообразное чередование движений и действий, часто изменяющихся по интенсивности и продолжительности, оказывает общее комплексное воздействие на организм спортсменов. Занятия баскетболом способствуют развитию и совершенствованию у занимающихся основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, ловкости и гибкости), формированию различных двигательных навыков и укреплению внутренних органов. Непрерывность и внезапность изменения условий игры. Игровая обстановка меняется очень быстро. Каждый матч создает новые игровые ситуации. Эти условия приучают игроков постоянно следить за процессом игры, мгновенно оценивать обстановку, действовать инициативно, находчиво и быстро. Непрерывное наблюдение за процессом игры помогает развитию у баскетболистов способностей к широкому распределению и концентрации внимания, к пространственной и временной ориентации. Самостоятельность действий. Изменчивость условий осуществления игровых действий требует проявления высокой самостоятельности баскетболистов. Каждый участник на протяжении встречи, учитывая изменяющуюся игровую обстановку, не только самостоятельно определяет, какие действия ему необходимо выполнять, но и решает, когда и каким способом ему действовать. Это важно для воспитания у спортсменов творческой инициативы. Высокая эмоциональность. Соревновательный характер игры, самостоятельность действий, непрерывное изменение обстановки, удача или неуспех вызывают у спортсменов проявление разнообразных чувств и переживаний, влияющих на их деятельность. Высокий эмоциональный подъем способствует поддержанию постоянной активности и интереса к игре. Эти особенности баскетбола создают благоприятные условия для воспитания у занимающихся умения управлять эмоциями, не терять контроля за своими действиями, в случае успеха не ослаблять борьбы, а при неудаче не падать духом. Трудность регулирования физической нагрузки. Увлекательный характер игры, высокие эмоциональные проявления, изменение обстановки, различные функции игроков и большая самостоятельность действий не позволяют точно дозировать и регулировать физическую нагрузку играющих. Уменьшение или увеличение физической нагрузки в игре осуществляется изменением общей ее продолжительности, увеличением количества перерывов, увеличением или уменьшением числа игроков, заменой их в ходе игры и т.д.
I.2. Основные понятия и терминология
Применяемый в теории и практике баскетбола терминологический аппарат отличается большим разнообразием. В понятиях и терминологии раскрывается предмет изучения и преподавания любой дисциплины, концентрируются накапливаемые наукой знания. Понятие считается полным, если оно имеет определение, т.е. краткую формулировку критериев отличия и способов его построения и употребления. Поэтому изучению специальных вопросов теории спортивных игр должно предшествовать освоение терминологии. Спорт - вид физической культуры, игровая, соревновательная деятельность и подготовка к ней, основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов. Спортивный студенческий клуб - представляет собой сложную организационно-педагогическую структуру для осуществления деятельности по оказанию физкультурно-спортивных услуг для студентов средних и высших учебных заведений. Спортивные соревнования - одна из наиболее эффективных форм организации массовой оздоровительной и спортивной работы. Соревнования выступают не только как форма, но и как средство активизации общефизической, спортивно-прикладной и спортивной подготовки студентов. Спортивные результаты - интегративный показатель качества и эффективности психофизической подготовки индивида. Классификация - разделением однородных приемов и способов действий по классам на основе сходных признаков. Прием игры - обусловленное правилами двигательное действие, специфичное для баскетбола. Выделяют приемы нападения и приемы защиты. Техника игры - совокупность приемов игры для осуществления игровой и соревновательной деятельности в баскетболе. Техника нападения - совокупность специальных приемов, используемых играющими для достижения максимального результата в фазе нападения. Техника защиты - совокупность специальных приемов, используемых играющими для достижения максимального результата в фазе защиты. Технический прием - система рациональных движений, сходных по своей структуре и направленных на решение однотипной задачи. Техническая подготовка баскетболистов - педагогический процесс, направленный на совершенное овладение приемами игры и обеспечивающий надежность навыков в игровой и соревновательной деятельности. Ловля - прием, с помощью которого игрок может уверенно овладеть мячом и предпринять с ним дальнейшие атакующие действия. Передача - прием, с помощью которого игрок направляет мяч партнеру для продолжения атаки. Ведение мяча - прием в баскетболе, дающий возможность игроку продвигаться с мячом по площадке с большим диапазоном скоростей и в любом направлении. Тактика игры - выбор и осуществление оптимального способа достижения наилучших результатов в ходе соревнования. Тактическое действие - рациональное использование приемов игры, форма организации соревновательной деятельности за победу над соперником. Тактика нападения - выбор и осуществление оптимального способа достижения целей в фазе нападения. Тактика защиты - выбор и осуществление оптимального способа достижения целей в фазе защиты. Индивидуальная тактика - выбор оптимального игрового приема в ходе игры, направленный на достижение ее целей. Индивидуальные тактические действия - совокупность приемов, используемых играющим для решения индивидуальных тактических задач. Групповые тактические действия - согласованные действия играющих, избираемые в конкретной ситуации. Командная тактика - выбор оптимального способа организации действий членов игрового коллектива для достижения целей м игре. Средства тактики - объединяют все действия игрока без мяча 11 с мячом, т.е. все технические приемы и их разновидности. Тактические способы ведения игры - согласованные действия нескольких игроков (тактические комбинации) или всей команды (системы игры). Система игры - способ организации индивидуальных и групповых тактических действий, направленный на достижение целей н игре или в отдельные ее моменты. Тактические комбинации - взаимодействия двух и более игроков, предпринимаемые для решения тактических задач в ходе игры. Игровая ситуация - расположение и действия играющих в конкретном отрезке времени. Физическая подготовка - один из видов подготовки, направленный на развитие организма баскетболиста, совершенствование двигательных качеств и способностей и тем самым на создание прочной функциональной базы для игровой деятельности. Сила спортсмена - способность спортсмена преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать ему за счет мышечных усилий. Выносливость - способность организма противостоять утомлению или способность к длительной двигательной деятельности Ловкость - способность выполнять сложные двигательные действия правильно и быстро. Гибкость - подвижность в суставах, позволяющая выполнять разнообразные движения с большой амплитудой. Прыгучесть баскетболиста - способность прыгать оптимально высоко для выполнения бросков, накрывания и подбора мяча. Специальная быстрота баскетболиста - способность выполнять перемещения по площадке и технические приемы в минимальный для определенных условий отрезок времени. Скоростная выносливость - способность баскетболиста выполнять технические приемы и перемещения с высокой скоростью на протяжении всей игры. Прыжковая выносливость - способность к многократному выполнению прыжковых игровых действий с оптимальными мышечными усилиями. Игровая выносливость - способность вести игру в высоком темпе без снижения эффективности выполнения технических приемов. Педагогический контроль - система получения информации о состоянии спортсмена, о ходе тренировочного процесса и исполнении планов подготовки команд и спортсменов. Отбор спортсменов - составная часть системы подготовки баскетболистов, комплекс мероприятий по выявлению спортсменов, обладающих высоким уровнем способностей к волейболу и свойствами организма, обеспечивающих эффективность тренировочной и соревновательной деятельности в баскетболе.
I.3. Программные требования по баскетболу
Физическая культура, спорт, туризм все шире внедряются в нашу жизнь, воспитывают и закаляют людей, укрепляют их здоровье, повышают трудовую активность. Достойное место в системе физического воспитания занимает баскетбол как наиболее популярная игра среди молодежи. В вузе он включен в программу по физическому воспитанию студентов и является составной частью учебных и факультативных занятий. Рабочая программа по спортивным играм предусматривает изучение студентами теоретических и практических основ баскетбола.
В процессе занятий решаются задачи: - формирования практических навыков владения основными приёмами техники игры; - привития методических навыков и умений при выполнении двигательных игровых действий; - формирования умений и навыков в организации судейства соревнований по изучаемым видам; - формирования навыков использования баскетбола для решения задач оздоровления студентов, приобщения их к здоровому образу жизни, оптимизации двигательного режима, самостоятельных занятий физической культурой. Занятия по программе баскетбола проводят в виде: - лекций; - методических занятий; - практических занятий; - учебно-тренировочных занятий; - контрольных занятий. На лекциях раскрывается роль и место баскетбола в системе физического воспитания учащейся молодежи, особенности использования средств той или иной игры в развитии основных двигательных качеств, основные правила игры, организация и проведения спортивных соревнований. Методико-практические занятия предусматривают освоение основных методов и способов формирования умений и навыков для самостоятельных занятий баскетболом. Учебные практические занятия строятся по традиционной схеме, в которой присутствует подготовительная, основная и заключительная части. В подготовительной части даются упражнения па растяжение, перемещения с невысокий скоростью, прыжки без больших мышечных усилий, упражнения с мячами в группах (передачи, броски, ведение, подборы и др.). В основной части - игра но упрощенным правилам или тренировка игровых фрагментов игры. В заключительной части - восстановление всех функций организма в норму. На практических занятиях по физической культуре осуществляется дифференциация занимающихся по медицинским группам: специальной, подготовительной и основной. Основная задача занятий баскетболом в специальной медицинской группе - содействие укреплению здоровья студентов и позитивному отношению к занятиям по физической культуре. В подготовительном отделении обучение проводится по принципу овладения основами баскетбола. Студенты отбираются в группы в соответствии с их подготовленностью и учетом желаний. Ориентировка учебных занятий по баскетболу в основном отделении направлена на развитие общих и специальных физических качеств, овладение простыми и сложными навыками игры при сочетании с различными тактическими схемами игры в нападении и защите, а также формирование профессиональных навыков средствами баскетбола. Организация учебно-тренировочной работы в вузе на отделении спортивного совершенствования может идти по следующим направлениям: - при хорошей спортивной базе и большом контингенте занимающихся создаются однородные по спортивной подготовленности группы (команды факультетов, курсов, отделений и др.), из которых лучшие спортсмены приглашаются в сборную команду вуза; - при незначительном количестве студентов и при посредственной спортивной базе создаются сборные команды из студентов различных курсов и различного уровня подготовленности. Основная направленность работы в группах спортивного совершенствования - совершенствование технико-тактического мастерства и дальнейшее развитие двигательной и функциональной подготовленности. Сборные команды вуза участвуют в первенстве города среди вузов, КФК и в других соревнованиях, а для студентов, занимающихся в подготовительном отделении, систематически проводятся соревнования на первенство курсов, факультетов, института. Занятия на этом отделении проводятся в вечернее время Контрольные занятия, зачеты обеспечивают оперативную, текущую и итоговую дифференцированную информацию о степени освоения теоретических и методических знаний-умений, о состоянии и динамике физического развития и профессионально-прикладной подготовленности каждого студента. Глава II. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|