ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Конкурентный анализ рынка
В целях оценки конкурентной ситуации на рынке необходимо проанализировать интенсивность конкуренции и рассмотреть конкурентную позицию предприятий-производителей. В качестве примера показан конкурентный анализ рынка муки Удмуртской республики Для анализа используется следующая информация: 1. Структура предпочтений потребителей марок муки, покупаемых чаще всего, полученная через массовый опрос потенциальных потребителей и предприятий общественного питания; 2. Количество и список производителей муки, представленных на рынке УР, полученные с помощью наблюдения за розничными торговыми точками. Оценка конкурентной ситуации проведена отдельно по двум сегментам: по сегменту «население» и сегменту «предприятия общественного питания». Конкурентная ситуация в сегменте «население». Для определения рыночных долей использовались ответы на вопрос: «Муку какой марки/производителя Вы приобретаете чаще всего?». Как показали исследования, 79 % населения четко знают, муку какого предприятия или марки они приобретают. Определим названных производителей как основных на данном рынке и определим их первоначальную суммарную долю равной 79 %. Оставшиеся 21 % – это доля потребителей, которым безразлична марка и производитель. Предположим, что вероятность купить муку любого производителя у них одинакова для всех 42 производителей. Тогда на каждого производителя приходится 0,5 % доли случайных покупок. Вероятность купить муку любой марки у них также одинакова для всех 35 производителей и на каждую марку будет приходиться 0,6 % доли случайных покупок. С учетом доли случайных покупок и доли респондентов, совершающих случайные покупки, сводные данные распределения долей приведены в табл. 2. Таблица 2. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте население по предприятиям-производителям
Интенсивность конкуренции характеризуется четырехдольным показателем концентрации рынка. Четырехдольный показатель концентрации рынка рассчитывается по формуле:
где CRi – рыночные доли четырех самых крупных конкурентов.
При сравнении с нормативом (CR4н = 0,75), данный рынок не может быть определен, как объект монопольной практики. Судя по показателям, рынок муки Удмуртской республики немонополизированный, с высокой интенсивностью конкуренции. Для оценки концентрации рассчитан индекс Херфиндала – Хоршмана: где D – рыночная доля предприятия. INN на рынке муки в сегменте население составляет 0,089, что меньше норматива INN = 0,18, следовательно, концентрация конкуренции не выходит за пределы допустимой. Для определения позиции предприятий-производителей построена конкурентная карта рынка муки по следующему алгоритму: 1. Определяется средняя арифметическая доля по формуле: где n – количество предприятий, функционирующих на рынке. Поскольку на рынке муки, по данным наблюдения и потребительского опроса, работает 42 предприятия. Или 2,4 % 2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять: Sмах = 0,1741 или 17,41 %, Smin = 0,005 или 0,5 %. 3. По средней величине все предприятия делятся на сильные и слабые. В группу «сильных» предприятий попадут производители, чья доля больше средней (2,4 %). Таких предприятий 10: - ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов»; - ОАО «МАКФА» – макфа; - ОАО «Курганский КХП» – макфа; - ОАО «Мишкинский КХП» – макфа; - ОАО «Первый хлебокомбинат» – макфа; - Верещагинский комбинат хлебопродуктов; - СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – Алтай батюшка и Алтайская; - Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – Алтайская; - ОАО «Поликорн» – алтайская; - ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – увелка; - В группу «слабых» войдут все остальные производители муки. 4. Для построения конкурентной карты рассчитываются показатели дисперсии δ и 3δ в группе «сильных» и «слабых» предприятий. где Хср – среднеарифметическая доля в каждой из этих групп; Хi – доля предприятия; n – количество предприятий в группе. В группе «сильных» δ=0,05, 3δ=0,0151; В группе «слабых» δ=0,0019, 3δ=0,0057.
Рис. 3. Конкурентная карта (предприятия-производители) рынка муки УР в сегменте население
Таким образом, предприятия делятся на 4 группы по занимаемой конкурентной позиции. В группу «аутсайдеров» входят неназванные потребителями предприятия. В группу «слабых» входят 9 представленных на рынке УР производителей. По распределению долей, в качестве «лидера», выделяется ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов». Как «сильные» определяются предприятия, входящие в объединение «Макфа», «Алтайская», Верещагинский КХП, ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК». Причем Сарапульский КХП идет с большим отрывом от конкурентов. Поскольку под маркой «Макфа» работают только на рынке УР 4 предприятия и, в среднем, на каждое предприятие приходится (45:4) 11,36 % доля рынка, то позицию Сарапульского КХП среди предприятий-производителей муки на рынке УР следует признать как первую. При анализе конкурентной позиции марок муки, позиция марки «Макфа» будет лидирующей. На рынке УР представлено 35 марок, занимаемые ими доли представлены в табл. 3.
Таблица 3. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте население по маркам муки
Четырехдольный показатель концентрации конкуренции равен 0,755. Данный рынок может быть определен, как объект монопольной практики. Рынок муки Удмуртской республики может характеризоваться как монополизированный, с низкой интенсивностью конкуренции. INN на рынке муки в сегменте население составляет 0,248, что больше норматива INN = 0,18, следовательно, концентрация конкуренции выходит за пределы допустимой. 1. Средняя арифметическая доля 0,029 или 2,9 %; 2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять: Sмах = 0,4545 или 45,45%, Smin = 0,006 или 0,6%. 3. В группу «сильных» предприятий попадут марки, чья доля больше средней (2,9 %). Таких предприятий 4: - «Макфа» – 45,45 %; - ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» – 17,41 %; - «Алтайская» – 8,32%; - Верещагинский комбинат хлебопродуктов – 4,29 %; В группу «слабых» войдут все остальные производители муки. 4. В группе «сильных» δ=0,106, 3δ=0,305; В группе «слабых» δ=0,0037, 3δ=0,0112.
Рис.4. Конкурентная карта (марки-производители) рынка муки УР сегменте население
В группу «аутсайдеров» входит основная доля представленных на рынке УР марок-производителей. В группу «слабых» входят такие марки, как Челябинский мукомольный завод, «Алтай батюшка» и «Увелка». По распределению долей, в качестве «лидера», выделяется марка «Макфа». Как «сильные» определяются такие предприятия, как Сарапульский КХП, марка «Алтайская» и Верещагинский КХП. Конкурентная ситуация в сегменте предприятий общественного питания (ПОП) На данном рынке особых предпочтений при выборе марок нет у 22,2 % потенциальных потребителей. 77,8 % потребителей, приобретающих определенные марки, назвали 12 марок или 17 производителей муки. Доля случайных покупок, приходящихся на одно предприятие-производителя, составляет 0,53 %, доля случайных покупок, приходящихся на одну марку 0,6 %. Сводные данные распределения долей предприятий-производителей муки приведены в табл. 4.
Таблица 4. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте ПОП предприятий-производителей.
Рынок муки УР по сегменту ПОП предприятиями-производителями не монополизирован, расчетный четырехдольный показатель ниже норматива 0,343 < 0,75. INN на рынке муки в сегменте ПОП составляет 0,113, что меньше норматива 0,18, следовательно, концентрация конкуренции не выходит за пределы допустимой, интенсивность конкуренции высокая. Построение конкурентной карты рынка муки по предприятиям-производителям в сегменте ПОП: 1. Средняя арифметическая доля 2,4 %; 2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять Sмах = 0,178, Smin = 0,0053. 3. В группу «сильных» предприятий попали 12 производителей: - ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов»; - ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов – «Ситно»; - Верещагинский комбинат хлебопродуктов; - ОАО «МАКФА» – «Макфа»; - ОАО «Курганский КХП» – «Макфа»; - ОАО «Мишкинский КХП» – «Макфа»; - ОАО «Первый хлебокомбинат» – «Макфа»; - ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – «Увелка»; - СПП «Ребрихинский мелькомбинат» – «Алтай батюшка» и «Алтайская»; - Завод г. Сарыбаи; - Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая – «Алтайская»; - ОАО «Поликорн» – «Алтайская» В группу «слабых» войдут все остальные производители муки: - ОАО КХП им. Григоровича – «Затейница»; - ЗАО «Челябинский мукомольный завод»; - ОАО «Нижегородский мукомольный завод» – «Нижегородка»; - ОАО «Пермский мукомольный завод»; - ОАО «Агропромышленная компания «Хлеб Алтая» – «Алтай батюшка»; Остальные предприятия. 4. В группе «сильных» δ=0,037, 3δ=0,111; В группе «слабых» δ=0,007, 3δ=0,0208.
Рис. 5. Конкурентная карта предприятий-производителей рынка муки УР в сегменте ПОП В сегменте предприятий общественного питания по предприятиям-производителям муки, конкуренты разделились на 4 группы, причем предприятий со «слабой» позицией нет, все «слабые» предприятия попали в «аутсайдеры». На рынке выделяется «лидер» – ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» и 12 предприятий, имеющих «сильную» конкурентную позицию, среди которых предприятия, входящие в марочные объединения. При анализе конкурентной позиции по маркам, на рынке присутствуют 37 марок-конкурентов, их доли представлены в табл. 5. Таблица 5. Распределение долей на рынке муки УР в сегменте ПОП
Рынок муки УР по сегменту ПОП не монополизирован, поскольку расчетный среднеквадратичный показатель 0,60 ниже норматива 0,75. INN на рынке муки в сегменте ПОП составляет 0,11, что меньше норматива 0,18, следовательно, интенсивность конкуренции высокая. Построение конкурентной карты рынка муки по сегменту ПОП: 1. Средняя арифметическая доля 2,7 %; 2. Максимальная и минимальная рыночная доли будут составлять Sмах = 0,2216, Smin = 0,006. 3. В группу «сильных» предприятий попали 7 марок-производителей: - «Макфа» – 22,16 %; - ОАО «Сарапульский комбинат хлебопродуктов» – 17,80 %; - «Алтайская» – 13,52 %; - ЗАО «Магнитогорский комбинат хлебопродуктов «Ситно» – 6,29 %; - Верещагинский комбинат хлебопродуктов – 6,29 %; - ЗАО Комбинат хлебопродуктов «ЗЛАК» – «Увелка» – 4,89 %; - Завод г. Сарыбаи – 3,41 %; В группу «слабых» войдут все остальные производители муки: - ОАО КХП им. Григоровича – «Затейница» – 2,01 %; - ЗАО «Челябинский мукомольный завод» – 2,01 %; - «Алтай батюшка» – 2,01 %; - ОАО «Нижегородский мукомольный завод» – «Нижегородка» – 2,01 %; - ОАО «Пермский мукомольный завод» – 2,01 %; - Остальные предприятия – 0,50 %. 4. В группе «сильных» δ=0,067, 3δ=0,201 В группе «слабых» δ=0,0053, 3δ=0,015
Рис. 6. Конкурентная карта (марки-производители) рынка муки УР в сегменте ПОП
С точки зрения конкуренции, предприятия, присутствующие на рынке муки в сегменте ПОП, разделились на 4 группы, причем в «аутсайдеры» попали лишь неуказанные потребителями предприятия. На рынке выделяется «лидер» – марка «Макфа» и пять предприятий, имеющих «сильную» конкурентную позицию, среди которых Сарапульский КХП. Вновь следует отметить, что некоторые марки, занимающие сильную позицию, представляют собой объединение предприятий-производителей, объединенных единой марочной стратегией. Такими объединениями являются: - предприятия, работающие под маркой «Макфа»: ОАО «МАКФА» Челябинская обл., п. Рощино, ОАО «Курганский КХП» г. Курган, ОАО «Мишкинский КХП» г. Курган, ОАО «Первый хлебокомбинат» г.Челябинск – всего 6 предприятий; - предприятия, работающие под маркой «Алтайская»: Грана, объединение зерноперерабатывающих предприятий Алтая г.Барнаул, СПП «Ребрихинский мелькомбинат» Алтайский край ст. Ребриха, ОАО «Поликорн» Алтайский край г. Новоалтайск – всего 3 предприятия. - С учетом данной структуры марок доля Сарапульского КХП весьма значительна. Здесь, на «Макфу» приходится (на все 4 предприятия) 22,16 %, а на СКХП – 17,8 %. В пересчете на одно предприятие по «Макфа» доля равна всего 5,54 %. Таким образом, можно сделать следующие заключения по позиционированию брэнда: 1) Основным покупателем и пользователем муки является семейная женщина от 30 до 50 лет, имеющая детей, работающая, со средним уровнем дохода, ставящая на первое место в жизни семью, стабильность, любящая готовить, но в будни предпочитающая из-за нехватки времени простые, не сложные блюда. Она покупает муку в основном для изготовления пирожков, пельменей, блинчиков. Она тщательно планирует свои расходы, не любит спонтанных покупок, Муку в основном покупает в магазинах около дома, старается покупать известные марки. Уровень ее образования достаточно высок (среднее специальное или высшее). 2) Конкурентная позиция Сарапульского КХП на рынке УР и в сегменте «население», и в сегменте «ПОП» довольно хорошая. Данное предприятие является самым сильным на данном рынке, его доля самая большая по обоим сегментам. Среди брэндов оно занимает в этих сегментах вторую позицию. Первую позицию – лидера в обоих сегментах занимает марка «Макфа», представленная на рынке УР четырьмя предприятиями. Эта марка и является его основным марочным конкурентом. Если анализировать Сарапульского КХП как предприятие, то самым ближним конкурентом для него являются Магнитогорский КХП («Ситно») и Верещагинский КХП с рыночными долями по 6,9 % в сегменте «ПОП». А также предприятия марки «Макфа» (в среднем на предприятие по 6 %) и Верещагинский КХП с долей в 4 % – в сегменте «население». Поскольку и в том и в другом сегменте доля Сарапульского КХП более 17 %, (что более чем в два раза превышает доли конкурентов) выше перечисленные конкуренты не являются угрожающим фактором. В конкурентной борьбе в настоящее время Сарапульскому КХП противостоят (кроме отдельных предприятий не значимых для него) две сети: «Макфа» и «Ситно»! Отсюда, в качестве предварительного вывода можно сказать, что предприятию требуется работа в двух направлениях: - омоложение брэнда т.е. рэбрэндинг; - формирование своей конкурентной сети. Основная опасность: при смене брэнда можно потерять часть потребителей и новый брэнд будет слабее старого.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|