ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Калькуляция продажных цен на продукцию ресторанного хозяйства7.1. Цены и система наценок на продукты, поступающие на предприятия.......................................................................... 143 7.2. Порядок включения в калькуляцию кондиционного сырья...150 7.3. Порядок определения норм вложения некондиционных 7.4. Определение продажных цен на блюда из круп и макаронных изделий.................................................................. 160 7.5. Порядок определения цен на яйца и блюда из них................................... 164 7.6. Правила взаимозаменяемости сырья и продуктов...................................... 167 7.7. Правила проведения контрольных проработок....................................... 169 I
Оглавление 7.8. Порядок определения продажных цен на мучные 7.9. Формирование продажных цен на винно-водочные Глава 8 Текущие затраты и себестоимость услуг гостиничного и ресторанного хозяйства 8.1.Себестоимость услуг гостиничного хозяйства и факторы, 8.2.Анализ себестоимости услуг (затрат) гостиничного 8.3.Планирование затрат гостиничного хозяйства................... 185 8.4.Сущность издержек производства и обращения 8.5.Анализ издержек производства и обращения 8.6.Планирование издержек производства и обращения Глава 9 Прибыль и рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства 9.1. Экономическая природа прибыли гостиничного и ресторанного хозяйства, источники ее образования....... 236 9.2. Порог рентабельности: сущность и методика его 9.3. Распределение и использование прибыли предприятия...................................................................... 254 9-4. Рентабельность гостиничного и ресторанного хозяйства, методика ее определения................................................... 257 9.5. Анализ прибыли и рентабельности гостиничного хозяйства.................................................... 263 9-6. Анализ прибыли и рентабельности ресторанного хозяйства........................................................................... 270 9.7. Планирование прибыли и рентабельности гостиничного и ресторанного хозяйства........................... 279 Оглавление___________________________________________ 3£1 Глава 10 Основные фонды гостиничного и ресторанного хозяйства, их воспроизводство 10.1.Экономическая сущность основных фондов гостиницы, 10.2.Показатели оценки состояния основных фондов 10.3.Показатели эффективности использования основных 10.4.Анализ основных фондов гостиничного хозяйства.......... 308 10.5.Анализ основных фондов ресторанного хозяйства........... 313 10.6.Инвестиции в основные фонды гостиничного и ресторанного хозяйства................................................. 319 10.7.......................................................................................... Эффективность капитальных вложений.323 Глава И Оборотные средства 11.1.Сущность, состав и структура оборотных средств 11.2.Показатели эффективности управления оборотными 11.3.Анализ оборотных средств гостиничного хозяйства........ 339 11.4.Планирование потребности в оборотных средствах 11.5.Оборотные средства ресторанного хозяйства, методика анализа и планирования..................................... 350 Глава 12 Оплата труда работников гостиничного и ресторанного хозяйства 12.1. Механизм стимулирования труда и его совершенствование................................................... 366 12.2.Тарифная система............................................................... 370 12.3.Формы и системы оплаты труда........................................ 373 12.4.Состав фонда заработной платы предприятия, 12.5.Эффективность использования фонда заработной платы...,384 Литература................................................................................ 387
1 ской литературы по проблемам функционирования гостиничного комплекса. Возможно, издание, предлагаемое вниманию читателей, не сможет дать исчерпывающие ответы на частные специфические вопросы, возникающие в каждодневной практике, но оно станет началом исследования сложной темы. Авторы будут признательны за конструктивные замечания. В заключение хотелось бы выразить слова благодарности всем тем, кто принял участие в подготовке этой книги. Учебное пособие написано следующими авторами: Ефимова О.П. —введение, главы 1 (§ 2), 2, 4, 5, 6, 8 (§ 1, 3-6), 9 (§ 1-4, 6,7), 10 (§ 1-3,6,7), П<§ 1,2,4,5), 12; Ефимова Н.А.— главы 1 (§ 1), 3, 8 {§ 2), 9 (§ 5), 10 (§ 4, 5), 11 (§ 3); Олефиренко Т.Д. — глава 7. Глава 1 РОЛЬ И МЕСТО ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА В СФЕРЕ УСЛУГ 1.1. Сущность и специфика гостиничных услуг Гостиничное хозяйство является важной составной частью сферы услуг, которая представляет собой совокупность видов деятельности, направленных на обслуживание населения. Особенностью данных видов деятельности является то, что предлагаемый потребителям продукт подается в виде услуги. Услуга — действие или деятельность, результатом которых является тот или иной полезный эффект в виде удовлетворения потребностей потребителя. По функциональному назначению услуги подразделяют на материальные и социально-культурные. Материальная услуга — это услуга по удовлетворению материально-бытовых потребностей потребителя услуг. Она обеспечивает восстановление (изменение, сохранение) потребительских свойств изделий или изготовление новых по заказам граждан, а также перемещение людей и грузов, создает условия для потребления. В частности, к материальным услугам могут быть отнесены: бытовые, жилишно-коммунальные, общественного питания, транспорта и др. Социально-культурная-услуга — это услуга по удовлетворению духовных, интеллектуальных потребностей и поддержанию нормальной жизнедеятельности потребителя. Она обеспечивает духовное и физическое развитие личности, повышает профессиональное мастерство. К социально-культурным услугам могут быть отнесены: медицинские, услуги культуры, туризма, образования. Услуги обладают специфическими свойствами, не присущими ни одному из товаров: невозможностью накапливания, неспособностью к транспортировке и хранению, непостоянством качества, тесно связанным с личностью исполнителя, не- материальностью характера, совпадением во времена процесса производства и потребления и др. Отсюда и особенности деятельности предприятия сферы услуг: территориальная ограниченность предложения услуги, сильная зависимость от сиюминутного спроса, сложность с контролем качества и необходимость тщательного подбора персонала. В зарубежной литературе употребляют понятие «индустрия гостеприимства». Этот термин подчеркивает две существенные особенности предприятия индустрии гостеприимства: доброжелательное отношение к клиенту и деятельность, направленную на получение прибыли. Индустрия гостеприимства — предпринимательская деятельность на рынке услуг, связанная с приемом и обслуживанием гостей. Это понятие является более узким, чем сфера услуг, и включает в себя предприятия общественного питания, парки отдыха и развлечений, гостиницы. По словарю В.И. Даля, гостиница — это заезжий двор или дом с прислугой, помещениями для приезжих, с питанием. Под гостиничным хозяйством подразумевалась хозяйственная деятельность, которая была связана с оказанием услуг по размещению. С возрастанием требований клиентов и стремлением гостиниц расширить комплексность обслуживания услуги размещения дополнились услугами питания и продажи напитков. Зарубежные авторы (М. Готье и др.) определяют гостиничный бизнес как совокупную деятельность, которая предлагает собственные услуги и блага, обеспечивающие людям материальные условия — размещение и питание. Это касается, как поясняет автор, тех услуг, которые требуются во время путешествия за пределом постоянного места проживания (деловой визит, бизнес, личные и семейные интересы, отдых). Развитию гостиничного хозяйства способствовали многообразные факторы: рост потребностей населения в путешествиях, развитие туризма, возрастание платежеспособности клиентов, конкуренция, стремление к получению прибыли и др. Все это привело к тому, что к основным видам услуг (размещению и питанию) добавляются новые услуги: по обслуживанию деловых встреч, лечения, развлечений. При этом гостиничное хозяйство предоставляет услуги не только собственного производства, но и других отраслей народного хозяйства. Гостиница (гостиничный комплекс) — сооружение, используемое прежде всего для предпринимательской деятельности. Рп т, и место гошншчного и ресторанного хозяйства в сфере услуг 7 связанной с предоставлением населению услуг размещения (проживания) в помещениях, оснащенных необходимым количеством мебели, в котором предоставляется одна или несколько гостиничных услуг. Следовательно, сущностью гостиничной деятельности является удовлетворение потребностей граждан во временном проживании в жилом помещении, оборудованном необходимой мебелью, а также в сопутствующих проживанию услугах. Гостинице как предприятию сферы услуг присущи вышеперечисленные свойства и особенности. Прежде всего, это сезонность спроса и привязанность к определенной территории, поскольку при снижении спроса гостиница не может реализо-вывать свои услуги в другое время и в другом месте. Так, курортные гостиницы полностью загружены и получают прибыль лишь три-четыре месяца в году, а в остальное время их целью является минимизация убытков. В противоположность им в гостиницах крупных городов в летнее время наблюдается недостаток клиентов и ради их привлечения цены снижают на 20—30 %. В настоящее время средний коэффициент загрузки гостиниц в России равен 57,4 %, в наиболее известных отелях мира редко превышает 85 %. Например, уровень заполняемо-сти гостиниц Ritz-Carlton составляет 70%, что на 9 % выше среднего уровня в отрасли. В Европе коэффициент заполняе-мости колеблется от 62,3 % в отелях экономического класса до 68,9 % в отелях класса люкс. В Республике Беларусь коэффициент загрузки гостиниц составляет 41 %. Зависимость результатов хозяйственной деятельности гостиницы от колебаний спроса велика, потому что в структуре эксплуатационных затрат ведущее место принадлежит их постоянной части, а не переменной. К постоянным.затратам относятся амортизация основных фондов, большая часть зарплаты, значительные эксплуатационные расходы. Величина последних при нормальном режиме'работы составляет 50—70 % объема постоянных затрат. Поскольку в эксплуатационных затратах значительная часть постоянных затрат, то с увеличением загрузки резко снижается себестоимость место-дней. В экономической литературе отмечается, что рост заполняемости на 10 % ведет к снижению себестоимости на 6-7 %. К особенностям гостиничного бизнеса можно отнести крайне низкую эластичность предложения. Это связано с тем, что ra f гостиничная индустрия характеризуется высокой фондоемкостью. В структуре фондов преобладают основные — здания, оборудование, мебель. Поэтому инвестиции в гостиничный бизнес окупаются медленно, а в случае резкого изменения конъюнктуры возможности диверсификации крайне ограничены, так как преобладающая часть средств, инвестированных в этот бизнес, вложена в узкоспециализированные постройки и сооружения, которые сложно использовать в других целях. Следующей особенностью является проблема контроля качества услуги. Гостиничная услуга неосязаема. Трудно определить «рекомендуемую норму» таких необходимых элементов услуги, как вежливость и приветливость персонала. Поэтому контроль качества услуги осуществляется через контроль поведения персонала гостиницы. Кроме того, на качество обслуживания в гостиницах оказывает влияние деятельность звеньев, которые реализуют их основные услуги, например регистрирование мест, предварительная оплата и др. Гостиничное хозяйство оказывает комплекс разнообразных услуг, что является отличительной чертой этой сферы деятельности. Услуги гостиницы можно подразделить на основные (предоставление жилого помещения для временного проживания) и дополнительные (услуги питания, бытовые, услуги связи, спортивные, медицинские, услуги развлечения и др.). Как особенность гостиничного комплекса следует отметить оказание дополнительных услуг, которые являются обязательными даже в том случае, когда не приносят прибыли, поскольку являются составной частью продукта под названием «услуга гостиницы». Постоянная готовность структурных подразделений гостиничного хозяйства к встрече и обслуживанию гостей вызывает необходимость единовременного присутствия на протяжении суток администратора, портье, носильщиков, горничных и других работников. Это в значительной мере уменьшает эффективность использования труда персонала. Однако отечественный и зарубежный опыт свидетельствуют о возможности преодоления этого противоречия, например, путем применения бригадной организации труда с совмещением профессий. Так, при внедрении системы резервирования мест служба портье, сани-тарно-технического персонала в отелях может сократиться до минимума. Роль и место гостиничного и ресторанного хозяйства в сфере услуг__________ 9 Для анализа деятельности гостиницы можно использовать данные исследований компании Horwath International за 1997 г. (табл. 1.1). Таблица 1.1 Заполняемость, средняя стоимость и доход по отелям
Согласно исследованиям, средний коэффициент загрузки всех отелей равен 67,7 %, что превышает коэффициент загрузки как независимых отелей, так и отелей, принадлежащих цепям. Наиболее высокая стоимость номера в отелях, принадлежащих цепям (89,4 дол. США), а самый высокий доход за вычетом неизбежных платежей (11,5 дол. США) превышает показатели как независимых отелей, так и отелей, принадлежащих цепям. Кроме вышеперечисленных, рассчитываются и такие показатели, как среднее количество постоянных клиентов, (35,9 %), среднее количество постояльцев в одном номере (1,36 чел.), средняя продолжительность постоя (2,8 суток— для иностранцев и 2,4 суток — для местных). Данные показатели носят усредненный характер, поскольку они существенно различаются в зависимости от региона, класса отеля и его размеров. Так, в Европе коэффициент заполняемости колеблется от 62,3 % в отелях экономического класса до 68,9 % в отелях класса люкс. Следует отметить, что стоимость номеров гостиниц прямо пропорциональна качеству гостиничных услуг, определяемых классом. Рассмотрим данные по категориям отелей (табл. 1.2). Из табл. 1.2 видно, что отелям класса люкс присущи наибольшие коэффициент заполняемости, средняя стоимость номера и доход за вычетом неизбежных платежей. При классификации гостиниц по количеству номеров самые дорогие расположены в отелях с числом номеров более 300. У этих отелей наибольшие коэффициент загрузки и доход за вычетом неизбежных платежей. Следующими по стоимости номеров являются отели с количеством номеров менее 100, Это отражает тенденцию последних лет — строительство и эксплуатацию небольших так называемых бутик-отелей. Самый низкий из перечисленных доход за вычетом неизбежных платежей, несмотря на стоимость номера, вызван высоким удельным весом постоянных затрат. Самая распространенная категория отелей — от 100 до 300 номеров — характеризуется средними данными. Таблица 1.2 Заполняемостъ, средняя стоимость и доход по категориям отелей рппь и место гостиничного и ресторанного хозяйства в сфере услуг ______________ U_ ожидать очень быстрых изменений. Другими словами, в любое время может возникнуть и развиться то или иное направление. В то же время существуют проблемы, которые состоят в том, что недостаточно выбрать подходящую стратегию и найти средства для ее реализации. В современной практике гостиничного бизнеса любое эффективное новшество недолго остается привилегией компании, первой освоившей передовой опыт. Единожды дав положительный результат, оно быстро копируется остальными участниками индустрии (производителями «второй волны»), что нивелирует первоначальное преимущество. Для закрепления положительного результата необходимо применять несколько стратегий в комплексе, заменяя их по мере изменения ситуации.
Дох
Категория
Отели: класса люкс первого класс экономического класса1 менее 100 номеро от 100 до 300 номеров более 300 номеро] Гостиничная индустрия сформировалась в XX в. Рассматривая будущее этой деятельности, нельзя не согласиться с А.Л. Лесником и А.В. Чернышевым, которые отмечают факторы, повлиявшие на индустрию гостеприимства в XXI в. Это, в частности, глобализация, новые технологии, поведенческий маятник, консолидация, вертикальная и горизонтальная интеграция, формирование торговой марки. Существует множество других рыночных факторов, которые необходимо принимать во внимание в ближайшем будущем. К ним, например, относятся всемирные системы бронирования, всемирные информационные сети, средства связи и иные рыночные сегменты, находящиеся в стадии становления. Вместе с тем факторы, перечисленные выше, проявляются по основным направлениям. Индустрия гостеприимства принадлежит к одной из самых динамичных в мире, поэтому здесь можно Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|