![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности ресторанного хозяйства и выполняемые им функции 4 страницаЧем выше данные коэффициенты, тем больший объем услуг может оказать гостиница в планируемом периоде и получить прибыль. Поэтому при разработке плана эксплуатации гостиницы следует детально изучить загрузку за предшествующие периоды, учесть все влияющие факторы. 3.3. Планирование эксплуатационной программы В процессе планирования эксплуатационной программынеобходимо учесть увеличение номерного-фонда (или его уменьшение) или изменение структуры категорийности номерного фонда. Для учета этих факторов используется показатель среднего количества мест гостиницы в плановом периоде (МсРпл>.Он рассчитывается как частное от суммы произведений числа мест на число месяцев их наличия в планируемом периоде. Расчет производится по формуле
Коэффициент занятости гостиничных мест (К5ГИ): -н число мест на начало планируемого периода; Мк — о мест на конец планируемого периода; Т— число месяцев 'нируемом периоде; t — период наличия мест в гостинице. ■анионная программа гостиничного хозяйства
.. (500 - 4) + (520 - 8) ... Пропускную способность гостиницы на планируемый период С) определим так: пс™ = м^ ■ дш, где Дпл — количество дней в планируемом периоде. Следовательно, пропускная способность гостиницы на планируемый год составит 187 245 место-дней (513 - 365). Запланированные простои — 45 дней, в результате чего плановая пропускная способность гостиницы будет равна (365-45)-513= 164 160 место-дней. Затем следует определить коэффициент использования максимальной пропускной способности, или коэффициент вместимости гостиницы, который будет равен: Кв= 164 160/187 245 = 0,877. Зная максимальную пропускную способность и плановый коэффициент ее использования, можно рассчитать эксплуатационную программу (ЭП)по формуле эп^ = мпс™ ■ кВпл. Например, гостиница имеет 100 мест, период работы 365 дней, максимальная пропускная способность гостиницы будет равна 36 500 место-дней (365 ■ 100). В планируемом году коэффициент Использования максимальной пропускной способности составит 0,9, значит эксплуатационная программа гостиницы на планируемый год будет равна 32 850 место-дней (36 500 • 0,9). Коэффициент загрузки прогнозируется на основании результатов работы гостиницы в предыдущий период, договоров с туристическими фирмами о размещении туристов, информации о спросе и предложении аналогичных услуг. От точности прогноза зависит правильность планирования остальных пока- ателей и в конечном итоге — финансовый результат деятельно-3 ^стиницы. Количество предоставленных (оплаченных) место-суток определяется исходя из прогноза коэффициента загрузки. Минимальная цена одного места в сутки определяется с помошью калькуляции себестоимости одного места и плановой рентабельности. Выручка, полученная за эксплуатацию номерного фонда, рассчитывается как произведение минимальной цены на количество предоставленных (оплаченных) место-суток. Выручка за оказание дополнительных услуг планируется на основании данных предыдущих периодов и планируемого количества оплаченных место-суток. При планировании эксплуатационной программы необходимо учесть следующие факторы. Во-первых, заполняемость гостиницы подвержена влиянию различных внешних факторов: сезонный характер спроса, изменение потоков туристов в связи с различными событиями как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, калькулирование себестоимости производится, как правило, на основании информации о затратах предыдущего периода, поэтому достаточно сложно учесть воздействие изменения цен и тарифов на себестоимость. Важным в планировании эксплуатационной программы является составление плана по месяцам и кварталам,потому что спрос на гостиничные услуги имеет ярко выраженную сущность и зависит от поры года. Весенне-летние месяцы характеризуются наибольшим прибытием туристов, и коэффициент загрузки гостиницы в такие месяцы может быть наибольшим. Следовательно, во втором и третьем кварталах планируется наибольший коэффициент вместимости, а в первом и четвертом этот коэффициент ниже среднего, поэтому все работы, связанные с ремонтом, переносятся на этот период. Однако если гостиница находится вблизи выставочного комплекса, где осенью часто проводятся ярмарки, выставки, выставки-продажи, то коэффициент загрузки необходимо корректировать с учетом этого фактора. При планировании эксплуатационной программы в современных условиях достаточно сложно говорить о выручке и при-ьши, эффективности функционирования гостиницы в планируе- м пеРиоде. Для этого и проводятся расчеты предполагаемых Доходов и расходов. общественного питания
ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРООБОРОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 4.1. Сущность, состав, структура и характеристика товарооборота общественного питания Товарооборот предприятия питания состоит: • из реализации продукции собственного производства; • продажи покупных товаров. К продукщи собственного производства относят пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся какой-либо обработке, а также блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д. Продукцию собственного производства по степени готовностиподразделяют на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки. В зависимости от форм потребления, назначения в питании человекапродукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую продукцию. В обеденную продукцию включают блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо— это порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения,подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции в ресторанах приходится 50—65 %. Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запеченные в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овош-ные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изде- я как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции Продукция собственного производства учитывается и планируется в стоимостных и натуральных показателях. Так, главным показателем и измерителем обеденной продукции является блюдо т.е. натуральный показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объем производства и реализации обеденной продукции. Учет прочей собственной продукции осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные виды ее учитываются в штуках, стаканах, порциях, килограммах. Реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет товарооборот по продукции собственного производства.Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. В предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий, например от предприятий пищевой промышленности. Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретенные в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это — хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервы, реализуемые в банках, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, — алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам. Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины составляет розничный товарооборот предприятий питания. В состав розничного товарооборота общественного питаниявключаются: оик* Продажа за наличный расчет готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных терских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, Глава 4 и товарооборот общественного t
• продажа по безналичному расчету готовых изделий и по • продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной • продажа горячего питания работающим с последующим • продажа цветов, сувениров и других непродовольственных • стоимость товаров, выданных работникам юридических В то же время в розничный товарооборот ресторанного хозяйстване включаются: • бесплатная реализация готовых изделий и полуфабрика • оптовая продажа полуфабрикатов, кулинарных и конди • стоимость возвращенной поставщиками тары; • внутренний отпуск продукции и товаров в пределах органи • стоимость сырья заказчика (так называемое давальческое • выручка за просмотр концертных программ, бильярдных, Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания еще не поступают в сферу личного потребле- поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку то-нИЯ' п„и этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот саМостоятельного отраслевого значения не имеет. Оборот от реализации продукции собственного производства (розничная и оптовая продажа) и оборот от реализации покуп-ых товаров образуют общий оборот общественного питания, е валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания (рис. 4.1). Рис. 4.1. Состав валового товарооборота общественного питания По отношению к нему планируются другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания. Роль и значениетоварооборота как экономического показателя заключаются в следующем: • товарооборот является объемным показателем, характери • по удельному весу товарооборота предприятия питания • товарооборот врасчете на душу населения характеризует
• • по отношению к товарообороту учитываются, анализиру
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|