ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности ресторанного хозяйства и выполняемые им функции 4 страницаЧем выше данные коэффициенты, тем больший объем услуг может оказать гостиница в планируемом периоде и получить прибыль. Поэтому при разработке плана эксплуатации гостиницы следует детально изучить загрузку за предшествующие периоды, учесть все влияющие факторы. 3.3. Планирование эксплуатационной программы В процессе планирования эксплуатационной программы необходимо учесть увеличение номерного-фонда (или его уменьшение) или изменение структуры категорийности номерного фонда. Для учета этих факторов используется показатель среднего количества мест гостиницы в плановом периоде (МсРпл>. Он рассчитывается как частное от суммы произведений числа мест на число месяцев их наличия в планируемом периоде. Расчет производится по формуле
Коэффициент занятости гостиничных мест (К5ГИ): -н число мест на начало планируемого периода; Мк — о мест на конец планируемого периода; Т— число месяцев 'нируемом периоде; t — период наличия мест в гостинице. ■анионная программа гостиничного хозяйства
Например, на начало планируемого года в гостинице имелось 500 мест. С 1 мая планируемого периода после проведения реконструкции число мест увеличится на 20. Следовательно, среднее число мест гостиницы в планируемом периоде составит .. (500 - 4) + (5 20 - 8)... Пропускную способность гостиницы на планируемый период С) определим так: пс™ = м^ ■ дш, где Дпл — количество дней в планируемом периоде. Следовательно, пропускная способность гостиницы на планируемый год составит 187 245 место-дней (513 - 365). Запланированные простои — 45 дней, в результате чего плановая пропускная способность гостиницы будет равна (365-45)-513= 164 160 место-дней. Затем следует определить коэффициент использования максимальной пропускной способности, или коэффициент вместимости гостиницы, который будет равен: Кв= 164 160/187 245 = 0,877. Зная максимальную пропускную способность и плановый коэффициент ее использования, можно рассчитать эксплуатационную программу (ЭП) по формуле эп^ = мпс™ ■ кВпл. Например, гостиница имеет 100 мест, период работы 365 дней, максимальная пропускная способность гостиницы будет равна 36 500 место-дней (365 ■ 100). В планируемом году коэффициент Использования максимальной пропускной способности составит 0,9, значит эксплуатационная программа гостиницы на планируемый год будет равна 32 850 место-дней (36 500 • 0,9). Коэффициент загрузки прогнозируется на основании результатов работы гостиницы в предыдущий период, договоров с туристическими фирмами о размещении туристов, информации о спросе и предложении аналогичных услуг. От точности прогноза зависит правильность планирования остальных пока- ателей и в конечном итоге — финансовый результат деятельно-3 ^стиницы. Количество предоставленных (оплаченных) место-суток определяется исходя из прогноза коэффициента загрузки. Минимальная цена одного места в сутки определяется с помошью калькуляции себестоимости одного места и плановой рентабельности. Выручка, полученная за эксплуатацию номерного фонда, рассчитывается как произведение минимальной цены на количество предоставленных (оплаченных) место-суток. Выручка за оказание дополнительных услуг планируется на основании данных предыдущих периодов и планируемого количества оплаченных место-суток. При планировании эксплуатационной программы необходимо учесть следующие факторы. Во-первых, заполняемость гостиницы подвержена влиянию различных внешних факторов: сезонный характер спроса, изменение потоков туристов в связи с различными событиями как в нашей стране, так и за рубежом. Во-вторых, калькулирование себестоимости производится, как правило, на основании информации о затратах предыдущего периода, поэтому достаточно сложно учесть воздействие изменения цен и тарифов на себестоимость. Важным в планировании эксплуатационной программы является составление плана по месяцам и кварталам, потому что спрос на гостиничные услуги имеет ярко выраженную сущность и зависит от поры года. Весенне-летние месяцы характеризуются наибольшим прибытием туристов, и коэффициент загрузки гостиницы в такие месяцы может быть наибольшим. Следовательно, во втором и третьем кварталах планируется наибольший коэффициент вместимости, а в первом и четвертом этот коэффициент ниже среднего, поэтому все работы, связанные с ремонтом, переносятся на этот период. Однако если гостиница находится вблизи выставочного комплекса, где осенью часто проводятся ярмарки, выставки, выставки-продажи, то коэффициент загрузки необходимо корректировать с учетом этого фактора. При планировании эксплуатационной программы в современных условиях достаточно сложно говорить о выручке и при-ьши, эффективности функционирования гостиницы в планируе- м пеРиоде. Для этого и проводятся расчеты предполагаемых Доходов и расходов. общественного питания Глава 4 ПРОДУКЦИЯ И ТОВАРООБОРОТ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ 4.1. Сущность, состав, структура и характеристика товарооборота общественного питания Товарооборот предприятия питания состоит: • из реализации продукции собственного производства; • продажи покупных товаров. К продукщи собственного производства относят пищевые продукты и полуфабрикаты, изготовленные на предприятиях питания либо подвергшиеся какой-либо обработке, а также блюда, горячие и холодные напитки, кулинарные, кондитерские, мучные изделия, полуфабрикаты и т.д. Продукцию собственного производства по степени готовности подразделяют на готовые блюда и кулинарные изделия и полуфабрикаты, которые требуют в дальнейшем дополнительной доработки. В зависимости от форм потребления, назначения в питании человека продукцию собственного производства подразделяют на обеденную и прочую продукцию. В обеденную продукцию включают блюда, реализуемые и потребляемые в залах, а также отпускаемые на дом. Блюдо — это порция пищи, изготовленная из определенного набора сырья, прошедшего полную или частичную тепловую или первичную обработку, и готовая к потреблению. Все блюда в зависимости от назначения, подразделяются на первые, вторые, третьи, горячие и холодные закуски. Из общего выпуска продукции собственного производства на долю обеденной продукции в ресторанах приходится 50—65 %. Остальные виды продукции собственного производства (бутерброды, изделия, запеченные в тесте, горячие напитки, мороженое, безалкогольные напитки собственного производства, молочно-кислая продукция и др.), а также полуфабрикаты, изготовленные для продажи (мясные, рыбные, крупяные, овош-ные, очищенный картофель и др.), кондитерские, мучные изде- я как блюда не учитываются и относятся к прочей продукции Продукция собственного производства учитывается и планируется в стоимостных и натуральных показателях. Так, главным показателем и измерителем обеденной продукции является блюдо т.е. натуральный показатель. Количественный выпуск блюд характеризует объем производства и реализации обеденной продукции. Учет прочей собственной продукции осуществляется в стоимостных показателях, лишь отдельные виды ее учитываются в штуках, стаканах, порциях, килограммах. Реализация продукции собственного производства потребителям в стоимостном выражении представляет товарооборот по продукции собственного производства. Удельный вес оборота по продукции собственного производства зависит от типа предприятия питания (столовая, кафе, ресторан, закусочная, бар). Он колеблется от 45 до 90 %. В предприятиях питания, кроме производства и реализации продукции собственного производства, осуществляется продажа покупных товаров, к которым относится готовая продукция, не требующая кулинарной обработки. Покупные товары поступают в готовом виде от других предприятий, например от предприятий пищевой промышленности. Покупные товары дополняют, а в ряде случаев и заменяют некоторые виды продукции собственного производства. Следовательно, к покупным относятся товары, приобретенные в других организациях и отпускаемые населению без какой-либо обработки. Это — хлеб и хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, консервы, реализуемые в банках, мороженое, фрукты, ягоды и др. Кроме того, к покупным товарам относят изделия, которые не являются продуктами питания, — алкогольные напитки, пиво, безалкогольные напитки, табачные изделия, спички. Реализация покупных товаров в стоимостном выражении составляет оборот по покупным товарам. Реализация продукции собственного производства, а также покупных товаров непосредственно потребителям через обеденные залы, буфеты, кулинарные магазины составляет розничный товарооборот предприятий питания. В состав розничного товарооборота общественного питания включаются: оик* Продажа за наличный расчет готовых изделий и полуфабрикатов собственной выработки (блюд, кулинарных, мучных терских и хлебобулочных изделий) и покупных товаров, Глава 4 и товарооборот общественного t
включая отпуск обедов на дом, а также через магазины, отделы кулинарии, палатки, киоски, развозную, разносную и другую торговую сеть, принадлежащую данному ресторану; • продажа по безналичному расчету готовых изделий и по • продажа готовых изделий и полуфабрикатов собственной • продажа горячего питания работающим с последующим • продажа цветов, сувениров и других непродовольственных • стоимость товаров, выданных работникам юридических В то же время в розничный товарооборот ресторанного хозяйства не включаются: • бесплатная реализация готовых изделий и полуфабрика • оптовая продажа полуфабрикатов, кулинарных и конди • стоимость возвращенной поставщиками тары; • внутренний отпуск продукции и товаров в пределах органи • стоимость сырья заказчика (так называемое давальческое • выручка за просмотр концертных программ, бильярдных, Отдельные предприятия продают готовую продукцию или полуфабрикаты другим предприятиям общественного питания и розничной торговли. В результате такого рода реализации продукты питания еще не поступают в сферу личного потребле- поэтому их товарооборот является оптовым. Поскольку то-нИЯ' п„и этом не выходят за пределы отрасли, такой товарооборот саМостоятельного отраслевого значения не имеет. Оборот от реализации продукции собственного производства (розничная и оптовая продажа) и оборот от реализации покуп-ых товаров образуют общий оборот общественного питания, е валовой. Валовой товарооборот характеризует полный объем производственной и торговой деятельности предприятия общественного питания (рис. 4.1). Рис. 4.1. Состав валового товарооборота общественного питания По отношению к нему планируются другие показатели: издержки производства и обращения, расходы на оплату труда, прибыль и др. Товарооборот планируют и учитывают в розничных ценах, включая наценку общественного питания. Роль и значение товарооборота как экономического показателя заключаются в следующем: • товарооборот является объемным показателем, характери • по удельному весу товарооборота предприятия питания • товарооборот в расчете на душу населения характеризует 60 • по доле товарооборота предприятия питания в товарообо • по отношению к товарообороту учитываются, анализиру Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|