ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности ресторанного хозяйства и выполняемые им функции 1 страницаПотребность людей в питании вне дома возникла глубоко в прошлом. Сначала такие услуги имели нерегулярный характер, однако со временем оказание услуг в сфере питания становится основным занятием значительной части населения. Таким образом выделяется отрасль деятельности, основной задачей которой является организация питания людей за пределами своего жилья (по месту работы, учебы, отдыха). В ряде стран СНГ эта подотрасль хозяйства называется общественным питанием. Общественное питание как подотрасль торговли включает в себя коммерческие предприятия различных форм собственности, объединенные по характеру перерабатываемого сырья и выпускаемой продукции, организации производства и форм обслуживания населения. В общественном питании функционируют различные типы предприятий: рестораны, кафе, столовые, бары, кафетерии и др. Задачей общественного питания является обслуживание различных контингентов потребителей и предоставление им услуг. Под услугой общественного питания понимается результат деятельности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей по удовлетворению потребностей населения (потребителя) в питании и проведении досуга. Система предприятий питания, как правило, является структурным подразделением гостиничного комплекса и состоит из раз- Роль и место гостиничного и ресторанного хозяйства в сфере услуг
нообразных по типам и наценочным категориям предприятий с разным режимом работы. Причем в их составе преобладают рестораны. Поэтому в данном учебном пособии будем пользоваться принятым в мировой практике термином «ресторанное ХОЗЯЙСТВО». Особенностями функционирования ресторанного хозяйства как структурного подразделения гостиничного комплекса являются следующие: • предоставляемые клиентам гостиницы услуги классифи • стоимость услуг по предоставлению гостям завтрака, как • для предприятий питания существует такой постоянный • доля прибыли обшественного питания в обшей величине Последняя особенность ресторанного бизнеса не всегда характерна в современной ситуации. Как подчеркивают А.Л. Лесник и А.В. Чернышев, еше несколько лет назад любой менеджер ответил бы, что основа дохода гостиницы — это ресторан и что невозможно представить себе существование гостиницы класса «пять звезд» без этого заведения. В настоящее время ситуация изменилась, современные менеджеры не столь категоричны, так как на собственном опыте убедились в сложности получения высокого дохода от реализации продуктов и напитков в ресторане (что и заставляет искать нетрадиционные пути доведения их до потребителя). Ресторан сегодня уже не является источником стабильного дохода, напротив, экономическая ситуация, заставляющая экономить на всем, вынуждает владельцев отелей закрывать рестораны в гостиницах или передавать их в аренду. Характерной особенностью ресторанного хозяйства является то, что оно связано со всеми фазами расширенного воспроизводства. Во-первых, в ресторане осуществляется производство пищевой продукции (цех является сферой производства). Во-вторых, происходит обмен продукции общественного питания за деньги. Выполняя функцию обмена, ресторанное хозяйство является одним из звеньев обращения денег. В-третьих, происходит организация личного потребления (торговый зал — это сфера потребления). В-четвертых, в этой сфере осуществля- ется процесс распределения, так как часть продовольственных ресурсов распределяется по фондам. Ресторанное хозяйство выполняет рад функций. Основные из них: • закупка сырья и товаров; • производство пишевой продукции в широком ассорти • организация потребления пишевой продукции; • хранение запасов сырья и товаров; • организация процесса обслуживания; • проведение маркетинговых исследований; • транспортировка сырья и товаров и др. Процесс обслуживания в общественном питании — совокупность операций, выполняемых исполнителем при непосредственном контакте с потребителем услуги при реализации кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий, покупных товаров и организации досуга. Под методом обслуживания понимается способ реализации потребителем продукции обшественного питания. Объекты общественного питания предоставляют потребителям различных типов и категорий следующие услуги: • питания; • по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских • по организации потребления и обслуживания; • по реализации кулинарной продукции и кондитерских из • по организации досуга; • информационно-консультативные; • прочие. Услуги питания — это услуги по изготовлению собственной продукции и созданию условий для реализации и потребления собственной продукции и покупных товаров. Услуги питания подразделяют в зависимости от типа и категории объекта общественного питания: ресторана; кафе; бара; закусочной; объекта быстрого обслуживания; столовой; буфета; кафетерия. Услуги по изготовлению кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий, других видов продукции включают: • изготовление блюд, кулинарной продукции, кондитер 14 квашений по заказам потребителей, в том числе в сложном исполнении и с дополнительным оформлением на объектах общественного питания; • изготовление булочных, кондитерских и колбасных изде • услуги повара, кондитера по изготовлению блюд, кули Услуги по организации потребления и обслуживания включают: • организацию и обслуживание торжеств, семейных обедов • организацию питания и обслуживание участников конфе • организацию питания и обслуживания механизаторов в пе • услуги официанта по обслуживанию на дому; • доставку кулинарной продукции, кондитерских и булоч - на рабочих местах и на дому; - в пути следования пассажирского транспорта (в купе, - в номерах гостиниц;
• бронирование мест в зале объекта общественного питания; • продажу талонов и абонементов на обслуживание ском • услугу мойщицы посуды на дому; • доставку кулинарной продукции, кондитерских и булоч • организацию рационального, комплексного и диетиче Услуги по реализации кулинарной продукции и кондитерских изделий включают: • реализацию кулинарной продукции, кондитерских и бу - отпуск обедов на дом; Ропь и место гостиничного и ресторанного хозяйства в сфере успуг________ __75 • реализацию кулинарной продукции, кондитерских и бу - комплектование наборов кулинарной продукции, кондитерских и булочных изделий в дорогу, в том числе туристам и другим категориям населения для самостоятельного приготовления кулинарной продукции. Услуги по организации досуга включают: • проведение концертов, программ варьете и видеопрограмм; • музыкальное обслуживание; • предоставление газет, журналов, настольных игр, игровых Информационно-консультативные услуги включают: • консультации специалистов по изготовлению, оформле • консультации диетсестры по вопросам использования ку • организацию обучения кулинарному и кондитерскому мас Прочие услуги общественного питания включают: • прокат столового белья, посуды, приборов, инвентаря; • предоставление принадлежностей для чистки обуви; • продажу фирменных значков, цветов, сувениров, книг, га • гарантированное хранение ценностей потребителя (верх • вызов такси по заказу потребителя; • парковку личных автомашин на организованной стоянке • пользование телефонной связью. От объема и качества услуг, предоставляемых объектом общественного питания, зависит его конкурентоспособность. Ресторанное хозяйство — сложная система. Многие явления __ фун__,...... ^„,.w 'Дновременно выполняет и функции, присущие сфере услуг. Задачей ресторанного хозяйства является обслуживание различных контингентов потребителей и предоставление им услуг. По характеру организации производства ресторанное хозяйство имеет сходство с предприятиями пищевой промышленности. Отличие'состоит в том, что рестораны производят продукцию, которая не подлежит длительному хранению и должна быть быстро реализована. Кроме того, приготовление пищевой продукции предназначается для каждого отдельного потребителя. Отличие от предприятий пищевой промышленности состоит и в том, что рестораны производят выпуск потребительских комплексов (блюд), которые обеспечивают полный рацион дневного питания (завтрак, обед, ужин). Следует отметить и еще одно отличие, которое заключается в том, что в ресторане осуществляются оформление и отпуск готовой продукции. Частично продукция может быть реализована вне ресторанного хозяйства через магазины-кулинарии для потребления в домашних условиях или проведено обслуживание клиентов по форме кейте-ринга (обслуживание напитками и закусками вне специализированных помещений). По характеру реализации готовой продукции ресторанное хозяйство имеет сходство с торговлей. Однако и здесь имеются отличия. Так, торговля осуществляет продажу товара, а ресторан организует потребление пищевой продукции, предоставляет разнообразные услуги. Практика показывает, что компании, которые сделали ставку на один из существующих методов повышения конкурентоспособности, инвестируют средства как в услуги, так и в продукты. Например, компания принимает решение инвестировать средства в нетрадиционные источники питания (питание вне ресторана). Для того чтобы получить высокий доход, необходимо вложить средства не только в организацию нетрадиционной услуги и связанных с ней служб, но и в продукты и напитки. В целом любое новшество нуждается в разработке собственной концепции, включающей различные аспекты проблемы. Глава 2 ПЛАНИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСТИНИЧНОГО И РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА Сущность и необходимость процесса планирования. Этапы планирования Планирование присуще всем странам независимо от их социальной системы. Механизм планирования деятельности коммерческой организации включает: • принципы планирования; • определение приоритетных целей; • обеспечение взаимосвязи между показателями; • учет факторов и конъюнктуры развития рынка; • анализ проблем; • выбор оптимального варианта развития; • контроль за осуществлением планов. Процесс планирования базируется на знании и использовании объективных экономических законов: всеобщих (закон возвышения потребностей, закон экономии времени); товарного производства (закон стоимости); рыночной экономики. В экономической литературе встречается множество определений процесса планирования. Например, по мнению Г. Болта, планирование — «продуманное определение и систематизация факторов*, которые способствуют успешной деятельности предприятия, выявлению и постановке цели организации, выработке политики, методов, стратегии и тактики, необходимой для их достижения. Р. Акофф считает, что планирование — это «процесс заблаговременного принятия и оценки взаимосвязанной совокупности решений» в ситуации, когда желаемое состояние в будущем вряд ли наступит, если не принять специальных мер, приняв которые, как утверждает автор, можно увеличить вероятность благоприятного исхода. Сущность планирования подчеркивают Г. Эмерсон и Ф. Тейлор, определяя его «как процесс, представляющий одновременно и предвидимый результат, и направление действий», которому надо следовать, а также и этапы, которые надо пройти, и методы, которые следует применять. В учебнике «Основы предпринимательского дела» {под ред. Ю. Осипова) планирование понимается не только как определение целей на перспективу, но и как анализ способов их реализации и ресурсного обеспечения. Это определение совпадает с мнением В. Хойера, который считает, что в понятие «планирование» входит «определение целей и путей их достижения». Многие авторы подчеркивают, что планирование представляет не просто деятельность, а процесс, в рамках которого имеет место развитие, Р. Шпицнер указывает на «процессный характер» планирования — это значит, что планирование представляет собой динамический процесс, начиная с момента создания предприятия до его ликвидации. Автор подчеркивает «информационный характер» планирования, который предполагает использование возможной информации и услуг консультационных служб. При этом важное значение при рассмотрении сущности планирования он придает его комплексности. Следовательно, можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что планирование — это непрерывный процесс, направленный на адаптацию временных решений, относящихся к будущему, с учетом постоянного обновления информации о состоянии дел предприятия. Планирование включает систему мер, предусматривающих определение конкретных целей его развития, способов и методов их достижения, установление порядка и сроков выполнения необходимых для этого работ, контроль за их выполнением. Таким образом, общим для большинства авторов является понимание планирования как процесса: • непрерывного; • ориентированного на перспективу; • выбора, принятия и оценки взаимосвязанной совокупно • ориентированного на развитие; • направленного на обеспечение благоприятных условий • выбора действий, которые должны быть предприняты в будущем. пп янипавание деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 19 Методология планирования включает: • определение сущности понятия планирования, принци • методики определения показателей; • приоритеты и последовательность расчетов и обоснован Временной аспект планирования связан с выбором планового горизонта, обеспечивающего непрерывность планирования. Как уже отмечалось, планирование предполагает поиск целей. Основными этапами целевого планирования являются: • поиск целей; • придание целям количественной определенности; • анализ и упорядочение целей; • проверка целей на реализуемость; • принятие решения; • осуществление целей; • проверка и уточнение целей. Экономическая теория предъявляет к системе целей следующие требования: • реальность (возможность достижения целей при заданных • операционность (возможный и достаточный уровень точ • порядок (упорядоченность целей по иерархии с указани • состоятельность (взаимосопоставимость и непротиворе • актуальность; • целостность (система целей должна включать как мини • полезность (чувство ответственности у работников за дос • взаимоувязка с организацией деятельности предприятия • прозрачность и подконтрольность (единая структура, под Формулировка целей в процессе планирования связывается с созданием основ мотивации и пробуждением заинтересованности работников предприятия в их достижении. Между целями всегда существует жесткая зависимость. Иерархическая структура целей включает следующие виды: конечные (победа в конкурентной борьбе, увеличение доли предприятия на рынке); высшие (получение прибыли, рост прибыли и рентабельности, увеличение объема услуг); промежуточные (увеличение пропускной способности гостиницы, ресторана, использования номерного фонда гостиницы); подцели (увеличение количества услуг). По возможности измерения экономические цели подразделяв ются на количественные и качественные. К количественным целям относятся: • увеличение доли предприятий на рынке; • рост объема услуг; • минимизация издержек; • рост прибыли и рентабельности; • повышение платежеспособности и ликвидности; • увеличение размеров резервных фондов и др. Качественные цели гостиничного хозяйства — это повышение уровня обслуживания, сервиса, соответствие мировым стандартам. По срокам достижения цели подразделяются на долгосрочные (стратегические), среднесрочные и кратковременные (оперативные). Постановка долгосрочных целей является первым этапом стратегического планирования. Эти цели находят отражение в основных направлениях деятельности, философии и политике предприятия. Процесс планирования проходит ряд этапов. Так, Ю. Осипов выделяет три этапа планирования. 1) анализ стратегических проблем; 2) прогноз будущих условий деятельности и определение 3) нахождение средств для развития предприятия. В. Хойер считает, что процесс планирования проходит четыре этапа: Планирование деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 21. 1) разработку общих целей; 2) постановку конкретных, детализированных целей на за 3) определение путей и средств их достижения; 4) контроль за достижением поставленных целей путем со Процесс планирования может быть расширен до шести этапов: 1) анализ ситуаций; 2) планирование целей (результатов); 3) планирование средств, необходимых для достижения целей; 4) принятие решений (выбор альтернативы); 5) планирование реализации; 6) контроль (по критерию успеха). Можно согласиться с мнением ряда авторов, которые считают, что экономический анализ — этап, предшествующий процессу планирования. В процессе анализа формулируется проблема. В связи с этим выделим следующие этапы планирования: 1) формулировка проблемы; 2) постановка целей; 3) планирование средств достижения целей, в том числе ре 4) выбор оптимального варианта развития; 5) контроль за осуществлением планов. Планирование почти всегда ориентируется на данные прошлого, но стремится определить и контролировать развитие предприятия в перспективе. Поэтому надежность планирования зависит от точности фактических показателей прошлого. Иными словами, обеспечить эту надежность невозможно без бухгалтерского учета и необходимой обширной статистической базы. Поскольку предприятие всего лишь небольшая часть общего рынка и экономики страны, то для планирования необходимо получить как можно больше точной информации. Планирование, как правило, тем проще, чем крупнее предприятие, хотя на мелких предприятиях некоторые факторы оказываются более обозримыми для руководства, чем на крупных. Следует также иметь в виду, что некоторые аспекты экономики в целом, такие, например, как экономические кризисы и Другие, вообще не поддаются планированию. Как нельзя точно предсказать развитие будущего, так и невозможно получить все без исключения важные данные, скажем, о рынке в целом, как и те, которые затрагивают деятельность конкурентов. Их реакцию на развитие рынка невозможно предугадать. Таким образом, любое планирование базируется на неполных данных. Поскольку предприятие не всегда располагает всей необходимой информацией для составления планов, а иногда и вообще неизвестно, каких данных не хватает (ведь может случиться, что при подборе базовых данных какие-то из них будут упущены как несущественные), то качество планирования в большей мере зависит от интеллектуального уровня компетентных сотрудников. Отсюда следует, что систему планирования предприятия необходимо формализовать с таким расчетом, чтобы при разработке планов использовались все имеющиеся показатели. Итак, система планирования предприятия состоит из отдельных планов по конкретным направлениям деятельности его структурных подразделений. После завершения разработки планов по отдельным видам деятельности выявляются несоответствия — завышенные или заниженные показатели, которые необходимо устранить. Поскольку планы взаимозависимы, возникает необходимость внесения соответствующих корректив. На крупных предприятиях высшее руководство (высшая администрация) определяет генеральные и текущие цели, стратегии,
Руководители подразделений Планы подразделений, представляемые для анализа и обобщения Рис. 2.1. Процесс планирования Планирование деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 23 обшее направление развития (объем и структуру инвестиций, потребности в финансовых ресурсах, долю рынка, организационную структуру, прибыль и т.п.). Работа по планированию сосредоточена в специальных службах (экономическом, финансовом планово-экономическом отделах). В свою очередь службы планирования доводят руководящие указания, допущения, прогнозы до руководителей подразделений, которые и разрабатывают планы. Процесс планирования представлен на рис. 2.1. 2.2. Принципы планирования и их взаимосвязь Принципы планирования различны и многообразны. Предприятие самостоятельно может выбрать основополагающие принципы. К основным принципам планирования следует отнести следующие: гибкость (адаптивность); точность; вариантность; целенаправленность; научность; единство; участие; непрерывность. Гибкость (адаптивность) — реакция на изменение условий, которая проявляется в придании планам способности менять свою направленность с целью противодействия возможному или действительному уменьшению эффективности функционирования экономического объекта. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, указывая их с учетом внутренних и внешних условий. Поэтому планы обычно содержат так называемые резервы, иначе называемые «надбавками безопасности» или «подушками». Важно, однако, иметь в виду, что слишком большие резервы делают планы неточными, а небольшие влекут за собой их частые изменения. Окончательное определение показателей планов всегда остается делом руководства, так же как координация и контроль за их выполнением. Однако существуют определенные пределы резервов планирования: • резервы, заложенные в показателях, не должны быть слиш • слишком низкие пределы влекут за собой частые изменения С финансовой точки зрения принцип гибкости нуждается в дополнительных затратах, причем уровень затрат должен со- . Глава 2 относиться с вероятным будущим риском. Придание гибкости планам при помощи дополнительных затрат также имеет свои ограничения. Затраты могут казаться настолько высокими, что гибкость плана и связанные с ней преимущества не окупят их. Точность. План должен быть составлен с определенной степенью точности, т.е. конкретизирован и детализирован в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности предприятия. Стратегическое долгосрочное планирование вынуждено ограничиваться определением основных целей и самых общих направлений деятельности, потому что количество достоверной информации о будущем очень невелико, а диапазон и скорость изменений постоянно растут. В планах, рассчитанных на короткие промежутки времени для отдельных подразделений предприятия, конкретность и проработка деталей должны стать обязательными, поскольку такие планы не являются инструкциями, определяющими действия людей и коллективов, их реализующих. Вариантность — рассмотрение возможных альтернатив развития для достижения поставленных целей. Целенаправленность — разработка планов для достижения намеченных целей. Научность планирования основывается на изучении, использовании объективно действующих экономических законов, а также предполагает научное обоснование принятого варианта развития. Кроме того, принцип научности предусматривает, что процесс планирования должен осуществляться специалистами, владеющими современной методологией. Единство как принцип предполагает, что планирование должно иметь системный характер. Понятие «система» означает: су-шествование совокупности элементов системы, взаимосвязь между ними; наличие единого направления развития элементов системы; ориентацию на общие цели. Основные составляющие понятия «система» можно описать, используя категории «координация» и «интеграция». Элементами планирования на предприятии являются отдельные его подразделения и составляющие процесса планирования. Взаимосвязь между подразделениями осуществляется на основе координации на горизонтальном уровне, т.е. на уровне функциональных подразделений. Планирование деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства_______ 25 Координация плановой деятельности отдельных функциональных подразделений выражается в следующем: • деятельность подразделений предприятия нельзя плани • изменения в планах одного из подразделений должны Таким образом, взаимосвязь и одновременность — главные черты координации планирования на предприятии. Единое направление плановой деятельности предприятия заключается в общности целей, которая становится возможной в рамках вертикального единства подразделений (т.е. единства в рамках управленческой иерархии), их интеграции. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|