ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Особенности ресторанного хозяйства и выполняемые им функции 2 страницаИнтеграция плановой деятельности предполагает, что существуют разные относительно обособленные процессы планирования и частные планы подразделений, т.е. разнообразие подсистем планирования, но каждая из подсистем действует исходя из общей стратегии предприятия, а каждый отдельный план является частью более высокого подразделения и предприятия в целом. Все планы, созданные на предприятии, — это не просто совокупность, набор документов, это их взаимосвязанная система. Участие как принцип означает, что каждый работник становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. Таким образом, процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает. Во-первых, при реализации этого принципа каждый из участников предприятия получает более обширную информацию об организации, чем раньше. В целом процесс обмена внутрифирменной информацией упрощается. Во-вторых, личное участие рядовых работников в процессе планирования приводит к тому, что планы становятся их личными планами, а участие в достижении целей предприятия приводит к удовлетворению собственных потребностей. У каждого из них появляются новые, ярко выраженные мотивы к эффективному труду, укрепляется чувство команды. В-третьих, применение принципа участия способствует тому, что работник, занимаясь планированием, развивает себя как личность. У него появляются новые навыки и знания, расширяется горизонт личных возможностей, а значит, предприятие
Гпава2 тьности гостиничного и ресторанного хозяйства
приобретает дополнительные ресурсы для решения своих будничных задач. В-четвертых, такое планирование объединяет две функции менеджмента, которые часто вступают в противоречие, — оперативное руководство и планирование. Планы перестают быть чем-то внешним для руководителей, они участвуют в их составлении. Смысл принципа непрерывности заключается в том, что: • процесс планирования на предприятиях должен осуществ • разрабатываемые планы должны непрерывно следовать Второе из условий непрерывности планирования — постоянное следование планов — предприятия, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания ими процесса планирования. Предприятия разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до начала следующего периода. Процесс планирования должен быть непрерывным исходя из следующих важных предпосылок: • неопределенность внешней среды и наличие непредусмот • изменяются не только фактические предпосылки, но и И, наконец, непрерывный процесс планирования позволяет обеспечивать постоянную вовлеченность работников в плано-, вую деятельность. Существуют и другие принципы планирования. Так, можно согласиться с И.М. Микулич, Н.Н. Скрибой, Р.П. Валевич, которые считают, что процесс планирования должен быть встречным, т.е. «сверху вниз» и «снизу вверх», когда задействованы все звенья управления: от руководства до структурных подразделений. Но некоторые авторы (В. Хойер и др.) предлагают в процессе планирования обязательно разрабатывать запасной «аварийный план», который можно выполнить даже при самом неблагоприятном стечении обстоятельств. Кроме того, ряд авторов отмечают, что процесс планирования должен осуществляться от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. Также можно выделить принцип оптимальности — выбор из альтернативных вариантов развития того, который обеспечит максимальную эффективность функционирования предприятия. Виды планирования Различают три философии планирования и в связи с этим можно выделить следующие виды планирования: формальное, инкрементальное, системное. Формальное планирование предполагает сужение области проблем с тем, чтобы использовать экономико-статистические, экономико-математические методы, формулы, вычислительную технику. Результаты вычислений определяются по формулам без учета человеческого фактора, квалификации и опыта всех работников, которые осуществляют и участвуют в процессе планирования. Инкрементальное планирование позволяет отразить, предвидеть и учесть при составлении плана те ситуации и проблемы, которые количественно нельзя измерить. При этом учитываются человеческий фактор и политические аспекты, интуиция, знания, полученные из практического опыта, качественные рассуждения. Инкрементальные модели обладают свойством сверхупрощенности. При системном планировании главное внимание уделяется созданию альтернативных сценариев будущего, опираясь на действия и процессы в настоящем. При этом планирование понимается не как дискретная деятельность, а как непрерывно развивающийся процесс. По уровням управления различают планирование на макроуровне, мезоуровне и микроуровне. По характеру планирование подразделяют на директивное и индикативное. Директивное планирование предусматривает, чтобы государственные планы имели силу закона, все уровни руководства несли ответственность за выполнение плановых заданий. Пересмотр и корректировка их возможны в исключительных случаях (например, при стихийных бедствиях). При директивном планировании центральные плановые и отраслевые органы управления в адресном порядке доводят контрольные цифры по детализированным показателям до подведомственных им организаций и объединений. Это планирование было присуще командно-административной системе, которая предусматривала диктат министерств и ведомств по отраслевой вертикали, строжайшую регламентацию условий хозяйствования. Вместо командно-административной системы должно действовать государственное регулирование, которое представляет собой процесс сознательного вмешательства в действия экономических субъектов и включает в себя широкий спектр видов регулирования (можно выделить регулирование на макроэкономическом и микроэкономическом уровнях, прямое и косвенное и др.). В противоположность директивному планированию существует индикативное. Его также называют косвенным, направляющим, экономическим. Индикативное планирование — это система, которая опирается на выявление желательных целей, а не на приказы для их достижения. Это планирование имеет в своей основе прогноз Ц будущего развития, а не его трансформацию. Индикативное '* планирование предусматривает косвенное воздействие на предприятие через систему регуляторов. Выделяют два вида регуляторов: экономические и административные. К экономическим регуляторам относятся: • ценовая политика; • налоговая политика; • кредитная политика; • инвестиционная политика. К административным регуляторам относятся: • лицензирование экспорта; • разработка стандартов; • лицензирование видов деятельности; • определение и поддержание минимальных параметров • контроль над финансовыми операциями предприятий; • определение субъектов хозяйствования различных форм
планирование деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства По степени охвата конкретных сторон деятельности планирование подразделяют на общее и частичное. По длительности временного интервала — на долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное. Долгосрочное планирование в основном характерно для крупных предприятий и насыщенного рынка. Долгосрочные планы определяют общую стратегию предприятия. Они разрабатываются руководством и содержат главные стратегические цели на перспективу, сроком от трех до пяти лет и более. Выделяют следующие этапы долгосрочного планирования: • формирование предпосылок. Здесь собирается информация • постановка проблем, формулирование целей. Прогнозиру • разработка новых стратегий «продукт — рынок». Их цель — Долгосрочные планы включают в себя среднесрочные и краткосрочные планы. Среднесрочное планирование рассчитано на срок от двух до трех лет. В рамках среднесрочного плана конкретизируются прогнозируемые на перспективу показатели. Выявляются расхождения с прогнозами. Среднесрочный план предполагает детализацию разделов и показателей (план эксплуатационной деятельности гостиничного хозяйства; план по труду; план маркетинга; финансовый; план товарооборота ресторана; план снабжения сырьем и товарами; план доходов и прибыли и т.п.). Краткосрочное планирование охватывает период до одного года. Краткосрочные планы реализуются через составление календарных программ при контроле за их исполнением.
По целям достижения можно выделить следующие виды планирования: стратегическое, тактическое, оперативное. На современном этапе развития долгосрочное планирование перехолит в стратегическое. Задачей стратегического планирования является разработка возможных целей и стратегий предприятия (задач, программ и ситуационных планов, детализация финансовых планов и смет, которые в свою очередь зависят от выбора стратегических решений), позволяющих справиться с трудностями и использовать возникающие новые возможности. Стратегические планы представляют собой как конкретные цели, которые необходимо достичь к определенному периоду, так и перспективные с генеральной стратегией действий. Формирование стратегического планирования представлено на рис. 2.2. Стратегическое планирование предусматривает применение новых методов: • построение матриц оценки различных вариантов хозяйст • разработку планов на ситуационной основе, т.е. примени • построение сценариев различного типа, например, опти Ряд авторов, характеризуя сущность стратегического планирования, справедливо считают, что предприятиям предлагается вместо следования внешним условиям их деятельности самим формировать эти условия, воздействуя на них и тем самым — на свое будущее. Приспосабливаться необходимо только к тем изменениям внешней среды, на которые предприятие не может оказать влияние. При этом будущее необходимо рассматривать как один из объектов управления, так как решение (как положительное, так и отрицательное), принятое сегодня, будет иметь определенные последствия в перспективе. Процесс стратегического планирования состоит из шести взаимосвязанных блоков, между которыми существуют устойчивая взаимосвязь и взаимозависимость: 1) определение миссии предприятия; 2) формулирование целей; 3) оценка и анализ внешней среды;
4) оценка и анализ внутренней среды; 5) разработка и анализ стратегических альтернатив; 6) выбор стратегии из имеющихся альтернатив. о, гибко и творчески подходя к процессу ее разработки.
Сильные и слабые стороны предприятия Допущения и основные установки
Прогнозы состояния внешней среды а задач, программ ситуационных планов Детализация финансовых планов и смет Рис. 2.2, Формирование стратегического планирования гиЛак Н° сформулиР°вать основные элементы миссии предприя- • целевые ориентиры; • сфера деятельности; • внутренняя концепция и моральный кодекс-
Гпавз2 В современной литературе широко освещаются подходы к формированию комплекса целей. Можно обозначить следующие направления: • положение и доля предприятия на рынке; • работа с клиентами (гостями, покупателями); • эффективность; • управленческие и организационные аспекты; • социальная ответственность; • инновации. Тактическое планирование представляет собой конкретизацию стратегического. Оно призвано направлять текущую деятельность предприятия на достижение стратегических целей, выбирать для этого оптимальные пути, обеспечивать согласованную работу структурных подразделений. Тактическое планирование имеет более узкий «плановый горизонт» и ориентировано преимущественно на выбор средств для достижения целей. Оперативное планирование базируется на планах конкретных действий, мероприятий, акций, которые обеспечивают достижение намеченных целей. В рамках оперативного планирования предприятие намечает конкретные задачи для каждого из направлений и участников работы, количественно измеряемые ориентиры, определяет рабочие функции, форму и время выполнения заданий. В зарубежной литературе выделяют внутрифирменное планирование. Внутрифирменное планирование — выявление перспектив развития внешнего окружения предприятия, формулирование целей и вероятных стратегий, определение первостепенных задач, а также действий для их достижения. Основными элементами внутрифирменного планирования являются: • прогнозирование; • постановка задач на базе прогноза, установление прибли • корректировка плана, в том числе конкретизация сроков • составление бюджетов (балансов), в том числе баланса де Планирование деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства ___________ 33 • конкретизация плана (выработка конкретных установок в распространении принятых решений на низшие звенья). Для обшего представления масштабов планирования приведен рис. 2.3, на котором рассматривается зависимость планирования от определяющих его факторов (объекта, предмета, составных элементов, видов планов и временного фактора). Предмет планов:
научные исследования; разработка идеи; финансирование; маркетинг; поиск клиентов (поставщиков, посредников и покупателей); мощность предприятия; рабочая сила МАСШТАБЫ ПЛАНИРОВАНИЯ Продолжительность
Элементы планов: статус (основной, соподчиненный); цель (например, максимум прибыли); подцель (повышение производительности труда и др.); руководящий принцип (обеспечение оптимальных взаимосвязей); бюджет (ограничения по ресурсам); методы планирования и нерациональные Рис. 2.3. Масштабы планирования ,„ деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства
2.4. Роль и значение экономического анализа в процессе планирования Экономический анализ представляет собой совокупность методов формирования и обработки данных о деятельности предприятия, определение тенденций развития, выявление резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности. Систематический анализ деятельности предприятия в зависимости от постоянно меняющейся рыночной среды позволит сделать ее устойчиво прибыльной и конкурентоспособной, обеспечить ее развитие, прогнозировать будущее. Проводя всесторонний и постоянный анализ деятельности предприятия, можно: • быстро, качественно и профессионально оценивать ре • точно и своевременно находить и учитывать факторы, • определять затраты (себестоимость) и тенденции их изме • находить оптимальные пути решения проблем предприя Важнейшими задачами анализа хозяйственной деятельности являются: • оценка итогов выполнения планов; • определение факторов, обусловивших влияние на резуль • выявление резервов; • подготовка информации, необходимой для разработки на В предпринимательской деятельности различают стратегический и оперативный анализ. Стратегический анализ направлен на выявление возможных шансов и рисков, сильных и слабых сторон предприятия. Он дает в основном качественные характеристики. Оперативный анализ направлен на оценку результатов деятельности предприятия. Он служит эффективным средством управления ресурсами, играет важную роль в оптимизации затрат. Затрагивая все стороны и аспекты производственно-хозяйст • итоги деятельности организации; • финансовое состояние; • эффективность деятельности гостиничного и ресторанно Анализ хозяйственной деятельности является одной из основных функций системы управления экономикой и занимает промежуточное место между сбором информации и принятием управленческих решений. Он предшествует управленческим решениям, подготавливает и обосновывает их. Для эффективного, оптимального руководства работой предприятия необходимы сведения об имеющихся ресурсах и мощностях, ходе хозяйственного развития. Такую информацию получают при помощи оперативного экономического анализа. Методика анализа экономических показателей — определенный порядок и способы изучения экономических показателей, характеризующих хозяйственную деятельность гостиничного и ресторанного хозяйства. Анализ экономических показателей, как правило, проводят в следующем порядке: • уточняют степень выполнения плана по данному показа • определяют динамику показателя за ряд лет; • выявляют основные факторы, повлиявшие на величину • вскрывают неиспользованные резервы предприятия; • отмечают положительные и отрицательные моменты в про • формулируют выводы и предложения; • разрабатывают план мероприятий для реализации предло В процессе анализа различные экономические показатели и связанные с ними экономические явления изучаются в их взаимосвязи и взаимозависимости. Однако это обстоятельство вовсе не исключает возможности и необходимости логического обоснования показателей в процессе экономических расчетов. Весьма распространен такой методический прием: определяют 36 влияние данного фактора при прочих равных условиях (т.е. при условии, что другие факторы, как и величины, выражающие их влияние, считаются неизменными). Методика анализа экономических показателей предполагает использование как собственно анализа, так и синтеза. Собственно анализ (расчленение на части) и синтез (обобщение частных данных) выступают в процессе исследования в единстве и неразрывной связи. Применяя эти методы, надо отчетливо представлять как предмет исследования в целом, так и его составные части. Например, анализируя себестоимость услуг, нельзя ограничиться изучением их обшей суммы, не исследуя детально отдельных статей, их структуру. Точно так же было бы ошибкой при анализе себестоимости услуг изучать лишь отдельные статьи, не сделав выводы о степени выполнения плана и динамики текущих затрат, изменении издержек на рубль выручки. Таким образом: от общего — к частному, конкретному и (обратное движение) от частного — к общему с последующим обобщением выводов с целью всесторонней оценки результатов деятельности предприятия — такова логика анализа экономических показателей. В процессе экономического анализа гостиничного комплекса и его структурных подразделений (например, ресторана) применяют различные приемы исследования и методы обработки экономической информации. Приемы экономического анализа — способы выявления и измерения взаимосвязи и взаимозависимости между различными экономическими показателями в процессе анализа. На деятельность гостиницы и ее структурных подразделений (ресторана) влияют многочисленные факторы. Выявление наиболее существенных из них достигается с помощью тех или иных приемов экономического анализа. Основными среди них являются: • сравнение; • балансовая увязка; • группировка; • прием цепных подстановок; • графические приемы анализа; • экономико-математические методы; • таблично-аналитический метод и др. Сравнение, или сопоставление показателей, позволяет всесторонне изучить хозяйственный процесс, его характеристики, Пми ирпияние деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства________ 37 познать причины и следствия, установить те или иные закономерности и выявить факторы, оказывающие влияние на экономические результаты. Сравнение является основным приемом при изучении хозяйственной деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства. В процессе анализа отчетные фактические показатели сравниваются с плановыми, показателями предшествующего периода, показателями конкурентов, а также со средними показателями предприятия в целом. Для того чтобы результаты сравнения обеспечили правильные выводы анализа, необходимо гарантировать сопоставимость сравниваемых показателей. Без соблюдения этого условия нельзя дать правильную характеристику изучаемым хозяйственным процессам и явлениям и сделать достоверные выводы по результатам сравнения. Балансовая увязка заключается в том, что то или иное изменение одного из показателей неизбежно приводит к соответствующему изменению другого (или других) показателя. Так, по принципу балансовой увязки построена формула продуктового баланса, которую применяют для анализа взаимных связей элементов товарооборота ресторана: Зн + П = Р + Зк + Е, где Зн — запасы сырья и товаров на начало периода; П — поступление сырья и товаров; Р — расход сырья и товаров; Зк — запасы сырья и товаров на конец периода; Е — естественная убыль в пределах норм. Изучая влияние факторов, расположенных в левой части равенства, следует отметить, что они оказывают прямое действие на показатели, расположенные в правой части. Например, при увеличении запасов на начало периода и поступлении сырья и товаров произойдет, соответственно, увеличение расхода сырья и товаров. В то же время при увеличении запасов на коней периода произойдет уменьшение расхода сырья и товаров. Группировка как прием анализа заключается в том, что экономические явления изучают, группируя объекты по какому-либо признаку. Статистические аналитические группировки позволяют в процессе анализа выявить взаимосвязь различных экономических яв- е деятельности гостиничного и ресторанного хозяйства
лений и показателей, определить влияние наиболее существенных факторов и обнаружить те или иные закономерности и тенденции в развитии экономических процессов. При анализе хозяйственной деятельности в гостиничном и ресторанном хозяйстве используют следующие основные группировки плановых и отчетных показателей: • активов и финансовых ресурсов; • статей издержек; • предприятий по типам, числу мест; • по объему товарооборота; • по объему реализации услуг; • по проценту фактического заполнения гостиницы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|