Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Товарооборота ресторанного хозяйства и его структурных




Подразделений

Механизм экономического обоснования планового объема и структуры товарооборота предприятия питания включает: оп­ределение приоритетных целей; обеспечение взаимосвязи меж­ду показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рын­ка; эффективность действующего законодательства.

Предпринимательскими целями для ресторана являются:

• выход на рынок;

• расширение предложения и меняющиеся фирменные блюда;

• повышение уровня сервиса;

• приобретение независимости;

• использование имеющихся мощностей;

• расширение коммерческой деятельности (оборудование
неиспользуемых площадей);

• поддержание и обновление имущества;

• высокие требования к качеству;

• получение преимуществ в конкуренции;

• степень известности, имидж;

• создание рабочих мест;

• открытие новых производственных линий для изготовле­
ния полуфабрикатов;

• рост и стабильность;

• оптимизация прибыли.

В условиях рыночной экономики коммерческая организация решает три важнейшие проблемы, которые могут стать целевы­ми (стратегическими) установками:

1) получение прибыли;

2) завоевание и расширение доли рынка, на котором работа­
ет предприятие;

3) доверие клиентов.

От решения этих проблем зависят объем и темпы роста това­рооборота.

^ И3 сущности товарооборота, механизм экономическо-

етВаНЯ планового объема и структуры реализации вклю-

• Условия осуществления продаж;
контроль за процессом реализации.


Продукция и товарооборот общественного питан


При планировании объема товарооборота необходимо учиты­вать стадии конъюнктурных колебаний (циклов). Различают че­тыре стадии: депрессию, подъем, бум, спад. Они оказывают воз­действие на разработку целей, принятие решений, определение плановых показателей, результативность работы предприятия.

Для стадии депрессии характерны самые низкие уровни произ­водства, оборота, цен, спроса на товары, основные фонды, труд и капитал, высокие издержки, безработица, низкая прибыль.

При подъеме начинает увеличиваться производство, оборот, прибыль, замедляется рост цен, возрастает склонность к покуп­кам, увеличивается число рабочих мест.

В стадии бума обеспечивается полная загрузка производст­венных мощностей, растут цены, сверхзанятость, активизирует­ся научно-техническая деятельность.

При спаде из-за высоких цен сдерживается реализация всех услуг (товаров), спрос уменьшается, наблюдается спад произ­водства и в результате все это приводит к кризису.

Основополагающим принципом экономического обоснова­ния объема розничного товарооборота является обеспечение необходимой взаимосвязи динамики показателей эффективно­сти работы предприятий общественного питания и форм интен­сификации. Динамика взаимосвязи показателей представляет собой норматив эффективности использования ресурсов и затрат.

В таком нормативе на первом плане предусматривается по­лучение необходимой массы прибыли, достижение конкретного объема товарооборота и роста физической массы продаж, обес­печение соответствия предлагаемой к реализации продукции спросу населения. Данная стратегия основана на сбалансиро­ванности товарооборота и прибыли, с одной стороны, товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения по объему и струк­туре, ас другой — на выработке оптимальных пропорций их развития.

Модель стратегического регулирования товарооборота, обеспе­чивающая сбалансированность спроса и товарного предложе­ния, может быть представлена в следующем виде:

где /тр — индекс поступления сырья и товаров (товарных ресур­сов); /т — индекс товарооборота (валового); /3 — индекс запасов; /с — индекс спроса.


Для построения модели стратегического регулирования това­рооборота, обеспечивающей эффективность хозяйственной дея­тельности предприятия питания, можно использовать следую­щие соотношения:

Am > /бп > 4д > h>

где /чп — индекс чистой прибыли; /Бп — индекс балансовой прибыли; /вд — индекс валовых доходов.

где /ф — индекс фондов (основных и оборотных); /ФЗП — индекс фонда заработной платы; /ч р — индекс численности работников.

При обосновании планового (прогнозного) объема и струк­туры товарооборота, кроме вышеперечисленных принципов, необходимо учесть сложившуюся и потенциальную сегмента­цию рынка; жизненный цикл товара и предприятия; концеп­цию полезности и удовлетворенности потребительского выбо­ра; обеспеченность населения данной продукцией; различные временные аспекты прибыльности той или иной комбинации товаров и услуг; коэффициент насыщенности рынка.

Кроме того, важными исходными данными для разработки планов товарооборота по предприятию являются: объем центра­лизованно распределяемых товаров из государственных ресур­сов (ликероводочная продукция, вино, сахар, масло раститель­ное, рыботовары, маргарин, майонез и др.); предполагаемые изменения контингента питающихся; накопленный экономиче­ский потенциал предприятия; изменения в сети предприятия; технология приготовления пищи; расширение производства по­луфабрикатов для продажи населению; внедрение индустриали­зации и т.д.

Чтобы решить задачи различного уровня сложности и повы­сить точность расчетов, при разработке прогноза товарооборо­та используется комплекс простых и сложных методов прогнози­рования, поскольку ни один из методов не может в полной мере учитывать все параметры и аспекты развития рынка.

План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть — реа­лизация продукции собственного производства, разрабатываемая на основе производственной программы (оборота собственной


Глава 4


Поодукция и товарооборот общественного питания



 


продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально подготавливают производственную программу предприятия.

Так как в состав ресторанного хозяйства могут входить хо­зяйственные единицы, имеющие различные специализацию (кафе быстрого обслуживания), тип (столовая, кафе, ресто­ран), состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются и различные методы.

К основным методам расчета обеденной продукции, разрабо­танной на основе производственной программы, относятся:

• метод прямого расчета;

• метод, основанный на прогнозируемой пропускной спо­
собности обеденного зала;

• метод, основанный на производственной мощности кухни;

• метод скользящей средней;

• метод с использованием прогнозируемой величины коэф­
фициента комплексности (расчет производится по вторым и
третьим блюдам).

Метод прямого расчета используется:

• при сравнительно постоянном контингенте потребителей;

• при изменяющемся контингенте потребителей.

В структурных подразделениях, обслуживающих сравнитель­но постоянный контингент потребителей (служебные столовые), рекомендуется использовать данные о среднем количестве по­требляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделю, месяц, год), количестве потребителей, коэффициенте изменения количества потребляемых блюд и др. Например, рас­чет среднего количества планируемого выпуска блюд для потреб­ления одним человеком вдень (ВБД) можно осуществить по формуле



денций в изменении среднего показателя потребляемых блюд одним человеком, а также степени удовлетворения спроса поку­пателей на эти блюда.

Используя полученный результат, можно рассчитать годовой (квартальный, месячный) план выпуска блюд по формуле

ВБ=ВБ^-ЧплШ],

где ВБПЛ — плановый выпуск блюд за период, тыс. шт.; Ч^ — среднедневное количество потребителей в планируемом перио­де, чел.; Д^ — количество дней работы столовой в планируемом периоде.

Например, реализация вторых блюд столовой гостиничного комплекса в базисном году — 90 120. Столовая в базисном году работала 297 дней, численность питающихся — 250 человек, ко­эффициент изменения количества потребляемых блюд в сред­нем на одного питающегося — 1,05. В планируемом году чис­ленность питающихся в столовой возрастет на 10 % и составит 275 чел. (250 ■ 1,10), число рабочих дней столовой в планируе­мом году — 295.

Следовательно, в планируемом году выпуск вторых блюд врасчете на одного питающегося вдень составит 1,27 [1,05 х х 90 120 / (297 ■ 250)]. Годовой выпуск вторых блюд в планируе­мом году составит 103 029 (1,27 275 ■ 295).

В структурных подразделениях с изменяющимся континген­том потребителей используют расчет количества блюд, факти­чески выпущенных в отчетном (базисном) периоде, на одно ме­сто в день (ВБотц). Расчет можно произвести по формуле


 


где КБ — коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одного питающегося; РБОТЧ — реализация блюд в отчетном периоде, тыс. блюд; Чд^ — численность пи­тающихся в среднем за день в отчетном периоде; Д^ — количе­ство дней работы предприятия в отчетном периоде.

При этом КБ должен отразить происходящие изменения в количестве потребляемых блюд. Его следует определять с уче­том складывающихся за несколько предшествующих лет тен-


где Чм — количество мест в зале в отчетном периоде.

Для расчета годового (квартального, месячного) плана вы­пуска блюд (ВБПЛ) используют формулу

где Кб м — коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день (этот коэффициент харак­теризует повышение или снижение степени использования од­ного места потребителя).



Продукция и товарооборот общественного питания


 


Например, количество мест в обеденном зале ресторана — 52, в базисном году ресторан работал 350 дней, фактический выпуск блюд составил 150 200. В планируемом году, в связи с реконст­рукцией помещения, число мест увеличится на 16, количество рабочих дней составит 352, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место вдень — 1,07, сред­няя цена блюда в планируемом году — 1200 р. Удельный вес про­чей продукции в обороте по продукции собственного производ­ства запланирован 8 %, доля покупных товаров в розничном обороте — 15 %.

Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место вдень. Он составит 8,25 [150 200/(52-350)1. Используя полу­ченный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 211 295 [8,25 ■ (52 + 16) - 325 ■ 1,07]. Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчи­таем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 253,6 млн р. (211,3 тыс. - 1200). Затем определим оборот по продукции собственного производства, он составит 275,65 млн р. (253,6 / (100 - 8) ■ 100]. Розничный оборот будет запланирован на 324,3 млн р. [275,65 / (100 - 15) • 100]. Оборот по покупным товарам равен 48,65 млн р. (324,3 - 275,65).

При планировании выпуска блюд на основе пропускной спо­собности зала необходимо иметь сведения об интенсивности потока посетителей.

Пропускная способность предприятия характеризуется макси­мальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени (смену, месяц). Она рассчитывается исходя из количе­ства часов работы обеденного зала, числа мест и продолжитель­ности приема пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляе­мых блюд, типа предприятия. В столовой, кафе, работающих с использованием метода самообслуживания, среднее время прие­ма пищи одним посетителем составляет 20-30 мин, а в буфетах и закусочных — 15—20 мин.

Максимальную пропускную способность обеденного зала (МПС0 ^ можно рассчитать по формуле


где ВР — продолжительность работы предприятия за день, мин; М — число мест; ВПП — время приема пиши одним посетите­лем, мин.

Максимальную пропускную способность можно рассчитать и другим способом:

где S — площадь обеденного зала, м; П„ — площадь по норме,на одного посетителя (1,9 м2).

Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, формы обслужива­ния потребителей, рационального использования площади за­лов и других факторов. Поэтому необходимо определить коэф­фициент использования пропускной способности обеденного зала (Кпс)- Он рассчитывается по формуле

к -ПСф пс~мпс'

где ПСф — фактическая пропускная способность.

Повышение коэффициента пропускной способности обе­денного зала достигается за счет применения самообслужива­ния, предварительного накрытия столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола», комплексных обедов, завтраков, ужинов, организации выносных раздач и буфетов.

Для расчета годового (квартального, месячного) плана вы­пуска блюд используют формулу

ВБПЯ = МПС-КПС1>.П1И,

где БОПпл — среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде.

Например, в планируемом периоде кафе работает 6 ч в день (360 мин), количество мест в обеденном зале — 30, время приема пищи посетителем — 20 мин, среднее количество блюд на одного посетителя — 2,3, плановое количество рабочих дней — 320, ко­эффициент использования пропускной способности обеденного зала в планируемом периоде — 0,60.


Продукичя и товарооборот общественного питания


Сначала определим максимальную пропускную способность столовой. Она составит 540 человек [(360 ■ 30) / 20). Пропускная способность в планируемом году будет равна 324 чел. (540 ■ 0,60). Плановый выпуск блюд за год составит 238,5 тыс. (540 • 0,6 х * 2,3 ■ 320).

Другим показателем, характеризующим интенсивность пото­ка потребителей и пропускную способность предприятия, явля­ется оборачиваемость одного места. Этот показатель характеризует число потребителей, приходящееся на одно место на предпри­ятии за день. Оборачиваемость одного места (Ом) рассчитывается по формуле

Ом = Чп / М.

Оборачиваемость одного места можно определить исходя из максимального количества посетителей по пропускной способно­сти. Коэффициент оборачиваемости К^ рассчитывается по формуле

где Ом ф — оборачиваемость фактическая; Ом тах — оборачивае­мость одного места максимальная.

Например, в базисном году оборачиваемость одного места составила 8,5. Максимальная оборачиваемость одного места — 15,0. В планируемом году намечается увеличить коэффициент оборачиваемости до 0s6. Количество мест в кафе — 38. Число рабочих дней в планируемом году — 353. Среднее количество блюд на одного посетителя — 2,2.

Плановая численность потребителей составит 342 человека в день [(15 ■ 0,6} ■ 38]. Плановый выпуск блюд на год 265,6 тыс. (342-2,2-353).

Одним из методов определения плана выпуска первых блюд является расчет производственной мощности кухни столовой и коэффициента ее использования.

Производственная мощность — максимально возможный вы­пуск предприятием (цехом) продукции определенного ассорти­мента в единицу времени (в смену, за сутки, месяц, год). Она определяется в соответствии с режимом работы. При этом учи­тываются применение новой техники и технологии, рациональ-


ных методов организации труда и время эксплуатации оборудо­вания.

Производственная мощность (ПМ) рассчитывается в нату­ральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяется в блюдах и находится по формуле

(ВР-ВП).ОК} ВсрОБ

где ВР — продолжительность работы столовой, мин; ВП — время простоя оборудования, мин; Вср — средняя продолжи­тельность одной варки, мин; Ок — емкость котлов, л; К3 — ко­эффициент заполнения емкостей; ОБ — емкость одного блю­да, л.

Производственная мощность не является постоянной вели­чиной. Большое влияние на ее изменение оказывают техниче­ский прогресс и совершенствование организации труда и про­изводства, ритмичность снабжения предприятия сырьем и др.

Степень использования производственной мощности харак­теризует коэффициент (Кпм), который определяется как отно­шение количества фактически выпущенной предприятием про­дукции к его производственной мощности. Этот коэффициент рассчитывается по формуле

Кпм = ВБф / ПМ, где ВБф — фактический выпуск блюд.

Чтобы определить плановый выпуск блюд (ВБ^) за период (год, квартал, месяц), используем формулу

ВБПЛ = ПМКПМДПЛ.

Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стои­мостным, следует количество блюд умножить на среднюю иену одного блюда.

Товарооборот по продукции собственного производства определяют путем умножения среднегрупповых цен на коли­чество блюд, полуфабрикатов, кулинарной и другой продук­ции, предусмотренной производственной программой пред­приятия.


Глава 4-


Продукция и товарооборот общественного питания


 


Оборот по оптовой реализации продукции собственного производства планируют только те предприятия, которые имеют для этого производственные мощности, специальные кадры. Этот вид товарооборота планируется с учетом заказов предпри­ятий — потребителей полуфабрикатов и другой продукции соб­ственного производства.

При планировании товарооборота предприятия питания ис­пользуются различные экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экст­раполяции на прогнозируемый период.

В практике планирования и прогнозирования товарооборо­та применяется метод скользящей средней. Метод скользящей средней базируется на использовании данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что сум­мируют темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на три, затем — последующие три периода, начиная со второго, три периода, начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста.

На основании выровненных показателей рассчитывается среднегодовое изменение темпов прироста товарооборота (Д) по формуле


Таблица 4.8 Расчет цепных темпов прироста товарооборота

 

 

Год Условное Товарооборот, Цепной темп прироста
обозначение млн р. товарооборота, %
Первый К, 14 134,0 -
Второй к2 15 137,5 7,1
Третий Кз 15 909,5 5,1
Четвертый   16 948,4 6,5
Пятый к5 18 794,0 10,9
Шестой к* 20 209,0 7,5

Показатели выровненного ряда:

К| = 7,1 -ь 5Д ч- 6,5 _ 6>23.

-7,5;

К,

5Д + 6,5 +10,9

3 6,5 + 10,9 + 7,5

° 3

Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:


 


п~\ '

где К„ — последний показатель выровненного ряда, %; К( — первый показатель, %; п — число выровненных показателей.

Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следую­щий период определяет по формуле

Кпр=К„ + 2д.

Планируемый объем товарооборота определяется следую­щим образом:

где ТФотч — фактический товарооборот отчетного года, млн р. Расчет цепных темпов прироста товарооборота приведен

в табл. 4.8.


= 1,035.

Темп прироста товарооборота в планируемом году;

Кпр = 8,3 + 2- 1,035= 10,37%. Планируемый объем товарооборота:

Можно также при планировании товарооборота использо­вать средние величины, рассчитанные в стоимостном выражении. В этом случае планируемый товарооборот рассчитывается сле­дующим образом:

где Д — среднегодовой прирост товарооборота, млн р.


 



 


Продукция и товарооборот общественного питания


п-к

где Т„ — товарооборот и-года, млн р.; Т) — товарооборот перво­го года, млн р.; к — единица; я — номер товарооборота и-года.

Расчет Д по периодам (годам) производится в следующей по­следовательности:

2-1

дк, =

дк.

32

На основе информации, представленной в табл. 4.8, рассчи­таем прогнозируемый объем товарооборота:

АК|Е15137^14134,О=1)Щ5.


Прогнозируемый объем товарооборота составит 21 250,87 млн р. (20 209,0 + 1041,87). Темп роста прогнозируемого товарооборо­та — 105,2 % (21 250,87 / 20 209,0 - 100).

Оборот покупных товаров планируют с учетом типов пред­приятий, обслуживающих различный контингент населения, специфических условий работы (например, ночной ресторан), а также достигнутого уровня реализации этих продуктов за предплановый период, складывающихся тенденций изменения их доли в объеме товарооборота предприятий общественного питания.

При планировании стоимостных показателей товарооборота (оборота по продукции собственного производства, розничного товарооборота, оборота по покупным товарам, прочей продук­ции) следует использовать коэффициент эластичности (К,). Ко­эффициент эластичности рассчитывается по формуле

Кз = ТПпт/ТПрт,

где ТППТ — темп прироста товарооборота по покупным това­рам; ТПрт — темп прироста розничного товарооборота.

Коэффициент эластичности показывает, на сколько процен­тов возрастет товарооборот по покупным товарам, если рознич­ный товарооборот увеличится на 1 %.

Темп прироста товарооборота по покупным товарам в пла­нируемом году рассчитывается по формуле:


 


 
 

1041,87 млн р.
887,75;

15909,5 -14134,0

AK4sI8794,0-14134,0-11650.

5-1

= 1215,0;

_ 20 209-14134,0 6-1

1003,5 + 887,75 + 938Д + 116,0 + 1215,0


где Т„ Т||л — темп прироста оборота по покупным товарам в пла­нируемом году; TpT)ui— прирост розничного товарооборота в планируемом году.

Тп.То

В стоимостном выражении плановой товарооборот по по­купным товарам определяется следующим образом:

_

п.т„д

где Тп Tnji — плановый товарооборот по покупным товарам, млн р.; ~^mar4 фактический товарооборот по покупным товарам отчет­ного года.


Продукция и товарооборот общественного питания


Например, в отчетном году по сравнению с базисным темп прироста товарооборота по покупным товарам составил 18%, а темп прироста розничного оборота — 20 %, Коэффициент эла­стичности оборота по покупным товарам составит 0,9 (18 / 20). Это значит, что при увеличении розничного товарооборота на 1 % оборот по покупным товарам возрастет на 0,9 %. В плани­руемом году по предприятию питания розничный товарооборот возрастет на 24 %. Следовательно, темп прироста оборота по по­купным товарам составит 21,6 % (0,9 • 24). В отчетном году обо­рот по покупным товарам по предприятию питания составил 1,2 млрд р., в планируемом году— 1,46 млрд р. (1,2 • 121,6/ 100).

Одним из основных способов достижения высоких экономи­ческих результатов является разработка плана товарооборота на краткосрочный период исходя из потребности в прибыли. Эта ме­тодика подробно изложена Р.П. Валевич в учебном пособии «Экономика торгового предприятия».

Данная методика построена на идее достижения такого объе­ма товарооборота, который обеспечит предприятию прибыль, необходимую для его развития.

Технология расчета прогнозной величины товарооборота включает три этапа. На первом этапе определяется необходимая величина чистой прибыли предприятия, остающаяся в распоря­жении предприятия и направляемая для реализации программы производственного и социального развития предприятия и удов­летворения интересов собственника. При определении величи­ны чистой прибыли следует учесть, что ее распределение долж­но обеспечить покрытие расходов предприятия по следующим направлениям:

• финансирование прироста основного капитала;

• финансирование прироста собственного оборотного ка­
питала;

• создание финансовых резервов;

• погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов бан­
ков и уплата процентов по ним;

• уплата налогов и других отчислений, производимых за
счет чистой прибыли;

• осуществление социального развития и поощрения трудо­
вого коллектива;

• приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и др.


На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной по­требности в прибыли с возможностями ее получения. Для этого определяются необходимый объем валового дохода при допусти­мом уровне издержек и прогнозируемая величина товарооборота.

При этом следует сравнить полученный объем товарооборота с прогнозируемой величиной, определенной другими методами.

Для получения предприятием высокого товарооборота, ис­численного методом с учетом потребности в прибыли, необхо­димо принять решительные меры по увеличению объемов реа­лизации. Иначе может сложиться ситуация, ведущая к потере финансовой устойчивости, банкротству предприятия, посколь­ку снижаются возможности развития, падает заинтересован­ность в сотрудничестве с банками, поставщиками, страховыми организациями, снижаются доходы собственника.

На третьем этапе рассчитываются остальные показатели хозяйственно-финансовой деятельности (состав товарооборота, ассортимент выпускаемой продукции, численность работников, структура издержек, товарное обеспечение, запасы, потреб­ность в сырье и товарах, финансовый план и т.д.).

Для прогнозирования товарооборота предприятия питания целесообразно также использовать трендовые (временные) эко­номико-статистические модели. К таким моделям относится уравнение регрессии (табл. 4.9), которое имеет следующий вид:

у = а + Ы,

где у — товарооборот; а, Ь — параметры уравнения; / времен­ной фактор.

Таблица 4.9 Информация для расчета уравнения регрессии

 

Период (год) Отсчет ряда, Г Цепные темпы прироста, у <
Первый -2 6,3 -12,6  
Второй -1 6,8 -6,8  
Третий   8,4    
Четвертый   7,1 7,1  
Пятый   9,9 19,8  
Итого - 38,5 7,5  

Продукция и товарооборот общественного питания


Параметры уравнения рассчитаем по формулам


Определим хну:


 


а= 38,5/5 = 7,7; 6=7,5/10 = 0,75.

Подставим полученные значения в уравнение и получим у = 1,1 + 0,75 ■ 1.

Продолжим отсчет от середины ряда и получим в планируе­мом году и= 3. Значит, у = 1,1 + 0,75 ■ 3 = 9,95 %.

Таким образом, в планируемом году темп прироста товаро­оборота составил 9,95 %, в базисном периоде — 5,6 млрд р., значит, прогнозируемый объем оборота достигнет 6,2 млрд р. (5,6- 1,0995).

При прогнозировании товарооборота используем метод уменьшенных средних (табл. 4.10). Получим уравнение вида

у = at + Ь. Параметры а и b определим по формулам


Рассчитаем параметры а и Ь: _ 145,9

-8337;

А = 86,80 - 8,337 ■ 3,5 = 57,62. Подставим полученные значения в уравнение и получим

уш = 8,337 - 7 + 57,62 = 166 тыс. р.

Прогнозирование товарооборота также осуществляется при помощи метода удвоенных средних (табл. 4.11).

Таблица 4.11






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных