![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Товарооборота ресторанного хозяйства и его структурныхПодразделений Механизм экономического обоснования планового объема и структуры товарооборота предприятия питания включает: определение приоритетных целей; обеспечение взаимосвязи между показателями; учет факторов и конъюнктуры развития рынка; эффективность действующего законодательства. Предпринимательскими целями для ресторана являются: • выход на рынок; • расширение предложения и меняющиеся фирменные блюда; • повышение уровня сервиса; • приобретение независимости; • использование имеющихся мощностей; • расширение коммерческой деятельности (оборудование • поддержание и обновление имущества; • высокие требования к качеству; • получение преимуществ в конкуренции; • степень известности, имидж; • создание рабочих мест; • открытие новых производственных линий для изготовле • рост и стабильность; • оптимизация прибыли. В условиях рыночной экономики коммерческая организация решает три важнейшие проблемы, которые могут стать целевыми (стратегическими) установками: 1) получение прибыли; 2) завоевание и расширение доли рынка, на котором работа 3) доверие клиентов. От решения этих проблем зависят объем и темпы роста товарооборота. ^ И3 сущности товарооборота, механизм экономическо- етВаНЯ планового объема и структуры реализации вклю- • Условия осуществления продаж; Продукция и товарооборот общественного питан
Для стадии депрессии характерны самые низкие уровни производства, оборота, цен, спроса на товары, основные фонды, труд и капитал, высокие издержки, безработица, низкая прибыль. При подъеме начинает увеличиваться производство, оборот, прибыль, замедляется рост цен, возрастает склонность к покупкам, увеличивается число рабочих мест. В стадии бума обеспечивается полная загрузка производственных мощностей, растут цены, сверхзанятость, активизируется научно-техническая деятельность. При спаде из-за высоких цен сдерживается реализация всех услуг (товаров), спрос уменьшается, наблюдается спад производства и в результате все это приводит к кризису. Основополагающим принципом экономического обоснования объема розничного товарооборота является обеспечение необходимой взаимосвязи динамики показателей эффективности работы предприятий общественного питания и форм интенсификации. Динамика взаимосвязи показателей представляет собой норматив эффективности использования ресурсов и затрат. В таком нормативе на первом плане предусматривается получение необходимой массы прибыли, достижение конкретного объема товарооборота и роста физической массы продаж, обеспечение соответствия предлагаемой к реализации продукции спросу населения. Данная стратегия основана на сбалансированности товарооборота и прибыли, с одной стороны, товарных ресурсов, товарооборота и спроса населения по объему и структуре, ас другой — на выработке оптимальных пропорций их развития. Модель стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающая сбалансированность спроса и товарного предложения, может быть представлена в следующем виде: где /тр — индекс поступления сырья и товаров (товарных ресурсов); /т — индекс товарооборота (валового); /3 — индекс запасов; /с — индекс спроса. Для построения модели стратегического регулирования товарооборота, обеспечивающей эффективность хозяйственной деятельности предприятия питания, можно использовать следующие соотношения: Am > /бп > 4д > h> где /чп — индекс чистой прибыли; /Бп — индекс балансовой прибыли; /вд — индекс валовых доходов. где /ф — индекс фондов (основных и оборотных); /ФЗП — индекс фонда заработной платы; /ч р — индекс численности работников. При обосновании планового (прогнозного) объема и структуры товарооборота, кроме вышеперечисленных принципов, необходимо учесть сложившуюся и потенциальную сегментацию рынка; жизненный цикл товара и предприятия; концепцию полезности и удовлетворенности потребительского выбора; обеспеченность населения данной продукцией; различные временные аспекты прибыльности той или иной комбинации товаров и услуг; коэффициент насыщенности рынка. Кроме того, важными исходными данными для разработки планов товарооборота по предприятию являются: объем централизованно распределяемых товаров из государственных ресурсов (ликероводочная продукция, вино, сахар, масло растительное, рыботовары, маргарин, майонез и др.); предполагаемые изменения контингента питающихся; накопленный экономический потенциал предприятия; изменения в сети предприятия; технология приготовления пищи; расширение производства полуфабрикатов для продажи населению; внедрение индустриализации и т.д. Чтобы решить задачи различного уровня сложности и повысить точность расчетов, при разработке прогноза товарооборота используется комплекс простых и сложных методов прогнозирования, поскольку ни один из методов не может в полной мере учитывать все параметры и аспекты развития рынка. План товарооборота общественного питания составляется в определенной последовательности. Основная его часть — реализация продукции собственного производства, разрабатываемая на основе производственной программы (оборота собственной Глава 4 Поодукция и товарооборот общественного питания
продукции в натуральном исчислении). Поэтому первоначально подготавливают производственную программу предприятия. Так как в состав ресторанного хозяйства могут входить хозяйственные единицы, имеющие различные специализацию (кафе быстрого обслуживания), тип (столовая, кафе, ресторан), состав обслуживаемого контингента, спрос, то в каждом конкретном случае используются и различные методы. К основным методам расчета обеденной продукции, разработанной на основе производственной программы, относятся: • метод прямого расчета; • метод, основанный на прогнозируемой пропускной спо • метод, основанный на производственной мощности кухни; • метод скользящей средней; • метод с использованием прогнозируемой величины коэф Метод прямого расчета используется: • при сравнительно постоянном контингенте потребителей; • при изменяющемся контингенте потребителей. В структурных подразделениях, обслуживающих сравнительно постоянный контингент потребителей (служебные столовые), рекомендуется использовать данные о среднем количестве потребляемых блюд одним посетителем в единицу времени (день, неделю, месяц, год), количестве потребителей, коэффициенте изменения количества потребляемых блюд и др. Например, расчет среднего количества планируемого выпуска блюд для потребления одним человеком вдень (ВБД) можно осуществить по формуле денций в изменении среднего показателя потребляемых блюд одним человеком, а также степени удовлетворения спроса покупателей на эти блюда. Используя полученный результат, можно рассчитать годовой (квартальный, месячный) план выпуска блюд по формуле ВБ[т=ВБ^-Чпл-ДШ], где ВБПЛ — плановый выпуск блюд за период, тыс. шт.; Ч^ — среднедневное количество потребителей в планируемом периоде, чел.; Д^ — количество дней работы столовой в планируемом периоде. Например, реализация вторых блюд столовой гостиничного комплекса в базисном году — 90 120. Столовая в базисном году работала 297 дней, численность питающихся — 250 человек, коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одного питающегося — 1,05. В планируемом году численность питающихся в столовой возрастет на 10 % и составит 275 чел. (250 ■ 1,10), число рабочих дней столовой в планируемом году — 295. Следовательно, в планируемом году выпуск вторых блюд врасчете на одного питающегося вдень составит 1,27 [1,05 х х 90 120 / (297 ■ 250)]. Годовой выпуск вторых блюд в планируемом году составит 103 029 (1,27 275 ■ 295). В структурных подразделениях с изменяющимся контингентом потребителей используют расчет количества блюд, фактически выпущенных в отчетном (базисном) периоде, на одно место в день (ВБотц). Расчет можно произвести по формуле
При этом КБ должен отразить происходящие изменения в количестве потребляемых блюд. Его следует определять с учетом складывающихся за несколько предшествующих лет тен- где Чм — количество мест в зале в отчетном периоде. Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд (ВБПЛ) используют формулу где Кб м — коэффициент изменения количества потребляемых блюд в среднем на одно место в день (этот коэффициент характеризует повышение или снижение степени использования одного места потребителя). Продукция и товарооборот общественного питания
Определим выпуск блюд в базисном периоде на одно место вдень. Он составит 8,25 [150 200/(52-350)1. Используя полученный результат, можно рассчитать годовой план выпуска блюд, он составит 211 295 [8,25 ■ (52 + 16) - 325 ■ 1,07]. Умножив плановый выпуск блюд на среднюю цену одного блюда, рассчитаем плановый оборот по обеденной продукции, который будет равен 253,6 млн р. (211,3 тыс. - 1200). Затем определим оборот по продукции собственного производства, он составит 275,65 млн р. (253,6 / (100 - 8) ■ 100]. Розничный оборот будет запланирован на 324,3 млн р. [275,65 / (100 - 15) • 100]. Оборот по покупным товарам равен 48,65 млн р. (324,3 - 275,65). При планировании выпуска блюд на основе пропускной способности зала необходимо иметь сведения об интенсивности потока посетителей. Пропускная способность предприятия характеризуется максимальным количеством потребителей, обслуживаемых за период времени (смену, месяц). Она рассчитывается исходя из количества часов работы обеденного зала, числа мест и продолжительности приема пищи одним посетителем. Среднее время приема пищи зависит от формы обслуживания, количества потребляемых блюд, типа предприятия. В столовой, кафе, работающих с использованием метода самообслуживания, среднее время приема пищи одним посетителем составляет 20-30 мин, а в буфетах и закусочных — 15—20 мин. Максимальную пропускную способность обеденного зала (МПС0 ^ можно рассчитать по формуле где ВР — продолжительность работы предприятия за день, мин; М — число мест; ВПП — время приема пиши одним посетителем, мин. Максимальную пропускную способность можно рассчитать и другим способом:
Пропускная способность предприятия зависит от мощности и технической оснащенности предприятия, формы обслуживания потребителей, рационального использования площади залов и других факторов. Поэтому необходимо определить коэффициент использования пропускной способности обеденного зала (Кпс)- Он рассчитывается по формуле к -ПСф пс~мпс' где ПСф — фактическая пропускная способность. Повышение коэффициента пропускной способности обеденного зала достигается за счет применения самообслуживания, предварительного накрытия столов, реализации обеденной продукции методом «шведского стола», комплексных обедов, завтраков, ужинов, организации выносных раздач и буфетов. Для расчета годового (квартального, месячного) плана выпуска блюд используют формулу ВБПЯ = МПС-КПС-Б1>.П1И-Д1П, где БОПпл — среднее количество блюд на одного посетителя в планируемом периоде. Например, в планируемом периоде кафе работает 6 ч в день (360 мин), количество мест в обеденном зале — 30, время приема пищи посетителем — 20 мин, среднее количество блюд на одного посетителя — 2,3, плановое количество рабочих дней — 320, коэффициент использования пропускной способности обеденного зала в планируемом периоде — 0,60. Продукичя и товарооборот общественного питания
Другим показателем, характеризующим интенсивность потока потребителей и пропускную способность предприятия, является оборачиваемость одного места. Этот показатель характеризует число потребителей, приходящееся на одно место на предприятии за день. Оборачиваемость одного места (Ом) рассчитывается по формуле Ом = Чп / М. Оборачиваемость одного места можно определить исходя из максимального количества посетителей по пропускной способности. Коэффициент оборачиваемости К^ рассчитывается по формуле где Ом ф — оборачиваемость фактическая; Ом тах — оборачиваемость одного места максимальная. Например, в базисном году оборачиваемость одного места составила 8,5. Максимальная оборачиваемость одного места — 15,0. В планируемом году намечается увеличить коэффициент оборачиваемости до 0s6. Количество мест в кафе — 38. Число рабочих дней в планируемом году — 353. Среднее количество блюд на одного посетителя — 2,2. Плановая численность потребителей составит 342 человека в день [(15 ■ 0,6} ■ 38]. Плановый выпуск блюд на год 265,6 тыс. (342-2,2-353). Одним из методов определения плана выпуска первых блюд является расчет производственной мощности кухни столовой и коэффициента ее использования. Производственная мощность — максимально возможный выпуск предприятием (цехом) продукции определенного ассортимента в единицу времени (в смену, за сутки, месяц, год). Она определяется в соответствии с режимом работы. При этом учитываются применение новой техники и технологии, рациональ- ных методов организации труда и время эксплуатации оборудования. Производственная мощность (ПМ) рассчитывается в натуральных показателях. Так, производственная мощность кухни определяется в блюдах и находится по формуле (ВР-ВП).ОК-К} ВсрОБ где ВР — продолжительность работы столовой, мин; ВП — время простоя оборудования, мин; Вср — средняя продолжительность одной варки, мин; Ок — емкость котлов, л; К3 — коэффициент заполнения емкостей; ОБ — емкость одного блюда, л. Производственная мощность не является постоянной величиной. Большое влияние на ее изменение оказывают технический прогресс и совершенствование организации труда и производства, ритмичность снабжения предприятия сырьем и др. Степень использования производственной мощности характеризует коэффициент (Кпм), который определяется как отношение количества фактически выпущенной предприятием продукции к его производственной мощности. Этот коэффициент рассчитывается по формуле Кпм = ВБф / ПМ, где ВБф — фактический выпуск блюд. Чтобы определить плановый выпуск блюд (ВБ^) за период (год, квартал, месяц), используем формулу ВБПЛ = ПМКПМДПЛ. Для того чтобы перейти от натуральных показателей к стоимостным, следует количество блюд умножить на среднюю иену одного блюда. Товарооборот по продукции собственного производства определяют путем умножения среднегрупповых цен на количество блюд, полуфабрикатов, кулинарной и другой продукции, предусмотренной производственной программой предприятия. Глава 4- Продукция и товарооборот общественного питания
При планировании товарооборота предприятия питания используются различные экономико-статистические методы. Они основаны на расчете разнообразных средних величин и их экстраполяции на прогнозируемый период. В практике планирования и прогнозирования товарооборота применяется метод скользящей средней. Метод скользящей средней базируется на использовании данных о сопоставимом товарообороте за ряд периодов. Суть его состоит в том, что суммируют темпы прироста товарооборота за три смежных периода и делят на три, затем — последующие три периода, начиная со второго, три периода, начиная с третьего и т.д. Таким образом производится выравнивание цепных темпов прироста. На основании выровненных показателей рассчитывается среднегодовое изменение темпов прироста товарооборота (Д) по формуле Таблица 4.8 Расчет цепных темпов прироста товарооборота
Показатели выровненного ряда: К| = 7,1 -ь 5Д ч- 6,5 _ 6>23. -7,5;
5Д + 6,5 +10,9 3 6,5 + 10,9 + 7,5 ° 3 Среднегодовое изменение темпа прироста товарооборота:
п~\ ' где К„ — последний показатель выровненного ряда, %; К( — первый показатель, %; п — число выровненных показателей. Прогнозируемый темп прироста товарооборота на следующий период определяет по формуле Кпр=К„ + 2д. Планируемый объем товарооборота определяется следующим образом:
в табл. 4.8. = 1,035. Темп прироста товарооборота в планируемом году; Кпр = 8,3 + 2- 1,035= 10,37%. Планируемый объем товарооборота:
где Д — среднегодовой прирост товарооборота, млн р.
Продукция и товарооборот общественного питания
где Т„ — товарооборот и-года, млн р.; Т) — товарооборот первого года, млн р.; к — единица; я — номер товарооборота и-года. Расчет Д по периодам (годам) производится в следующей последовательности: 2-1 дк, =
-Т3-Т2 На основе информации, представленной в табл. 4.8, рассчитаем прогнозируемый объем товарооборота:
Прогнозируемый объем товарооборота составит 21 250,87 млн р. (20 209,0 + 1041,87). Темп роста прогнозируемого товарооборота — 105,2 % (21 250,87 / 20 209,0 - 100). Оборот покупных товаров планируют с учетом типов предприятий, обслуживающих различный контингент населения, специфических условий работы (например, ночной ресторан), а также достигнутого уровня реализации этих продуктов за предплановый период, складывающихся тенденций изменения их доли в объеме товарооборота предприятий общественного питания. При планировании стоимостных показателей товарооборота (оборота по продукции собственного производства, розничного товарооборота, оборота по покупным товарам, прочей продукции) следует использовать коэффициент эластичности (К,). Коэффициент эластичности рассчитывается по формуле Кз = ТПпт/ТПрт, где ТППТ — темп прироста товарооборота по покупным товарам; ТПрт — темп прироста розничного товарооборота. Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов возрастет товарооборот по покупным товарам, если розничный товарооборот увеличится на 1 %. Темп прироста товарооборота по покупным товарам в планируемом году рассчитывается по формуле:
15909,5 -14134,0 AK4sI8794,0-14134,0-11650. 5-1
_ 20 209-14134,0 6-1 1003,5 + 887,75 + 938Д + 116,0 + 1215,0 где Т„ Т||л — темп прироста оборота по покупным товарам в планируемом году; TpT)ui— прирост розничного товарооборота в планируемом году.
В стоимостном выражении плановой товарооборот по покупным товарам определяется следующим образом: _ п.т„д где Тп Tnji — плановый товарооборот по покупным товарам, млн р.; ~^mar4 — фактический товарооборот по покупным товарам отчетного года. Продукция и товарооборот общественного питания
Одним из основных способов достижения высоких экономических результатов является разработка плана товарооборота на краткосрочный период исходя из потребности в прибыли. Эта методика подробно изложена Р.П. Валевич в учебном пособии «Экономика торгового предприятия». Данная методика построена на идее достижения такого объема товарооборота, который обеспечит предприятию прибыль, необходимую для его развития. Технология расчета прогнозной величины товарооборота включает три этапа. На первом этапе определяется необходимая величина чистой прибыли предприятия, остающаяся в распоряжении предприятия и направляемая для реализации программы производственного и социального развития предприятия и удовлетворения интересов собственника. При определении величины чистой прибыли следует учесть, что ее распределение должно обеспечить покрытие расходов предприятия по следующим направлениям: • финансирование прироста основного капитала; • финансирование прироста собственного оборотного ка • создание финансовых резервов; • погашение долгосрочных и среднесрочных кредитов бан • уплата налогов и других отчислений, производимых за • осуществление социального развития и поощрения трудо • приобретение акций, облигаций, ценных бумаг и др. На втором этапе осуществляется увязка рассчитанной потребности в прибыли с возможностями ее получения. Для этого определяются необходимый объем валового дохода при допустимом уровне издержек и прогнозируемая величина товарооборота. При этом следует сравнить полученный объем товарооборота с прогнозируемой величиной, определенной другими методами. Для получения предприятием высокого товарооборота, исчисленного методом с учетом потребности в прибыли, необходимо принять решительные меры по увеличению объемов реализации. Иначе может сложиться ситуация, ведущая к потере финансовой устойчивости, банкротству предприятия, поскольку снижаются возможности развития, падает заинтересованность в сотрудничестве с банками, поставщиками, страховыми организациями, снижаются доходы собственника. На третьем этапе рассчитываются остальные показатели хозяйственно-финансовой деятельности (состав товарооборота, ассортимент выпускаемой продукции, численность работников, структура издержек, товарное обеспечение, запасы, потребность в сырье и товарах, финансовый план и т.д.). Для прогнозирования товарооборота предприятия питания целесообразно также использовать трендовые (временные) экономико-статистические модели. К таким моделям относится уравнение регрессии (табл. 4.9), которое имеет следующий вид: у = а + Ы, где у — товарооборот; а, Ь — параметры уравнения; / — временной фактор. Таблица 4.9 Информация для расчета уравнения регрессии
Продукция и товарооборот общественного питания
Определим хну:
Подставим полученные значения в уравнение и получим у = 1,1 + 0,75 ■ 1. Продолжим отсчет от середины ряда и получим в планируемом году и= 3. Значит, у = 1,1 + 0,75 ■ 3 = 9,95 %. Таким образом, в планируемом году темп прироста товарооборота составил 9,95 %, в базисном периоде — 5,6 млрд р., значит, прогнозируемый объем оборота достигнет 6,2 млрд р. (5,6- 1,0995). При прогнозировании товарооборота используем метод уменьшенных средних (табл. 4.10). Получим уравнение вида у = at + Ь. Параметры а и b определим по формулам Рассчитаем параметры а и Ь: _ 145,9 -8337; А = 86,80 - 8,337 ■ 3,5 = 57,62. Подставим полученные значения в уравнение и получим уш = 8,337 - 7 + 57,62 = 166 тыс. р. Прогнозирование товарооборота также осуществляется при помощи метода удвоенных средних (табл. 4.11). Таблица 4.11 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|