ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Расчет среднего индекса
Тогда
0,1511 + 0,1395 + 0,1286
На IV квартал планируемого гола прогнозируемая величина товарооборота составит 6435 млн р. Тогда норматив товарных запасов этого квартала будет 1045 млн р.: 6435-0,1397 _ 1 -0,1397
Величина норматива в днях составит 14,6: 90 ОД 397 1-0,1397 Аналогичным образом определяются нормативы товарных запасов на другие кварталы прогнозируемого периода. Планирование товарных запасов с помощью коэффициента эластичности позволяет рассчитать, на сколько процентов изменяются товарные запасы при изменении фактора на 1 %. Как известно, одним из главных факторов, влияющих на изменение товарных запасов, является товарооборот. Произведем расчет норматива товарных запасов на IV квартал планируемого года по ресторану на основе коэффициента эластичности товарных запасов от товарооборота (табл. 5.13). Таблица 5.13 Исходные данные для расчета коэффициента эластичности
Коэффициент эластичности (Кз) определяется по формуле Кз = ТПТ 3 / ТПТ, где ТПТ э — темп прироста товарных запасов; ТПу — темп прироста товарооборота (валового). Коэффициент эластичности равен 0,53 (15,9 / 30,2). Это означает, что при увеличении товарооборота на 1 % сумма товарных запасов возрастет на 0,53 %. Например, темп прироста товарных запасов на IV квартал планируемого года определяют умножением коэффициента эластичности на темп прироста товарооборота на IV квартал планируемого года. Он рассчитывается следующим образом: где ТП-г^ — темп прироста товарооборота (валового) на планируемый период. Норматив запасов в сумме на планируемый квартал рассчитывается по следующей формуле: пй н снабжения ресторанного хозяйства сырьем и товарами______________ 123 Для нахождения параметров а и b решается система уравнений
т.з.с„ 1(Ю где ЗсРо1ч — средние запасы отчетного периода. Темп прироста товарооборота IV квартала планируемого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года составляет 12%. Значит, темп прироста товарных запасов равен 6,36 % (0,53 ■ 12). Норматив товарных запасов на IV квартал планируемого года должен составить 1084,9 млн р. (1020-1,0636) или 13,7 дня (1084,9 / 79,4). Этот метод может быть использован как для нормирования запасов по товарным группам, так и для планирования запасов по ресторанному хозяйству. В практике планирования можно использовать экономико-математические методы, позволяющие установить зависимость между товарными запасами и влияющими на них факторами. Наиболее простой экономико-математической моделью, применяемой при определении зависимости между суммой товарных запасов и товарооборотом, является уравнение вида Гх = а + Ьх, где Yx — сумма товарных запасов на планируемый период, тыс. р.; х — величина товарооборота за планируемый период, тыс. р.; а,Ь — параметры уравнения, которые определяются при решении системы нормальных уравнений: При планировании товарных запасов в днях целесообразно применять уравнение гиперболы. Оно имеет следующий вид: у = а + Ь/х, где а и Ь — параметры уравнения; х — однодневный оборот квартала; у — запасы в днях. Система планирования запасов нацелена на их минимизацию, ускорение оборачиваемости, повышение отдачи от средств, вложенных в запасы. 5.6. Планирование поступления сырья и товаров в предприятия питания. Продуктовый баланс ресторанного хозяйства, его показатели Поступление необходимого количества сырья и товаров на предприятия общественного питания определяется балансовым методом. Для этого составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и в целом по предприятию питания. Продуктовый баланс — форма планового расчета, в котором приводятся в соответствие потребность в сырье и товарах и ее удовлетворение. Продуктовый баланс ресторанного хозяйства содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения его нормальной производственно-торговой деятельности. Он позволяет обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между поступлением, расходом продуктов и запасами сырья и товаров. Продуктовый баланс складывается из следующих составных элементов: запасов на начало периода; потребности (расхода); поступления; запасов на конец периода. Для определения показателей продуктового баланса определяется расход сырья. Запасы сырья и товаров на начало планового периода рассчитываются как ожидаемые на конец отчетного периода. Запасы на конец планового периода определяются на основании рассчитанных нормативов. На основании рассчитанной потребности в продуктах и установленных запасах на начало и конец планового периода разрабатывают план поступления сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, т.е. товарное обеспечение товарооборота предприятия питания. Величина поступления (П) рассчитывается по формуле П = Р + Зк - Зн. Например, в ресторане на начало планируемого периода ожидается остаток муки 1250 кг. Потребность по плану (расход) — 51 000 кг. Норма запасов муки на конец планируемого года — 10 дней. Среднедневной расход сырья — 141,7 кг. (51 000/360), запасы на конец планируемого периода — 1417 кг (141,7- 10). Значит, поступление муки на планируемый год составит 51 167 кг (51 000 + 1417-1250). Продуктовый баланс в натуральном и стоимостном выражении к номенклатуре продуктов, отражаемой в статистической форме 4-гандаль «Справаздача па грамадскаму харчаванню», имеет следующую форму (табл. 5.14). Таблица 5.14 Продуктовый баланс ресторанного хозяйства за год
План товарного обеспечения, составленный по предприятию, должен быть основой для представления заявки на сырье и товары. Глава 6 ВАЛОВОЙ ДОХОД РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА 6.1. Сущность валового дохода ресторанного хозяйства, источники его образования Ресторанное хозяйство за оказываемые услуги по производству, реализации и организации потребления пищевой продукции взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к иене закупленных сырья и товаров (или скидка), а также наценка на продукцию общественного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуемую продукцию. Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного питания, которая предназначается для покрытия издержек производства и обращения предприятия питания и образования прибыли. Роль и значение валового дохода как экономического показателя заключаются в следующем: • является источником формирования прибыли; • возмещаются издержки производства и обращения; • служит источником пополнения собственных оборотных • формируются республиканские и местные бюджетные Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолютных и относительных величинах. В абсолютных величинах валовой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных" Яяповой доход ресуоранного хозяйства
единицах, в относительных — уровнем. Уровень валового дохода (Увд) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к товарообороту (валовому), выраженное в процентах: Увд = ВД / Т ■ 100. На предприятиях питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным товарам. Для расчета валового дохода по продукции собственного производства (Увд„.с.п) рекомендуется использовать формулу Увд СУвл 100 где СУВД — соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по покупным товарам, %; Дс п т — доля собственной продукции в товарообороте, %. Уровень валового дохода по покупным товарам (Увд_ .) можно рассчитать следующим образом: Как известно, от валового дохода предприятия питания производят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, остающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой доход (ЧВД). Его величину можно определить как ЧВД =ВД -Об_ф-Олос, где Об ф — отчисления в бюджетные фонды, тыс. р.; ОП 0 с — отчисления на пополнения оборотных средств, тыс. р. Чтобы определить уровень чистого валового дохода (УЧВд), следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умножить на 100: УЧВд = ЧВД / Т ■ 100. Одним из источников валового дохода предприятий питания является торговая надбавка. Ее величина должна покрыть величину издержек обращения предприятий питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к оптовой, свободно- отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти. В настоящее время уровень торговой надбавки не должен превышать 30 %, а по ряду продовольственных товаров, имеющих социальное значение, быть ниже, например, на молоко, кефир, сметану, творог — до 10 %, масло животное — до 15 %, мясные копчености, полукопченые, твердокопченые колбасные изделия — до 24 %. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки, например водка, хлеб. В развитых зарубежных странах используется более двадцати различных скидок и надбавок. Наиболее распространенные из них — скидки на количество изделий в заказанной партии, которые могут достигать 30 % цены; бонусные скидки, или скидки за оборот, которые предоставляются постоянным партнерам; дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным представителям, или посредникам по сбыту; сезонные; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг, обучения персонала, предоставления бесплатных образцов и некоторые другие. Предприятия питания самостоятельно рассчитывают торговую надбавку, но не выше предельного размера исходя из издержек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли. При определении торговой надбавки (ТН) рекомендуется использовать следующую формулу: ТН = Им + Н + Ос о.с + К + Р, где Ипл — плановый уровень издержек, кроме процентов за кредит, %; Н — налоги и отчисления, % к товарообороту; Осос — отчисления на пополнение собственных оборотных средств, % к товарообороту; К — проценты за кредит, % к товарообороту; Р — рентабельность, % к товарообороту. Другим важным элементом валового дохода предприятия питания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного питания предназначена для покрытия издержек производства предприятия. даход ресторанного хозяйства
По размеру наценок предприятия питания делят на шесть категорий: супер-люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий — на предприятиях третьей наценочной категории. Кроме того, уровень наценок может различаться по областям республики и по Минску. Предельные размеры наценок, применяемых на предприятиях питания, устанавливаются облисполкомами и Мингорисполкомом и отражаются в инструкции по ценообразованию. Предприятия питания определяют наценку на продукцию собственного производства и покупные товары самостоятельно, но ее величина не должна превышать предельные размеры, устанавливаемые исполкомами. Расчетный уровень наценки (РУН> может быть определен методом на основе себестоимости и нормативного уровня рентабельности: РУН = РУИ + РУр, где РУи — расчетный уровень издержек производства и обращения, %; РУр — расчетный уровень рентабельности, %; РУи = Иф/Сс-100; где Иф — фактические издержки за период, предшествующий планируемому, тыс. р.; Сс — фактическая стоимость сырья в розничных ценах (тыс. р.) за период, предшествующий планируемому; Сс = Т - Н, где Т — фактический товарооборот (валовой) за период, предшествующий планируемому, тыс. р.; Н — фактическая наценка за этот же период, тыс. р. Расчетный уровень рентабельности (РУр) определяется следующим образом: РУр = П / Сс ■ 100. В свою очередь прибыль определяется по формуле П_РТТ 100 ' где Рт — рентабельность товарооборота (норматив или рентабельность предшествующего периода), %. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|