Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Расчет среднего индекса




 

 

  Год
первый второй третий
Фактический товарооборот IV квартала, млн р. (Т)      
Средние фактические товарные запасы за IV квартал, млн р. (Зср)      
Товарооборот + средние товарные запасы, МЛН р. (Т + 3q,)      
Отношение средних товарных запасов к сумме товарооборота и средних товарных запасов [ЗеР/ (Т +Зср)] 0,1511 0,1395 0,1286

Тогда

0,1397.

0,1511 + 0,1395 + 0,1286

- = 1045 млн р.

На IV квартал планируемого гола прогнозируемая величина товарооборота составит 6435 млн р. Тогда норматив товарных запасов этого квартала будет 1045 млн р.: 6435-0,1397 _ 1 -0,1397

-14,6дн.

Величина норматива в днях составит 14,6: 90 ОД 397

1-0,1397


Аналогичным образом определяются нормативы товарных запасов на другие кварталы прогнозируемого периода.

Планирование товарных запасов с помощью коэффициента эластичности позволяет рассчитать, на сколько процентов изме­няются товарные запасы при изменении фактора на 1 %. Как известно, одним из главных факторов, влияющих на изменение товарных запасов, является товарооборот. Произведем расчет норматива товарных запасов на IV квартал планируемого года по ресторану на основе коэффициента эластичности товарных запасов от товарооборота (табл. 5.13).

Таблица 5.13 Исходные данные для расчета коэффициента эластичности

 

Показатель Базисный год Отчетный год
Фактический товарооборот    
за IV квартал, млн р.    
Фактические средние запасы    
на IV квартал, млн р.    
Темп прироста товарооборота, % - 30,2
Темп прироста товарных запасов, % _ 15,9

Коэффициент эластичности (Кз) определяется по формуле Кз = ТПТ 3 / ТПТ,

где ТПТ э — темп прироста товарных запасов; ТПу — темп при­роста товарооборота (валового).

Коэффициент эластичности равен 0,53 (15,9 / 30,2). Это оз­начает, что при увеличении товарооборота на 1 % сумма товар­ных запасов возрастет на 0,53 %. Например, темп прироста то­варных запасов на IV квартал планируемого года определяют умножением коэффициента эластичности на темп прироста то­варооборота на IV квартал планируемого года. Он рассчитыва­ется следующим образом:

где ТП-г^ — темп прироста товарооборота (валового) на плани­руемый период.


Норматив запасов в сумме на планируемый квартал рассчи­тывается по следующей формуле:


пй н снабжения ресторанного хозяйства сырьем и товарами______________ 123

Для нахождения параметров а и b решается система уравнений


 


т.з.с„ 1(Ю

где ЗсРо1ч — средние запасы отчетного периода.

Темп прироста товарооборота IV квартала планируемого года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года со­ставляет 12%. Значит, темп прироста товарных запасов равен 6,36 % (0,53 ■ 12). Норматив товарных запасов на IV квартал пла­нируемого года должен составить 1084,9 млн р. (1020-1,0636) или 13,7 дня (1084,9 / 79,4). Этот метод может быть использован как для нормирования запасов по товарным группам, так и для планирования запасов по ресторанному хозяйству.

В практике планирования можно использовать экономико-математические методы, позволяющие установить зависимость между товарными запасами и влияющими на них факторами.

Наиболее простой экономико-математической моделью, при­меняемой при определении зависимости между суммой товар­ных запасов и товарооборотом, является уравнение вида

Гх = а + Ьх,

где Yx — сумма товарных запасов на планируемый период, тыс. р.; х — величина товарооборота за планируемый период, тыс. р.; а,Ь — параметры уравнения, которые определяются при решении системы нормальных уравнений:

При планировании товарных запасов в днях целесообразно применять уравнение гиперболы. Оно имеет следующий вид:

у = а + Ь/х,

где а и Ь — параметры уравнения; х — однодневный оборот квартала; у — запасы в днях.


Система планирования запасов нацелена на их минимизацию, ускорение оборачиваемости, повышение отдачи от средств, вло­женных в запасы.

5.6. Планирование поступления сырья и товаров

в предприятия питания. Продуктовый баланс ресторанного

хозяйства, его показатели

Поступление необходимого количества сырья и товаров на предприятия общественного питания определяется балансо­вым методом. Для этого составляется продуктовый баланс на год по каждой товарной группе и в целом по предприятию питания.

Продуктовый баланс — форма планового расчета, в котором приводятся в соответствие потребность в сырье и товарах и ее удовлетворение. Продуктовый баланс ресторанного хозяйства содержит результаты расчета объема поступления необходимых продуктов на предприятие для обеспечения его нормальной про­изводственно-торговой деятельности. Он позволяет обеспечить взаимную увязку и установить правильные пропорции между по­ступлением, расходом продуктов и запасами сырья и товаров. Продуктовый баланс складывается из следующих составных эле­ментов: запасов на начало периода; потребности (расхода); по­ступления; запасов на конец периода.

Для определения показателей продуктового баланса опреде­ляется расход сырья. Запасы сырья и товаров на начало плано­вого периода рассчитываются как ожидаемые на конец отчетно­го периода. Запасы на конец планового периода определяются на основании рассчитанных нормативов. На основании рассчи­танной потребности в продуктах и установленных запасах на начало и конец планового периода разрабатывают план поступ­ления сырья, полуфабрикатов, покупных товаров, т.е. товарное обеспечение товарооборота предприятия питания. Величина поступления (П) рассчитывается по формуле

П = Р + Зк - Зн.


Например, в ресторане на начало планируемого периода ожи­дается остаток муки 1250 кг. Потребность по плану (расход) — 51 000 кг. Норма запасов муки на конец планируемого года — 10 дней. Среднедневной расход сырья — 141,7 кг. (51 000/360), запасы на конец планируемого периода — 1417 кг (141,7- 10). Значит, поступление муки на планируемый год составит 51 167 кг (51 000 + 1417-1250).

Продуктовый баланс в натуральном и стоимостном выраже­нии к номенклатуре продуктов, отражаемой в статистической форме 4-гандаль «Справаздача па грамадскаму харчаванню», имеет следующую форму (табл. 5.14).

Таблица 5.14 Продуктовый баланс ресторанного хозяйства за год

 

 

Продукты Запасы периода Поступление сырья и товаров Расход сырья и товаров Запасы на коней периода
коли­чество. сумма, млн р. чество, сумма, млн р. чество, кг сумма, млн р. ■Те™ сумма, млн р.
Мясо и птица Колбасные изде­лия Рыба и морепро­дукты Сельдь Масло и т.д.                

План товарного обеспечения, составленный по предприя­тию, должен быть основой для представления заявки на сырье и товары.


Глава 6

ВАЛОВОЙ ДОХОД РЕСТОРАННОГО ХОЗЯЙСТВА

6.1. Сущность валового дохода ресторанного хозяйства, источники его образования

Ресторанное хозяйство за оказываемые услуги по производ­ству, реализации и организации потребления пищевой продук­ции взимает плату, которую можно назвать ценой услуг. Этой платой становится торговая надбавка к иене закупленных сырья и товаров (или скидка), а также наценка на продукцию общест­венного питания. Поэтому валовой доход предприятия питания можно представить как сумму надбавок и наценок на реализуе­мую продукцию.

Валовой доход как экономическая категория представляет собой часть продажной цены на продукцию общественного пи­тания, которая предназначается для покрытия издержек произ­водства и обращения предприятия питания и образования при­были.

Роль и значение валового дохода как экономического показа­теля заключаются в следующем:

• является источником формирования прибыли;

• возмещаются издержки производства и обращения;

• служит источником пополнения собственных оборотных
средств;

• формируются республиканские и местные бюджетные
фонды (республиканский фонд поддержки производителей
сельхозпродукции и аграрной науки и отчисления пользова­
телей автодорог; местный целевой бюджетный фонд стабили­
зации экономики производителей сельскохозяйственной про­
дукции и продовольствия; жилишно-инвестиционный фонд и
целевой сбор на финансирование расходов, связанных с со­
держанием и ремонтом жилого фонда).

Валовой доход предприятия питания измеряется в абсолют­ных и относительных величинах. В абсолютных величинах вало­вой доход характеризуется суммой, выраженной в денежных"


Яяповой доход ресуоранного хозяйства



 


единицах, в относительных — уровнем. Уровень валового дохода (Увд) рассчитывается как отношение суммы валового дохода к товарообороту (валовому), выраженное в процентах:

Увд = ВД / Т ■ 100.

На предприятиях питания рекомендуется исчислять валовой доход по продукции собственного производства и покупным то­варам.

Для расчета валового дохода по продукции собственного произ­водства (Увд„.с.п) рекомендуется использовать формулу Увд СУвл 100

где СУВД — соотношение уровня валовых доходов по продукции собственного производства к уровню валовых доходов по по­купным товарам, %; Дс п т — доля собственной продукции в то­варообороте, %.

Уровень валового дохода по покупным товарам (Увд_ .) можно

рассчитать следующим образом:

Как известно, от валового дохода предприятия питания про­изводят отчисления в различные бюджетные фонды. В связи с этим необходимо определять и оценивать валовой доход, ос­тающийся в распоряжении предприятия, или чистый валовой до­ход (ЧВД). Его величину можно определить как

ЧВД =ВД -Об_флос,

где Об ф — отчисления в бюджетные фонды, тыс. р.; ОП 0 с — от­числения на пополнения оборотных средств, тыс. р.

Чтобы определить уровень чистого валового доходаЧВд),

следует его сумму разделить на валовой товарооборот и умно­жить на 100:

УЧВд = ЧВД / Т ■ 100.

Одним из источников валового дохода предприятий питания является торговая надбавка. Ее величина должна покрыть ве­личину издержек обращения предприятий питания. Торговые надбавки устанавливаются в процентах к оптовой, свободно-


отпускной цене. Механизм формирования торговых надбавок предусматривает их регулирование исполнительными органами власти. В настоящее время уровень торговой надбавки не дол­жен превышать 30 %, а по ряду продовольственных товаров, имеющих социальное значение, быть ниже, например, на молоко, кефир, сметану, творог — до 10 %, масло животное — до 15 %, мясные копчености, полукопченые, твердокопченые колбасные изделия — до 24 %. По отдельным товарам, реализуемым по фиксированным ценам, сохранились торговые скидки, напри­мер водка, хлеб.

В развитых зарубежных странах используется более двадцати различных скидок и надбавок. Наиболее распространенные из них — скидки на количество изделий в заказанной партии, ко­торые могут достигать 30 % цены; бонусные скидки, или скидки за оборот, которые предоставляются постоянным партнерам; дилерские скидки, предоставляемые производителями своим постоянным представителям, или посредникам по сбыту; сезон­ные; скрытые скидки в виде оказания бесплатных услуг, обуче­ния персонала, предоставления бесплатных образцов и некото­рые другие.

Предприятия питания самостоятельно рассчитывают торго­вую надбавку, но не выше предельного размера исходя из издер­жек, установленных налогов и неналоговых платежей и прибыли.

При определении торговой надбавки (ТН) рекомендуется ис­пользовать следующую формулу:

ТН = Им + Н + Ос о.с + К + Р,

где Ипл — плановый уровень издержек, кроме процентов за кре­дит, %; Н — налоги и отчисления, % к товарообороту; Осос — отчисления на пополнение собственных оборотных средств, % к товарообороту; К — проценты за кредит, % к товарообороту; Р — рентабельность, % к товарообороту.

Другим важным элементом валового дохода предприятия пи­тания является наценка на продукцию собственного производства и покупные товары. Размер наценок зависит от категории пред­приятия, места и времени реализации собственной продукции и покупных товаров. Наценка на продукцию общественного пита­ния предназначена для покрытия издержек производства пред­приятия.



даход ресторанного хозяйства


 


По размеру наценок предприятия питания делят на шесть ка­тегорий: супер-люкс, люкс, высшую, первую, вторую и третью. Самый высокий уровень наценок на предприятиях категории люкс, самый низкий — на предприятиях третьей наценочной категории. Кроме того, уровень наценок может различаться по областям республики и по Минску. Предельные размеры наце­нок, применяемых на предприятиях питания, устанавливаются облисполкомами и Мингорисполкомом и отражаются в инст­рукции по ценообразованию.

Предприятия питания определяют наценку на продукцию собственного производства и покупные товары самостоятельно, но ее величина не должна превышать предельные размеры, ус­танавливаемые исполкомами. Расчетный уровень наценки (РУН> может быть определен методом на основе себестоимости и нор­мативного уровня рентабельности:

РУН = РУИ + РУр,

где РУи расчетный уровень издержек производства и обраще­ния, %; РУр — расчетный уровень рентабельности, %;

РУи = Ифс-100;

где Иф — фактические издержки за период, предшествующий пла­нируемому, тыс. р.; Сс — фактическая стоимость сырья в рознич­ных ценах (тыс. р.) за период, предшествующий планируемому;

Сс = Т - Н,

где Т — фактический товарооборот (валовой) за период, пред­шествующий планируемому, тыс. р.; Н — фактическая наценка за этот же период, тыс. р.

Расчетный уровень рентабельности (РУр) определяется сле­дующим образом:

РУр = П / Сс ■ 100.

В свою очередь прибыль определяется по формуле ПТТ 100 '

где Рт — рентабельность товарооборота (норматив или рента­бельность предшествующего периода), %.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных