![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цены и система наценок на продукты, поступающие на предприятияРасширение межгосударственных связей в экономической, социальной и культурной сферах, активизация туристской деятельности предполагают расширение и модернизацию гостиничного хозяйства и повышение качества обслуживания клиентов. Гостиничный комплекс входит в одну из важных отраслей сферы обслуживания. Главное место в этом комплексе занимают гостиница и ее структурные подразделения, обеспечивающие потребителей питанием и прочими дополнительными платными услугами. Пдразделения ресторанного хозяйства, находящиеся в гостинице, обеспечивают питанием как клиентов гостиницы, так и посторонних посетителей. Поэтому важное значение приобретает правильное определение цены номера, включающей сумму оплаты за проживание, в зависимости от степени комфортности (включая сумму за бронирование мест), и достоверное определение цен на продукцию собственного производства и покупные товары, реализация которых учитывается в объеме реализации гостиничных услуг. Переход предприятий ресторанного хозяйства к рыночной экономике повышает их ответственность в формировании достоверных розничных цен на сырье, продукты и покупные товары и продажных цен на продукцию собственного производства. При этом предприятия руководствуются действующими нормативными документами. Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения отличаются от ценообразования на продовольственные и промышленные товары, реализуемые в торговле. Это обусловлено особенностями предприятий ресторанного хозяйства, спецификой их продукции и формирования затрат.
Так, предприятия ресторанного хозяйства одновременно осуществляют производство, организацию потребления и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия в промышленной упаковке, мороженое фасованное, спички, табачные изделия и др.). В отличие от других отраслей материального производства, издержки производства в ресторанном хозяйстве формируются без стоимости сырья, используемого для изготовления собственной продукции. Это объясняется тем, что по своему экономическому содержанию сырье и продукты на предприятиях ресторанного хозяйства являются товаром и, так же как и в розничной торговле, могут реализоваться потребителям в порядке обмена на их денежные доходы. Поэтому издержки производства предприятий ресторанного хозяйства представляют собой не полную производственную себестоимость готовой продукции, а лишь затраты, связанные с ее изготовлением. Формирование издержек общественного питания представлено на рис. 7.1.
Издержки производства
Затраты на организацию потребления Стоимость сырья, продуктов, полуфабрикатов
На рис. 7.1 отражены присущие отрасли стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление издержек производства от затрат на сырье, продукты и полуфабрикаты. В состав издержек производства включаются только собственные затраты, связанные с производством продукции (затраты на транспортировку и хранение сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.). Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию собственной продукции и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов, барменов; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата официантов, гардеробщиков, уборщиков обеденных залов; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов, износу столовой посуды и т.д.). Однако в практике учета и планирования весьма трудно разграничить эти издержки, поскольку многие работники отрасли выполняют одновременно различные функции. Поэтому на предприятиях ресторанного хозяйства определяются совокупные издержки, связанные с производством, реализацией продукции и покупных товаров и обслуживанием потребителей. В силу этого показатель себестоимости продукции не учитывается, не планируется и не калькулируется. Это обстоятельство обусловливает отличия в формировании цен на продукцию собственного производства в ресторанном хозяйстве от промышленности. Калькулирование продажной цены продукции, выпускаемой предприятиями ресторанного хозяйства, осуществляется только на основании стоимости сырья, включаемого в рецептуру блюд. Особенностью ценообразования в ресторанном хозяйстве является также применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно у предприятий-изготовителей (по свободным отпускным ценам), в розничной торго-, вой сети, на колхозных рынках и у населения. В этой связи на предприятиях ресторанного хозяйства, обслуживающих население, сырье включается в калькуляцию по розничным ценам, которые образуются из отпускных цен предприятия-изготовителя и дифференцированных торговых надбавок в установленных размерах. Сырье и продукты, закупаемые на рынках, у на- Глава 7 селения, в розничной торговой сети включаются в расчетную калькуляцию по ценам приобретения без торговых надбавок с применением наценок на продукцию собственного производства предприятий ресторанного хозяйства. Отдельные виды сырья, используемого при приготовлении блюд, поступают на предприятия в промышленной упаковке, оплата за которые производилась по розничной цене за банку, бутылку, причем за массу брутто или за 1 л продукта. Поскольку при определении продажной цены блюда сырье в калькуляцию включается б килограммах и соответственно указывается иена за 1 кг продукта, возникает необходимость определить стоимость за 1 кг поступивших продуктов. Так, например, по накладной № 027221 от базы «Бакалея» получено масло подсолнечное в количестве 150 бутылок по розничной цене 2100 р. за одну бутылку. Чистый вес масла в бутылке — 910 г. Стоимость 1 кг масла составит 2308 р. (2100 / 0,91 кг). Пересчет цены оформляется актом. Аналогично определяется розничная цена за 1 кг горошка или консервированной кукурузы. Поскольку в калькуляцию продажной цены эти продукты включаются по массе нетто, то розничная цена определяется за 1 кг горошка (кукурузы) без маринада, рассола. Так, например, закуплена консервированная кукуруза (производство Венгрии) по цене 900 р. за банку. На банке указана масса брутто — 340 г, масса нетто — 285 г. Розничная цена за 1 кг консервированной кукурузы составит 3158 р. (900 р. / 0,285 кг). При поступлении таких же продуктов отечественного производства в таблице сборника рецептур расчета расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий указан процент отходов и потерь на маринад, что позволяет определить массу нетто продукта и рассчитать розничную цену за 1 кг чистого веса. Таким образом, цены на продукцию собственного производства (продажные цены) на предприятиях ресторанного хозяйства складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам, ценам приобретения и наценки. Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, барах наглядно иллюстрирует рис. 7.2. Таким образом, цены на продукцию ресторанного хозяйства складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам и ценам приобретения и наценок, предназначенных, наряду Капькупяция продажных цен на продукцию ресторанного хозяйства_________ 147 с торговыми надбавками, возмещать затраты предприятий по производству, реализации и организации потребления произведенной продукции и обеспечивать после уплаты обязательных налоговых платежей получение прибыли. В условиях перехода к рыночным отношениям и возрастающей социальной значимости ресторанного хозяйства установлены предельные размеры наценок к стоимости набора сырья в розничных ценах. Наценки предприятий дифференцируются прежде всего по предприятиям различного типа и профиля вследствие особенностей, обусловленных спецификой в приготовлении блюд и обслуживании потребителей. Предприятия ресторанного хозяйства в зависимости от типа, места расположения, степени материально-технической оснащенности и объема предоставляемых услуг подразделяются на шесть категорий: супер-люкс (рестораны при пятизвездочных отелях); люкс (рестораны и бары, отличающиеся уникальным характером планировки сооружения и повышенной комфортностью); высшая (рестораны, кафе, бары, отличающиеся высоким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг); первая (рестораны, кафе, бары, буфеты
Рис. 7.2. Продажная цена готовой продукции
Каждое предприятие должно иметь документ о принадлежности к категории (приложение к лицензии на торгово-производственную деятельность). Предельные размеры наценок на сырье, продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления продукции собственного производства, установлены в процентах к стоимости их набора по розничным ценам и составляют: • на предприятиях люкс 250; • высшей категории 200; • первой категории 150; • второй категории 70; • третьей категории 40. На блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) на предприятиях люкс, высшей и первой категорий, размер наценки составляет 70 %. Конкретные размеры наценок, но не выше предельных, утверждаются руководителями предприятий ресторанного хозяйства. Продажные цены на полуфабрикаты, кулинарные, булочные и кондитерские изделия, напитки собственного производства для реализации их в розничных торговых предприятиях, а также на булочные и кондитерские изделия, реализуемые на предприятиях ресторанного хозяйства, определяются с применением предельных наценок к розничным ценам в процентах, • на полуфабрикаты 30; • на кулинарные, булочные изделия и напитки собственного производства 50; • на кондитерские изделия 60. Наценки на консервы мясные, рыбные, молочные, фруктовые, овощные; сиропы, джемы, варенье и повидло в промышленной упаковке; овощи, фрукты, ягоды свежие и переработанные применяются только при реализации порциями и использовании для приготовления продукции собственного производства.
На соки, минеральную воду, газированные безалкогольные, фруктовые, ягодные, овощные напитки, квас, молоко, .п<щ»вп пппажных иен на продукцию ресторанного хозяйства_________ 149 ализуемые в розлив, применяется наценка 20 % к розничной ие!0ИВО и газированные слабоалкогольные напитки отечественного и импортного производства реализуются в розлив с предельными наценками к розничным ценам в процентах. • на предприятиях люкс, высшей и первой • второй категории 40; • третьей категории 20. При реализации пива и газированных слабоалкогольных напитков в бутылках, банках и другой посуде, выпускаемой промышленностью, наценка не применяется. При использовании винно-водочных изделий для приготовления блюд, кулинарных, булочных и кондитерских изделий, а также при их реализации во всех предприятиях ресторанного хозяйства, где разрешена их продажа, применяется наценка в размере 100%. Продажные цены на винно-водочные изделия отечественного и импортного производства определяются за порцию 50 мл исходя из розничной цены и фактической емкости бутылки (без стоимости посуды) с добавлением наценки. При отсутствии залоговых цен на посуду стоимость порции винно-водочных изделий определяется исходя из розничной цены за бутылку, включая стоимость посуды. Одной из особенностей работы предприятий общественного питания является то, что, наряду с реализацией продукции собственного производства, продаются покупные товары, т.е. не прошедшие кулинарную обработку: хлебобулочные и кондитерские изделия (печенье, вафли, конфеты и др.) в промышленной упаковке. Покупные товары реализуются по розничным ценам без применения наценок. При использовании хлеба и батонов для приготовления продукции собственного производства применяются наценки в соответствии с категорией предприятия. Таким образом, продажные цены на продукцию, изготавли-аемую на предприятиях общественного питания, складывают-я из стоимости сырья и продуктов по розничным ценам и соот-"етствующих наценок.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|