ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Цены и система наценок на продукты, поступающие на предприятияРасширение межгосударственных связей в экономической, социальной и культурной сферах, активизация туристской деятельности предполагают расширение и модернизацию гостиничного хозяйства и повышение качества обслуживания клиентов. Гостиничный комплекс входит в одну из важных отраслей сферы обслуживания. Главное место в этом комплексе занимают гостиница и ее структурные подразделения, обеспечивающие потребителей питанием и прочими дополнительными платными услугами. Пдразделения ресторанного хозяйства, находящиеся в гостинице, обеспечивают питанием как клиентов гостиницы, так и посторонних посетителей. Поэтому важное значение приобретает правильное определение цены номера, включающей сумму оплаты за проживание, в зависимости от степени комфортности (включая сумму за бронирование мест), и достоверное определение цен на продукцию собственного производства и покупные товары, реализация которых учитывается в объеме реализации гостиничных услуг. Переход предприятий ресторанного хозяйства к рыночной экономике повышает их ответственность в формировании достоверных розничных цен на сырье, продукты и покупные товары и продажных цен на продукцию собственного производства. При этом предприятия руководствуются действующими нормативными документами. Цены на продукцию общественного питания относятся к системе розничных цен, но методика и порядок их определения отличаются от ценообразования на продовольственные и промышленные товары, реализуемые в торговле. Это обусловлено особенностями предприятий ресторанного хозяйства, спецификой их продукции и формирования затрат. 144_______________ Так, предприятия ресторанного хозяйства одновременно осуществляют производство, организацию потребления и реализацию продукции собственного производства и покупных товаров (хлебобулочные изделия, кондитерские изделия в промышленной упаковке, мороженое фасованное, спички, табачные изделия и др.). В отличие от других отраслей материального производства, издержки производства в ресторанном хозяйстве формируются без стоимости сырья, используемого для изготовления собственной продукции. Это объясняется тем, что по своему экономическому содержанию сырье и продукты на предприятиях ресторанного хозяйства являются товаром и, так же как и в розничной торговле, могут реализоваться потребителям в порядке обмена на их денежные доходы. Поэтому издержки производства предприятий ресторанного хозяйства представляют собой не полную производственную себестоимость готовой продукции, а лишь затраты, связанные с ее изготовлением. Формирование издержек общественного питания представлено на рис. 7.1. Издержки ресторанного хозйства
Издержки производства
Затраты на организацию потребления Стоимость сырья, продуктов, полуфабрикатов Рис. 7.1. Издержки ресторанного хозяйства На рис. 7.1 отражены присущие отрасли стадии процесса воспроизводства (производство, обмен и потребление) и обособление издержек производства от затрат на сырье, продукты и полуфабрикаты. В состав издержек производства включаются только собственные затраты, связанные с производством продукции (затраты на транспортировку и хранение сырья и полуфабрикатов; заработная плата работников производства; расходы на топливо и электроэнергию для производственных нужд; амортизация основных производственных фондов и др.). Издержки обращения представляют собой затраты на реализацию собственной продукции и покупных товаров (оплата труда буфетчиков, продавцов, барменов; расходы на транспортировку покупных товаров; амортизация стоимости торгового оборудования, магазинов, киосков и т.д.) и затраты на организацию потребления (заработная плата официантов, гардеробщиков, уборщиков обеденных залов; расходы по содержанию помещений и оборудования обеденных залов, износу столовой посуды и т.д.). Однако в практике учета и планирования весьма трудно разграничить эти издержки, поскольку многие работники отрасли выполняют одновременно различные функции. Поэтому на предприятиях ресторанного хозяйства определяются совокупные издержки, связанные с производством, реализацией продукции и покупных товаров и обслуживанием потребителей. В силу этого показатель себестоимости продукции не учитывается, не планируется и не калькулируется. Это обстоятельство обусловливает отличия в формировании цен на продукцию собственного производства в ресторанном хозяйстве от промышленности. Калькулирование продажной цены продукции, выпускаемой предприятиями ресторанного хозяйства, осуществляется только на основании стоимости сырья, включаемого в рецептуру блюд. Особенностью ценообразования в ресторанном хозяйстве является также применение разных цен на продукты, поступающие на предприятия из различных источников. Продукты могут быть закуплены непосредственно у предприятий-изготовителей (по свободным отпускным ценам), в розничной торго-, вой сети, на колхозных рынках и у населения. В этой связи на предприятиях ресторанного хозяйства, обслуживающих население, сырье включается в калькуляцию по розничным ценам, которые образуются из отпускных цен предприятия-изготовителя и дифференцированных торговых надбавок в установленных размерах. Сырье и продукты, закупаемые на рынках, у на- Глава 7 селения, в розничной торговой сети включаются в расчетную калькуляцию по ценам приобретения без торговых надбавок с применением наценок на продукцию собственного производства предприятий ресторанного хозяйства. Отдельные виды сырья, используемого при приготовлении блюд, поступают на предприятия в промышленной упаковке, оплата за которые производилась по розничной цене за банку, бутылку, причем за массу брутто или за 1 л продукта. Поскольку при определении продажной цены блюда сырье в калькуляцию включается б килограммах и соответственно указывается иена за 1 кг продукта, возникает необходимость определить стоимость за 1 кг поступивших продуктов. Так, например, по накладной № 027221 от базы «Бакалея» получено масло подсолнечное в количестве 150 бутылок по розничной цене 2100 р. за одну бутылку. Чистый вес масла в бутылке — 910 г. Стоимость 1 кг масла составит 2308 р. (2100 / 0,91 кг). Пересчет цены оформляется актом. Аналогично определяется розничная цена за 1 кг горошка или консервированной кукурузы. Поскольку в калькуляцию продажной цены эти продукты включаются по массе нетто, то розничная цена определяется за 1 кг горошка (кукурузы) без маринада, рассола. Так, например, закуплена консервированная кукуруза (производство Венгрии) по цене 900 р. за банку. На банке указана масса брутто — 340 г, масса нетто — 285 г. Розничная цена за 1 кг консервированной кукурузы составит 3158 р. (900 р. / 0,285 кг). При поступлении таких же продуктов отечественного производства в таблице сборника рецептур расчета расхода сырья, выхода полуфабрикатов и готовых изделий указан процент отходов и потерь на маринад, что позволяет определить массу нетто продукта и рассчитать розничную цену за 1 кг чистого веса. Таким образом, цены на продукцию собственного производства (продажные цены) на предприятиях ресторанного хозяйства складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам, ценам приобретения и наценки. Сущность и порядок ценообразования в ресторанах, кафе, барах наглядно иллюстрирует рис. 7.2. Таким образом, цены на продукцию ресторанного хозяйства складываются из стоимости сырья по свободным розничным ценам и ценам приобретения и наценок, предназначенных, наряду Капькупяция продажных цен на продукцию ресторанного хозяйства_________ 147 с торговыми надбавками, возмещать затраты предприятий по производству, реализации и организации потребления произведенной продукции и обеспечивать после уплаты обязательных налоговых платежей получение прибыли. В условиях перехода к рыночным отношениям и возрастающей социальной значимости ресторанного хозяйства установлены предельные размеры наценок к стоимости набора сырья в розничных ценах. Наценки предприятий дифференцируются прежде всего по предприятиям различного типа и профиля вследствие особенностей, обусловленных спецификой в приготовлении блюд и обслуживании потребителей. Предприятия ресторанного хозяйства в зависимости от типа, места расположения, степени материально-технической оснащенности и объема предоставляемых услуг подразделяются на шесть категорий: супер-люкс (рестораны при пятизвездочных отелях); люкс (рестораны и бары, отличающиеся уникальным характером планировки сооружения и повышенной комфортностью); высшая (рестораны, кафе, бары, отличающиеся высоким уровнем обслуживания и значительным объемом услуг); первая (рестораны, кафе, бары, буфеты
Продажная цена готовой продукции
Рис. 7.2. Продажная цена готовой продукции 148 с меньшим объемом услуг, чем на предприятиях высшей категории); вторая (кафе, бары, столовые, буфеты, работающие по методу самообслуживания); третья (кафе, бары, столовые, расположенные на территории производственных предприятий, учреждений, учебных заведений и обслуживающие их контингент). Каждое предприятие должно иметь документ о принадлежности к категории (приложение к лицензии на торгово-производственную деятельность). Предельные размеры наценок на сырье, продукты и полуфабрикаты, используемые для изготовления продукции собственного производства, установлены в процентах к стоимости их набора по розничным ценам и составляют: • на предприятиях люкс 250; • высшей категории 200; • первой категории 150; • второй категории 70; • третьей категории 40. На блюда, реализуемые в обеденное время (по отдельному меню) на предприятиях люкс, высшей и первой категорий, размер наценки составляет 70 %. Конкретные размеры наценок, но не выше предельных, утверждаются руководителями предприятий ресторанного хозяйства. Продажные цены на полуфабрикаты, кулинарные, булочные и кондитерские изделия, напитки собственного производства для реализации их в розничных торговых предприятиях, а также на булочные и кондитерские изделия, реализуемые на предприятиях ресторанного хозяйства, определяются с применением предельных наценок к розничным ценам в процентах, • на полуфабрикаты 30; • на кулинарные, булочные изделия и напитки собственного производства 50; • на кондитерские изделия 60. Наценки на консервы мясные, рыбные, молочные, фруктовые, овощные; сиропы, джемы, варенье и повидло в промышленной упаковке; овощи, фрукты, ягоды свежие и переработанные применяются только при реализации порциями и использовании для приготовления продукции собственного производства.
На соки, минеральную воду, газированные безалкогольные, фруктовые, ягодные, овощные напитки, квас, молоко, .п<щ»вп пппажных иен на продукцию ресторанного хозяйства_________ 149 ализуемые в розлив, применяется наценка 20 % к розничной ие!0ИВО и газированные слабоалкогольные напитки отечественного и импортного производства реализуются в розлив с предельными наценками к розничным ценам в процентах. • на предприятиях люкс, высшей и первой • второй категории 40; • третьей категории 20. При реализации пива и газированных слабоалкогольных напитков в бутылках, банках и другой посуде, выпускаемой промышленностью, наценка не применяется. При использовании винно-водочных изделий для приготовления блюд, кулинарных, булочных и кондитерских изделий, а также при их реализации во всех предприятиях ресторанного хозяйства, где разрешена их продажа, применяется наценка в размере 100%. Продажные цены на винно-водочные изделия отечественного и импортного производства определяются за порцию 50 мл исходя из розничной цены и фактической емкости бутылки (без стоимости посуды) с добавлением наценки. При отсутствии залоговых цен на посуду стоимость порции винно-водочных изделий определяется исходя из розничной цены за бутылку, включая стоимость посуды. Одной из особенностей работы предприятий общественного питания является то, что, наряду с реализацией продукции собственного производства, продаются покупные товары, т.е. не прошедшие кулинарную обработку: хлебобулочные и кондитерские изделия (печенье, вафли, конфеты и др.) в промышленной упаковке. Покупные товары реализуются по розничным ценам без применения наценок. При использовании хлеба и батонов для приготовления продукции собственного производства применяются наценки в соответствии с категорией предприятия. Таким образом, продажные цены на продукцию, изготавли-аемую на предприятиях общественного питания, складывают-я из стоимости сырья и продуктов по розничным ценам и соот-"етствующих наценок. 15D Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|