![]() ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Анализ товарооборота и производственной программы ресторанного хозяйстваАнализ товарооборота ресторанного хозяйства позволяет оценить достигнутые результаты, изучить развитие товарооборота по видам и формам, оценить правильность, реалистичность стратегии предприятия в развитии товарооборота, сравнить масштабы деятельности данного предприятия с конкурентами. Оценка достигнутых результатов является основой планирования объема реализации предприятия питания. Методика экономического анализа товарооборота ресторана включает: • изучение выполнения плана товарооборота по собствен • изучение динамики валового, розничного, оптового обо • анализ производственной программы ресторана; • исследование влияния важнейших факторов на выполнение • выявление резервов роста товарооборота и разработку Анализ товарооборота проводится в фактических (действующих) и сопоставимых ценах. Для определения товарооборота в сопоставимых ценах его объем с момента действия новых продажных цен необходимо разделить на индекс цен. Например, в базисном году валовой товарооборот ресторана составил 40 млн р., в отчетном — 105 млн р. Средний индекс йЯ й товарооборот общественного питания
Рассмотрим методику анализа товарооборота ресторанного хозяйства. Данные о выполнении плана и составе валового товарооборота приведены в табл. 4.1. План по валовому товарообороту выполнен на 96,1 %, в том числе по розничному — на 95,9 %, оптовому — на 99,1 %, по собственной продукции— на 97,5 %. Объем валового товарооборота по сравнению с планом снизился на 332,2 млн р., что объясняется в основном уменьшением розничного товарооборота. По сравнению с планом розничный товарооборот уменьшился на 327,1 млн р., оптовый — на 5,1 млн р. В результате этого произошли изменения в составе валового товарооборота. Так, по сравнению с планом удельный вес розничного товарооборота уменьшился на 0,2 % (с 93,3 % до 93,1 %), соответственно возросла доля оптовой реализации: с 6,7 % до 6,9%. Удельный вес оборота по продукции собственного производства возрос на 1,2 % (с 90,6 % до 91,8 %), что объясняется увеличением доли розничной реализации собственной продукции. По сравнению с прошлым годом валовой товарооборот в действующих ценах возрос на 21,7 %, в том числе розничный — на 19,9 %, оптовый — на 52,8 %, оборот по продукции собственного производства — на 23,7 %. Следовательно, более высокие темпы прироста товарооборота наблюдаются по оптовой реализации. В отчетном году по сравнению с прошлым годом валовой товарооборот возрос на 1470,5 млн р., в том числе за счет розничной реализации — на 1275,0 млн р., а за счет оптовой про-ажи — на 195,5 млн р. Однако на развитие товарооборота боль-ое влияние оказало повышение продажных цен. Средний ин-Д кс продажных цен на продукцию собственного производства и купные товары вотчетном году к прошлому составил 1,15. Продукция и товарооборот общественного питания
товарооборота, млн руб.
Чтобы изучить влияние ценового фактора на изменение товарооборота в динамике, следует из фактического объема товарооборота отчетного года вычесть его сопоставимый объем. Фактический валовой товарооборот отчетного года в сопоставимых иенах равен 7173,6 млн р. (8249,6 / 1,15). Таким образом, за счет ценового фактора валовой товарооборот предприятия питания увеличился на 1076 млн р. (8249,6-7173,6), что составляет 15,9% к товарообороту прошлого года (1076 / 6779,1 ■ 100). Аналогичным образом определяется влияние ценового фактора по другим видам товарооборота. Следует также проанализировать, какие изменения произошли в составе товарооборота по сравнению с прошлым годом. Так, доля розничного товарооборота уменьшилась с 94,5 % до 93,1 %, или на 1,4 %, соответственно возрос удельный вес оптовой реализации с 5,5 % до 6,9 %. Увеличение оптовой продажи собственной продукции объясняется наличием у предприятия конди- Глава 4 кит и товарооборот общественного питания
Важным показателем, характеризующим торгово-производственную деятельность предприятия питания, является доля собственной продукции в валовом товарообороте. Этот показатель в отчетном году составил 91,8 %, что является весьма высоким уровнем для предприятий питания. По сравнению с прошлым годом доля реализации продукции собственного производства имеет тенденцию роста. Она возросла на 1,4 %. Анализ динамики товарооборота должен проводиться не только в сравнении с данными прошлого года, но и за ряд лет (в действующих и сопоставимых ценах). Кроме того, некоторые авторы рекомендуют изучать динамику товарооборота сопоставимой трудоемкости. Для этого расчета рекомендуется оборот по продукции собственного производства разделить на 3 и добавить к полученному итогу оборот по продаже покупных товаров. Коэффициент 3 используется потому, что, по данным научно-исследовательского института, трудоемкость производства и реализации собственной продукции примерно в 3 раза выше, чем продажи покупных товаров. Расчет оборота сопоставимой трудоемкости можно также проводить и по товарным группам с использованием потоварных коэффициентов трудоемкости и фактической реализации по товарным группам в продажных ценах. Анализ динамики товарооборота не будет полным без исчисления средних темпов прироста (ТПср). Исчисление производят по формуле средней геометрической: ского ряда) и сравнить с ним все последующие, то получим базисные показатели темпов роста. Если же сопоставить каждый последующий показатель динамического ряда с предыдущим, то получим цепные темпы роста. Чтобы рассчитать темпы прироста, необходимо из полученных темпов роста в процентах (как базисных, так и цепных) вычесть 100 %. В темпах прироста, исчисленных цепным методом, абсолютное значение 1 % прироста за разные годы имеет разное значение. Поэтому при анализе рядов динамики определяют абсолютное значение I % прироста. Этот показатель равен отношению абсолютного прироста к темпу прироста за тот же период. Например, по валовому товарообороту значение I % прироста составит 67,8 млн р. (1470,5 / 21,7). Анализ выполнения плана и динамики товарооборота проводят не только за год, но и по кварталам, месяцам, неделям ежедневно. Это помогает установить, как ритмично развивается товарооборот, удовлетворяется ли спрос потребителя. Если план в отдельные периоды не выполнен, то выясняют причины и подсчитывают потери в товарообороте. Дм оценки равномерности развития товарооборота следует составить специальные аналитические таблицы, графики, исчислить и проанализировать коэффициенты ритмичности и равномерности. В экономической литературе предлагается несколько методов расчета коэффициента ритмичности. Наиболее простым коэффициентом ритмичности является отношение числа периодов, в которых план выполнен, к общему их количеству. Для определения коэффициента равномерности необходимо предварительно рассчитать среднее квадратическое отклонение (о) и коэффициент вариации, или неравномерности (v) по следующим формулам:
где yt — товарооборот базисного года; у„ — товарооборот достигнутый в «-году; п — число лет в периоде. При анализе динамики товарооборота рекомендуется исчислять базисные и цепные темпы роста, а также абсолютный прирост товарооборота и значение 1 % прироста. Темп роста характеризует относительную скорость изменения товарооборота. Он показывает, во сколько раз или на сколько процентов данный уровень больше или меньше уровня базисного периода. Если за базу сравнения принять первый год (первый уровень динамиче- v = (a-100)/x, где х — процент выполнения плана или темп изменения в динамике изучаемого показателя за период (месяц, квартал); х — процент выполнения плана или темп снижения (повышения) анализируемого показателя за год; п — число изучаемых периодов (месяцев, кварталов). Глава 4 ЙЯ и товарооборот общественного питания
Среднее квадратическое отклонение позволяет оценить колебание в развитии изучаемого показателя. По коэффициенту неравномерности можно проанализировать изменение товарооборота. Коэффициент равномерности (Кр) рассчитывают по формуле Кр = 100 - v. Кроме того, анализ товарооборота предприятия проводят по его структурным подразделениям. Особое внимание уделяют изучению деятельности тех структурных единиц, которые достигли значительного роста товарооборота, а также не выполнили план, допустили снижение темпов развития товарооборота. Если в состав предприятия входит более пяти структурных подразделений, то целесообразно провести их группировку по различным признакам, например по степени выполнения плана товарооборота. Особое внимание уделяется изучению выполнения плана и динамики розничного товарооборота. Розничный товарооборот анализируют с подразделением на реализацию продукции собственного производства и продажу покупных товаров (табл. 4.2). Как видно из таблицы, план розничного товарооборота по предприятию питания не выполнен как по общему объему, так и по его составным частям. Выполнение плана по продаже покупных товаров составило 83,3 %, а по реализации продукции собственного производства — 97,3 %. Фактический объем розничного товарооборота составил в действующих ценах 7683,9 млн р., по сравнению с планом он снизился на 327,1 млн р., в том числе за счет реализации собственной продукции товарооборот уменьшился на 191,6 млн р., а за счет продажи покупных товаров — на 135,5 млн р. В результате этого изменилась структура розничного товарооборота предприятия. Так, по сравнению с планом доля реализации продукции собственного производства возросла на 1,3 % и соответственно снизился удельный вес реализации покупных товаров. По сравнению с прошлым годом в действующих ценах наблюдается рост товарооборота по общему объему на 19,9 %* в том числе по реализации собственной продукции — на 21,8 %. по покупным товарам — на 3,2 %. Таким образом наиболее медленные темпы роста отмечены по продаже покупных товаров. s§ Глава 4 , „„я и ТпВар<юборот общественного питания
Анализ розничного товарооборота проводят также по кварталам и месяцам. Для оценки ритмичности развития розничного товарооборота определяют коэффициенты ритмичности и равномерности, составляют аналитические таблицы, графики и диаграммы. Анализ товарооборота следует провести по структурным подразделениям ресторанного хозяйства. Об анализе сезонных колебаний в определенной степени свидетельствует расчет удельных весов кварталов в товарообороте года (табл. 4.3). Таблица 4.3 Удельный вес кварталов в розничном товарообороте года,
Как видно из таблицы, наибольший удельный вес в товарообороте занимает IV квартал, а наименьший — I и III кварталы. Высокая доля товарооборота IV квартала во многом объясняется рождественскими и новогодними праздниками, а низкий удельный вес товарооборота III квартала обусловлен отъездом на летний отдых за пределы города. Далее следует подробно проанализировать производство и реализацию собственной продукции. Продукцию собственного производства изучают в стоимостных и натуральных показателях. Этот анализ проводится по предприятию, его структурным подразделениям, видам продукции собственного производства, пуску обеденной продукции. По сравнению с плановыми за-Б иЯМИ он проводится в динамике, анализируются годовые, месячные, квартальные показатели. В табл. 4.4 приведены данные о выполнении предприятием питания плана по выпуску обеденной продукции по сравнению с прошлым годом.
Таблица 4.4 Анализ выпуска обеденной продукции
обеден продукции! (блюда)
Вторые Третьи Холодш и горячие закуски
100,0 План по обеденной продукции выполнен на 94,9 %, потери составили 303,0 млн р. План по прочей собственной продукции выполнен на 105,9 %, сверх плана было реализовано прочей продукции на 106,3 млн р. По сравнению с прошлым годом как в действующих, так и в сопоставимых ценах наблюдается рост оборота по обеденной продукции. Причем оборот по прочей собственной продукции растет более высокими темпами: в действующих ценах соответственно 112,0 % и 106,1 %. В структуре оборота по продукции собственного производства преобладает °_беденная продукция, ее доля в отчетном году составила 74,9 %. сравнению с планом она уменьшилась на 2,1 %, а с прош- По лым годом — на 1,1 %, Соответственно возрос удельный вес прочей обеденной продукции, который в отчетном году соста-вил 25,1 %. Глава 4 >т общественного питания
Необходимо сопоставить темпы выпуска обеденной продукции в натуральном выражении с темпами роста реализации продукции собственного производства в стоимостном выражении, так как это дает более полную картину степени удовлетворения населения этими продуктами. Если темпы роста продукции собственного производства в стоимостном выражении выше, чем темпы роста обеденной продукции в натуральном, то реализовы-валась дорогая обеденная продукция. Удельный вес первых блюд снизился по сравнению с планом на 0,1 %, по сравнению с прошлым годом — на 0,6 %. Удельный вес вторых и сладких блюд за анализируемый период незначительно повысился. Так, доля вторых блюд возросла по сравнению с планом на 0,1 %, а с прошлым годом — на 0,5 %. Доля сладких блюд по сравнению с планом возросла на 0,3 %, а с прошлым годом — на 0,2 %. По сравнению с планом удельный вес холодных блюд снизился на 0,2 %, а с прошлым годом — на 0,1 %. В стоимостном выражении обеденная продукция (в сопоставимых ценах) возросла по сравнению с прошлым годом на 6,1 %, а в натуральных единицах — только на 1,3 %, что свидетельствует о реализации более дорогой обеденной продукции. Проанализируем комплексность выпуска обеденной продукции по данным табл. 4.5. Таблица 4.5 Расчет комплексности выпуска обеденной продукции
Комплексность выпуска обеденной продукции на предприятии питания повысилась. При анализе обеденной продукции определяется средняя ценя одного блюда (ЦБср). Расчет производится по формуле ЦБер = СВап / Б или ЦБср = Ооп / Б, где СВ0П — стоимость выпуска обеденной продукции (оборот по обеденной продукции), р.; Б — количество блюд, ед. По сравнению с запланированной величиной средняя цена одного блюда снизилась с 41,48 тыс. р. до 39,33 тыс. р., или на 5,2 %. По сравнению с прошлым годом наблюдается рост средней продажной цены одного блюда на 6,68 тыс. р., или на 20,5 %. Повышение средней продажной цены способствовало росту объема реализации продукции собственного производства на 965 млн р. (6,68 - 144 455). Следовательно, 94,1 % прироста стоимости выпуска обеденной продукции по сравнению с прошлым годом (965 / 1025,8 ■ 100) получено за счет повышения продажных цен. На объем товарооборота, его изменение оказывают влияние факторы внутреннего характера, которые можно сгруппировать следующим образом: • снабжение сырьем и товарами, их использование; • обеспеченность трудовыми ресурсами, эффективность их • состояние; • эффективность использования основных фондов и мате- Анализ товарных ресурсов на предприятиях питания начина-тся с составления и изучения продуктового баланса. На това- м и товарооборот общественного питания
Зн + П = Р + В^ + Зк, где Зк — товарные запасы на начало периода; П — поступление сырья, полуфабрикатов, покупных товаров; Р — реализация продукции собственного производства и покупных товаров; Впр — прочее выбытие продуктов; Зк — товарные запасы на конец периода. Влияние показателей товарного баланса на развитие товарооборота можно определить так: Р = Зн + П - Вдр - Зк.. Отсюда видно, что на выполнение плана и динамику товарооборота положительное влияние оказывают увеличение товарных запасов на начало изучаемого периода и рост поступления сырья и товаров, отрицательное — увеличение прочего выбытия продуктов и завышенные запасы сырья и товаров на конец периода. Так как товарооборот отражается в продажных ценах, то и все другие показатели товарного баланса должны быть оценены аналогично. Продуктовый баланс предприятия питания показан в табл. 4.6. Увеличение товарооборота предприятия питания в динамике произошло за счет роста поступления сырья и товаров (+1667,9 млн р.) в связи с уменьшением прочего выбытия (+44,5 млн р.) и снижением остатков на конец года (+59,3 млн р.). На уменьшение товарооборота повлияло снижение запасов на начало года (-301,2 млн р.). Анализ поступления сырья и товаров необходимо проводить по общему объему, ассортименту, отдельным поставщикам. Благоприятное влияние на розничный товарооборот оказывает прирост количества мест предприятия питания. По данным табл. 4.7 определим влияние этого фактора на динамику розничного товарооборота (при этом анализ проведем исходя из розничного товарооборота в сопоставимых ценах, чтобы исключить влияние ценового фактора). Таблица 4.6 Продуктовый баланс по предприятию питания
Таблица 4.7 Определение влияния факторов, связанных с использованием материально-технической базы, на товарооборот
В результате увеличения количества мест розничный товарооборот возрос на 762,1 млн р. (+22 • 34,64). За счет снижения то-роооорота на одно место величина розничного товарооборота оо™Г1ИЛаСЬ на 448'5 млн р' <~2'36' 207>- Следовательно, объем т е ™НОГО томР°оборота возрос за счет экстенсивного фактора, ОД HaST увеличения количества мест. За анализируемый пери-Рообо ается Уменьшение интенсивных факторов роста това-Рога. Если на результативный показатель (товарооборот)
ш) - ПТбаз, где ДТЧ — прирост товарооборота за счет численности, тыс. р.; Чотч — численность отчетного года; Чбаз — численность базового года; ПТбаз — производительность труда базисного периода. ДТггг = (ПТО1Ч-ПТбаз)-ЧОТЧ) где ЛТПТ — прирост товарооборота за счет производительности труда, тыс. р.; ПТ,^ — производительность труда отчетного года. Влияние трудовых факторов на товарооборот (ДТЧ) можно определить методом интегрирования по следующей формуле: ДТЧ = ПТбаэ ■ ДЧ + [(ДПТ • ДЧ) / 2], где ДЧ — изменение численности, чел.; ДПТ — изменение производительности труда, млн р. Влияние производительности труда на изменение товарооборота (ДТПТ) можно определить следующим образом: ДТпт = Чбаз • ДПТ + [(ДПТ ДЧ) / 2]. При определении влияния численности на товарооборот можно использовать формулу где Д0.Рбм. — количество дней, отработанных одним работником в базисном периоде; Вп, — среднедневная выработка в базисном периоде. Влияние потерь рабочего времени на товарооборот ДТП можно определить по формуле дтп=чот-дцо,.вад„, где АЦ0,р — изменение количества дней, отработанных одним работником. Влияние среднедневной выработки работника производства а изменение товарооборота (ЛТВ д) можно определить по формуле дтвл = чр.Потч ■ До.Ротч ■ двр.Пд - увр.пбаз - юо, где До рот — количество дней, отработанных одним работником в отчетном году; ДВр<Пд — изменение среднедневной выработки работника производства, млн р.; УВр,П6аз — удельный вес работников производства базисного периода, %. Влияние удельного веса работников производства на товарооборот (ДТув) можно определить по следующей формуле: гд6 вд _ среднедневная выработка работников производства отчетного периода, млн р.; ДУВрп — изменение удельного веса работников производства, %. Цель анализа — показать, в какой мере прирост товарооборота произошел за счет производительности труда (интенсивного фактора), а в какой — за счет увеличения численности (экстенсивного фактора). Если в отчетном периоде произошло изменение цен, то в расчет следует включить третий фактор и вычислить прирост (сокращение) товарооборота за счет изменения цен. Для этого проведем следующие расчеты. I. Рассчитаем общий прирост товарооборота (ДТ): где Тотч — товарооборот (валовой или розничный) отчетного периода, млн р.; Тбаз — товарооборот (валовой) базисного периода, млн р. 2. Определим изменение товарооборота в результате измене дти = тотч - тс, где Те — сопоставимый товарооборот (валовой), млн р. 3. Рассчитаем прирост товарооборота за счет численности: ЛТЧ = (Ч0Г1 - Ч^) - В6а, л тпваоооборот общественного питания
ДТПТ - (Вс - Вбаз) ■ ЧОГ|, где Вс — выработка (производительность труда) в сопоставимом, виде, млрд. Чтобы определить долю каждого фактора в приросте това[ оборота, следует прирост товарооборота за счет фактора разде] лить на обший прирост товарооборота и умножить на 100. При анализе товарооборота учитывают факторы повышеи| его объема. Основными из них являются: • изучение спроса потребителей; • расширение и обновление ассортимента продукции собст-^ • выполнение рекламных мероприятий; • проведение маркетинговых исследований; • увеличение продажи продукции собственного произ • организация дополнительных мест для обслуживания по • полная и ритмичная обеспеченность сырьем, товарами; • динамика запасов сырья и товаров; • увеличение пропускной способности обеденных залов за • обеспеченность квалифицированными трудовыми ресур • приобретение оборудования и эффективное его использо • повышение культуры обслуживания; • внедрение новых технологий приготовления продукции • использование индустриальных методов производства по Планирование производственной программы, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|