ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Принцип действия свинцового аккумулятораСвинцовые пластины, погруженные в раствор серной кислоты, вступают с ней в реакцию и покрываются слоем сернокислого свинца, т.е. РЬ + H2SO4 = PbSO4 + Н2 Химическая реакция продолжается до тех пор, пока вся поверхность пластин не покроется сернокислым свинцом. Стр.119 Зарядка Если к этим пластинам приложить напряжение от другого источника тока, то под действием эл. поля молекулы серной кислоты распадаются на положительные ионы водорода Н2 и отрицательные ионы кислотного остатка SO4, при этом ионы водорода переместятся к отрицательной пластине, поглотят некоторый отрицательный заряд и соединятся с кислотным остатком, образуя молекулу серной кислоты, а катод покроется чистым свинцом РЬ, т.е. PbSO4 + Н2 = РЬ + H2SO4. Другая часть молекулы кислоты (кислотный остаток) SO4 движется к положительной пластине, отдает ей отрицательный заряд и вступает в реакцию с водой электролита, отнимая у молекулы воды ее водородную часть, образуя молекулу кислоты, а освободившейся кислород окисляет поверхность положительной пластины, превращая ее в перекись свинца PbSO4 + SO4 + 2Н2О = РЬО2 + 2H2SO4. Постепенно анод покрывается перекисью свинца РВС>2 темно- Зарядка кончается, когда на электродах не остается сернокислого свинца. Если продолжать прикладывать напряжение, то начнется разложение молекулы воды, кислород О начнет выделяться на аноде, а водород hi - на катоде в виде пузырьков - начинается «кипение», причем образовавшаяся газовая смесь является взрывоопасной. Следовательно, в процессе зарядки эл. энергия превращается в химическую, напряжение элемента быстро повышается до 2,2 В, за-
Стр.120 тем медленно до 2,3 В, «кипение» начинается при 2,4 В и сильно «кипит» при 2,6-2,7 В. Разрядка При замыкании заряженного аккумулятора на внешнюю цепь, вследствие разности потенциалов, будет иметь место разрядный ток во внешней и внутренней цепях, имеющий обратное направление. В этом случае водород вступает в реакцию с перекисью свинца, отнимает у нее часть кислорода, образуя молекулы воды, а пластина покрывается слоем окиси свинца РЬО, которая вступает в реакцию с серной кислотой, образуя еще одну молекулу воды, а пластина покрывается сернокислым свинцом, т.е. РЬО2 + Н2 = РЬО + Н2О; РЬО + H2SO4 = PbSO4 + Н2О. Так как в раствор выделяется две молекулы воды, плотность электролита уменьшается, уменьшается ЭДС элемента. Разрядка продолжается, пока вся активная масса пластины не превратится в сернокислый свинец. В практике разряд ведут не до конца, а до тех пор, пока в сернокислый свинец не превратится около 35% активной массы пластин, т.е. до 1,8 В напряжения на элемент. Емкостью аккумулятора называется количество электричества в ампер-часах, которое может отдать полностью заряженный аккумулятор, при разрядке до напряжения 1,8 В. Например: элемент аккумулятора ЭП-80 током 16 А разряжается 5 часов до 1,8В, следовательно, его емкость будет: 16 А х 5 час. =80 ампер.часов. Емкость зависит от площади пластин аккумулятора.
Стр.121 При понижении температуры активность электролита уменьшается, понижается и емкость аккумулятора, при t° = -40 - -45° С емкость падает до 0. КПД кислотного аккумулятора 65-70%. Устройство Корпус 1 кислотного аккумулятора (см, рис. 516) представляет собой банку, выполненную из эбонита, термопласта или пластмассы асфальтопековой. На дне банки имеются ребра 2 - призмы, а сверху она закрыта крышкой 3. * В крышке, для заливки электролита и проверки его уровня имеется центральное отверстие с пробкой 5, имеющей отверстие для выхода газов. В корпусе размещаются блоки отрицательных и положительных пластин, причем отрицательных пластин на одну больше, чем положительных. Пластины 6 представляют собой решетку из сурьмистого свинца (сурьма для прочности) ячейки которой заполняются активной массой 7. У отрицательных пластин это губчатый свинец РЬ серого цвета, а у положительных - перекись свинца РЬС>2 коричневого цвета. Все отрицательные и все положительные пластины соединены полюсными мостиками 8, на которых укреплены (впаяны) зажимы 9. Для изоляции друг от друга между пластинами устанавливаются сепараторы 12 из перфорированного мипора (Р), мипласта (М) или стекловолокна (С) толщиной 0,45 мм, а в качестве деполяризатора 13, предохраняющего пластины от покрытия пузырьками водорода, применяется шпон из ольхи или кедра толщиной 1мм. При помощи эбонитовых гаек 10, с резиновыми шайбами, блоки укрепляются в крышке 3 и вместе с ней опускаются в банку до упора на призмы 2, причем отрицательные пластины своими выступами 11
Стр.122 опираются на одни призмы, а положительные - на две другие. На пластины укладывается перфорированная решетка 16. Зазор между корпусом и крышкой- уплотняется асбестовым шнуром и заливается кислотоупорной мастикой 4. В таком состоянии аккумулятор является сухозаряженным, после заливки электролита и отстоя втечение трех часов он будет готов к работе. В качестве электролита применяется водный раствор серной кислоты H2SO4 плотностью 1,24-1,25 г/см3 летом и 1,27-1,28 г/см3 зимой. 24банки устанавливаются в железный ящик, обитый изнутри деревом покрытым кислотоупорным лаком и имеющий поддон из резины или свинца для сбора вытекшего электролита. Банки расклиниваются резиной и соединяются последовательно при помощи перемычек 14 и колпачковых гаек 15. Перемычки выполняются из меди, покрытой свинцом или свинцовыми с наконечниками для посадки на конусную поверхность зажимов 10. На электровозах IV-КП-! и ЕЛ2 применяются кислотные аккумуляторные батареи типа 6СТ-190 или 6СТ-132. В процессе эксплуатации из-за понижения уровня электролита поверхность пластин, соприкасаясь с кислородом, сильно окисляется, а после доливки электролита и зарядки эта окись выпадает в осадок в виде шлама, т.е. активная масса выкрашивается, площадь пластин, а значит и емкость аккумулятора уменьшаются. Выкрашивание также происходит из-за тряски и коробления пластин при коротких замыканиях во внешней цепи. Шлак, осаждаясь на дне банки, может привести к короткому замыканию между пластинами, т.е. к выходу из строя аккумулятора.
Стр.123 Кроме того, эбонитовые банки «боятся» механических повреждений, особенно ударов. Перечисленные недостатки и большой вес привели к тому, что на электровозах все чаще стали, применятся щелочные аккумуляторы. t На электровозах ЕЛ21 и ЕЛ2 с дизель-генераторной установкой применяются щелочные аккумуляторы ЮНК-275 (никель-кадмиевые) и ТНЖ-250 (железо-никеливые). Устройство таких аккумуляторов показано на рис. 51 а. Корпус - банка 1 и крышка 3 выполнены из никелированного железа. К крышке при помощи зажимов крепятся блоки пластин, затем все это опускается в корпус и края банки завальцовываются, следовательно, аккумулятор неразборный. * На крышке имеется пробка 5 с крышкой и шариковым клапаном для выпуска газов. Активная масса 18 помещается в пакеты 17 из никелированного железа с большим числом малых отверстий 19, для доступа к ней электролита. Отверстия настолько малы, что активная масса не высыпается при любых условиях. Для улучшения контакта между активной массой и пакетом в нее добавляется чешуйчатый графит. Для изоляции между пластинами устанавливаются эбонитовые * палочки 20. Количество положительных пластин у никель-кадмиевого аккумулятора на одну больше, чем отрицательных, а у железоникелевого - наоборот. Корпус никель-кадмиевого аккумулятора соединен электрически с блоком положительных пластин, а корпус железоникелевого аккумулятора- с блоком отрицательных пластин.
Стр.124 Активная масса положительных пластин после зарядки у обоих видов аккумуляторов - это гидрат окиси никеля Ni(OH)3, а отрицательных пластин, для железоникелевого аккумулятора губчатое железо Fe, для никель-кадмиевого аккумулятора - смесь губчатого кадмия Cd и губчатого железа Fe. При разряде активная масса положительных пластин превращается в гидрат закиси никеля Ni(OH)2, а отрицательных пластин - в гидрат закиси железа Fe(OH)2 или в гидрат закиси кадмия Cd(OH)2 и железа Fe(OH)2. При этом в раствор не выделяются молекулы воды, и плотность электролита не изменяется. После зарядки химический состав активной массы восстанавливается. Электролитом является щелочь водный раствор едкого калия КОН плотностью 1,19-1,21 г/смз с добавлением моногидрата лития 20 г/л. При низких температурах до -20° С, плотность электролита надо повысить до 1,21-1,23 г/смЗ. При более низких температурах необходимо позаботиться об обогреве или теплоизоляции батареи. ЭДС щелочного аккумулятора в конце зарядки поднимается до 1,7-1,8 В, после окончания заряда падает до 1,35-1,4 В, при разряде понижается до 1,5-1 В, разряжать аккумулятор ниже 1 В не рекомендуется. Щелочные аккумуляторы имеют большую механическую прочность, не боятся тряски, ударов и коротких замыканий, имеют меньший вес и требуют меньшего ухода, но у них почти в два раза ниже ЭДС, поэтому для обеспечения напряжения батареи 48-50 В количество соединенных банок увеличивается вдвое, т.е. до 40 шт. (из расчета 1,2 В на элемент).
Стр.125 На электровозах ЕЛ21 батарея состоит из 8 деревянных ящиков, • в каждом по 5 банок, соединенных последовательно перемычками 14. Цапфы 23 обеспечивают зазор между банкой и стенкой ящика. Для обеспечения продолжительного срока службы аккумуляторной батареи локомотивная бригада в процессе эксплуатации не должна допускать глубоких разрядов батареи, вовремя ее подзаряжать, следить за чистотой банок, уровнем и плотностью электролита, надежностью крепления перемычек и клемм. Уровень электролита над поверхностью пластин должен быть в пределах 10-15 мм, восстанавливается доливкой дистилированной воды, а для щелочных акку- « муляторов подщелоченной воды. Срок службы щелочных аккумуляторов намного больше кислотных. Приступая к осмотру аккумуляторной батареи необходимо надеть резиновые перчатки и защитные очки, отключить батарею и проветрить ее помещение. Если необходимо выдвигать ящики, надо снять перемычки между ними и отсоединить выводные концы, во избежании коротких замыканий. Для обдувки применять воздух с небольшим давлением. Запрещается при осмотре: • • применять открытый огонь; • пользоваться металлическими предметами при зачистке ба • пользоваться рожковыми ключами для подтяжки перемычек • складировать на батареях посторонние предметы. При приготовлении кислотного электролита кислоту малыми порциями лить в воду, а не наоборот.
Литература 1. В. И. Стасюк и др. Электрический подвижный состав про- 2. В. И. Сорокин. Промышленные электровозы. М.: Государст- 3. Описание и инструкция по технической эксплуатации про- 4. Описание 100 тонного промышленного электровоза В0, В0 с управлением по системе многих единиц, изготовленного для СССР, г. Хеннигсдорф, 1960. 5. Техническая документация и чертежи электроаппаратов элек-
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|