ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
ЛИДЕРСТВО В ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИОРГКУЛЬТУРЫ Понятие лидерства. Навыки и компетенции лидеров различных организационных культур Основные особенности российского лидерства Понятие лидерства
Лидерство – это способность вести за собой людей для достижения конкретных целей. Сущность лидерства заключается в преимуществе фактора влияния перед механическим выполнением правил, заведенных в организации. Эффективные лидеры не всегда являются одновременно и эффективными руководителями.Об эффективности лидера можно судить по тому, в какой степени он (или она) влияют на других. Иногда эффективное лидерство может и мешать формальной организации. Например, влиятельный неформальный лидер может сделать так, что трудовой коллектив начнет ограничивать выпуск продукции или производить товары и услуги низкого качества. Несмотря на то, что тема лидерства одна из самых важных в управлении персоналом, практические руководители, ответственные за принятие решений, назначая на руководящую должность, чаще всего руководствуются соображениями здравого смысла, чем рекомендациями специалистов. Чтобы сократить разрыв между теорией и практикой, рассмотрим, что необходимо иметь в виду, когда выбираются лидеры. Оптимальный для организации производственной жизни вариант — когда руководитель обладает лидерскими качествами, а лидер имеет соответствующие полномочия для реализации своих идей. Если руководитель не имеет соответствующих лидерских качеств, он может быть опасным для подчиненных, особенно для творчески одаренных людей. Лидер должен быть и высокопрофессиональным специалистом. Влияние непрофессионального лидера может очень дорого стоить, особенно если он обладает большими властными полномочиями. Настоящий лидер дает подчиненным свободу проявлять инициативу в области их компетенции. Воздействие лидеров на коллектив происходит благодаря их способности влиять на поведение людей, изменяя его в направлении, необходимом для оптимального выполнения целей организации. Лидеры являются основной идеологической силой предприятия. Влияние лидера продолжается даже после его ухода. Если выбор руководителя будет неверным, предприятие (подразделение) ждет упадок. Поэтому концепция организационной культуры предприятия (организации) с необходимостью включает в себя установление порядка отбора руководителей, обладающих лидерскими качествами. Как правило, решающими факторами при определении потенциального лидера выступают его личностные характеристики. Авторитет — мера общественной значимости конкретной личности и мера ее влияния на людей определенной группы. Находясь под влиянием авторитета руководителя, члены группы разделяют его мнение, поддерживают предложения, взгляды и решения, легче подчиняются его указаниям и приказам. Основой неформального авторитета служат индивидуальные качества и способности личности. Формальный же авторитет обусловлен занимаемой должностью и функциональным расчленением структуры данной организации. Главные условия укрепления авторитета: уровень квалификации, общие и специфические способности, моральный облик, характер, продвижение по службе, высокий уровень коммуникабельности. В общении с подчиненными руководитель должен соблюдать определенную дистанцию, не выходить за рамки своей компетенции, быть самокритичным и использовать обратную связь с подчиненными. В общении с вышестоящим руководством — проявлять опосредованную активность, положительно влияющую на вертикальную иерархию, серьезный анализ требований и собственных возможностей, производственную активность и инициативу. Мастерство необходимо, чтобы быть спокойным и уверенным в правильности действий. Опыт, приобретенный за годы работы, становится основанием, чтобы сформировать свои критерии оценки, предложения. Слагаемые мастерства — это объем опыта, его качественное наполнение, достижения, успехи и провалы и т.п. Глубина знаний мастера, выработанная за годы практики, острота глаза и слуха позволяют различать такие вещи, как звук неисправного мотора, числа в таблице на мониторе компьютера или нематематическую модель, правильность которой вызывает некоторые сомнения, выражение лица руководителя, свидетельствующее о замешательстве или дискомфорте или легкие колебания рыночной конъюнктуры, которые ведут к изменению финансового положения. Мастер обладает особым инстинктом, который вырабатывается годами практики. В результате мастер обладает необходимой уверенностью. Люди, которые являются профессионалами в своей профессии или ремесле, постоянно учатся, задают вопросы, упорно трудятся над чем-то и выводят практическую сторону своего дела на новый уровень. Между эффективностью работы лидера и его личностными параметрами существует жесткая и психологически прогнозируемая связь. Психологические и деловые особенности руководителей изучаются на основе разнообразных оценочных тестов, ролевых игр, интервью, биографических данных и т.п. психологическими техниками. Создавая команду, лидер сталкивается с двумя группами проблем: Ø первая — производственная охватывает приобщение подчиненных к их миссии, разъяснение целей, задач и замыслов, касающихся всего предприятия, поиск талантов и ресурсов, планирование и организацию конкретной работы; Ø вторая группа проблем связана с обеспечением оптимального и бесперебойного функционирования всего «механизма», с корректировкой курса, сглаживанием противоречий, поддержанием энтузиазма. Методы руководства можно разделить на две большие группы: прямые или непосредственные; косвенные или опосредованные. Прямые методы используются в процессе непосредственного общения руководителя с коллективом и отдельными работниками и, как правило, не требуют организации специальных условий для их применения. К прямым методам относятся: убеждение, принуждение, внушение и требование поведения по образцу. Косвенные (опосредованные) методы опосредуются специальной организацией условий деятельности и поведения личности и коллектива. Эти методы не требуют обязательного непосредственного управленческого общения руководителя с подчиненным. Они реализуются в более длительный промежуток времени и требуют от руководителя не только организации соответствующих условий для их использования, но, самое главное, — включения руководимых в преобразования. Именно к ним относятся такие установления организационной культуры, как роль личного примера руководителя, необходимость создания ориентирующих ситуаций, необходимость изменения или сохранения ролевых элементов, использование символов и ритуалов и др. Личный пример как опосредованный метод руководства заключается в том, что руководитель, совершая какой-то поступок в присутствии своих подчиненных, порождает тем самым определенную ситуацию, в которую старается вовлечь и подчиненных. Последние, включаясь в ситуацию, начинают вести себя согласно тем обстоятельствам, которые заранее предусмотрены руководителем. Метод личного примера строится с учетом механизма подражания, однако между ними существует разница.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|