ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сопротивление переменам: основные причины.Даже если вам удалось реализовать все «десять правил», это не сделает процесс изменений легким и безболезненным. «Величайшая трудность не в том, чтобы заставить людей принять новые идеи, а в том, чтобы заставить их отказаться от старых», — утверждает экономист Джон Мейнард Кейнс. Философ Бертран Рассел идет еще дальше, заявляя: «Сопротивление новым идеям равно квадрату их важности». Хотелось бы напомнить менеджерам, проводящим изменения, следующее: если ваши планы не встретили сопротивления, значит, вы зашли недостаточно далеко, а если ваши планы не включают перемены, касающиеся лично вас (даже такие, которым вы поначалу сопротивляетесь), вам трудно будет в полной мере участвовать в процессе перемен. «Все хотят изменить мир, но никто не хочет измениться сам», — писал много лет назад Лев Толстой. Таким образом, важно понять, как люди обычно реагируют на изменения и как этими реакциями можно управлять. Не смотрите на процесс перемен через розовые очки. Некоторые из этих реакций могут быть вполне естественными, легитимными и даже полезными, другие — указывать на реальные препятствия, которые необходимо преодолеть или устранить. Однако «предлоги» для того, чтобы ничего не делать, бессчетны. В табл. 2 приводится «Сорок четыре предлога, чтобы ничего не менять». Они одновременно и забавны и абсолютно реалистичны. Поскольку изменения проводить нелегко, некоторые организации делают все возможное, чтобы отложить или отрицать неизбежное. Таблица 2. Сорок четыре предлога, чтобы ничего не менять.
Сопротивление переменам — такой же старый феномен, как сама история человечества. По своей сути он отражает некоторые фундаментальные принципы человеческой натуры. В конце концов, в жизни людей, как и организаций, в которых они работают, очень большую роль играют привычки. Кроме того, люди стремятся делать рациональный выбор, поэтому прежде, чем принять перемены, они стремятся убедиться, что перемены могут принести им пользу. Если доказательств в пользу этого нет, они всегда предпочтут неизвестному известное. Однако, несмотря на простоту этих принципов, мы часто делаем неверные выводы, которые снижают нашу способность управлять изменениями и преодолевать сопротивление переменам. Вот некоторые весьма распространенные «мифы»: Миф 1: «Старого пса не научить новым трюкам». Поскольку для старших работников привычный образ действий наиболее характерен, мы часто предполагаем, что они меньше, чем их коллеги, открыты для перемен. Однако есть многочисленные данные, показывающие, что некоторые ветераны, напротив, с нетерпением ждут перемен, и они порой сильнее, чем молодые сотрудники, недовольны недостатками старой модели работы. Более того, хотя новым навыкам их обучить нелегко, это вполне возможно. Есть много свидетельств из опыта разных компаний, которые показывают, что новым навыкам (таким, как новый подход к клиентам и их обслуживанию) можно успешно обучать ветеранов. Миф 2: Жалуются и боятся перемен те, кто им сопротивляется. Если на кого-то навешивается ярлык «ретроград» и «противник перемен», это может стать «самосбывающимся пророчеством». Именно такое презрительное прозвище («старомодный», «старая гвардия», «устаревший») способно превратить сотрудника в реального противника перемен. Изначально он, высказывая свои опасения, стремился помочь, а не препятствовать изменениям. К таким опасениям стоит прислушаться, потому что они часто высвечивают реальные проблемы, которые остаются без внимания. Миф 3: Вы или «сторонник» нового курса, или его «противник». (Если человек не включился быстро в новую модель работы — его нужно уволить.) Нетерпеливые инициаторы перемен нередко предполагают, что другие видят преимущества перемен так же легко, как и они. Энтузиасты перемен забывают, что для принятия перемен нужно время, информация и опыт — только тогда другие сотрудники могут прийти к тем же выводам, что и инициатор изменений. Нетерпимость и нетерпение могут подтолкнуть сомневающихся в лагерь противников перемен и усилить сопротивление переменам. Принимая такие опрометчивые решения, как увольнение «противников перемен», инициаторы перемен могут лишить свою организацию ценного опыта и способностей поспешно уволенных сотрудников. Миф 4: Те, кто сопротивляется переменам, абсолютно другие, непохожие на нас люди.Есть распространенная тенденция немедленно подмечать сопротивление изменениям в поведении других людей, но не замечать своих собственных сомнений. Другими словами, иногда мы проецируем нашу собственную неуверенность на других, преувеличивая неприятие изменений с их стороны и нашу собственную уверенность в них. Это может оказаться опасной ловушкой в эру, когда любые перемены заставляют менять что-то в деятельности и поведении каждого сотрудника компании и поэтому преодолевать и свои сомнения, и сопротивление других людей. Миф 5: Нужно просто изменить систему стимулирования: умы и сердца сотрудников будут немедленно «завоеваны».Нельзя отрицать действенности финансовых стимулов и перспектив карьерного продвижения, но мы часто возлагаем на эти стимулы чрезмерные надежды. Хотя они, без сомнений, могут повлиять на поведение сотрудников, скептически воспринимающих перемены, нет гарантий, что стимулы столь же легко повлияют на их «умы и сердца». В этом случае стабильность перемен может оказаться под вопросом. Кроме того, невозможно немедленно изменить систему стимулирования, когда программа изменений только начинает реализовываться. Система стимулирования может скорее использоваться как средство поддержки других мер по внедрению перемен. Когда сотрудники верят в перемены, они будут им помогать, даже если система стимулирования этому не способствует, ожидая, что, в конце концов эта система будет пересмотрена. Описанные выше мифы могут вызвать целый ряд негативных последствий не только в поведении отдельных сотрудников, но и поставить под сомнение успех всей программы перемен в целом. Эффективная программа изменений предполагает более полный и тщательный анализ того, почему сотрудники организации сопротивляются переменам. Изменения по своей природе нарушают привычный и устоявшийся порядок действий, заставляют людей пересматривать свою работу и ее результаты, задуматься о том, насколько они согласуются с новым видением организации. Более того, даже если вы сами — инициатор перемен, это еще не означает, что вы лично не будете им сопротивляться. В действительности, какую бы позицию вы ни занимали в организации и какую бы роль ни играли в процессе перемен, вам придется испытывать определенные трудности и эмоции (часто негативные), которые сопровождают процесс изменений. В самом деле, одна из трудностей управления изменениями связана с тем, что нужно не только понимать и замечать оправданные и часто предсказуемые реакции других сотрудников, которых затрагивают перемены, но и научиться управлять своими реакциями и эмоциями.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|