ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Сопротивление переменам: управление реакцией персонала.В литературе, посвященной процессу перемен, часто призывают принимать их «с распростертыми объятиями». Тех, кто управляет переменами, как и тех, кого они наиболее сильно затрагивают (последних называют «реципиентами перемен»), призывают быть гибкими, постоянно искать новые пути для улучшений, рассматривать процесс изменений как увлекательное приключение, научиться «процветать в хаосе». Хотя эти описания и вдохновляют, они нередко имеют мало общего с тем, как в реальности воспринимает процесс перемен большинство сотрудников организаций, особенно тогда, когда они почти не могут на него влиять. По меньшей мере, эти изменения в организации вызывают беспокойство и ряд вопросов: правильно ли я выполняю свою работу? Я смогу сделать то новое, что от меня требуется? Можно ли будет по-прежнему считать эту компанию хорошим местом работы? Не потеряю ли я свой статус и влияние? Иногда возникают и еще более тревожные вопросы: не моя ли это вина, что понадобились перемены? Все ли останется по-прежнему? А я не потеряю свою работу? «У большинства людей существует встроенное сопротивление против неизвестности и неопределенности», пишут Нордстрем и Риддерстрале. Даже, если изменения не угрожают увольнением, они все равно могут вызвать массу беспокойства. Крис Аргирис, который много писал на эту тему, утверждает, что люди реагируют на изменения как на угрозу и стараются обезопасить себя, используя так называемые «защитные процедуры». Они отказываются обсуждать ключевые проблемы, опасаясь, что это может иметь негативные последствия. Хотя такое поведение может расцениваться как естественная реакция, оно часто мешает эффективному процессу организационных изменений. Итак, каковы же типичные реакции на изменения? В приведенном ниже списке приводится те ощущения, которые обычно испытывают работники фирмы в период перемен: • Печаль и ощущение утраты контроля, стабильности, безопасности, друзей, статуса, веры в своего босса и компанию, уверенности в себе, гордости, самоуважения, удовлетворенности, авторитета, комфортных условий работы или просто «старой доброй модели работы». • Тревога из-за неуверенности, что сотрудник сможет справиться с новой ролью и обязанностями, найти взаимопонимание с новыми сотрудниками, удовлетворить своего нового руководителя, адаптироваться к новым условиям и прогнозировать как свое собственное будущее, так и будущее компании. • Раздражение (горечь) оттого, что о переменах не предупредили и не дали возможность выдвинуть свои предложения по этому поводу. • Сомнения по поводу своих способностей, готовности справиться с новыми ожиданиями и требованиями. • Чувство вины из-за того, что ты «выжил», а коллеги потеряли должность, зарплату или статус. Страх, что будущее, в действительности, небезопасно и грядут новые опасные перемены. • Дезориентация, чувство потерянности из-за того, что непонятна своя роль в новой ситуации. Такие реакции вряд ли могут удивить — большинство людей отдают работе больше времени, чем любому другому виду деятельности, кроме сна. Таким образом, степень удовлетворенности работой важна и для удовлетворенности жизнью в целом. Дело не только в том, что «я-образ» многих людей в существенной степени связан с тем, насколько успешно они выполняют свою работу — общее чувство самоуважения часто также неразрывно связано с работой. Люди, которые потеряли работу и не могут найти новую, иногда впадают в глубокую депрессию и склонны к самоубийству. К счастью, большинство в конце концов адаптируется к переменам. Можно указать ряд стадий этого процесса, которые проходит большинство работников. Одна полезная модель предлагает выделять четыре стадии, сходные с теми, что испытывают люди, понесшие какую-то утрату. Первая стадия — это шок. Работники в это время обычно отрицают, что перемены происходят, не хотят рисковать, ведут себя робко и защищаются от перемен. Вторая стадия — это оборона и отступление. Для нее характерно нежелание принять перемены, злость на перемены и тех, кто их инициирует. Затем наступает стадия признания, когда оплакивается то, что ушло, и принимается идея чего-то нового, приходящего ему на смену. Наконец, наступает стадия адаптации и изменений, на которой сомнения, горечь и страх сменяются растущим энтузиазмом и готовностью действовать. К несчастью, порой компании не принимают во внимание эту нормальную реакцию на изменения. В своем нетерпении как можно быстрее запустить новую программу и расстаться с прошлым они требует немедленного принятия нововведений и лояльности к переменам. В ходе реализации программы изменений для ее руководителей очень важно не поддаться вполне понятному искушению рассматривать всех сомневающихся как «врагов перемен» или плохих людей. Если глубже разобраться в причинах подобного сопротивления, часто можно обнаружить вполне оправданные причины для него и различные эмоциональные переживания, описанные выше. Они могут послужить основанием для изменения целей программы или способов ее реализации, а в конечном итоге могут сделать программу более успешной. Более того, есть ряд мер, которые организации могут использовать, чтобы подготовиться к реакции на перемены и помочь сотрудникам справиться с ними:
Многим людям просто нужно, чтобы их опасения были приняты во внимание и признаны легитимными. Хотя они понимают, что изменения необходимы, им бывает трудно их сразу принять. Если просто отмахнуться от их опасений и эмоциональных реакций, то сопротивление может только усилиться. Кроме того, важно выслушать людей, чтобы понять, что лежит в основе их опасений. Дело в нежелании, неподготовленности или отсутствии нужных навыков?
Когда людям предоставляют необходимую информацию, они меньше тревожатся, меньше боятся и могут эффективнее сконцентрироваться на причинах перемен. В особенности, следует уделить внимание таким конкретным проблемам, как влияние перемен на зоны ответственности и систему материального стимулирования. Это относится и к негативным изменениям: лучше, если работники получат откровенную информацию и практическую помощь от руководителей, чтобы адаптироваться к переменам, чем будут полагаться на слухи.
Обеспечьте обучение и поддержку. Опасения и вопросы о содержании и процессе перемен должны приниматься во внимание, если это уместно. Кроме того, эти опасения влияют на уверенность в себе работников и их способность проводить перемены. Возможно, понадобятся дополнительное обучение и советы. Опасения сотрудников иногда могут быть связаны не столько с содержанием перемен, сколько с их собственной ролью в этой процессе.
Люди, скептически настроенные по отношению к переменам, могут стать их сторонниками, если будут играть заметную роль в процессе перемен, особенно если об этом будет заявлено публично. Например, если включить скептиков в комитет, руководящий программой изменений, это может стать очень эффективным решением.
Для того чтобы усилить мотивацию к переменам, иной раз необходимо использовать тактику прямого давления через неформальных лидеров или ввести систему санкций против нежелательного поведения. Эти жесткие тактики должны использоваться только в крайнем случае, если дело не сдвигается с мертвой точки.
Если вы искренне пытались усилить готовность индивида принять перемены и его способность действовать в новых условиях, но это не удалось, придется вывести его из организации. Принципом должно быть: «Если вы не можете изменить человека, то замените его». Сотрудника, который не может принять перемены, личностные черты которого таковы, что он не может к ним приспособиться, приходится заменять. В целом, процесс, описанный выше, направлен на то, чтобы вовлечь людей в реализацию перемен. Когда сотрудники видят, что к их мнению прислушиваются, скорее всего, они будут заинтересованы в успехе и станут активно работать для реализации программы перемен. Кроме того, чувство контроля, появляющееся у работников, вовлеченных в процесс перемен, помогает снизить стресс, который неминуемо вызывают перемены. Способы включения варьируют — от открытых форумов, на которых работников поощряют высказать свое мнение о планах высшего руководства, до специальных «команд», которым поручается разрабатывать и внедрять изменения. Наконец, честность и открытость — это превосходный способ ослабить стресс и помочь людям справиться с переменами. Может показаться самоочевидным, что менеджеры должны быть честными со своими подчиненными, но в реальности очень часто менеджеры опасаются сообщать непопулярные новости или вызвать хоть какие-то негативные эмоции. В результате важная и нужная информация скрывается, и работникам вообще ничего не сообщается о планируемых переменах. Такие руководители не понимают, что полуправда и умолчания сами по себе вызывают тревогу и боль. Более того, если менеджеры ведут себя уклончиво и не сообщают плохие новости, даже хорошие новости из их уст будут восприниматься с подозрением. В некоторых компаниях сотрудникам, которые будут наиболее сильно затронуты переменами, предлагают собраться на совещание и обменяться друг с другом мнениями по этому поводу — это снижает тревогу и опасения, а менеджеры, присутствующие при этом, отвечают на вопросы, что также помогает снизить напряженность. Самое главное в таких дискуссиях: они дают возможность работникам компании высказаться и быть услышанными. Одно из самых трудных умений для менеджеров — научиться тонкому искусству выслушивать других людей и не спешить с выводами. Хотя менеджеры могут опасаться выслушивать жалобы, работники, которым разрешают высказывать свои сомнения, рассказывать о трудностях и факторах, вызывающих стресс, не боясь негативных санкций и наказания, легче приспосабливаются к переменам. Быть хорошим слушателем — это важное умение, но трудная задача, и это, к сожалению, часто нелегко понять типичным менеджерам, которые считают, что они все время должны «что-то делать», а не слушать. Сотрудничество требует доверия. Без доверия организации не в состоянии создать и использовать открытые инфраструктуры, необходимые для диалога и развития. Доверие не только способствует кооперации, но также снижает издержки на достижение соглашений и их мониторинг. Тем не менее, до сих пор многие организации являются фабриками страха, а не храмами доверия. Дело обстоит так, что раньше доверие было данностью, теперь его необходимо добиваться. Мы привыкли доверять власти по той только причине, что она находилась на вершине системы. Сегодня мы можем верить всем и не верить никому. Доверие нужно заслужить. Исследования показывают, что при определении того, кому можно верить, три вещи являются совершенно необходимыми: компетенция, забота и репутация. Установление доверия — дело не быстрое. Как сказал Манфред Кэ де Ври, это «очень хрупкий цветок, он долго распускается, и его легко сломать». Постепенно люди учатся доверять вам за ваши способности. Однако следует постоянно доказывать свое участие и великодушие. Но и это не все, компании и отдельные люди не могут себе позволить ставить под сомнение свою честность. Вспомните, почему увольняют лидеров: отсутствие характера и справедливости. Развитие доверия — это вопрос приверженности некоторым принципам, которые подтверждают вашу репутацию. Лидер, не верящий в людей, не может рассчитывать на созидание. Такие лидеры продуцируют только недоверие. С точки зрения инноваций, это просто ходячие предвестники неудач. Забота о людях необходима. «Я несу вам мир, любовь и дружбу. Я вижу вашу красоту. Я знаю ваши потребности. Я чувствую то, что чувствуете вы. Моя мудрость исходит из Великого Источника. Я салютую этому источнику внутри вас. Давайте трудиться вместе ради единства и любви», — так говорил Махатма Ганди о корнях лидерства. Чем дальше, тем сильнее об успехах лидера будут судить по успехам людей вокруг него. «Вопрос первый — как мне сделать этого человека успешным? Вопрос второй — как сделать так, чтобы не стоять у него на пути?», говорит Ларри Боссиди. В мире, где люди — важнейший ресурс, лидеры должны обходиться с ними порядочно. У работников постоянно должна быть возможность определять проблемы, предлагать решения и узнавать о том, насколько успешно идут перемены. Менеджеры, которые прислушиваются к работникам и стремятся узнать истинные причины их фрустрации, а не называют все это огульно «сопротивлением переменам», смогут не только установить нормальные отношения с рядовыми работниками, но и узнают о целом ряде реальных проблем, решение которых позволит легче и продуктивнее проводить программу изменений. Если вам ничего не помогает, еще один совет о том, как можно помочь другим людям принять перемены и успешно пройти через них: вспомните, что вы сами ощущали, когда оказывались в сходной ситуации и становились «реципиентом» перемен, перед тем как начнете вовлекать в процесс изменений других сотрудников. «Если люди боятся помочь лидерам, те терпят неудачу», — говорит Майкл Юсим, профессор бизнес - школы. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|