ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Чаще используйте стратегию на осознание детьми особенностей взаимоотношений и поведения с другими!Вместо введения Пособие рекомендуется для всех, кто интересуется диагностикой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррекции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста. Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый, превращаясь в состояние ребенка, сохраняет контроль над особенным или нарушенным поведением ребенка в сотрудничестве с ребенком. Пособие может быть полезно для детских психологов и педагогов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студентов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, психологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные родители в условиях семейного воспитания могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ребенка. Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школьных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социальной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы в учреждении психолога-консультанта, психолога-педагога. В пособии раскрываются методы и приемы диагностики и игровой коррекции притеснения и насилия детей дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразными нарушениями поведения, невротическими расстройствами. Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при осуществлении диагностической, коррекционной, методической и другой работы. Пособие можно использовать при проведении индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов с использованием схем, таблиц, разнообразных перечней игровых задач и пр. Глава 1. Комплексная характеристика агрессивности у детей КОМПЛ6КСНЭЯ * Комплексная характеристика агрессив- ХараКТерИСТИКЗ ности помогает пониманию феномена агрессивности в целом и представляет собой попытку определить агрессивность: 1) через разнообразное проявление ее свойств, их синдром-структуру и частоту, признаки для классификации ее на виды; 2) через причины и факторы возникновения, провокации, нарастания и снижения; показатели эффективности коррекции агрессивности; 3) через методы и приемы коррекции и показатели эффективности коррекции агресивности.
• Агрессивность (лат. agressio нападение) — СВОЙСТВО личности, состояние, целенаправленное разрушительное поведение (Ениколо-пов С.Н.1996), заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу (Ратинов Л.Р., Ситковская О.Д. 1990). Это любая форма поведения, нацеленною на оскорбление или причинение вреда другому жииому существу, не желающему подобного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, с. 26., 1(>97). • Агрессивность -«Это физическим акт, который иногда может запус • Враждебность «Включаете себя гнев, отвращение и презрение. Враж • Жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к вие (Гульдан В.В. 1991), направленные на причинение мучений, страданий другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения (Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. 1990;). • Насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для • Притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому Классификация Основания, признаки для классификации аг- агреССИИ Они помогают выявить в процессе беседы с родителями или педагогами ребенка возможный круг причин и новых свойств агрессивного поведения в целом и в системе. Перечислим основные признаки для классификации агрессии: • Направленность агрессии на предметный или животный мир, на • Наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое про • Временные признаки, то есть мера выраженности агрессии по час • Пространственные признаки - в семье, в школе, на улице и пр. • По особенностям психических действий - физическая; вербальная; • По социальной опасности агрессивных действий: 1) девиантные фаКТОрЫ, Это тоже возможные признаки, основания ПрОВОЦИруЮЩИе для классификации детской агрессивности на агреССИВНОСТЬ виды и причины: У ребенка • Наследственно-характерологические признаки, то есть наследственно-конституциональная предрасположенность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка и др. • Резидуально-органические признаки, то есть минимальная мозго • Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспита • Реактивность или ответная агрессивность на агрессивные действия • Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или • Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее от • Нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.
• В узком смысле это определение, уточнение: 1) уровня выраженности и 2) синдром-структуры агрессивно^) поведения у ребенка с помощью наблюдения за его поведением, опроса взрослых (близких, родителей, педагогов, работающих с ребенком) и сверстников. • В широком смысле -это выявление новых признаков и видов, причин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности.
Это определение выраженности, тяжести, синдром-струкчуры агрессивности через частоту проявления ситуационно-личностных ре- акций агрессии (см. с. 12-17, Что такое диагностика...). При этом частота проявлений агрессии оценивается следующим образом: ■ - проявления агрессивности не наблюдаются - (0 баллов); ■ - наблюдаются иногда - (1 балл); ■ - проявления агрессивности наблюдаются часто - (2 балла); ■ - проявления агрессивности наблюдаются почти всегда - (3 балла); ■ - проявления агрессивности наблюдаются всегда — (4 балла).
Многообразие проявлений агрессивного поведения можно сгруппировать на виды. Какие виды агрессивности наиболее характерны для Вашего ребенка? • Агрессивность физическая с использованием предметов, направлен • Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физи • Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия. • Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или откры • Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения. • Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группи
• Методы коррекции агрессивности - это наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых и предсказуемых изменений поведения агрессора, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия. • Могут быть различными в зависимости от выраженности и вида аг • Могут использоваться как последовательно, так и одновременно. • Приемы коррекции это игровые задачи, время жизни которых от 2- • Снижение беспричинных, импульсивных, малоосознаваемых че • Снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного • Снижение частоты агрессивных реакций вне семьи; при посто
Это медикаментозные и немедикаментозные средства и условия ее коррекции. • Стратегии (методы) и тактики (приемы) коррекции взрослым агрессивного поведения ребенка в игре - это немедикаментозные средства. Это стратегии: ■ - На демонстрацию и стимуляцию гуманных чувств и способов поведения взрослым у ребенка-агрессора, жертвы и свидетелей притеснения; ■ - Ориентации на эмоциональное состояние другого человека; ■ - На переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрес ■ - На предупреждение возникновения агрессивных состояний и пове
Чтобы успешнее корректировать агрессивность ребенка родителям и специалистам, работающим с детьми, необходимо стремится осознавать и контролировать особенности, свойства и признаки, виды собственной агрессии (см. с. 5. Признаки для классификации...). Агрессивность у взрослых может проявляться: • Вербально, когда родитель часто «читает нотации», говорит: «Я с то • Физически, когда родитель часто использует физические наказания • Как угроза родителя: «Могу шлепнуть, но не шлепаю - бесполезно!» • В направленности на педагога, когда родители неохотно идут на эмо • Во взаимоотношениях между родителями: ■ - агрессивность,
Показатели Помогают убедить, обратить внимание кли- ЭффеКТИВНОСТИ ента (родителей и педагогов) в необходимос- терапии агрессивности. Это: • Снижение количества психолого-педагогической помощи ребенку в овладении агрессивным поведением;
Приведем пример проявлений агрессии: • Вербальная: игротерапевт начинает «заводиться», в голосе появляется раздражительность от «поучающих интонаций» маГсри ребенка, хотя игротерапевт проявляет максимум эмпатии, сочувствия к матери. Не получая возражений, пациентка несколько успокаивается. Глава 2. Диагностика агрессивности Что такое агрессивность? (задание для взрослых) Прочитайте перечень видов и свойств агрессивного поведения, сгруппируйте неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или специалистами. Агрессия, агрессивность-это: властолюбие; вред; вредительство; гнев, Притеснение — это: властолюбие; запугивание; недоброжелательность; Жестокость — это: агрессивность без сочувствия к жертве; безжалостность; безразличие к страданиям других; бессердечность; бесчувственность; жестокосердие; злонамеренность; зверство; зловредность; зло-радность; издевательство; истязательство; измывательство; кровожадность; мстительность; мучительство; масильничество; получение удовольствия от страданий других; озверелость; садистичность; тирания; холодная ненависть.............................................................................. Гневливость-это: эффективность; безудержность; бесноватость; буй Вспыльчивость - это: гневливость без презрения; гнев без отвраще Враждебность-это: высокомерие; грозность; готовность угрожать; готовность к нападению; готовность к нападению с чувством превосходства; злопамятность; мысли о нападении на других; недоброжелательность; ненависть; неприязнь; отвращение; отвращение с готовностью к нападению; подозрительность; поиск врага; презрительность; презрительность с готовностью к нападению; презрение как форма защиты; презрение с чувством превосходства; презрение с чувством дистанции; презрение с чувством вины; стремление нанести вред; циничность Мстительность - это: мысли о мщении; мысли о ненависти; мысли о Ненависть - это: возмущение; непримиримость; гневливость; гневли Вербальная агрессия - это: грубость; готовность ругаться; злословие; Агрессивность скрытая - это: злодейство; иезуитство; коварство; под Оппозиционно-вызывающее поведение - это: беспардонность; бес Агрессивность, направленная на себя - это: гнев, направленный на Агрессивность физическая - это: драчливость; рукоприкладство Конфликтность - это: забиячистость; запальчивость; задиристость; запальчивая задиристость; зубоскальство; несносность; неуживчивость; протестность........................................................................................ Агрессивность. Неупорядоченное: бесчувственность; злобность; зло Что такое диагностика агрессивного поведения у детей? Это определение, уточнение: 1) уровня выраженности и 2) синдром структуры агрессивного поведения у ребенка с помощью наблюдения за его поведением, опроса взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком, сверстников и т. д. Для этого используйте опросник «Агрессивность. Ребенок глазами взрослого». Опросник может помочь в установлении контакта с родителями и ближайшим взрослым окружением ребенка. Кроме этого, вы можете дополнить перечень ситуационно-личностных реакций агрессивности новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально организованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрессивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами поведения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.). Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите полученные баллы: -» уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакции агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собственной агрессивностью. ■* уровень II - от 67 до 134 баллов. Неть опасность закрепления агрессивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется помощь в овладении собственным поведением. -» уровень III -от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении агрессивностью как расстройством поведения и эмоций. «* уровень IV -от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая помощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку. Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии проявляются устойчиво не менее 6-ти месяцев, то это требует особого внимания со стороны взрослого. Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (Опросник) Ф.И.О. ребенка................................................................................ Возр......................... Дата заполнения (..................................................... Заполнил: родитель, психолог, педагог............................................. Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлении агрессивности, 1-проявления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.
ЧТО СЛУЧИЛОСЬ? Что бывает? как Часто? 1) папа обижает мальчика......................................................................... 0 12 3 4 2) ребенок обижается на взрослого, а взрослый невиноват............................................................................................... 0 12 3 4 3) взрослый ругает ребенка за плохие оценки....................................... 0 12 3 4 4) взрослый провожает ребенка в школу................................................ 0 12 3 4 5) ребенок хочет гулять, а взрослый его не пускает............................ 0 12 3 4 6) взрослый сейчас возьмет ремешок и будет наказывать ребенка..................................................................................................... 0 12 3 4 7)........................................................................................................................ 0 12 3 4 Ф.И.О. ребенка.................................. Возр................ Дата -шполнения....................... Заполнил: родитель, психолог, педагог........................................................................ Отметьте какие особенности поведения насколько выражены у ребенка и взрослого. 0 - нет проявлений; 1- проявления наблюдаются иногда; 2 - часто; 3 -почти всегда; 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны. Чаще используйте стратегию на осознание детьми особенностей взаимоотношений и поведения с другими! Условное название и короткая запись игры. Что изображено на картинке; Что случилось?; Придумай рассказ по картинке; Что держит в руке взрослый?; На картинку посмотри и что случилось расскажи! Поведение ребенка. Ребенок находится в нормальном состоянии, но в повседневной жизни часто бывает раздраженным, обидчивым, конфликтным и др. Содержание игры. Взрослый предлагает детям рассмотреть картинку. Спрашивает: «Что случилось, почему, кому и как надо помочь?» Говорит: «Кто больше придумает предложений — тот и молодец!» Цели игры. Налаживание контакта с «проблемным» ребенком через беседу об особенностях ситуации и поведения взрослого и ребенка на картинке; осознание ребенком и диагностика взрослым особенностей, причин, ближайших и отдаленных последствий агрессивного и вспыльчивого, притесняющего, оппозиционно-вызывающего поведения, особенностей переживания чувства обиды, подавленности у ребенка и иного нарушенного поведения. Варианты игры. ■ - Используйте разные картинки с изображением взаимоотношений между взрослым и ребенком или детьми. ■ - Если дети агрессивно описывают картинку, то взрослый завершает игру подведением итогов: сколько было «хороших» и «плохих» высказываний; говорит, что люди могут быть разными: добрыми и злыми, заторможенными, демонстративными, обидчивыми и др.; ■ - Предложите ребенку представить, вообразить, что именно держит в руке взрослый: платочек, палку, ремешок, дубину, ничего не держит? Комментарий специалиста. Эта игра называется «проективной», то есть когда дети переносят свое собственное состояние и опыт восприятия других, сравнивая с поведением взрослого и ребенка по картинке. Уделите внимание выяснению: ■ - Возможных причин агрессивного и вспыльчивого поведения людей. Для этого задавайте детям вопросы: Почему, так поступил персонаж? А еще почему?; ■ - Стремитесь выяснить как часто наблюдается враждебность или обида у ребенка; ■ - Способен ли ребенок найти решение ситуации, изменить собственное агрессивное или обидчиво-боязливое состояния. Для этого задавайте ребенку вопросы: «Что делать?», «Как помочь?» и (или) подсказывайте ответы-решения: надо подумать о хорошем, промолчать; пожалеть другого; забыть про обиду; рассказать про обиду родителям и т. п.
КТО ЕСТЬ КТО- КОГДА СЕРДЯТСЯ? Ф.И.О. ребенка......................... Возр................................................ Дата заполнения....................... Заполнил: ребенок, родитель, психо Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|