Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Чаще используйте стратегию на осознание детьми особенностей взаимоотношений и поведения с другими!




Вместо введения

Пособие рекомендуется для всех, кто интересуется диагности­кой и игровыми регулятивно-коммуникативными подходами в коррек­ции эмоциональных и поведенческих расстройств у детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Направленная игротерапия - это вид игровой терапии, когда взрослый является источником игровой активности для ребенка. При этом взрослый, превращаясь в состояние ребенка, сохраняет контроль над особенным или нарушенным поведением ребенка в сотрудничестве с ребенком.

Пособие может быть полезно для детских психологов и педаго­гов, дефектологов, социальных работников, детских психиатров, студен­тов психолого-педагогического профиля и родителей, заинтересованных в повышении компетенции в области направленной игротерапии, пси­хологии и педагогики игр с правилами. Наиболее подготовленные ро­дители в условиях семейного воспитания могут использовать пособие для работы с особенным или нарушенным поведением собственного ре­бенка.

Для специалистов и старших воспитателей дошкольных и школь­ных образовательных учреждений, центров психолого-медико-социаль­ной помощи в пособии раскрывается структура, логика работы в уч­реждении психолога-консультанта, психолога-педагога. В пособии рас­крываются методы и приемы диагностики и игровой коррекции притес­нения и насилия детей дошкольного и младшего школьного возраста с разнообразными нарушениями поведения, невротическими расстрой­ствами.

Руководство составлено так, чтобы практический психолог мог использовать отдельные части пособия как самостоятельные при осу­ществлении диагностической, коррекционной, методической и другой работы.

Пособие можно использовать при проведении индивидуальной и групповой игротерапии, на этапе диагностической работы психолога, при проведении семинаров-практикумов с использованием схем, таб­лиц, разнообразных перечней игровых задач и пр.


Глава 1. Комплексная характеристика агрессивности у детей

КОМПЛ6КСНЭЯ * Комплексная характеристика агрессив-

ХараКТерИСТИКЗ ности помогает пониманию феномена агрес­сивности в целом и представляет собой по­пытку определить агрессивность: 1) через разнообразное проявление ее свойств, их синдром-структуру и частоту, признаки для классификации ее на виды; 2) через причины и факторы возникновения, провокации, нарастания и снижения; показатели эффективности коррекции агрес­сивности; 3) через методы и приемы коррекции и показатели эффек­тивности коррекции агресивности.

определения агрессивности

• Агрессивность (лат. agressio нападение) — СВОЙСТВО личности, состояние, целенаправ­ленное разрушительное поведение (Ениколо-пов С.Н.1996), заключающееся в наличии деструктивных тенденций, с целью нанесения вреда тому или иному лицу (Ратинов Л.Р., Ситковская О.Д. 1990). Это любая форма поведения, нацеленною на оскорбление или причинение вреда другому жииому существу, не желающему по­добного обращения (Р. Бэрон, Д. Ричардсон, с. 26., 1(>97).

Агрессивность -«Это физическим акт, который иногда может запус­
каться и поддерживаться эмоциями, ВХОДЯЩИМИ в комплекс враждебно­
сти. Она направлена на то, чтобы причинить ущерб, оскорбить или по­
бедить. В понятие «физическое действие» включаемся также речь. Ущерб
может быть психологическим или физическим (удар по телу или по са­
молюбию)», К.Е. Изард с. 302, 1980.

Враждебность «Включаете себя гнев, отвращение и презрение. Враж­
дебность не включает в себя словесной или физической активности, это
сложное мотивационное состояние, а агрессия - следующее из него по­
ведение» (К.Е. Изард с. 302, 1980).

Жестокость - свойство личности, проявляющееся в безразличии к
страданиям других, людей или животных (или же в стремлении к их
причинению) и, осознанные (неосознанные) действия или бездействие


вие (Гульдан В.В. 1991), направленные на причинение мучений, страда­ний другим людям для достижения определенной внешней цели или самоудовлетворения (Ратинов А.Р., Ситковская О.Д. 1990;).

Насилие - принуждение, которое осуществляет субъект, группа для
достижения поставленных целей. Оправдание насилия зависит от
социальной ориентации общества. (Сулимова Т.С. 1997).

Притеснение - поведенческие акты, содержащие угрозу другому
человеку. (D.Olweus 1993, Хорн A.M., Глейзер Б. 1996).

Классификация Основания, признаки для классификации аг-
ПрОЯВЛеНИЙ рессии на виды могут быть разнообразными.

агреССИИ Они помогают выявить в процессе беседы с

родителями или педагогами ребенка возмож­ный круг причин и новых свойств агрессивного поведения в целом и в системе. Перечислим основные признаки для классификации агрессии:

Направленность агрессии на предметный или животный мир, на
другого, на себя.

Наблюдаемость - ненаблюдаемость как скрытое или открытое про­
явление агрессии.

Временные признаки, то есть мера выраженности агрессии по час­
тоте проявлений во времени и длительности состояний агрессии.

Пространственные признаки - в семье, в школе, на улице и пр.

По особенностям психических действий - физическая; вербальная;
в агрессивных мыслях, чувствах и пр.

По социальной опасности агрессивных действий: 1) девиантные
формы агрессии,
нарушающие права других людей, без юридической
ответственности ребенка за собственное поведение; 2) делинквентные
виды агрессивного поведения,
нарушающие права других и соци­
альные нормы с юридической ответственностью за агрессивное пове­
дение.

фаКТОрЫ, Это тоже возможные признаки, основания

ПрОВОЦИруЮЩИе для классификации детской агрессивности на

агреССИВНОСТЬ виды и причины:

У ребенка • Наследственно-характерологические


признаки, то есть наследственно-конституциональная предрасположен­ность к агрессивному поведению; психопатоподобное, эпилептойдное, аффективно-возбудимое, конституционально обусловленное поведение родителей или родственников; наличие выраженной тревожности и ги­перактивности у ребенка и др.

Резидуально-органические признаки, то есть минимальная мозго­
вая дисфункция; травмы головного мозга и т. п.

Социально-бытовые признаки: неблагоприятные условия воспита­
ния в семье, в школе; неадекватно-жесткий родительский контроль; враж­
дебное или оскорбительное отношение к ребенку; конфликт между суп­
ругами; ситуации налаживания совместной деятельности, провоцирую­
щие конфликт и агрессивность; необходимость соблюдения социальных
норм поведения и взаимоотношений и пр. А также другие ситуацион­
ные, провоцирующие агрессивность, условия или факторы:

Реактивность или ответная агрессивность на агрессивные действия
или просто присутствие новых взрослых или сверстников.

Введение ограничений в поведение ребенка (увеличение темпа или
сложности деятельности, отрицательная оценка успешности выполне­
ния ребенком заданий).

Новизна, увеличивающая тревогу, или привыкание, снижающее от­
ветственность за агрессивное поведение в новой ситуации.

Нарастание утомления и пресыщения у ребенка и др.

диагностика агрессивности

В узком смысле это определение, уточне­ние: 1) уровня выраженности и 2) синдром-структуры агрессивно^) поведения у ребен­ка с помощью наблюдения за его поведением, опроса взрослых (близ­ких, родителей, педагогов, работающих с ребенком) и сверстников. • В широком смысле -это выявление новых признаков и видов, при­чин и факторов возникновения, провокации, нарастания и снижения агрессивности.

уровневыи подход

Это определение выраженности, тяжести, синдром-струкчуры агрессивности через час­тоту проявления ситуационно-личностных ре-


акций агрессии (см. с. 12-17, Что такое диагностика...). При этом часто­та проявлений агрессии оценивается следующим образом:

■ - проявления агрессивности не наблюдаются - (0 баллов);

■ - наблюдаются иногда - (1 балл);

■ - проявления агрессивности наблюдаются часто - (2 балла);

■ - проявления агрессивности наблюдаются почти всегда - (3 балла);

■ - проявления агрессивности наблюдаются всегда — (4 балла).

ВИДЫ агрессивности у ребенка

Многообразие проявлений агрессивного по­ведения можно сгруппировать на виды. Ка­кие виды агрессивности наиболее характер­ны для Вашего ребенка?

Агрессивность физическая с использованием предметов, направлен­
ная на другого (сверстника, взрослого, на животных).

Агрессивность словесная (вербальная) без или в сочетании с физи­
ческой с элементами садизма, направленная на другого.

Агрессивность в виде угроз физического, морального насилия.

Агрессивность физическая или вербальная, скрытая или откры­
тая, направленная или выражающаяся
через (на) предмет, направ­
ленная на взрослого, на себя, на животных.

Сочетание агрессивности с другими расстройствами поведения.

• Разнообразие проявлений агрессии у детей и взрослых можно группи­
ровать на виды как негативные (агрессивные) свойства личности.
Они проявляются в отношениях с другими людьми, в расстройствах по­
ведения и эмоций как деструктивность, жестокость, притеснение,
конфликтность, враждебность, вспыльчивость и гневливость, мсти­
тельность
и другое (см. с. 10-11. Что такое агрессивность?).

методы и приемы коррекции агрессивности

Методы коррекции агрессивности - это

наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых и предсказуемых изменений поведения агрес­сора, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия.



Могут быть различными в зависимости от выраженности и вида аг­
рессивного поведения ребенка.

Могут использоваться как последовательно, так и одновременно.

Приемы коррекции это игровые задачи, время жизни которых от 2-
3 до 10-15 минут и более. Игровые задачи имеют структуру, то есть
цели, игровые действия, правила и варианты их выполнения.


Снижение беспричинных, импульсивных, малоосознаваемых че­
рез слово, немотивированных проявлений агрессии;

• Снижение аффективной, эмоциональной окраски агрессивного
поведения
адекватное ситуации и провоцирующей агрессивность при­
чине, стимулу;

Снижение частоты агрессивных реакций вне семьи; при посто­
ронних; на других людей; на фрустрацию (неудачу и неуспех) и другие.


 


факторы снижения агрессивности

Это медикаментозные и немедикаментозные средства и условия ее коррекции. • Стратегии (методы) и тактики (приемы) коррекции взрослым агрессивного пове­дения ребенка в игре - это немедикаментозные средства. Это страте­гии: ■ - На демонстрацию и стимуляцию гуманных чувств и способов поведения взрослым у ребенка-агрессора, жертвы и свидетелей притес­нения; ■ - Ориентации на эмоциональное состояние другого человека;

■ - На переключение ребенка с переживания чувства неуспеха и агрес­
сивного поведения; ■ - Переживания успеха от овладения агрессией и
неуверенностью детьми; ■ - На преодоление чувства неуспеха (фруст-
рированности), у ребенка в ситуации «здесь и теперь» через моделиро­
вание ситуации неуспеха; ■ - На отреагирование чувства обиды (фру-
стрированности), раздражения, гнева у ребенка агрессора или жертвы;

■ - На предупреждение возникновения агрессивных состояний и пове­
дения у ребенка и другие (см. с. 23-28. Методы и приемы коррекции...).
Работа с родителями это обучение методам и приемам игротера-
пии в процессе превращения взрослого в ребенка (соучастника детс­
ких игр) в специально организованных игровых ситуациях с сохранени­
ем контроля над особенным или нарушенным поведением ребенка.


 

проявления агрессивности у родителей

Чтобы успешнее корректировать агрессив­ность ребенка родителям и специалистам, работающим с детьми, необходимо стремит­ся осознавать и контролировать особенности, свойства и признаки, виды собственной агрессии (см. с. 5. Признаки для классификации...). Агрессивность у взрослых может проявляться:

Вербально, когда родитель часто «читает нотации», говорит: «Я с то­
бой дружить не буду»; повышает голос, говорит грубо с ребенком.

Физически, когда родитель часто использует физические наказания
при отреагировании раздражения из-за нарушенного поведения детей.

Как угроза родителя: «Могу шлепнуть, но не шлепаю - бесполезно!»

В направленности на педагога, когда родители неохотно идут на эмо­
циональный контакт с педагогом; проскальзывают слова: «Не могу с
вами согласиться», заметно стремление «поучить жизни» и т. п.

Во взаимоотношениях между родителями: ■ - агрессивность,
выражающаяся через предмет
(Папа бросил ключи об асфальт, что­
бы показать маме, что рассержен ее поведением); ■ - раздражитель­
ность
(Мама опять обиделась на папу. А папа раздражен, что не
может дать маме того, что она хочет- внимания!).


 


Показатели Помогают убедить, обратить внимание кли-

ЭффеКТИВНОСТИ ента (родителей и педагогов) в необходимос-
КОРРеКЦИИ ти' продолжении или эффективности игровой

терапии агрессивности. Это:

Снижение количества психолого-педагогической помощи ребен­ку в овладении агрессивным поведением;


 

проявления агрессивности у специалиста

Приведем пример проявлений агрессии: • Вербальная: игротерапевт начинает «заво­диться», в голосе появляется раздражитель­ность от «поучающих интонаций» маГсри ре­бенка, хотя игротерапевт проявляет максимум эмпатии, сочувствия к матери. Не получая возражений, пациентка несколько успокаивается.



Глава 2. Диагностика агрессивности Что такое агрессивность? (задание для взрослых)

Прочитайте перечень видов и свойств агрессивного поведения, сгруп­пируйте неупорядоченные свойства, добавьте неуказанные, зачеркните неподходящие. Обсудите свой выбор с другими членами семьи или спе­циалистами.

Агрессия, агрессивность-это: властолюбие; вред; вредительство; гнев,
отвращение и презрение в их единстве; деструктивность; зло; злость;
насилие; притеснение; разрушительность; уничтожение..................

Притеснениеэто: властолюбие; запугивание; недоброжелательность;
нетерпимость; озлобленность; нарушение прав другого; оппозиционно-
вызывающее поведение; пренебрежительность.................................

Жестокость — это: агрессивность без сочувствия к жертве; безжалост­ность; безразличие к страданиям других; бессердечность; бесчувствен­ность; жестокосердие; злонамеренность; зверство; зловредность; зло-радность; издевательство; истязательство; измывательство; кровожад­ность; мстительность; мучительство; масильничество; получение удо­вольствия от страданий других; озверелость; садистичность; тирания;

холодная ненависть..............................................................................

Гневливость-это: эффективность; безудержность; бесноватость; буй­
ность; возмущение; готовность к возмущению; справедливое возмуще­
ние; возмущение без чувства вины; возмущение без чувства страха; воз­
мущение с отвращением; возмущение с презрением; возмущение со
стремлением к нападению; вспыльчивость; взрывчатость; взрывчатая
злость; запальчивость; злость, подавляющая страх; исступленность; не­
истовство; необузданность; необузданная разочарованность; ненавист­
ничество; неуравновешенность; ярость..............................................

Вспыльчивость - это: гневливость без презрения; гнев без отвраще­
ния; взбудораженность; готовность к возмущению; возмущение без
стремления нанести вред; раздражительность; эмоциональная неустой­
чивость.................................................................................................


Враждебность-это: высокомерие; грозность; готовность угрожать; го­товность к нападению; готовность к нападению с чувством превосход­ства; злопамятность; мысли о нападении на других; недоброжелатель­ность; ненависть; неприязнь; отвращение; отвращение с готовностью к нападению; подозрительность; поиск врага; презрительность; презри­тельность с готовностью к нападению; презрение как форма защиты; презрение с чувством превосходства; презрение с чувством дистанции; презрение с чувством вины; стремление нанести вред; циничность

Мстительность - это: мысли о мщении; мысли о ненависти; мысли о
разрушении; презрительный сарказм; стремление нанести вред;
злопамятность; осуждение других......................................................

Ненависть - это: возмущение; непримиримость; гневливость; гневли­
вая презрительность; неприязнь..........................................................

Вербальная агрессия - это: грубость; готовность ругаться; злословие;
злоязычие; «зубастость»; зубоскальство; похабность; речевое нападе­
ние.........................................................................................................

Агрессивность скрытая - это: злодейство; иезуитство; коварство; под­
лость; притеснение..............................................................................

Оппозиционно-вызывающее поведение - это: беспардонность; бес­
стыдство; беззастенчивость; грубость; грубое высокомерие; задирис­
тость; наглость; нахальство; неуважительность; разнузданность; фами­
льярность; хамство; хулиганство........................................................

Агрессивность, направленная на себя - это: гнев, направленный на
себя; мазохизм; мученичество; самоедство; самоистязание; самоунич­
тожение; юродство...............................................................................

Агрессивность физическая - это: драчливость; рукоприкладство

Конфликтность - это: забиячистость; запальчивость; задиристость; за­пальчивая задиристость; зубоскальство; несносность; неуживчивость;

протестность........................................................................................

Агрессивность. Неупорядоченное: бесчувственность; злобность; зло­
нравие; злопамятность; злостность; мракобесие; мстительность; низость;
самоистязание; самоуничтожение, сердитость.................................



Что такое диагностика агрессивного поведения у детей?

Это определение, уточнение: 1) уровня выраженности и 2) синд­ром структуры агрессивного поведения у ребенка с помощью наблюде­ния за его поведением, опроса взрослых (близких, родителей), а также педагогов, работающих с ребенком, сверстников и т. д.

Для этого используйте опросник «Агрессивность. Ребенок глаза­ми взрослого». Опросник может помочь в установлении контакта с ро­дителями и ближайшим взрослым окружением ребенка.

Кроме этого, вы можете дополнить перечень ситуационно-личност­ных реакций агрессивности новыми, полученными в процессе беседы и наблюдения за поведением ребенка в спонтанных и специально органи­зованных игровых ситуациях. При этом необходимо помнить, что агрес­сивное поведение зачастую сочетается с другими расстройствами пове­дения и эмоций (гиперактивностью, эмоциональной неустойчивостью, страхами, эгоистичностью и др.).

Чтобы определить уровень агрессивности у ребенка сложите по­лученные баллы:

уровень I - от 0 до 67 баллов. Вероятнее всего, что у ребенка нет опасности закрепления ситуационно-личностных реакции агрессии как патохарактерологических; ребенок самостоятельно овладевает собствен­ной агрессивностью.

■* уровень II - от 67 до 134 баллов. Неть опасность закрепления агрес­сивных реакций как патохарактерологических; ребенку требуется по­мощь в овладении собственным поведением.

уровень III -от 134 до 201 баллов. Ребенку требуется значительная психолого-педагогическая и медикаментозная помощь в овладении аг­рессивностью как расстройством поведения и эмоций. «* уровень IV -от 201 до 268 баллов. Психолого-педагогическая по­мощь взрослого почти не оказывает влияние на агрессивное поведение, требуется медикаментозная помощь ребенку.

Помните, что если ситуационно-личностные реакции агрессии про­являются устойчиво не менее 6-ти месяцев, то это требует особого вни­мания со стороны взрослого.


Агрессивность. Ребенок глазами взрослого (Опросник)

Ф.И.О. ребенка................................................................................

Возр......................... Дата заполнения (.....................................................

Заполнил: родитель, психолог, педагог.............................................

Подчеркните, насколько выражены ситуационно-личностные реакции агрессивности у ребенка: 0 - нет проявлении агрессивности, 1-про­явления агрессивности наблюдаются иногда, 2 - часто, 3 - почти всегда, 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

 

 

 

 

 

признаки проявления агрессивности у ребенка как проявляется агрессивность как часто наблю­дается
вегетативные признаки - краснеет (бледнеет) в состоянии раздра­жения, гнева - облизывает губы в состоянии раздра­жения, гнева 0 1234 0 1234 0 1234
внешние проявления агрессивности - кусает губы в состоянии раздражения - сжимает кулаки в состоянии раздраже­ния, гнева - сжимает губы, кулаки, когда обижают - тревожное напряжение разрешается гневом 0 1234 0 1234 0 1234 0 12 3 4 0 1234
 
  0 12 3 4
длительность агрессии - после агрессивной реакции не успокаи­вается в течение 15 мин. - после агрессивной реакции не успокаи­вается в течение 30 мин. 0 1234 0 1234
  0 1234

 




 

 

 

 

признаки проявления агрессивности . как проявляется агрессивность как часто наблюда­ется
чувствитель­ность к помощи взрослого - помощь взрослого не помогает ребенку овладевать собственной агрессией - помощь взрослого не помогает ребенку успокоиться - замечания в словесной форме не тор­мозят проявления вербальной агрессии - замечания в словесной форме не тор­мозят проявления физической агрессии - чувство неприязни к другим не коррек­тируется извне 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
  0 1234
   
особенности отношения к собственной агрессии - ребенок говорит, ЧТОпоступил "плохо", но все равно продолжает вести себя агрессивно - ребенок не воспринимает собственные агрессивные действия, как таковые 0 1234 0 1234
  0 1234
недостаточность в проявлении гуманных чувств - стремится делать назло другим - проявляет безразличие к страданиям дру­гих - стремится причинить другому страдание - у ребенка не возникает чувства вины после агрессивных действий 0 1234 0 1234 01234 0 1234
  0 1234
реакция на новизну - новизна (непривычностьобстановки) не тормозит проявления агрессивности - вновой, незнакомой обстановке прояв­ляет агрессивные реакции 0 1234 0 1234 0 1234

 

 

 

 

 

 

 

 

признаки проявления агрессивности как проявляется агрессивность как часто наблюда­ется
реакция на ограничение - при попытке удержать в состоянии гнева яростно сопротивляется 0 12 3 4 0 1234
реактивность (чувствитель­ность к агрессии других) - проявляет агрессивные реакции первым - первым отнимает игровой предмет, иг­рушку у другого ребенка - проявляет агрессивные реакции на агрес­сивные действия других - толкается, когда обижают - бъет других детей, если ребенка случай­но толкнули 0 1234 0 12 3 4 0 1234 0 12 3 4 0 1234
   
  0 1234
 
чувствитель­ность к присутствию Других - ситуация совместной деятельности про­воцирует агрессивное поведение у ребен­ка - присутствие других (детей, взрослых) провоцирует агрессивность у ребенка - щиплется на глазах у всех - толкает сверстника на глазах у всех 0 1234 0 12 3 4 0 1234 0 1234
    0 1234
   
физическая агрессия, направленная на предмет - ломает постройку на глазах у всех - ребенок стремится разорвать игровую предметную карточку, книжку - ребенок бросает предмет об стенку - ребенок стремится бросить мяч в друго­го человека сильнее, чем это требуется по правилам игры - отрывает кукле руки, ноги 0 1234 0 1234 0 1234 01234 0 1234 0 12 3 4
 

 




 

 

 

признаки проявления агрессивности как проявляется агрессивность как часто наблюда­ется
агрессия, направленная на сверстников - толкает других детей в состоянии раз­дражения - походя, мимоходом ударяет встречных - бьет других детей в состоянии раздра­жения - ударяет детей и внезапно успокаивается - стремится ткнуть в глаз (пальцем, пред­метом) - кусает других детей в состоянии раздра­жения 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
 
агрессия, направленная на себя - просит себя стукнуть еще раз - берет на себя вину за других - рвет на себе волосы - щиплет себя в состоянии раздражения - кусает себя в состоянии раздражения 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
  0 1234
агрессия, направленная на взрослого (в раннем и дошкольном возрасте) - бьет родителей по руке за то, что они не дают разбрасывать игрушки - бьет чужого взрослого по руке за то, что он не дает разбрасывать игрушки и т.п. - тянет взрослого за волосы только при нарастании утомления или пресыщения - в состоянии пониженного настроения бьет чужого взрослого кулачком - в состоянии пониженного настроения бьет родителя кулачком - царапает взрослого - беспричинное недоброжелательное отно­шение к члену семьи - больно бьет ногой бабушку 0 1234 0 1234 01234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

признаки проявления агрессивности как проявляется агрессивность как часто наблюда­ется
вербальная (словесная) агрессия - говорит обидные, грубые слова детям - говорит обидные слова взрослым - говорит нецензурные слова детям - говорит нецензурные слова взрослым 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
    0 1234
   
    0 12 3 4 0 1234
   
агрессивность в виде угрозы - замахивается, но не ударяет другого - пугает другого 0 1234 0 1234
  0 1234 0 1234
 
 
  0 1234
агрессия направленная на животных - щиплет кошку - выкручивает хвост кошке - специально наступает на лапы собаке - отрывает крылышки насекомым 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234 0 1234
агрессия разных видов и направлен­ности - агрессия (физическая, словесная, скры­тая, в виде угроз), направленная на все окружающее (предметы, близких людей, животных и пр.) 0 1234
  0 1234 0 1234
_
неупорядо­ченные проявления агрессии - плюется в состоянии раздражения 0 1234
   
  0 1234 0 1234
 
 

 




ЧТО СЛУЧИЛОСЬ?

Что бывает? как

Часто?

1) папа обижает мальчика......................................................................... 0 12 3 4

2) ребенок обижается на взрослого, а взрослый

невиноват............................................................................................... 0 12 3 4

3) взрослый ругает ребенка за плохие оценки....................................... 0 12 3 4

4) взрослый провожает ребенка в школу................................................ 0 12 3 4

5) ребенок хочет гулять, а взрослый его не пускает............................ 0 12 3 4

6) взрослый сейчас возьмет ремешок и будет наказывать

ребенка..................................................................................................... 0 12 3 4

7)........................................................................................................................ 0 12 3 4

Ф.И.О. ребенка.................................. Возр................ Дата -шполнения.......................

Заполнил: родитель, психолог, педагог........................................................................

Отметьте какие особенности поведения насколько выражены у ребенка и взрос­лого. 0 - нет проявлений; 1- проявления наблюдаются иногда; 2 - часто; 3 -почти всегда; 4 - непрерывно. Добавьте те, которые не указаны.

Чаще используйте стратегию на осознание детьми особенностей взаимоотношений и поведения с другими!


Условное название и короткая запись игры. Что изображено на картинке; Что случилось?; Придумай рассказ по картинке; Что держит в руке взрослый?; На картинку посмотри и что случилось расскажи! Поведение ребенка. Ребенок находится в нормальном состоянии, но в повседневной жизни часто бывает раздраженным, обидчивым, кон­фликтным и др.

Содержание игры. Взрослый предлагает детям рассмотреть картин­ку. Спрашивает: «Что случилось, почему, кому и как надо помочь?» Говорит: «Кто больше придумает предложений — тот и молодец!» Цели игры. Налаживание контакта с «проблемным» ребенком через беседу об особенностях ситуации и поведения взрослого и ребенка на картинке; осознание ребенком и диагностика взрослым особенностей, причин, ближайших и отдаленных последствий агрессивного и вспыль­чивого, притесняющего, оппозиционно-вызывающего поведения, осо­бенностей переживания чувства обиды, подавленности у ребенка и ино­го нарушенного поведения.

Варианты игры. ■ - Используйте разные картинки с изображением взаимоотношений между взрослым и ребенком или детьми. ■ - Если дети агрессивно описывают картинку, то взрослый завершает игру под­ведением итогов: сколько было «хороших» и «плохих» высказываний; говорит, что люди могут быть разными: добрыми и злыми, заторможен­ными, демонстративными, обидчивыми и др.; ■ - Предложите ребенку представить, вообразить, что именно держит в руке взрослый: плато­чек, палку, ремешок, дубину, ничего не держит? Комментарий специалиста. Эта игра называется «проективной», то есть когда дети переносят свое собственное состояние и опыт восприя­тия других, сравнивая с поведением взрослого и ребенка по картинке. Уделите внимание выяснению: ■ - Возможных причин агрессивного и вспыльчивого поведения людей. Для этого задавайте детям вопросы: Почему, так поступил персонаж? А еще почему?; ■ - Стремитесь выяс­нить как часто наблюдается враждебность или обида у ребенка; ■ - Спо­собен ли ребенок найти решение ситуации, изменить собственное аг­рессивное или обидчиво-боязливое состояния. Для этого задавайте ре­бенку вопросы: «Что делать?», «Как помочь?» и (или) подсказывайте ответы-решения: надо подумать о хорошем, промолчать; пожалеть дру­гого; забыть про обиду; рассказать про обиду родителям и т. п.


 




КТО ЕСТЬ КТО- КОГДА СЕРДЯТСЯ?

Ф.И.О. ребенка......................... Возр................................................

Дата заполнения....................... Заполнил: ребенок, родитель, психо­
лог, педагог...............................






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных