Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы и приемы коррекции поведения детей в ситуации притеснения и насилия




коррекция агрессивности

Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) пове­дения взрослого в зависимости:

• от особенностей структуры (вида) и выраженности меняющегося по­
ведения ребенка (агрессора, жертвы, свидетелей притеснения);

• от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления агрес­
сии, которые игротерапевт зачастую не может изменить в ситуации «здесь
и теперь»). Например, количество детей в группе и пр.

стратегии коррекции поведения

Это методы коррекции агрессивности, то есть наиболее общие и эффективные (игро­вые и неигровые) способы изменения пове­дения взрослого в зависимости от непред­сказуемых и предсказуемых изменений поведения агрессора, жерт­вы и свидетелей случаев притеснения и насилия. • Могут и должны быть различными в зависимости от выраженности и вида агрессивного поведения ребенка и использоваться как последо­вательно, так и одновременно.

тактики коррекции

Это игровые задачи-приемы, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут и более. Игро­вые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, предметы, правила и варианты выполнения игровых действий.

Можно сгруппировать по стратегиям коррекции, когда в опыте
взрослого накапливается достаточное количество приемов (тактик).

• То есть, игровые приемы более эффективны, когда словесные спо­
собы воздействия на ребенка уже исчерпаны.


 




стратегия на стимуляцию гуманных чувств

У агрессивного ребенка по отношению
к жертве, обиженному («Миша, неужели
тебе на жалко других детей?»).

У агрессивного ребенка со снижен­
ной способностью сопереживать, входить

в резонанс с эмоциональным состоянием сверстника, другого человека («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»).

К притесняемому ребенку в единстве с ориентацией других детей
на положительные качества притесняемого ребенка («Посмотрите, ребя­
та, а ведь Ира умеет прощать, хотя Петя поступил плохо!»).

У свидетелей случая насилия или притеснения к обиженному «здесь
и теперь» («А кто может помочь Ире справиться с обидой?»).

стратегия на осознание

Это стратегия взрослого на понимание агрессивным ребенком, жертвой или сви­детелями случившегося причин, ближай­ших и отдаленных последствий поведения. Например:

Осознание агрессором причин собственного агрессивного пове­
дения
(«Ты стукнул Веру потому, что..., а еще почему?»).

Осознание обиженным ребенком причин агрессивности обидчи­
ка
(«Как ты думаешь, почему Игорь тебя обидел? А еще почему?»).

Осознание жертвой особенностей и причин собственного поведе­
ния («Я
вижу что, тебе плохо!», «Ты сейчас больше злой, добрый или
никакой?», «Как ты думаешь, почему ты обижаешься?», «Когда тебя оби­
жают, ты отвечаешь сразу или молчишь и долго помнишь обиду?»).

Осознание свидетелями случившегося особенностей поведения аг­
рессора, жертвы или собственного: ■ - взрослыми («Ваш Коля часто
бывает таким враждебным, сердитым, обиженным, подавленным, нере­
шительным?»). ■ - детьми («Что же произошло с Колей и Петей? Кто
может объяснить?»).

стратегия ориентации на состояние

Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стре­мится обратить, привлечь внимание к со-


стоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся.

Ориентация жертвы агрессии и притеснения на собственное состо­
яние или состояние другого
(«Как ты думаешь, сейчас только тебе плохо
или еще кому-то?», «Тебе сейчас грустно?», «Ты злишься?», «Ты чув­
ствуешь усталость и ни с кем не хочешь разговаривать?»).

Ориентация агрессора на состояние другого или собственное («Ты
чувствуешь себя победителем?», «Кому сейчас плохо, как ты дума­
ешь»?).

стратегия на отреагирование

Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим:

отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый
спрашивает ребенка: «Расскажи, что случилось?», «Кто тебя обидел?»).

отреагирование агрессором физической агрессивности через пред­
метно-практические игровые действия (Взрослый предлагает ребенку:
«Давай, разорвем эту бумажку. Вот так! На мелкие кусочки!» и т. п.).

отреагирование, например враждебности, целесообразно в том слу­
чае, если не провоцирует увеличение выраженности агрессии у ребенка
«здесь и теперь».

моделирование (провокация) и преодоление

Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния:

с целью выявления (диагностики): ■ - Выраженности агрессивно­
сти у ребенка-обидчика («Давай мы тебя разозлим и посмотрим, смо­
жешь ты быстро успокоиться или нет?») или нерешительности, подав­
ленности у жертвы; ■ - «Зоны ближайшего развития» в регуляции, пре­
одолении, овладении состоянием агрессии у агрессора или подавлен­
ности у ребенка-жертвы в сотрудничестве со взрослым.

с целью отреагирования и переключения агрессии, подавленности
у детей, выработки новых адаптивных способов поведения.


 




jffc Стратегия На Имеет сходство со стратегией на стиму- r=^^s Переключение ляцию чувства удивления (инсайта) у ре­бенка. Новизна, необычность, неожидан­ность действий и поведения используются взрослым как средство пе­реключения ребенка на иное состояние или поведение. Например:

обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение.

переключение ребенка-жертвы притеснения на иное состояние.

переключение свидетелей притеснения на менее отрицательное
оценочное отношение к поведению и состоянию ребенка-жертвы.

стратегия на положительное подкрепление, похвалу

Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных ре­акций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительнос­тью, другим избегающим поведением. Например, положительное подкрепление, похвала:

притесняемого и нерешительного ребенка, если уверенное пове­
дение ребенка-жертвы тормозит и не провоцирует агрессора на совер­
шение агрессивных действий («Молодец, ты не боишься забияк!»).

обидчика в случае овладения, торможения, задержки собственного
агрессивного поведения по отношению к притесняемому ребенку («Я
знаю, ты хотел стукнуть Машу, но не стукнул. Молодец!»).

детей - свидетелей случаев притеснения, проявляющих гуманные
чувства, поддержку притесняемому и пр.

стратегия на игнорирование

Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей. Напри­мер, игнорирование:

у обидчика вербальной агрессии через ее нсподкрепление.

у ребенка-жертвы случаев неуверенного поведения (Взрослый делает
вид, что не замечает неуверенности ребенка для стимуляции к более
решительному поведению «здесь и сейчас»).


 

Стратегия На Это стремление взрослого уменьшить ОТрИЦатеЛЬНОе вероятность, частоту проявления си- ПОДКреПЛеНИе туационно-личностных реакций аг­рессии или неуверенности у детей. Рассмотрим примеры отрицательного подкрепления:

ребенка-агрессора в случае проявления агрессивного поведения че­
рез лишение игровой активности («Кто обидно других называет, тот в
игре ход пропускает» и т. п.).

ребенка-жертвы в случае проявления неоправданно нерешительного
поведения («Если будешь ты бояться, - буду лаять и кусаться!»).

свидетелей случаев притеснения при проявлений равнодушия по
отношению к случаям притеснения других детей (Взрослый говорит,
обращаясь к детям: «Ребята, я не ожидал, что Вы такие холодные ле­
дышки»).

СТИМУЛЯЦИЯ Через необычность, неожиданность, ЧуВСТВа новизну действий и поведения взрос- УДИВЛеНИЯ лого или ребенка. Например:

• у агрессора с целью переключения с агрессивного на иное состояние (Книжку уроню и поднять попрошу!).

• у ребенка-жертвы и агрессора с целью переключения на иное состо­
яние или поведение, когда взрослый задает агрессору вопрос в поле
внимания жертвы («Ты всех так сильно толкаешь, а себя сможешь? И,
пытается толкнуть ребенка его же собственной рукой»).

• у детей - свидетелей притеснения к агрессору, когда взрослый гово­
рит в поле внимания агрессора: «А, вы знаете, ребята, Юра сегодня
обещал мне больше никогда не обижать детей! Как Вы думаете, это прав­
да или неправда? Поднимите руки, кто считает, что правда» и т. п.

СТИМУЛЯЦИЯ Это самостоятельная стратегия, ког- ПОЛОЖИТеЛЬНЫХ Да ребенок переживает эмоции радо- ЭМОЦИЙ сти> смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как вари­ант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Например:


 




fJF"


• стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора («Давай-ка обиду возьмем и обидчику незаметно под рубашку засунем», - взрослый берет мелкий предмет, бумажку и стремится это сделать совместно с обиженным ребенком).

СТИМУЛЯЦИЯ • У агрессора к собственному состоянию ЧуВСТВа или состоянию другого («Тебе неловко, ЮМОра что ты обидел Иру или «ловко?»).

• У жертвы к агрессору (Взрослый, обращаясь к жертве в поле внима­
ния агрессора, говорит: «Посмотри, сейчас Коля будет плакать и про­
сить у тебя прощения»).

• У свидетелей притеснения к агрессору («Ребята, Петя всех подряд
колотит, сейчас и за Вас примется?»).






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных