ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Методы и приемы коррекции поведения детей в ситуации притеснения и насилия
Это гибкое чередование и комбинирование стратегий (методов) и тактик (приемов) поведения взрослого в зависимости: • от особенностей структуры (вида) и выраженности меняющегося по • от конкретных внешних обстоятельств, условий проявления агрес
Это методы коррекции агрессивности, то есть наиболее общие и эффективные (игровые и неигровые) способы изменения поведения взрослого в зависимости от непредсказуемых и предсказуемых изменений поведения агрессора, жертвы и свидетелей случаев притеснения и насилия. • Могут и должны быть различными в зависимости от выраженности и вида агрессивного поведения ребенка и использоваться как последовательно, так и одновременно.
Это игровые задачи-приемы, время жизни которых от 2-3 до 10-15 минут и более. Игровые задачи имеют структуру: цели, игровые действия, предметы, правила и варианты выполнения игровых действий. • Можно сгруппировать по стратегиям коррекции, когда в опыте • То есть, игровые приемы более эффективны, когда словесные спо
• У агрессивного ребенка по отношению • У агрессивного ребенка со снижен в резонанс с эмоциональным состоянием сверстника, другого человека («Если ты других жалеть не будешь, то и тебя никто не пожалеет»). • К притесняемому ребенку в единстве с ориентацией других детей • У свидетелей случая насилия или притеснения к обиженному «здесь
Это стратегия взрослого на понимание агрессивным ребенком, жертвой или свидетелями случившегося причин, ближайших и отдаленных последствий поведения. Например: • Осознание агрессором причин собственного агрессивного пове • Осознание обиженным ребенком причин агрессивности обидчи • Осознание жертвой особенностей и причин собственного поведе • Осознание свидетелями случившегося особенностей поведения аг
Отличается от стимуляции гуманных чувств у ребенка тем, что взрослый стремится обратить, привлечь внимание к со- стоянию другого, не выражая оценочного отношения к случившемуся. • Ориентация жертвы агрессии и притеснения на собственное состо • Ориентация агрессора на состояние другого или собственное («Ты
Стратегия на отреагирование отличается от стратегии на осознание (понимание того, что случилось) тем, что взрослый стремится, чтобы ребенок отреагировал негативные чувства «здесь и сейчас». Рассмотрим: • отреагирование пострадавшим обиды, подавленности (Взрослый • отреагирование агрессором физической агрессивности через пред • отреагирование, например враждебности, целесообразно в том слу
Стратегия на провокацию ситуационно-личностных реакций это частный случай моделирования, то есть создания условий для проявления состояния: • с целью выявления (диагностики): ■ - Выраженности агрессивно • с целью отреагирования и переключения агрессии, подавленности
jffc Стратегия На Имеет сходство со стратегией на стиму- r=^^s Переключение ляцию чувства удивления (инсайта) у ребенка. Новизна, необычность, неожиданность действий и поведения используются взрослым как средство переключения ребенка на иное состояние или поведение. Например: • обидчика с физической или вербальной агрессии на иное поведение. • переключение ребенка-жертвы притеснения на иное состояние. • переключение свидетелей притеснения на менее отрицательное
Это стремление взрослого увеличить частоту ситуационно-личностных реакций овладения ребенком собственной агрессивностью или нерешительностью, другим избегающим поведением. Например, положительное подкрепление, похвала: • притесняемого и нерешительного ребенка, если уверенное пове • обидчика в случае овладения, торможения, задержки собственного • детей - свидетелей случаев притеснения, проявляющих гуманные
Это отсутствие в поведении взрослого положительного или отрицательного подкрепления, оценочного отношения к проявлениям агрессии или неуверенности в поведении детей. Например, игнорирование: • у обидчика вербальной агрессии через ее нсподкрепление. • у ребенка-жертвы случаев неуверенного поведения (Взрослый делает
Стратегия На Это стремление взрослого уменьшить ОТрИЦатеЛЬНОе вероятность, частоту проявления си- ПОДКреПЛеНИе туационно-личностных реакций агрессии или неуверенности у детей. Рассмотрим примеры отрицательного подкрепления: • ребенка-агрессора в случае проявления агрессивного поведения че • ребенка-жертвы в случае проявления неоправданно нерешительного • свидетелей случаев притеснения при проявлений равнодушия по СТИМУЛЯЦИЯ Через необычность, неожиданность, ЧуВСТВа новизну действий и поведения взрос- УДИВЛеНИЯ лого или ребенка. Например: • у агрессора с целью переключения с агрессивного на иное состояние (Книжку уроню и поднять попрошу!). • у ребенка-жертвы и агрессора с целью переключения на иное состо • у детей - свидетелей притеснения к агрессору, когда взрослый гово СТИМУЛЯЦИЯ Это самостоятельная стратегия, ког- ПОЛОЖИТеЛЬНЫХ Да ребенок переживает эмоции радо- ЭМОЦИЙ сти> смеется, улыбается, хохочет, но может рассматриваться и как вариант стратегии на положительное подкрепление и похвалу. Например:
fJF" • стимуляция положительных эмоций у жертвы и отрицательного подкрепления агрессора («Давай-ка обиду возьмем и обидчику незаметно под рубашку засунем», - взрослый берет мелкий предмет, бумажку и стремится это сделать совместно с обиженным ребенком). СТИМУЛЯЦИЯ • У агрессора к собственному состоянию ЧуВСТВа или состоянию другого («Тебе неловко, ЮМОра что ты обидел Иру или «ловко?»). • У жертвы к агрессору (Взрослый, обращаясь к жертве в поле внима • У свидетелей притеснения к агрессору («Ребята, Петя всех подряд Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|