ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Российской Федерации...................................................... 11Предисловие.............................................................................. 5 Введение..................................................................................... 7 I. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ И ПЛАНИРОВАНИЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ................................................ 11 Теоретические основы прогнозирования и планирования Налоговых поступлений в бюджетную систему Российской Федерации...................................................... 11 1.1. Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня 11 1.2. Методы прогнозирования и планирования налоговых поступлений 20 1.3. Особенности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования налоговых доходов 34 2. Планирование поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации............... 43 2.1. Методика планирования поступлений по основным видам налогов и сборов........................................................ 43 2.2. Методы оценки налогового потенциала регионов........ 58 2.3. Информационное обеспечение планирования и прогнозирования поступлений налоговых доходов в бюджетную систему Российской Федерации................... 75 3. Планирование налоговых доходов на примере бюджета города Москвы.................................................................... 94 3.1. Законодательная основа планирования налоговых доходов бюджета города Москвы 94 3.2. Анализ структуры и динамики поступления налогов и сборов в бюджет города Москвы.................................... 101 3.3. Анализ существующей системы прогнозирования и города Москвы.................................................................... 113 3.4. Использование автоматизированных информационных 3.5. Использование редактора MS Excel при расчете прогноза доходов бюджета города Москвы...................... 135 II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ... 142 1. Теоретические основы налогового планирования....... 142 1.1. Понятие, сущность и принципы налогового планирования в организации 142 1.2. Виды налогового планирования.................................. 152 1.3. Методы налогового планирования.............................. 158 1.4. Пределы налогового планирования............................ 176 2. Инструменты налогового планирования................................ 183 2.1. Выбор организационно-правовой формы................... 183 2.2. Учетная политика как базовый инструмент налогового планирования в организации 187 2.3. Договорная политика организации.............................. 193 3. Налоговая нагрузка организации и методики расчета ее уровня............................................................................ 204 3.1. Методика, предложенная Министерством финансов РФ. 205 3.2. Методика М.Н. Крейниной.......................................... 206 3.3. Методика Е.А. Кировой............................................... 208 3.4. Методика М.И. Литвина............................................... 210 3.5. Система показателей результативности налогового планирования 214 4. Организация корпоративного налогового планирования.... 221 4.1. Налоговый бюджет....................................................... 221 4.2. Создание налоговых групп.......................................... 226 4.3. Организация документооборота налогового планирования 228 4.4. Использование матрицы принятия решений............... 229 Заключение............................................................................. 234 Приложения Приложение 1..................................................................... 235 Приложение 2..................................................................... 236 Приложение 3..................................................................... 237 Приложение 4..................................................................... 283 Приложение 5..................................................................... 328 Приложение 6..................................................................... 343 Литература................................................................................ 346 ПРЕДИСЛОВИЕ Налоги относятся к числу основных инструментов государственной экономической политики с момента возникновения государственности. Развитие и изменение государственного устройства всегда сопровождалось изменением налоговой системы в связи с тем, что основным источником формирования бюджета как финансовой базы жизнедеятельности государства являются налоговые доходы. Из этих средств финансируются базисные условия поддержания деятельности социальных институтов, содержатся структуры, обеспечивающие осуществление и функционирование самого государства. Все это свидетельствует о важном государственном предназначении налоговой службы, высокой ответственности всех налоговых органов и каждого работника за точное, квалифицированное осуществление на практике налоговой политики государства. Для проведения эффективной финансовой политики государству необходимо иметь систему налогового администрирования, механизм которой надежно обеспечивал бы налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации. Побудительным мотивом к написанию данного учебника послужило недостаточное количество современных отечественных пособий и учебников по специальности «Налоги и налогообложение», в частности, по дисциплине «Прогнозирование и планирование в налогообложении». Кроме того, в условиях нестабильности российского налогового законодательства содержащийся в них материал быстро устаревает, и по окончании обучения специалистам приходится практически заново обращаться к изучению законодательных и иных нормативно-правовых актов в сфере налогообложения.
К сожалению, некоторые учебники и пособия имеют описательный характер и не всегда содержат глубокий анализ системы налогообложения, прогнозирования и планирования в налогообложении на макроуровне, налогового планирования в организациях, а ведь, как известно, и планирование, и прогнозирование — особые элементы выработки и принятия управленческих решений, так необходимых для сегодняшних руководителей и специалистов в области налогового менеджмента. Авторам данного учебника удалось логически выстроить материал и уверенно провести искушенных в экономических вопросах читателей между Харибдой теоретических выкладок и Сциллой выводов и практических рекомендаций. Доктор экономических наук, профессор, академик РАЕН ВВЕДЕНИЕ Главным финансовым ресурсом государства являются налоговые доходы, обоснованное планирование их поступлений можно считать основой эффективного государственного управления. Современный уровень развития общественных отношений в сфере налогообложения, а также постоянное совершенствование законодательства о налогах и сборах предполагают необходимость научного анализа происходящих правовых изменений и осмысления тех организационно-экономических механизмов, которые используются государством для реализации своих интересов при осуществлении налоговых изъятий. Наиболее значимой в этом отношении является созданная российским государством система налогового администрирования, правовое оформление которой призвано обеспечить соблюдение баланса интересов государства и лиц, исполняющих налоговые обязанности. В большей степени именно в рамках налогового администрирования изо дня в день происходит реализация государственных интересов в налоговой сфере, что, естественно, вызывает повышенный интерес к изучению функционирования его своеобразного механизма. Таким образом, нормальное осуществление функционирования органов государственного налогового администрирования невозможно без проведения всестороннего экономического анализа и планирования налоговых поступлений в бюджетную систему страны. Анализ налоговых поступлений в бюджетную систему представляет собой расчет, интерпретацию и оценку показателей, характеризующих различные стороны процесса формирования доходов бюджетной системы в части налогов и сбо- ров. Особое значение приобретает комплексный анализ поступления налогов и сборов, включая макроэкономический анализ при осуществлении налогового планирования, и соответственно — разработка прогнозных оценок поступлений в бюджетную систему России на перспективу, а также определение на региональном уровне государственной власти заданий по мобилизации налогов и сборов. Правильно проведенный анализ позволяет выявить резервы для пополнения доходов бюджетов, определить фактическую и предполагаемую налоговую нагрузку по отдельным категориям налогоплательщиков с учетом территориальных и отраслевых особенностей их деятельности. Планирование налоговых поступлений в бюджетную систему страны, в рамках которых происходит регулярная с заданной периодичностью корректировка решений и пересмотр мер по их достижению предполагает качественный и своевременный прогноз налоговых доходов. В последнее время планирование поступлений налогов и сборов в прогнозировании развития налоговой системы занимает все более важное место, являясь одной из немногих, но чрезвычайно действенных хозяйственных функций государства в условиях экономики рыночного типа. Сегодня нет ни одной составляющей хозяйственной жизни, которая остро не нуждалась бы в глубоких многовариантных прогнозах своего развития. Однако уровень прогнозирования в различных областях далеко не однозначен по своим масштабам и качественным параметрам. Одним из важнейших объектов для разработки и использования прогнозов является налоговая система, где скрещиваются результаты и перспективы развития всех уровней социально-экономической жизни нашей страны. В абстрактной модели прогнозирование предшествует планированию, однако, в реальности все функции переплетены и осуществляются одновременно. Налоговое планирование в Российской Федерации, осуществляемое с учетом стратегических и краткосрочных прогнозов бюджетной и налоговой политики, ориентирует на максимально высокий уровень мобилизации налогов и сборов в бюджетную систему, несмотря на то, что в настоящее время разработка и утверждение региональным управлениям ФНС России заданий по мобилизации налоговых поступлений уже не осуществляется на основе планирования поступлений налогов и сборов «от достигнутого» уровня. Между тем нередко имеет место недостаточная обоснованность плановых показателей по сбору налоговых доходов в бюджетную систему страны по отраслям и сферам российской экономики, что вызывает объективные трудности на стадии мобилизации налоговых поступлений. Это приводит к недопоступлению доходов в бюджетную систему и ставит под угрозу исполнение расходной части бюджетов всех уровней государственной и муниципальной власти РФ. В этой связи актуальное значение приобретает разработка и применение единой методики анализа и планирования поступлений налогов и сборов в бюджетную систему страны как одного из наиболее важных инструментов осуществления государственного налогового администрирования. Эти положения определяют актуальность предмета «Прогнозирование и планирование в налогообложении», в частности, его первой части — на уровне государственного консолидированного бюджета. В то же время важным фактором, который необходимо учитывать при разработке прогнозных поступлений налоговых доходов в государственный бюджет, является уровень финансового состояния хозяйствующих субъектов, перспективы их экономического развития. Учитывая, что на налоговые издержки приходится довольно существенная доля затрат, вполне обоснованным является желание товаропроизводителей снизить их величину, используя законные способы и методы налогового планирования. В связи с этим встает проблема изучения и соответственно правильного применения возможных инструментов оптимизации налоговых платежей в конкретной организации (предприятии, субъектами малого предприниматель-
ства, индивидуальными предпринимателями и т.д.). В соответствии с действующим государственным стандартом подготовки специалистов с высшим образованием по специальности «Налоги и налогообложение» предусмотрено изучение этапов, методов налогового планирования, а также порядок разработки внутрихозяйственных регламентов, определяющих формирование налоговой базы по уплачиваемым налогам, сроки их перечисления в соответствующие бюджеты, оценку эффективности предполагаемых к внедрению методических инструментов, намечаемых мер и мероприятий. Исходя из этого вторая часть учебника посвящена изложению тех материалов, которые, по мнению авторов, позволят получить будущим специалистам в области налогообложения необходимые знания по данному разделу. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ • И ПЛАНИРОВАНИЕ В НАЛОГООБЛОЖЕНИИ Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|