Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В бюджетную систему Российской Федерации




В целях повышения экономической обоснованности про­гнозов и планов поступлений налогов и сборов налоговые орга­ны создают соответствующее информационное обеспечение. В


 




данном параграфе на основе систематизации публикаций в специальной литературе и обобщения опыта применения дей­ствующих инструментов налогового планирования раскрыва­ются основные организационно-методические аспекты фор­мирования необходимой информационной базы в территори­альных налоговых органах, а также межрегиональных налого­вых инспекциях по администрированию крупнейших налого­плательщиков.

Информационная база данных в территориальных налоговых органаТ"с"*целью планирования поступлений налогов и сборов"" должна строиться на систематизированных сведениях, рёгуляр^*" но получаемых как из внутренних, так и внешних источников.

К информации из внутренних источников относится ин­формация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения функций по налоговому администриро­ванию: *" • информация отдела учета налогоплательщиков;

• бухгалтерская отчетность и расчеты налогоплательщиков по налогам;

• информация отдела камеральных проверок;

• информация отдела учета и отчетности по принудитель­ному взысканию недоимки;

• налоговая отчетность;

• аналитическая информация о налоговых поступлениях.
К информации из внешних источников относятс я следук)-

щие виды информации:

• нормативно-правовая;

• социально-экономическая информация;

• информация о нарушениях налогоплательщиками налого­
вого и иного законодательства, полученная налоговыми
органами от других контролирующих, правоохранитель­
ных и судебных органов (органов МВД России, суда, про­
куратуры, таможенных органов и др.), от органов Феде­
рального управления по делам о несостоятельности (бан­
кротстве), других органов государственного управления,
банков и других кредитных организаций, ФСС РФ, ПФР,
ФФОМС, нотариальных органов, средств массовой ин­
формации и т.п.


Деятельность налоговых органов по формированию инфор­мационного массива данных о налогоплательщиках и налого­вых поступлениях должна отвечать следующим основным тре­бованиям:

1. Непрерывность — данное требование предполагает необ­ходимость обеспечения постоянного сбора, регистрации и об­работки всей поступающей в налоговый орган информации, периодического обновления массива информации.

2. Систематизация — необходимость упорядочения данных по определенным признакам: отдельным налогоплательщикам, группам налогоплательщиков (по формам собственности, от­раслевому признаку, крупным, средним, малым предприяти­ям), видам и группам налогов, специальных налоговых режи­мов.

3. Полнота — наличие массива информации, достаточного для принятия обоснованных решений.

4. Достоверность — обеспечение надежности источников, проведения предварительного анализа поступающей в налого­вый орган информации на предмет ее соответствия реальным показателям предпринимательской деятельности организаций, посредством сопоставления с данными, полученными из раз­ных источников и другими способами.

5. Организация рацищалщрй системы сбора, обработки, хранения и поиска информации с использованием современ­ных электронных средств.

По содержанию состав и структуру основных видов инфор­мации, используемой в процессе планирования налоговых по­ступлений, как это представлено на рис. 6, можно представить в виде крупных блоков:

• нормативно-правовая база;

• отчетность о налогах и сборах;

• показатели социально-экономического развития страны, региона;

• аналитические материалы о налоговых поступлениях;

• обобщенные данные материалов налоговых проверок.
Рассмотрим основные аспекты информационных блоков.
Налоговая политика в стране определяет основные направ­
ления развития налоговой системы и принципиальные измене-


 




       
 
 
   


ния в механизме налогов, налоговом администрировании. Так, Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе на 2008-


2010 гг.1 свидетельствуют о разработке важнейших мер по полу­чению ранее выпадающих налоговых доходов из-за несовершен­ства законодательства о налогах и сборах. В первую очередь это касается крупнейших налогоплательщиков, а также организа­ций — ассоциированных членов холдингов, групп компаний.

Своевременный анализ налоговой политики и соответст­вующих изменений в законодательстве о налогах и сборах по­зволит уточнить методики для планирования налоговых посту­плений по отдельным налогам.

Следует подчеркнуть, что непосредственно учет мер налого­вой политики в планировании налоговых поступлений осуще­ствляется на основе изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с начала финансового года. Важнейшим ус­ловием разработки обоснованных показателей налоговых по­ступлений по конкретным налогам является расчет «выпадаю­щих налоговых доходов» и сумм увеличения налоговых поступлений. Большую методическую помощь в оценке влия­ния изменений в налоговом законодательстве на налоговые до­ходы оказывают расчеты Министерства финансов РФ при обосновании проектов федерального бюджета.

Наряду с изменениями федерального законодательства о налогах и сборах в расчетах налоговых поступлений учитыва­ются изменения в сфере налогообложения, принятые законо­дательными органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления муни­ципальных территориальных образований.

Следующим блоком информационного обеспечения являет­ся прогноз социально-экономического развития страны, регио­на, представленный в виде системы показателей, программ. Наиболее значимыми и широко применяемыми налоговыми органами на практике являются нижеприведенные показатели, объединенные по экономическому содержанию в семь групп. Информацию о данных показателях целесообразно формиро­вать в таблицах за ряд лет (5-6 лет), что позволит анализиро­вать их динамику в сравнении с данными налоговой статисти­ки о налоговых поступлениях за соответствующие периоды.

Одобрены Правительством России 2 марта 2007 г.


1. Валовой региональный продукт (ВРП):

• ВРП (млн руб.);

• индекс физического объема ВРП (%).

2. Производство:

• индекс промышленного производства (%);

• индекс цен производителей промышленных товаров (%);

• объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обра­батывающих производств (млн руб.);

• индекс производства по видам экономической деятельно­сти: «обрабатывающие производства» и др. (%).

 

3. Реализация товаров и услуг: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собст­венного производства по видам экономической деятельности (млн руб.).

4. Торговля:

 

• оборот розничной торговли (млн руб.);

• оборот организации оптовой торговли (млн руб.);

• внешнеторговый оборот (долл. и млн руб.), в том числе: экспорт и импорт; курс доллара (среднегодовой) (руб.).

5. Инвестиционная и финансовая деятельность:

• инвестиции в основной капитал (млн руб.);

• сальдированный финансовый результат (млн руб.);

• сумма прибыли по прибыльным организациям (млн руб.);

• удельный вес прибыльных предприятий (%);

• рентабельность по видам экономической деятельности

(%);

• кредиторская задолженность (млн руб.), из нее — просро­ченная задолженность (млн руб.);

• дебиторская задолженность (млн руб.), из нее — просро­ченная задолженность (млн. руб.).

6. Количество налогоплательщиков:

• количество налогоплательщиков юридических лиц, сведе­ния о которых содержатся в ЕГРЮЛ (единиц) (кроме прекративших свою деятельность);

• количество индивидуальных предпринимателей и кресть­янских (фермерских) хозяйств, сведения о которых со­держатся в ЕГРИП (единиц) (кроме прекративших свою


деятельность), из них — индивидуальных предпринимате­лей (единиц). 7. Социальные показатели:

• численность населения на начало года (тыс. человек), удельный вес городского населения в общей численности населения (%);

• численность экономически активного населения (тыс. че­ловек), в том числе численность занятых в экономике (тыс. человек);

• численность безработных (тыс. человек);

• индекс потребительских цен (декабрь в % к декабрю пре­дыдущего года);

• реальные денежные доходы (в % к предыдущему году);

• фонд заработной платы (наемных) работников предпри­ятий и организаций (млн руб.), просроченная задолжен­ность по заработной плате (млн руб.);

• среднемесячная заработная плата в разрезе основных ви­дов экономической деятельности (тыс. руб.).

Сбор и систематизацию информации о социально-экономи­ческих показателях осуществляют исполнительные органы вла­сти на всех уровнях государственного устройства. С целью по­вышения эффективности данной деятельности, обеспечения надежности информации происходит закрепление обязанностей по сбору и обобщению сведений о социально-экономических по­казателях за соответствующими исполнительными органами.

Регулирование подготовки экономической информации для различных периодов прогнозирования и планирования в субъ­ектах Российской Федерации включает определение состава информации, который следует использовать налоговыми орга­нами для целей планирования налоговых поступлении, а также перечень исполнительных органов, осуществляющих сбор и систематизацию соответствующей информации.

В налоговых органах показатели социально-экономического развития используются для формирования комплексного до­кумента, применяемого для прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему. Таким документом является Налоговый паспорт ре­гиона, находящий широкое применение в практике налогового


 





 



имущество организаций, земельный налог, НДПИ, НДФЛ: например, форма отчета № 5-НБН «Отчет о базе налого­обложения по основным видам, налогов»; форма № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по нало­гу на прибыль организаций», квартальная, годовая; форма № 5-ЕСН «Отчет о налоговой базе и структуре начисле­ний по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» квартальная, годовая. Рассмотрим особенности формирования и эффективного ис­пользования информационной базы о крупнейших налогопла­тельщиках — электронного досье налогоплательщика (ЭДН). Учитывая, что крупнейшие налогоплательщики обеспечивают около 77% поступлений налогов и сборов в бюджетную систе­му, особое значение приобретает обоснование возможного по­ступления налоговых платежей в планируемом периоде от ка­ждого из таких налогоплательщиков. В связи с этим в межрегиональных инспекциях ФНС России (МИ ФНС Рос­сии) по администрированию крупнейших налогоплательщиков важным направлением является формирование автоматизиро­ванной системы сбора и обработки информации о результатах деятельности налогоплательщиков1. Данная система, основан­ная на автоматизации сбора и обработки информации, получи­ла название «электронное досье налогоплательщика (ЭДН)». Электронное досье налогоплательщика — это информаци­онно-аналитическая база по каждому крупнейшему налогопла­тельщику и его дочерним компаниям, об их финансово-хозяй­ственной деятельности и исполнении налоговых обязательств. Информация, включаемая в досье, получается налоговыми ор­ганами из различных источников и используется для проведе­ния эффективного отбора кандидатов для выездных проверок, в ходе их осуществления, а также для прогнозирования налого­вых поступлений на планируемый год.

В МИ ФНС России начиная с 2005 г. осуществляется раз­работка ЭДН.

'Федаш О.О. Администрирование крупнейших налогоплательщиков// Российский налоговый курьер. 2006. № 10.


Укрупненная структура ЭДН должна состоять из общей и специальной частей. Общая часть является универсальной и может быть рекомендована всем МИ ФНС России, а специаль­ная отражает отраслевые особенности, ориентирована на опре­деленные виды экономической деятельности.

 

Принципиальная структура базы данных ЭДН в разрезе крупнейших налогоплательщиков (КН), представленная на рис. 8, состоит из двух основных блоков: содержательного и субъектного.


Содержательный блок предполагает формирование сово­купности информационно-аналитических показателей (ИАП), сгруппированных по общепринятым критериям, характери­зующим организацию как экономическую систему. При этом не нарушается налоговый аспект группировки информации, поскольку обеспечивается формирование базы данных различ­ных внутренних и внешних факторов, характеризующих нало­говый потенциал КН и его дочерних структур.

Структурный аспект отражает необходимость формирова­ния базы данных по каждому крупнейшему налогоплательщи­ку и его дочерним организациям, состоящим на налоговом уче­те в той же МИ ФНС России. Для общей характеристики вида экономической деятельности целесообразно использовать сле­дующую статистическую отчетность, публикуемую и разме­щаемую на сайтах Росстатом:

1. Индексы производства по видам экономической деятель­ности.

2. Индекс производства по видам экономической деятельно­сти в % к предыдущему периоду.

3. Основные фонды по видам экономической деятельности.

4. Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции.

5. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инве­сторов, по видам экономической деятельности.

6. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах).

7. Финансовые вложения организаций по видам экономиче­ской деятельности всего, в том числе долгосрочные и кратко­срочные.

8. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов организаций по основным видам экономиче­ской деятельности.

В блоке ЭДН «Информация об отрасли (видах экономиче­ской деятельности) в целом» отражаются сведения о показате­лях, оказывающих основное влияние на условия финансо­во-хозяйственной деятельности и финансовый результат по всем организациям соответствующей отрасли (виду экономи-


ческой деятельности): например, ценовые и тарифные регуля­торы, устанавливаемые для всех субъектов рынка, курс нацио­нальной валюты.

Далее кратко раскрыты разделы информации, характери­зующие конкретного крупнейшего налогоплательщика в целом и его дочерних организаций, в соответствии со структурой базы данных, представленной на рис. 8.

В разд. 1 «Общие сведения о крупнейшем налогоплатель­щике» особое значение имеют данные о создании и ликвида­ции дочерних компаний, преобразование компаний в разных формах: слияние, разделение, присоединение и т.п. (изменения в соподчиненности структуре капиталов компании в целом и ее дочерних структурах).

К примеру, в подразделе III данного отчета отражается орга­низационная структура КН и распределение уставного капита­ла (фонда) между акционерами (учредителями).

Кроме того, структура и персональный состав органов управления и контроля крупнейшего налогоплательщика со­держатся в ежегодных отчетах, представляемых собранию ак­ционеров.

Структура КН может быть охарактеризована также инфор­мацией об аффилированных по отношению к управляющей компании юридических лицах, информацией об организациях, правопреемником которых являются организации, входящие в структуру КН, формируемой налоговым органом из феде­ральных баз данных Единого государственного реестра юри­дических лиц, Единого государственного реестра налогопла­тельщиков, а также из пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности и ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг.

Информация из внешних источников формируется с офи­циальных интернет-сайтов организаций, входящих в структу­ру КН, а также публикаций в средствах массовой информа­ции.

Информация с официальных сайтов включает сведения об особенностях бизнеса КН, его стратегии и перспективах раз­вития, особенностях финансово-хозяйственной деятельности основных организаций, входящих в структуру КН, некоторые


 




статистические данные, внутренние нормативные и регла­ментирующие документы, отчеты компании о существенных фактах, дивидендная политика КН и прочая информация, ха­рактеризующая особенности финансово-хозяйственной дея­тельности КН.

Публикации СМИ (главным образом, различных деловых изданий) позволяют вести подборку материалов, отражающих деятельность организаций, входящих в структуру КН. Данная информация отражается в ЭДН в произвольной форме и об­новляется в оперативном порядке.

В разд. 2 «Производственные показатели крупнейшего на­логоплательщика» важное значение имеют следующие пока­затели1:

• среднегодовая мощность;

• изменение производственной мощности в отчетном году:

• увеличение мощности — всего, в том числе ввод в дейст­вие новых и расширение действующих предприятий; ре­конструкция действующих предприятий; техническое пе­ревооружение действующих предприятий и проведение организационно-технических мероприятий; оборудова­ние, взятое в аренду, изменение номенклатуры продукции (уменьшение трудоемкости) и прочих факторов;

• уменьшение мощности — всего, в том числе за счет изме­нения номенклатуры продукции (увеличения трудоемко­сти) выбытия (ветхости, исчерпания запасов) оборудова­ния, сданного в аренду и прочих факторов;

• выпуск продукции или количество переработанного сы­рья в отчетном году;

• использование среднегодовой мощности в отчетном году (%).

Систематизация приведенных выше показателей в ЭДН бу­дет способствовать более полной оценке налогового потенциа­ла налогоплательщика.


Данные отчета по форме № БМ следует дополнять сведе­ниями отчета по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (годовая), содержащей информацию по видам основных фон­дов, а также среднегодовой полной учетной стоимости основ­ных фондов, среднем возрасте имеющихся на конец года основ­ных фондах.

К производственным показателям относятся объемы произ­водства в натуральном измерении.

Важное значение имеет информация, содержащаяся в ста-
тотчете формы № 1-предприятие «Основные сведения о дея­
тельности организации за 20__ год»1, в частности, раздел, в ко­
тором отражаются сведения о производстве и отгрузке товаров,
работ и услуг (тыс. руб.).

Более полную картину о производственном потенциале дают сведения об инновационной деятельности компании. В настоящее время существует довольно большое количество статистической информации, характеризующей ее инноваци­онную деятельность2.

В рассматриваемом разделе ЭДН, по мнению Л.М. Архип-цевой, следует также выделить специальный блок, характери­зующий кадровый потенциал компании3.

Раздел 3 «Товарные и финансовые потоки КН» предполага­ет формирование следующих подразделов:

1. Основные контрагенты.

2. Общие объемы приобретенных товаров (работ, услуг), с анализом основных поставщиков, подрядчиков и видов потреб­ленных товаров (работ, услуг).

3. Анализ цен на товары (работы, услуги), указанные выше.

4. Объемы реализованной продукции в целом и в разрезе ос­новных контрагентов.


 


'Форма статотчета № БМ «Баланс производственной мощности за

20__ год» (годовая). Утверждена Постановлением Росстата от 4 июля 2006 г.

№34.


'Утверждена Постановлением Росстата от 24 июля 2006 г. № 38.

2Форма № 4-ишювация «Сведения об инновационной деятельности орга­низации за год». Утверждена Постановлением Росстата от 9 июня 2007 г. №46.

3Архипцева Л.М. Информационное обеспечение планирования налого­вых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 4.


 




5. Анализ цен на реализованную продукцию (услуги, рабо­ты) в целом и в разрезе основных контрагентов.

6. Определение характерных и нехарактерных сделок исхо­дя из анализа производственной структуры.

7. Формирование товарного баланса в натуральном и денеж­ном выражении.

Данный раздел является центральным звеном формирова­ния ЭДН. Получение оперативной информации о ценах и фи­зических объемах реализации продукции, товаров, оказании услуг, выполнении работ на внутреннем рынке и на экспорт яв­ляется ключевой в проведении финансового и налогового ана­лиза крупнейшего налогоплательщика и соответственно оцен­ки налоговых рисков, дальнейшего прогнозирования уплаты налогов.

Под товарным балансом, к примеру, нефтяной компании понимается баланс между доведенной до товарного состояния добытой нефти за определенный период времени — с одной стороны, и объемом ее реализации на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье, объемами ее переработки на нефтеперера­батывающих заводах, входящих в структуру ВИНК, а также не входящих в структуру ВИНК — с другой1.

В разд. 4 «Анализ финансовой деятельности КН» отражает­ся информация об основных финансовых показателях деятель­ности организаций, входящих в структуру ВИК. Наиболее важные подразделы:

• структура и динамики балансовых показателей;

• анализ изменения балансовых показателей и валюты ба­ланса;

• рентабельность активов;

• анализ структуры дебиторской и кредиторской задолжен­ности с определением основных дебиторов и кредиторов;

• анализ структуры финансовых вложений и займов;

• анализ основных финансовых коэффициентов (абсолют­ная и текущая ликвидность, коэффициенты покрытия и

'Буряк А.С. Вертикально интегрированные компании: проблемы по­строения товарного баланса // Налоговая политика и практика. 2007. № 5.


финансовой независимости, финансовая устойчивость, оборачиваемость);

• структура и динамика показателей «Отчета о прибылях и убытках» (доходы, расходы, прибыль);

• анализ расходов на НИОКР и технологические работы (динамика, причины изменения) и др.

В данном разделе особое внимание уделяется сравнительно­му анализу объема денежных средств направленных на оплату труда с показателями налоговой отчетности (декларации по на­логу на прибыль и ЕСН).

Наряду с бухгалтерской отчетностью в разд. 4 формируются соответствующие расшифровки показателей финансовой от­четности, содержащиеся в ежеквартальных отчетах эмитента ценных бумаг, подлежащей раскрытию в соответствии с зако­нодательством РФ о ценных бумагах, показатели консолидиро­ванной финансовой отчетности, подготовленной в соответст­вии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или US GAAR.

Раздел 5 «Анализ налоговых начислений и поступлений» позволяет на основе обобщенной информации о налоговых по­ступлениях изучить:

1. Структуру и динамику начисленных и уплаченных нало­гов, а также сальдо расчетов с бюджетом на основе данных кар­точек расчетов с бюджетом (КРСБ).

2. Влияние факторов на налоговые базы по основным на­логам.

3. Уровень и динамику задолженности по налогам и сбо­рам.

4. Уровень и динамику налоговой нагрузки.

Для более глубокого анализа деятельности крупнейшего на­логоплательщика необходима информация, консолидируемая по данным налоговых органов о всех налогоплательщиках, входящих в состав ВИК, в целях определения финансовой и налоговой политики КН, центров формирования прибыли, организаций экспортеров, т.е. всех базовых показателей, харак­теризующих особенности финансово-хозяйственной деятель­ности холдинговой структуры, которой является КН.


 





Необходимо отметить, что в настоящее время работа по формированию ЭДН проводится межрегиональными инспек­циями по крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня. Однако подобная деятельность нуждается в регламен­тировании внутриведомственными нормативными актами, раз­работке типовых программных продуктов, методик, а также ус­тановлении субъектов управления, ответственных за сбор и обработку данной информации (рис. 9).

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Какова роль различных налогов в формировании доходной

части консолидированного бюджета Российской Федера­ции?

2. Изменилась ли динамика поступлений основных видов на-

логов за 2005-2008 гг.?

3. Каким способом осуществляется планирование поступлении

налога на прибыль организаций?

4. Каким способом осуществляется планирование поступлений

налога на добавленную стоимость?

5. Каким способом осуществляется планирование поступлений

акцизов?

6. Каким способом осуществляется планирование поступлении

налога на добычу полезных ископаемых?

7. Что понимается под налоговым потенциалом региона?

8. Какие существуют методы оценки налогового потенциала ре-

гионов?

9. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование

структуры налогового потенциала организации.

10. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование
структуры налогового потенциала региона.

11. Каким образом рассчитывается валовой региональный про­дукт (ВРП)?

12. Охарактеризуйте состав и структуру информационного обеспечения налоговых поступлений.

II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ

Понятие, сущность и принципы налогового планирования

В организации

Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждой конкретной организации или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объе­мов налогов называют системой корпоративного налогового ме­неджмента. При этом на практике минимальные выплаты ока­зываются не всегда оптимальными. Например, организация, выделяющаяся из общей массы слишком маленькими выплата­ми, рискует навлечь назначение налоговой проверки, что чре­вато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения.

Оптимизация налогов — это только часть более крупной,
главной задачи, стоящей перед финансовым менеджментом
(финансовым управлением организацией). Главная задача фи­
нансового менеджмента — финансовая оптимизация, т.е. выбор„
наилучшего пути управления финансовыми ресурсами органи­
зации, а также привлечение внешних источников финансиро­
вания."" '_'. "*~* "™~-—----~«-»»~-—«-•-


На практике применяют два пути сокращения налоговых в платежей: уклонение от уплаты налогов и налоговую оптими­зацию.

Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьше­ния своих налоговых обязательств по налоговым платежам, ос­нованного на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответствен­ных юридических лиц) использовании методов сокрытия дохо­дов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бух­галтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправ­ленные действия субъекта, нарушающие действующее законо­дательство, в результате которых бюджет так или иначе недо­получает причитающиеся ему по закону суммы налогов, ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности.

Сразу же следует подчеркнуть, что речь пойдет не о спосо­бах уклонения от уплаты налогов, а о законных возможностях снижения размера налоговых платежей, т.е. о способах налого­вой оптимизации., Налоговая оптимизация — это прежде всего уменьшение размера налоговых обязательств посредством це­ленаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих использование всех предоставленных законода­тельством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. При этом под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное их разнесе­ние по срокам платежа.

Собственно налоговое планирование можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы _ минимизировать налоговые обязательства на определенный период без нарушения действующего законодательства. Нало­говое планирование — это выбор между различными варианта- __ ми осуществления деятельности юридического лица и разме-щёнйяего активов, направленный на достижение возможно _ низкого уровня возникающих при этом налоговых обяза­тельств. В основе налогового планирования лежат максималь-нсПполное и правильное использование всех установленных за-


коном льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестицион-* ной политики государства.

Уже более 200 лет, после того как в обществе появилось то­варно-денежное обращение и в мире за это время сложились две системы налогообложения (англо-саксонская и рома-но-германская), не прекращаются научные дискуссии о тяже­сти налогового бремени. Начало этому было положено в выска­зывании А. Смита о том, что в нормальных условиях в стране должны быть легкие налоги. Однако эта проблема не решена до сих пор, и она еще долго будет занимать исследователей, как это было на протяжении всей истории экономической науки. В современных условиях проблема поиска компромисса при формировании стратегии налогового планирования особенно остро стоит в России, так как налоговая система в нашей стра­не, несмотря на постоянные изменения, все еще несовершенна и не отличается в достаточной степени стимулирующей на­правленностью.

«Уменьшение налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «минимиза­ция налогов», «налоговая оптимизация», «налоговое планиро­вание» и т.д. — такие определения даются явлениям, которые получили свое развитие с заменой советской директивной сис­темы экономики на рыночные методы хозяйствования. Термин «уклонение от уплаты налогов» присутствует в законодатель­стве России начиная с 1980-х годов, явление, характеризуемое им, влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ. На практике уклонение от налогов трактуется бо­лее расширенно, включая в это понятие предусмотренные зако­нодательством варианты обхода налогов. Эта терминологиче­ская путаница связана с различными трактовками терминов в зарубежной и отечественной литературе.

При рассмотрении налоговых отношений между предпри­ятием и государством как постоянно возобновляющихся в дол­говременном периоде форм финансовых отношений миними­зация налоговых платежей в текущем периоде является одним из возможных результатов оптимизации.


Право налогоплательщиков осуществлять деятельность, на­правленную на правомерное уменьшение своих налоговых обя­зательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь право соб­ственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмот­рению совершать в отношении принадлежащего ему имущест­ва любые действия, не противоречащие закону и иным право­вым актам и не нарушающие права и охраняемые законом ""* интересы других лиц. В этом и состоит сущность налогового планирования.

"""Необходимость налогового планирования при осуществле­нии хозяйственной деятельности связана с тем, что деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путя­ми. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Це­лью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы минимальными.

Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным эле­ментом общей стратегии оптимизации расходов. Для предпри­ятий определяющим критерием оптимизации налоТ^вых"~шш'г тежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии даль­нейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благо­состояния собственников предприятия.

Оптимизация налоговых платежей на предприятии имеет как объективные, так и субъективные предпосылки. Объектив-^ ные предпосылки заключаются в том, что любая налоговая сис-_^ тема, являясь частью экономической системы, формирует тот__ или иной уровень налогообложения. Уровень налогообложе­ния зависит от таких элементов налоговой системы, как субъ.-_ ект и объект налогообложения, налоговая база, налоговый пе­риод, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Однако размер нало­говых платежей предприятия зависит не только от уровня на­логообложения. Каждое предприятие работает в системе разде­ления труда и производит определенную продукцию по


 




конкретной технологии, имеет специфику организации произ­водства, занимает определенную долю на рынке ресурсов и сбыта продукции. Соответственно складываются присущие этому и аналогичным предприятиям уровень и структура за­трат, уровень оборачиваемости средств, финансовой устойчи­вости, что выражается в доходности предприятия. Вместе с тем в силу того, что источники выплат налогов по их видам различ­ны, эти факторы в совокупности определяют сумму налоговых платежей.

Существующие объективные предпосылки оптимизации на­логовых платежей могут быть учтены на стадии выбора орга­низационно-правовой формы, при выборе деятельности, опре­делении ее масштабов и т.д.

Субъективные предпосылки заключаются в том, что, невзи­рая на жесткость финансовых норм, налогоплательщики имеют возможность, используя приемы налогового планирования, влиять на уровень налогообложения и сумму налоговых плате­жей. Для каждой группы однородных налогоплательщиков в рамках действующего налогового законодательства формиру­ется средний уровень налогообложения. Этот уровень не явля­ется фиксированным и может иметь как максимальное, так и минимальное значение.

В Российской Федерации в силу выраженного фискального значения налогов, неразвитости налогового планирования и культуры налоговых отношений предприятия занимают две противоположные позиции. Первая заключается в стремлении утаить, сокрыть, занизить налоговую базу или вообще уйти в недоступную для налоговых органов нелегальную сферу. Вто­рая позиция состоит в том, чтобы рассчитаться вовремя, даже с затасом, чтобы исключить санкции налоговых органов. При этом первая позиция подрывает государственный интерес, а вторая ущемляет интересы самого налогоплательщика. Для ис­ключения такой ситуации необходимо обосновать выбор меж­ду максимальными и минимальными значениями среднего уровня налогообложения предприятия. Такое обоснование воз­можно на основе моделирования различных возможных значе­ний среднего уровня налогообложения между максимальным и минимальным значениями, а значит, варьирования суммами


налоговых платежей с учетом последствий. Указанные приемы и составляют суть налогового планирования на предприятии.

Практика показывает, что уменьшения суммы платежей можно добиться двумя путями:

Г) использованием всех легальных возможностей снижения своих налоговых платежей и перестройкой своей деятельности таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обяза­тельства были минимальными;

2) сокрытием определенных видов деятельности и соответ­ственно доходов от налоговых органов, при этом допуская ис­кажение налоговой отчетности и представление некорректных данных.

Первый путь легальный, находится под защитой закона. Второй путь, по мнению экономистов и юристов, связан с на­рушением налоговых законов и называется уклонением от на­логов. К налоговому планированию он имеет отношение толь­ко в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя созна­ет последствия этих нарушений и готов нести ответственность, т.е. в ситуации, когда цена штрафа за нарушение правил несо­измерима с ущербом, поскольку его другим способом избежать было бы невозможно.

Содержание налогового планирования можно трактовать в широком и узком смысле слова. Содержание налогового пла­нирования в узком смысле слова — это организация и методи­ка расчетов объемов конкретных налогов предприятия на оче­редной финансовый год и в среднесрочной перспективе. Это определение находит свое отражение в ежегодном составлении налогового бюджета любой коммерческой организации.

В широком понимании необходимость налогового планиро­вания обусловлена следующими причинами:

• естественным стремлением хозяйствующих субъектов к сбережению доходов, сокращению расходов, получению прибыли;

• расширением производственной и коммерческой деятель­ности без привлечения внешних (заемных) источников финансирования;


 




               
   
 
 
   
     
 
 


• требованиями рыночной конкуренции, другими стратеги­ческими задачами развития предприятия;

• заинтересованностью государства в предоставлении об­щих и специальных налоговых льгот в целях стимулиро­вания той или иной сферы производства, группы налого­плательщиков, регулирования социально-экономического развития, например льгот для сельскохозяйственных то­варопроизводителей.

Необходимость налогового планирования заложена в дей­ствующем налоговом законодательстве, предусматривающем неодинаковые налоговые режимы для отдельных налогопла­тельщиков, допускающем различные методы исчисления нало­говой базы и устанавливающем налогоплательщикам опреде­ленные льготы.

Тем не менее цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предпри­ятия. Например, акционерному обществу в момент нового вы­пуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки, но в таком случае с высокой прибыли придется платить и повышенный налог.

Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Крупные кор­порации и концерны обычно содержат специальные службы налогового планирования, которые подчиняются непосредст­венно одному из первых вице-президентов корпорации.

Налоговое планирование на предприятии может быть опре­делено как планирование налоговых обязательств путем учета изменения элементов налогов. В рамках налогового права тако­выми являются налоговая база, налоговые льготы и срок упла­ты налогов. Можно выделить два направления налогового пла­нирования: уменьшение величины взимаемых налогов и отсрочка выплаты налогов по времени (рис. 13).

В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сбо­рам признаются предоставляемые отдельным категориям нало­гоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные за­конодательством о налогах и сборах преимущества по


сравнению с другими налогоплательщиками или плательщика­ми сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Перечень льгот по ка­тегориям налогоплательщиков, видам деятельности устанавли­вает законодательство по каждому конкретному налогу. Зна­ние и грамотное использование льгот может способствовать уменьшению фискальных обязательств налогоплательщика.

Заслуживает особого внимания использование установлен­ных норм налогового законодательства по изменению срока уплаты налога. Примером может служить отсрочка, рассрочка по уплате самого налога, а также инвестиционный налоговый кредит, порядок и условия предоставления которых определе­ны в гл. 9 НК РФ.

Организация налогового планирования — это комплекс ме­роприятий по реализации элементов налогового планирова­ния. Налоговое планирование начинается с определения нало­гового поля.

Налоговое поле — это перечень налогов, которые организа­ция должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рас-


 




считываются на основе результатов анализа фактических нало­говых платежей за предшествующие периоды, а расчеты могут проводиться на основе индексного метода. Его суть заключает­ся в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле может расширяться из-за перечня льгот по выплате налогов, которые организация планирует ис­пользовать.

К элементам налогового планирования также относятся:

механизм мониторинга налоговых льгот для их использо­
вания в коммерческой деятельности;

налоговый календарь, предназначенный для прогнозирова­ния и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевремен­ного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки;

схемы налогового планирования, которые логично и есте­ственно вписываются в хозяйственную деятельность и служат обоснованием законного снижения налоговой на­грузки;

стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии;

система мер по предотвращению дебиторской задолжен­ности по хозяйственным договорам за отгруженную про­дукцию и оказанные услуги со сроком более 4 месяцев;

учетная политика — выбранная предприятием совокуп­ность способов ведения бухгалтерского и налогового учета;

• налаженный бухгалтерский и налоговый учет и отчет­ность, позволяющие получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рацио­нального налогового планирования;

рациональное размещение активов и прибылей организа­ции.

Для осуществления налогового планирования необходима качественная проработка финансовой схемы прохождения сдел­ки (проекта) до того, как реально будет осуществлено физиче­ское движение товарно-материальных средств и отражение их в бухгалтерской отчетности.


Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития органи­зации.

Под принципами налогового планирования понимаются правила, лежащие в его основе:

1. Принцип законности — соблюдение требований действую­щего законодательства при осуществлении НП.

2. Принцип выгодности — снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инстру­ментов НП.

3. Принцип реальности и эффективности — использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инстру­ментов, доступных для конкретной организации, которые обес­печивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением.

4. Принцип альтернативности — рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделе­нием наиболее оптимального из них применительно к конкрет­ной организации.

5. Принцип оперативности — корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее за­конодательство изменений.

6. Принцип понятности и обоснованности — требование, чтобы оптимизационная схема была понятна, а все ее состав­ные части имели экономическое и правовое обоснование.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. Дайте определение понятию «налоговое планирование в ор-

ганизации» и раскройте содержание этого понятия.

2. Что такое налоговая оптимизация и налоговая минимиза-

ция? Их отличие от налогового планирования.

3. Определите модели поведения налогоплательщиков: право-

мерное и противоправное.

4. Определите цели и направления налогового планирования в

организации.


5. Перечислите элементы налогового планирования на микро-

уровне.

6. Какие принципы лежат в основе налогового планирования в

организации?






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных