ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
В бюджетную систему Российской ФедерацииВ целях повышения экономической обоснованности прогнозов и планов поступлений налогов и сборов налоговые органы создают соответствующее информационное обеспечение. В
данном параграфе на основе систематизации публикаций в специальной литературе и обобщения опыта применения действующих инструментов налогового планирования раскрываются основные организационно-методические аспекты формирования необходимой информационной базы в территориальных налоговых органах, а также межрегиональных налоговых инспекциях по администрированию крупнейших налогоплательщиков. Информационная база данных в территориальных налоговых органаТ"с"*целью планирования поступлений налогов и сборов"" должна строиться на систематизированных сведениях, рёгуляр^*" но получаемых как из внутренних, так и внешних источников. К информации из внутренних источников относится информация, полученная налоговыми органами самостоятельно в процессе выполнения функций по налоговому администрированию: *" • информация отдела учета налогоплательщиков; • бухгалтерская отчетность и расчеты налогоплательщиков по налогам; • информация отдела камеральных проверок; • информация отдела учета и отчетности по принудительному взысканию недоимки; • налоговая отчетность; • аналитическая информация о налоговых поступлениях. щие виды информации: • нормативно-правовая; • социально-экономическая информация; • информация о нарушениях налогоплательщиками налого Деятельность налоговых органов по формированию информационного массива данных о налогоплательщиках и налоговых поступлениях должна отвечать следующим основным требованиям: 1. Непрерывность — данное требование предполагает необходимость обеспечения постоянного сбора, регистрации и обработки всей поступающей в налоговый орган информации, периодического обновления массива информации. 2. Систематизация — необходимость упорядочения данных по определенным признакам: отдельным налогоплательщикам, группам налогоплательщиков (по формам собственности, отраслевому признаку, крупным, средним, малым предприятиям), видам и группам налогов, специальных налоговых режимов. 3. Полнота — наличие массива информации, достаточного для принятия обоснованных решений. 4. Достоверность — обеспечение надежности источников, проведения предварительного анализа поступающей в налоговый орган информации на предмет ее соответствия реальным показателям предпринимательской деятельности организаций, посредством сопоставления с данными, полученными из разных источников и другими способами. 5. Организация рацищалщрй системы сбора, обработки, хранения и поиска информации с использованием современных электронных средств. По содержанию состав и структуру основных видов информации, используемой в процессе планирования налоговых поступлений, как это представлено на рис. 6, можно представить в виде крупных блоков: • нормативно-правовая база; • отчетность о налогах и сборах; • показатели социально-экономического развития страны, региона; • аналитические материалы о налоговых поступлениях; • обобщенные данные материалов налоговых проверок.
ния в механизме налогов, налоговом администрировании. Так, Основные направления совершенствования налоговой системы Российской Федерации в среднесрочной перспективе на 2008- 2010 гг.1 свидетельствуют о разработке важнейших мер по получению ранее выпадающих налоговых доходов из-за несовершенства законодательства о налогах и сборах. В первую очередь это касается крупнейших налогоплательщиков, а также организаций — ассоциированных членов холдингов, групп компаний. Своевременный анализ налоговой политики и соответствующих изменений в законодательстве о налогах и сборах позволит уточнить методики для планирования налоговых поступлений по отдельным налогам. Следует подчеркнуть, что непосредственно учет мер налоговой политики в планировании налоговых поступлений осуществляется на основе изменений в налоговом законодательстве, вступающих в силу с начала финансового года. Важнейшим условием разработки обоснованных показателей налоговых поступлений по конкретным налогам является расчет «выпадающих налоговых доходов» и сумм увеличения налоговых поступлений. Большую методическую помощь в оценке влияния изменений в налоговом законодательстве на налоговые доходы оказывают расчеты Министерства финансов РФ при обосновании проектов федерального бюджета. Наряду с изменениями федерального законодательства о налогах и сборах в расчетах налоговых поступлений учитываются изменения в сфере налогообложения, принятые законодательными органами субъектов Российской Федерации, представительными органами местного самоуправления муниципальных территориальных образований. Следующим блоком информационного обеспечения является прогноз социально-экономического развития страны, региона, представленный в виде системы показателей, программ. Наиболее значимыми и широко применяемыми налоговыми органами на практике являются нижеприведенные показатели, объединенные по экономическому содержанию в семь групп. Информацию о данных показателях целесообразно формировать в таблицах за ряд лет (5-6 лет), что позволит анализировать их динамику в сравнении с данными налоговой статистики о налоговых поступлениях за соответствующие периоды. Одобрены Правительством России 2 марта 2007 г. 1. Валовой региональный продукт (ВРП): • ВРП (млн руб.); • индекс физического объема ВРП (%). 2. Производство: • индекс промышленного производства (%); • индекс цен производителей промышленных товаров (%); • объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственными силами обрабатывающих производств (млн руб.); • индекс производства по видам экономической деятельности: «обрабатывающие производства» и др. (%).
3. Реализация товаров и услуг: объем отгруженных товаров собственного производства, выполненных работ и услуг собственного производства по видам экономической деятельности (млн руб.). 4. Торговля:
• оборот розничной торговли (млн руб.); • оборот организации оптовой торговли (млн руб.); • внешнеторговый оборот (долл. и млн руб.), в том числе: экспорт и импорт; курс доллара (среднегодовой) (руб.). 5. Инвестиционная и финансовая деятельность: • инвестиции в основной капитал (млн руб.); • сальдированный финансовый результат (млн руб.); • сумма прибыли по прибыльным организациям (млн руб.); • удельный вес прибыльных предприятий (%); • рентабельность по видам экономической деятельности (%); • кредиторская задолженность (млн руб.), из нее — просроченная задолженность (млн руб.); • дебиторская задолженность (млн руб.), из нее — просроченная задолженность (млн. руб.). 6. Количество налогоплательщиков: • количество налогоплательщиков юридических лиц, сведения о которых содержатся в ЕГРЮЛ (единиц) (кроме прекративших свою деятельность); • количество индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, сведения о которых содержатся в ЕГРИП (единиц) (кроме прекративших свою деятельность), из них — индивидуальных предпринимателей (единиц). 7. Социальные показатели: • численность населения на начало года (тыс. человек), удельный вес городского населения в общей численности населения (%); • численность экономически активного населения (тыс. человек), в том числе численность занятых в экономике (тыс. человек); • численность безработных (тыс. человек); • индекс потребительских цен (декабрь в % к декабрю предыдущего года); • реальные денежные доходы (в % к предыдущему году); • фонд заработной платы (наемных) работников предприятий и организаций (млн руб.), просроченная задолженность по заработной плате (млн руб.); • среднемесячная заработная плата в разрезе основных видов экономической деятельности (тыс. руб.). Сбор и систематизацию информации о социально-экономических показателях осуществляют исполнительные органы власти на всех уровнях государственного устройства. С целью повышения эффективности данной деятельности, обеспечения надежности информации происходит закрепление обязанностей по сбору и обобщению сведений о социально-экономических показателях за соответствующими исполнительными органами. Регулирование подготовки экономической информации для различных периодов прогнозирования и планирования в субъектах Российской Федерации включает определение состава информации, который следует использовать налоговыми органами для целей планирования налоговых поступлении, а также перечень исполнительных органов, осуществляющих сбор и систематизацию соответствующей информации. В налоговых органах показатели социально-экономического развития используются для формирования комплексного документа, применяемого для прогнозирования и планирования налоговых доходов и налоговых поступлений в бюджетную систему. Таким документом является Налоговый паспорт региона, находящий широкое применение в практике налогового
имущество организаций, земельный налог, НДПИ, НДФЛ: например, форма отчета № 5-НБН «Отчет о базе налогообложения по основным видам, налогов»; форма № 5-П «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по налогу на прибыль организаций», квартальная, годовая; форма № 5-ЕСН «Отчет о налоговой базе и структуре начислений по единому социальному налогу и страховым взносам на обязательное пенсионное страхование» квартальная, годовая. Рассмотрим особенности формирования и эффективного использования информационной базы о крупнейших налогоплательщиках — электронного досье налогоплательщика (ЭДН). Учитывая, что крупнейшие налогоплательщики обеспечивают около 77% поступлений налогов и сборов в бюджетную систему, особое значение приобретает обоснование возможного поступления налоговых платежей в планируемом периоде от каждого из таких налогоплательщиков. В связи с этим в межрегиональных инспекциях ФНС России (МИ ФНС России) по администрированию крупнейших налогоплательщиков важным направлением является формирование автоматизированной системы сбора и обработки информации о результатах деятельности налогоплательщиков1. Данная система, основанная на автоматизации сбора и обработки информации, получила название «электронное досье налогоплательщика (ЭДН)». Электронное досье налогоплательщика — это информационно-аналитическая база по каждому крупнейшему налогоплательщику и его дочерним компаниям, об их финансово-хозяйственной деятельности и исполнении налоговых обязательств. Информация, включаемая в досье, получается налоговыми органами из различных источников и используется для проведения эффективного отбора кандидатов для выездных проверок, в ходе их осуществления, а также для прогнозирования налоговых поступлений на планируемый год. В МИ ФНС России начиная с 2005 г. осуществляется разработка ЭДН. 'Федаш О.О. Администрирование крупнейших налогоплательщиков// Российский налоговый курьер. 2006. № 10. Укрупненная структура ЭДН должна состоять из общей и специальной частей. Общая часть является универсальной и может быть рекомендована всем МИ ФНС России, а специальная отражает отраслевые особенности, ориентирована на определенные виды экономической деятельности. Принципиальная структура базы данных ЭДН в разрезе крупнейших налогоплательщиков (КН), представленная на рис. 8, состоит из двух основных блоков: содержательного и субъектного. Содержательный блок предполагает формирование совокупности информационно-аналитических показателей (ИАП), сгруппированных по общепринятым критериям, характеризующим организацию как экономическую систему. При этом не нарушается налоговый аспект группировки информации, поскольку обеспечивается формирование базы данных различных внутренних и внешних факторов, характеризующих налоговый потенциал КН и его дочерних структур. Структурный аспект отражает необходимость формирования базы данных по каждому крупнейшему налогоплательщику и его дочерним организациям, состоящим на налоговом учете в той же МИ ФНС России. Для общей характеристики вида экономической деятельности целесообразно использовать следующую статистическую отчетность, публикуемую и размещаемую на сайтах Росстатом: 1. Индексы производства по видам экономической деятельности. 2. Индекс производства по видам экономической деятельности в % к предыдущему периоду. 3. Основные фонды по видам экономической деятельности. 4. Использование среднегодовой мощности организаций по выпуску отдельных видов продукции. 5. Объем инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов, по видам экономической деятельности. 6. Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности организаций по видам экономической деятельности (в фактически действовавших ценах). 7. Финансовые вложения организаций по видам экономической деятельности всего, в том числе долгосрочные и краткосрочные. 8. Рентабельность проданных товаров, продукции (работ, услуг) и активов организаций по основным видам экономической деятельности. В блоке ЭДН «Информация об отрасли (видах экономической деятельности) в целом» отражаются сведения о показателях, оказывающих основное влияние на условия финансово-хозяйственной деятельности и финансовый результат по всем организациям соответствующей отрасли (виду экономи- ческой деятельности): например, ценовые и тарифные регуляторы, устанавливаемые для всех субъектов рынка, курс национальной валюты. Далее кратко раскрыты разделы информации, характеризующие конкретного крупнейшего налогоплательщика в целом и его дочерних организаций, в соответствии со структурой базы данных, представленной на рис. 8. В разд. 1 «Общие сведения о крупнейшем налогоплательщике» особое значение имеют данные о создании и ликвидации дочерних компаний, преобразование компаний в разных формах: слияние, разделение, присоединение и т.п. (изменения в соподчиненности структуре капиталов компании в целом и ее дочерних структурах). К примеру, в подразделе III данного отчета отражается организационная структура КН и распределение уставного капитала (фонда) между акционерами (учредителями). Кроме того, структура и персональный состав органов управления и контроля крупнейшего налогоплательщика содержатся в ежегодных отчетах, представляемых собранию акционеров. Структура КН может быть охарактеризована также информацией об аффилированных по отношению к управляющей компании юридических лицах, информацией об организациях, правопреемником которых являются организации, входящие в структуру КН, формируемой налоговым органом из федеральных баз данных Единого государственного реестра юридических лиц, Единого государственного реестра налогоплательщиков, а также из пояснительной записки к годовой бухгалтерской отчетности и ежеквартального отчета эмитента ценных бумаг. Информация из внешних источников формируется с официальных интернет-сайтов организаций, входящих в структуру КН, а также публикаций в средствах массовой информации. Информация с официальных сайтов включает сведения об особенностях бизнеса КН, его стратегии и перспективах развития, особенностях финансово-хозяйственной деятельности основных организаций, входящих в структуру КН, некоторые
статистические данные, внутренние нормативные и регламентирующие документы, отчеты компании о существенных фактах, дивидендная политика КН и прочая информация, характеризующая особенности финансово-хозяйственной деятельности КН. Публикации СМИ (главным образом, различных деловых изданий) позволяют вести подборку материалов, отражающих деятельность организаций, входящих в структуру КН. Данная информация отражается в ЭДН в произвольной форме и обновляется в оперативном порядке. В разд. 2 «Производственные показатели крупнейшего налогоплательщика» важное значение имеют следующие показатели1: • среднегодовая мощность; • изменение производственной мощности в отчетном году: • увеличение мощности — всего, в том числе ввод в действие новых и расширение действующих предприятий; реконструкция действующих предприятий; техническое перевооружение действующих предприятий и проведение организационно-технических мероприятий; оборудование, взятое в аренду, изменение номенклатуры продукции (уменьшение трудоемкости) и прочих факторов; • уменьшение мощности — всего, в том числе за счет изменения номенклатуры продукции (увеличения трудоемкости) выбытия (ветхости, исчерпания запасов) оборудования, сданного в аренду и прочих факторов; • выпуск продукции или количество переработанного сырья в отчетном году; • использование среднегодовой мощности в отчетном году (%). Систематизация приведенных выше показателей в ЭДН будет способствовать более полной оценке налогового потенциала налогоплательщика. Данные отчета по форме № БМ следует дополнять сведениями отчета по форме № 11 «Сведения о наличии и движении основных фондов (средств) и других нефинансовых активов» (годовая), содержащей информацию по видам основных фондов, а также среднегодовой полной учетной стоимости основных фондов, среднем возрасте имеющихся на конец года основных фондах. К производственным показателям относятся объемы производства в натуральном измерении. Важное значение имеет информация, содержащаяся в ста- Более полную картину о производственном потенциале дают сведения об инновационной деятельности компании. В настоящее время существует довольно большое количество статистической информации, характеризующей ее инновационную деятельность2. В рассматриваемом разделе ЭДН, по мнению Л.М. Архип-цевой, следует также выделить специальный блок, характеризующий кадровый потенциал компании3. Раздел 3 «Товарные и финансовые потоки КН» предполагает формирование следующих подразделов: 1. Основные контрагенты. 2. Общие объемы приобретенных товаров (работ, услуг), с анализом основных поставщиков, подрядчиков и видов потребленных товаров (работ, услуг). 3. Анализ цен на товары (работы, услуги), указанные выше. 4. Объемы реализованной продукции в целом и в разрезе основных контрагентов.
'Форма статотчета № БМ «Баланс производственной мощности за 20__ год» (годовая). Утверждена Постановлением Росстата от 4 июля 2006 г. №34. 'Утверждена Постановлением Росстата от 24 июля 2006 г. № 38. 2Форма № 4-ишювация «Сведения об инновационной деятельности организации за год». Утверждена Постановлением Росстата от 9 июня 2007 г. №46. 3Архипцева Л.М. Информационное обеспечение планирования налоговых поступлений // Налоги и налогообложение. 2008. № 4.
5. Анализ цен на реализованную продукцию (услуги, работы) в целом и в разрезе основных контрагентов. 6. Определение характерных и нехарактерных сделок исходя из анализа производственной структуры. 7. Формирование товарного баланса в натуральном и денежном выражении. Данный раздел является центральным звеном формирования ЭДН. Получение оперативной информации о ценах и физических объемах реализации продукции, товаров, оказании услуг, выполнении работ на внутреннем рынке и на экспорт является ключевой в проведении финансового и налогового анализа крупнейшего налогоплательщика и соответственно оценки налоговых рисков, дальнейшего прогнозирования уплаты налогов. Под товарным балансом, к примеру, нефтяной компании понимается баланс между доведенной до товарного состояния добытой нефти за определенный период времени — с одной стороны, и объемом ее реализации на экспорт в ближнее и дальнее зарубежье, объемами ее переработки на нефтеперерабатывающих заводах, входящих в структуру ВИНК, а также не входящих в структуру ВИНК — с другой1. В разд. 4 «Анализ финансовой деятельности КН» отражается информация об основных финансовых показателях деятельности организаций, входящих в структуру ВИК. Наиболее важные подразделы: • структура и динамики балансовых показателей; • анализ изменения балансовых показателей и валюты баланса; • рентабельность активов; • анализ структуры дебиторской и кредиторской задолженности с определением основных дебиторов и кредиторов; • анализ структуры финансовых вложений и займов; • анализ основных финансовых коэффициентов (абсолютная и текущая ликвидность, коэффициенты покрытия и 'Буряк А.С. Вертикально интегрированные компании: проблемы построения товарного баланса // Налоговая политика и практика. 2007. № 5. финансовой независимости, финансовая устойчивость, оборачиваемость); • структура и динамика показателей «Отчета о прибылях и убытках» (доходы, расходы, прибыль); • анализ расходов на НИОКР и технологические работы (динамика, причины изменения) и др. В данном разделе особое внимание уделяется сравнительному анализу объема денежных средств направленных на оплату труда с показателями налоговой отчетности (декларации по налогу на прибыль и ЕСН). Наряду с бухгалтерской отчетностью в разд. 4 формируются соответствующие расшифровки показателей финансовой отчетности, содержащиеся в ежеквартальных отчетах эмитента ценных бумаг, подлежащей раскрытию в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах, показатели консолидированной финансовой отчетности, подготовленной в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО) или US GAAR. Раздел 5 «Анализ налоговых начислений и поступлений» позволяет на основе обобщенной информации о налоговых поступлениях изучить: 1. Структуру и динамику начисленных и уплаченных налогов, а также сальдо расчетов с бюджетом на основе данных карточек расчетов с бюджетом (КРСБ). 2. Влияние факторов на налоговые базы по основным налогам. 3. Уровень и динамику задолженности по налогам и сборам. 4. Уровень и динамику налоговой нагрузки. Для более глубокого анализа деятельности крупнейшего налогоплательщика необходима информация, консолидируемая по данным налоговых органов о всех налогоплательщиках, входящих в состав ВИК, в целях определения финансовой и налоговой политики КН, центров формирования прибыли, организаций экспортеров, т.е. всех базовых показателей, характеризующих особенности финансово-хозяйственной деятельности холдинговой структуры, которой является КН.
Необходимо отметить, что в настоящее время работа по формированию ЭДН проводится межрегиональными инспекциями по крупнейшим налогоплательщикам федерального уровня. Однако подобная деятельность нуждается в регламентировании внутриведомственными нормативными актами, разработке типовых программных продуктов, методик, а также установлении субъектов управления, ответственных за сбор и обработку данной информации (рис. 9). Контрольные вопросы для самопроверки знаний 1. Какова роль различных налогов в формировании доходной части консолидированного бюджета Российской Федерации? 2. Изменилась ли динамика поступлений основных видов на- логов за 2005-2008 гг.? 3. Каким способом осуществляется планирование поступлении налога на прибыль организаций? 4. Каким способом осуществляется планирование поступлений налога на добавленную стоимость? 5. Каким способом осуществляется планирование поступлений акцизов? 6. Каким способом осуществляется планирование поступлении налога на добычу полезных ископаемых? 7. Что понимается под налоговым потенциалом региона? 8. Какие существуют методы оценки налогового потенциала ре- гионов? 9. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование структуры налогового потенциала организации. 10. Охарактеризуйте факторы, влияющие на формирование 11. Каким образом рассчитывается валовой региональный продукт (ВРП)? 12. Охарактеризуйте состав и структуру информационного обеспечения налоговых поступлений. II. НАЛОГОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ В ОРГАНИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ НАЛОГОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ Понятие, сущность и принципы налогового планирования В организации Определение оптимальных объемов налоговых платежей — проблема каждой конкретной организации или физического лица. Действия компании по определению оптимальных объемов налогов называют системой корпоративного налогового менеджмента. При этом на практике минимальные выплаты оказываются не всегда оптимальными. Например, организация, выделяющаяся из общей массы слишком маленькими выплатами, рискует навлечь назначение налоговой проверки, что чревато дополнительными издержками. Налоговый менеджмент предполагает оптимизацию бремени и структуры налогов со всех точек зрения. Оптимизация налогов — это только часть более крупной, На практике применяют два пути сокращения налоговых в платежей: уклонение от уплаты налогов и налоговую оптимизацию. Уклонение от уплаты налогов — нелегальный путь уменьшения своих налоговых обязательств по налоговым платежам, основанного на сознательном, уголовно наказуемом (ст. 198 УК РФ для физических лиц, ст. 199 для руководства и ответственных юридических лиц) использовании методов сокрытия доходов и имущества от налоговых органов, создания фиктивных расходов, а также намеренного (умышленного) искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Легальной возможности «уклониться от налогов» не существует. Любые целенаправленные действия субъекта, нарушающие действующее законодательство, в результате которых бюджет так или иначе недополучает причитающиеся ему по закону суммы налогов, ущербны и нелегальны и ведут к наступлению налоговой либо уголовной ответственности. Сразу же следует подчеркнуть, что речь пойдет не о способах уклонения от уплаты налогов, а о законных возможностях снижения размера налоговых платежей, т.е. о способах налоговой оптимизации., Налоговая оптимизация — это прежде всего уменьшение размера налоговых обязательств посредством целенаправленных правомерных действий налогоплательщика, включающих использование всех предоставленных законодательством льгот, налоговых освобождений и других законных приемов и способов. При этом под оптимизацией понимается не только минимизация платежей, но и правильное их разнесение по срокам платежа. Собственно налоговое планирование можно определить как организацию деятельности предприятия таким образом, чтобы _ минимизировать налоговые обязательства на определенный период без нарушения действующего законодательства. Налоговое планирование — это выбор между различными варианта- __ ми осуществления деятельности юридического лица и разме-щёнйяего активов, направленный на достижение возможно _ низкого уровня возникающих при этом налоговых обязательств. В основе налогового планирования лежат максималь-нсПполное и правильное использование всех установленных за- коном льгот, а также оценка позиции налоговых органов и учет основных направлений налоговой, бюджетной и инвестицион-* ной политики государства. Уже более 200 лет, после того как в обществе появилось товарно-денежное обращение и в мире за это время сложились две системы налогообложения (англо-саксонская и рома-но-германская), не прекращаются научные дискуссии о тяжести налогового бремени. Начало этому было положено в высказывании А. Смита о том, что в нормальных условиях в стране должны быть легкие налоги. Однако эта проблема не решена до сих пор, и она еще долго будет занимать исследователей, как это было на протяжении всей истории экономической науки. В современных условиях проблема поиска компромисса при формировании стратегии налогового планирования особенно остро стоит в России, так как налоговая система в нашей стране, несмотря на постоянные изменения, все еще несовершенна и не отличается в достаточной степени стимулирующей направленностью. «Уменьшение налогов», «уход от налогов», «уклонение от налогов», «избежание налогов», «обход налогов», «минимизация налогов», «налоговая оптимизация», «налоговое планирование» и т.д. — такие определения даются явлениям, которые получили свое развитие с заменой советской директивной системы экономики на рыночные методы хозяйствования. Термин «уклонение от уплаты налогов» присутствует в законодательстве России начиная с 1980-х годов, явление, характеризуемое им, влечет за собой ответственность в соответствии со ст. 198 и 199 УК РФ. На практике уклонение от налогов трактуется более расширенно, включая в это понятие предусмотренные законодательством варианты обхода налогов. Эта терминологическая путаница связана с различными трактовками терминов в зарубежной и отечественной литературе. При рассмотрении налоговых отношений между предприятием и государством как постоянно возобновляющихся в долговременном периоде форм финансовых отношений минимизация налоговых платежей в текущем периоде является одним из возможных результатов оптимизации. Право налогоплательщиков осуществлять деятельность, направленную на правомерное уменьшение своих налоговых обязательств, основано на праве всех субъектов права защищать свои охраняемые законом права (в первую очередь право собственности) любыми не запрещенными законом способами. Согласно ст. 209.2 ГК РФ собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом ""* интересы других лиц. В этом и состоит сущность налогового планирования. """Необходимость налогового планирования при осуществлении хозяйственной деятельности связана с тем, что деловая или коммерческая цель может быть достигнута разными путями. В зависимости от выбора этого пути размеры и даже виды сопутствующих налоговых платежей будут различными. Целью налогового планирования является выбор такого пути, при котором налоговые платежи были бы минимальными. Поскольку налоговые платежи представляют одну из статей расходов, то планирование налогов является составным элементом общей стратегии оптимизации расходов. Для предприятий определяющим критерием оптимизации налоТ^вых"~шш'г тежей должно стать достижение максимального объема ресурсов, остающихся в их распоряжении при условии дальнейшего обеспечения роста прибыли от деятельности и благосостояния собственников предприятия. Оптимизация налоговых платежей на предприятии имеет как объективные, так и субъективные предпосылки. Объектив-^ ные предпосылки заключаются в том, что любая налоговая сис-_^ тема, являясь частью экономической системы, формирует тот__ или иной уровень налогообложения. Уровень налогообложения зависит от таких элементов налоговой системы, как субъ.-_ ект и объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы. Однако размер налоговых платежей предприятия зависит не только от уровня налогообложения. Каждое предприятие работает в системе разделения труда и производит определенную продукцию по
конкретной технологии, имеет специфику организации производства, занимает определенную долю на рынке ресурсов и сбыта продукции. Соответственно складываются присущие этому и аналогичным предприятиям уровень и структура затрат, уровень оборачиваемости средств, финансовой устойчивости, что выражается в доходности предприятия. Вместе с тем в силу того, что источники выплат налогов по их видам различны, эти факторы в совокупности определяют сумму налоговых платежей. Существующие объективные предпосылки оптимизации налоговых платежей могут быть учтены на стадии выбора организационно-правовой формы, при выборе деятельности, определении ее масштабов и т.д. Субъективные предпосылки заключаются в том, что, невзирая на жесткость финансовых норм, налогоплательщики имеют возможность, используя приемы налогового планирования, влиять на уровень налогообложения и сумму налоговых платежей. Для каждой группы однородных налогоплательщиков в рамках действующего налогового законодательства формируется средний уровень налогообложения. Этот уровень не является фиксированным и может иметь как максимальное, так и минимальное значение. В Российской Федерации в силу выраженного фискального значения налогов, неразвитости налогового планирования и культуры налоговых отношений предприятия занимают две противоположные позиции. Первая заключается в стремлении утаить, сокрыть, занизить налоговую базу или вообще уйти в недоступную для налоговых органов нелегальную сферу. Вторая позиция состоит в том, чтобы рассчитаться вовремя, даже с затасом, чтобы исключить санкции налоговых органов. При этом первая позиция подрывает государственный интерес, а вторая ущемляет интересы самого налогоплательщика. Для исключения такой ситуации необходимо обосновать выбор между максимальными и минимальными значениями среднего уровня налогообложения предприятия. Такое обоснование возможно на основе моделирования различных возможных значений среднего уровня налогообложения между максимальным и минимальным значениями, а значит, варьирования суммами налоговых платежей с учетом последствий. Указанные приемы и составляют суть налогового планирования на предприятии. Практика показывает, что уменьшения суммы платежей можно добиться двумя путями: Г) использованием всех легальных возможностей снижения своих налоговых платежей и перестройкой своей деятельности таким образом, чтобы возникающие при этом налоговые обязательства были минимальными; 2) сокрытием определенных видов деятельности и соответственно доходов от налоговых органов, при этом допуская искажение налоговой отчетности и представление некорректных данных. Первый путь легальный, находится под защитой закона. Второй путь, по мнению экономистов и юристов, связан с нарушением налоговых законов и называется уклонением от налогов. К налоговому планированию он имеет отношение только в тех ситуациях, когда налогоплательщик под влиянием тех или иных обстоятельств вынужден нарушать закон, хотя сознает последствия этих нарушений и готов нести ответственность, т.е. в ситуации, когда цена штрафа за нарушение правил несоизмерима с ущербом, поскольку его другим способом избежать было бы невозможно. Содержание налогового планирования можно трактовать в широком и узком смысле слова. Содержание налогового планирования в узком смысле слова — это организация и методика расчетов объемов конкретных налогов предприятия на очередной финансовый год и в среднесрочной перспективе. Это определение находит свое отражение в ежегодном составлении налогового бюджета любой коммерческой организации. В широком понимании необходимость налогового планирования обусловлена следующими причинами: • естественным стремлением хозяйствующих субъектов к сбережению доходов, сокращению расходов, получению прибыли; • расширением производственной и коммерческой деятельности без привлечения внешних (заемных) источников финансирования;
• требованиями рыночной конкуренции, другими стратегическими задачами развития предприятия; • заинтересованностью государства в предоставлении общих и специальных налоговых льгот в целях стимулирования той или иной сферы производства, группы налогоплательщиков, регулирования социально-экономического развития, например льгот для сельскохозяйственных товаропроизводителей. Необходимость налогового планирования заложена в действующем налоговом законодательстве, предусматривающем неодинаковые налоговые режимы для отдельных налогоплательщиков, допускающем различные методы исчисления налоговой базы и устанавливающем налогоплательщикам определенные льготы. Тем не менее цели налогового планирования могут вступать в противоречие с общекоммерческими приоритетами предприятия. Например, акционерному обществу в момент нового выпуска акций удобнее показать высокую прибыль, что повысит привлекательность акций для инвесторов и позволит получить дополнительный доход в виде курсовой надбавки, но в таком случае с высокой прибыли придется платить и повышенный налог. Разумеется, мелкие и крупные фирмы располагают разными возможностями для налогового планирования. Крупные корпорации и концерны обычно содержат специальные службы налогового планирования, которые подчиняются непосредственно одному из первых вице-президентов корпорации. Налоговое планирование на предприятии может быть определено как планирование налоговых обязательств путем учета изменения элементов налогов. В рамках налогового права таковыми являются налоговая база, налоговые льготы и срок уплаты налогов. Можно выделить два направления налогового планирования: уменьшение величины взимаемых налогов и отсрочка выплаты налогов по времени (рис. 13). В соответствии со ст. 56 НК РФ льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере. Перечень льгот по категориям налогоплательщиков, видам деятельности устанавливает законодательство по каждому конкретному налогу. Знание и грамотное использование льгот может способствовать уменьшению фискальных обязательств налогоплательщика. Заслуживает особого внимания использование установленных норм налогового законодательства по изменению срока уплаты налога. Примером может служить отсрочка, рассрочка по уплате самого налога, а также инвестиционный налоговый кредит, порядок и условия предоставления которых определены в гл. 9 НК РФ. Организация налогового планирования — это комплекс мероприятий по реализации элементов налогового планирования. Налоговое планирование начинается с определения налогового поля. Налоговое поле — это перечень налогов, которые организация должна перечислить в бюджет, их прогнозные величины и сроки выплат. Прогнозные величины налоговых платежей рас-
считываются на основе результатов анализа фактических налоговых платежей за предшествующие периоды, а расчеты могут проводиться на основе индексного метода. Его суть заключается в определении доли каждого вида налогов в общем объеме выручки. Налоговое поле может расширяться из-за перечня льгот по выплате налогов, которые организация планирует использовать. К элементам налогового планирования также относятся: • механизм мониторинга налоговых льгот для их использо • налоговый календарь, предназначенный для прогнозирования и контроля правильности исчисления и соблюдения сроков уплаты в бюджет налогов, а также для своевременного представления отчетности, исключающей штрафные санкции за просрочки; • схемы налогового планирования, которые логично и естественно вписываются в хозяйственную деятельность и служат обоснованием законного снижения налоговой нагрузки; • стратегия оптимизации налоговых обязательств с четким планом реализации этой стратегии; • система мер по предотвращению дебиторской задолженности по хозяйственным договорам за отгруженную продукцию и оказанные услуги со сроком более 4 месяцев; • учетная политика — выбранная предприятием совокупность способов ведения бухгалтерского и налогового учета; • налаженный бухгалтерский и налоговый учет и отчетность, позволяющие получать оперативную, объективную информацию о хозяйственной деятельности для рационального налогового планирования; • рациональное размещение активов и прибылей организации. Для осуществления налогового планирования необходима качественная проработка финансовой схемы прохождения сделки (проекта) до того, как реально будет осуществлено физическое движение товарно-материальных средств и отражение их в бухгалтерской отчетности. Таким образом, налоговое планирование представляет собой интеграционный процесс, заключающийся в упорядочивании хозяйственной деятельности в соответствии с действующим налоговым законодательством и стратегией развития организации. Под принципами налогового планирования понимаются правила, лежащие в его основе: 1. Принцип законности — соблюдение требований действующего законодательства при осуществлении НП. 2. Принцип выгодности — снижение совокупных налоговых обязательств организации в результате применения инструментов НП. 3. Принцип реальности и эффективности — использование возможностей, предоставляемых законодательством, и инструментов, доступных для конкретной организации, которые обеспечивают достижение налоговой экономии в большем размере, чем затраты, связанные с их применением. 4. Принцип альтернативности — рассмотрение нескольких альтернативных вариантов налогового планирования с выделением наиболее оптимального из них применительно к конкретной организации. 5. Принцип оперативности — корректировка процедуры НП с целью учета в кратчайшие сроки вносимых в действующее законодательство изменений. 6. Принцип понятности и обоснованности — требование, чтобы оптимизационная схема была понятна, а все ее составные части имели экономическое и правовое обоснование. Контрольные вопросы для самопроверки знаний 1. Дайте определение понятию «налоговое планирование в ор- ганизации» и раскройте содержание этого понятия. 2. Что такое налоговая оптимизация и налоговая минимиза- ция? Их отличие от налогового планирования. 3. Определите модели поведения налогоплательщиков: право- мерное и противоправное. 4. Определите цели и направления налогового планирования в организации. 5. Перечислите элементы налогового планирования на микро- уровне. 6. Какие принципы лежат в основе налогового планирования в организации? Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|