ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНУЮСИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Методика планирования поступлений по основным видам налогов и сборов Рассматриваемая методика расчетов прогнозируемых налоговых поступлений касается основных видов налогов и сборов, чьи доли в объеме консолидированного бюджета РФ составляют значительный удельный вес (приложения 1, 2). Обязательным условием расчета является выстраиваемый сопоставимый динамический ряд: фактические показатели начислений и поступлений за предшествующие периоды, оценка текущего периода и краткосрочный перспективный прогноз (месяц, квартал и т.д.). При налоговом планировании используются фактические объемы ВВП, его оценка и прогноз на перспективу, разработанные Минэкономразвития России, Минфином России. При планировании на уровне субъектов РФ допускается использование объемов ВРП на основании данных региональных комитетов по статистике. Причем в случае значительных расхождений данных региональных комитетов по статистике и Минэкономразвития России предпочтение, как показывает практика, отдается данным последнего. Интегрированная схема методики комплексного планирования и прогнозирования налоговых поступлений в консолидированный бюджет, разработанная Минэкономразвития России, Минфином России и ЦБ России представлена на рис. 3. При этом предполагается, что оценка налоговой базы до,.. конца текущего периода производится в основном методом тренда, т.е. продолжением складывающихся тенденций в налогообложении, но, безусловно, с учетом отраслевых структурных особенностей регионов, оказывающих влияние на уплату и начисление налогов, а также с учетом поквартальной (помесяч-
Продолжение табл. 4
Наименование дохода 4. Доходы, полученные в виде дивидендов от россий- 15 ских организаций иностранными организациями, а также доходы, полученные в виде дивидендов российскими организациями от иностранных организаций 5. Доходы в виде процентов по государственным и 15 муниципальным ценным бумагам, условиями выпуска и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов 6. По доходам, полученным российскими организа- О циями в виде дивидендов при условии, что на день (с 2008 г.) принятия решения о выплате дивидендов получающая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет па праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в устав-пом (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивидендов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада (доли) в уставном (складочном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб. При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка 0% применяется в отношении организаций, государство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень государств и территорий, предоставляющих льготный режим налогообложения и (или)
*С 1 января 2009 г. вместо налоговой ставки, равной 24%, будет установлена ставка 20%. При планировании поступлений налога на прибыль в целом по России и по субъекту Российской Федерации алгоритм расчета налога на прибыль следующий: Нпр = (Пк - С) х S + НД х Кс + (Р + Н + П), где: Пк — прибыль с учетом корректировки для целей налогообложения; С — суммы, исключаемые из прибыли в соответствии с законодательством; S — ставка налога (в %);
НД — сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов; Кс — расчетный уровень собираемости (в %); Р — поступления от реструктурируемой задолженности; Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет; П — перерасчеты. В расчет прогноза суммы прибыли организаций, учитываемой в расчете налоговой базы по налогу на прибыль, закладывается сальдированный финансовый результат по прибыли организаций, расположенных на территорий субъекта Российской Федерации. В прибыль организаций субъектов Российской Федерации включается результат хозяйственной деятельности организаций, расположенных на данной территории, независимо от форм собственности. Расчет прибыли организаций отраслей промышленности, как правило, основывается на анализе данных статистической и бухгалтерской отчетности, характеризующих формирование и динамику издержек производства промышленных организаций, балансовых результатов их производственно-хозяйственной деятельности (прибыли производства, доходов (убытков) ' от реализации продукции или оказания услуг промышленного характера, внереализационных доходов (убытков) с учетом оценки перспектив развития организаций соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом влияния факторов кредитно-денежной, валютной и бюджетно-налоговой политики. В анализе ретроспективного периода по показателям прибыли и себестоимости (в качестве базовых) используются данные форм статистической отчетности № 5-з. При планировании поступлений в федеральный бюджетчна-_лога на^рходь1,ЛОлученнь1е в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам на 2009 г., целесообразно применять следующий алгоритм расчета: Ндох = (СПДнр - СПДо + СПДнс) х S х Кс, где: Ндох — сумма налога на доходы, полученные в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бу- магам; СПДнр — сумма процентных доходов, начисляемых по государственным ценным бумагам Российской Федерации; СПДо — сумма необлагаемых процентных доходов; СПДнс — сумма процентных доходов, начисляемых по муниципальным ценным бумагам. Планирование поступлений налога на добавленную стоимость (НДС). Исчисление и уплата НДС с 1 января 2001 г. производятся в соответствии с положениями гл. 21 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. Для определения налоговой базы при реализации товаров (работТуслугутГрименяются общий и специальный порядки. Для определения налоговой базы при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия применяется общий порядок, и налоговая база определяется как стоимость этих това-, ров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших „в. предыдущем на- ^ логовом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС (п. 1 ст. 159 НК РФ) Для определения налоговой базы при выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом применяется общий порядок, и налоговая база определяется как стоимость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ). Для определения налоговой базы при ввозе товаров на таможенную территорию Российской Федерации применяются общий и специальный порядки. В общем порядке налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможенной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам). Специальный порядок применяется при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории Российской Федерации.
В ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налоговой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), определяются в соответствии со ст. 162 НК РФ. Порядок взимания НДС предполагает исчисление и уплату НДС в некоторых случаях налоговыми агентами. Соответственно существуют особенности определения налоговой базы налоговыми агентами. При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налогоплательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговыми агентами, которыми признаются организации и индивидуальные предприниматели, состоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц. При реализации на территории Российской Федерации услуг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов Российской Федерации и муниципального имущества налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом, которым признается арендатор этого имущества, отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога, и суммой налоговых вычетов. При планировании поступлений налога на добавленную, стоимость используются показатели: ВВП (ВРП), обороты по реализации продукции, затраты на производство, структура производства и т.д. Алгоритм расчета налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), производимым на территории Российской Федерации, при планировании поступлений НДС в целом по Российской Федерации имеет вид [30]: Сндс = (ВВП х Дн - ВВП х Дв) х х Кс - Вэ + Дп х (Р + Н + К), где: Сндс — общая сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет; ВВП — валовой внутренний продукт; Дн — доля начисленного налога в ВВП; Дв — доля налоговых вычетов в ВВП; Кс — коэффициент собираемости; Вэ — возмещение налога по налоговой ставке 0%; Дп — дополнительные поступления; Р — поступления от реструктурируемой задолженности; Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет;; К — поступления по контрольной работе. Для расчета возмещения НДС по налоговой ставке применяются такие показатели, как объем экспорта, обменный курс рубля, стоимость материальных зартат, используемых при производстве экспортной продукции, и т.д. Особое внимание при планировании поступлений НДС необходимо уделять анализу размеров предоставленных льгот,, поскольку по этому налогу предусмотрена возможность предоставления множества льгот, что существенно влияет на объем налоговой базы. Акцизы. С 1 января 2001 г. взимание акцизов производится в соответствии с положениями гл. 22 НК РФ. Перечень объектов налогообложения акцизами определен в ст.182 НК РФ. Перечень операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 183 НК РФ. Налоговая база определяется отдельно по каждому виду подакцизного товара. Налоговая база При реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных на-.' логоплателыциком подакцизных товаров в зависимости от ус-
тановленных в отношении этих товаров налоговых ставок определяется: —как объем реализованных (переданных) подакцизных товаров в натуральном выражении — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены твердые (специфические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения); —как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с учетом положений ст. 40 НК РФ без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки; —как стоимость переданных подакцизных товаров, исчисленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки. В аналогичном порядке определяется налоговая база по подакцизным товарам, в отношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бартерных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда. При определении налоговой базы выручка налогоплатель-щйКаг тГОлученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской.Федерации по курсу Центрального банка" Российской Федерации, действующему на дату реализации подакцизных товаров. Акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Налоговая база по операциям реализации нефтепродуктов налогоплательщиками (производителями) определяется как объем реализованных нефтепродуктов в натуральном выражении. При использовании нефтепродуктов для собственных нужд налоговая база определяется как объем использованных нефтепродуктов в натуральном выражении. По операциям передачи нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья, собственнику этого сырья налоговая база определяется как объем переданных нефтепродуктов в натуральном выражении. При этом в случае, если перечисленные операции, совершаемые с нефтепродуктами, осуществляются лицами через свои обособленные подразделения, налоговая база в отношении операций, совершаемых каждым обособленным подразделением, определяется отдельно. Сумма акциза определяется по каждому виду нефтепродуктов как произведение налоговой базы и ставки акциза. При определении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, производятся налоговые вычеты в порядке и при условиях, установленных ст. 200 и 201 НК РФ. При определении налоговой базы по акцизам на нефтепродукты на территории субъекта Российской Федерации следует иметь в виду, что в случае вывоза налогоплательщиками региона подакцизных нефтепродуктов за пределы таможенной тер-^ ритории Российской Федерации, они (при представлении в налоговый орган поручительства банка или банковской гарантии) освобождаются от уплаты акциза. При расчете налоговой базы акцизов на бензин автомобиль-ныйГдизелъное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей должны быть учтены прогнозируемые объемы реализации этой продукции, уменьшенные на объемы экспорта, освобожденные от налогообложения в соответствии с налоговым законодательством. Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки. Расчет акциза осуществляется по каждому подакцизному товару отдельно. Алгоритм расчетов акцизов на нефтепродукты имеет вид: А = Нб х С х Кс,
где: Нб — налоговая база; С — ставка налога; Кс — коэффициент собираемости. Налог на добычу полезных ископаемых. С 1 января 2002 г. в Российской Федерации взимается налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ. При добыче полезных ископаемых, за исключением нефти, попутного газа и газа природного горючего, налоговая база определяется как стоимость добытых полезных ископаемых. При добыче нефти, попутного газа и газа природного горючего налоговая база определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплатель-щик6м"самостоятельно в единицах массы объема прямым или косвенным методом. Прямой метод предполагает определение количества полезного ископаемого посредством измерительных приборов. Косвенный метод применяется в"'том'случае, когда количество добытых полезных ископаемых прямым методом определить невозможно. Количество добытого полезного ископаемого определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по доле содержания). По драгоценным металлам и драгоценным камням при добыче их из коренных, россыпных и техногенных месторождений установлены особенности определения количества добытого полезного ископаемого. Так, по драгоценным металлам количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче в соответствии с законодательством Российской Федерации о драгоценных камнях, т.е. по химически чистому металлу. Ставка налога определена по видам полезных ископаемых, по большинству видов полезных ископаемых она выражена в процентах. Налоговая ставка при добыче газа природного — 147 руб. за 1000 куб м газа (ст. 342 НК РФ). Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за 1 т добытой нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизированной. При этом указанная налоговая ставка умножается на коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень выработанное™ конкретного участка недр (Кв — с 2007 г.): Ст = 419 х Кц х Кв. Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком самостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта «Юралс», выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, устанавливаемого Центральным банком РФ (Р), и деления на 261: Кц = (Ц - 9) х Р / 261. С 2009 г. Кц определяется по формуле Кц = (Ц - 15) х Р / 261. Кв определяется в соответствии с п. 4 ст. 342 НК РФ. Сумма налога на добычу полезных ископаемых, за исключением нефти и газа, исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ископаемых. Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых, за исключением нефти и газа, имеет следующий вид: НДПИ = 5п х Ст х Кс, где: 5п — стоимость добытых полезных ископаемых; Ст — ставка налога; Кс — коэффициент собираемости. Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа имеет следующий вид: НДПИг = Од х Ст х Кс, где: Од — облагаемый объем добычи газа; Ст — ставка налога; Кс — коэффициент собираемости. При добыче нефти сумма налога исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с учетом коэффициента, характеризующего динамику мировых цен на нефть, коэффициента выработанности конкретного участка недр (с 2007 г.), и налоговой базы, определяемой как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти выглядит следующим образом: НДПИн = Од х Ст х Кц х Кв х Кс, где: Од — облагаемый объем добычи нефти; Ст — ставка налога; Кц — коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть; Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, Кс — коэффициент собираемости. При этом при планировании налога начиная с 2004 г. при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется ставка 17,5%; Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр в соответствующем налоговом периоде. Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому. С 1 января 2003 г. налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц. С учетом этого при прогнозе поступлений налога на пред-_ Значение показателя налоговой нагрузки при планировании налоговых поступлений. Использование показателя ВВП позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. Данный показатель характеризует косвенно и изменения объемов поступления налогов в бюджетную систему. Показатель ВВП необходим при перспективном планировании, особенно в случаях изменения налогового законодательст- ва — изменения порядка налогообложения, ставок, введения либо отмены льгот и т.п. При отраслевом планировании налоговых поступлений значение показателя налоговой нагрузки (налогового бремени) также немаловажно, так как он позволяет отследить ее изменения в динамике и учесть при планировании налоговых поступлений от плательщиков конкретных отраслей. Это тем более актуально, поскольку постоянно дискутируются вопросы о «завышенном» налоговом бремени предприятий ряда отраслей, будь то предприятия ТЭКа, металлургической промышленности и др., не позволяющем, по мнению защитников данного утверждения, повысить рентабельность предприятий и привлечь дополнительные инвестиции. На наш взгляд, при осуществлении планирования, особенно в отраслевом разрезе, на уровне субъектов Российской Федерации следует в обязательном порядке отслеживать динамику показателя налоговой нагрузки по видам налогов, а также и по крупнейшим налогоплательщикам, в первую очередь, по нашему мнению, по предприятиям-экпортерам, предъявляющим к возмещению из федерального бюджета значительные суммы НДС по экспортной продукции. Как правило, анализ показателя налоговой нагрузки в динамике и по видам налогов позволяет аргументированно доказывать, что утверждения о «тяжелом» налоговом бремени не всегда являются бесспорными. Выводы: • единая методика анализа налоговых поступлений в бюджетную систему страны позволяет осуществить общеэкономический анализ: поступлений налогов и сборов в бюджетную сферу; поступлений налогов и сборов по уровням бюджетной системы; поступлений налогов и сборов по отдельным видам налогов; задолженности по налоговым поступлениям, а также результатов работы налоговых органов по взысканию недоимки на основе формирования единой информационной базы; • методика планирования поступлений по основным видам налогов и сборов позволяет осуществлять расчеты про-
гнозируемых поступлений по таким видам налогов и сборов, как налог на прибыль организаций, НДС, акцизы на природный газ и нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюраторных (инжекторных) двигателей), налоги на добычу нефти и других полезных ископаемых; • методика планирования налоговых поступлений по основным налогам и сборам позволяет просчитывать значения показателя налоговой нагрузки на основе использования показателя ВВП, что позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. Кроме того, показатель ВВП характеризует косвенно и изменения объемов поступления налогов в бюджетную систему. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|