Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






НАЛОГОВЫХ ДОХОДОВ В БЮДЖЕТНУЮ




СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Методика планирования поступлений по основным видам налогов и сборов

Рассматриваемая методика расчетов прогнозируемых нало­говых поступлений касается основных видов налогов и сборов, чьи доли в объеме консолидированного бюджета РФ составля­ют значительный удельный вес (приложения 1, 2).

Обязательным условием расчета является выстраиваемый сопоставимый динамический ряд: фактические показатели на­числений и поступлений за предшествующие периоды, оценка текущего периода и краткосрочный перспективный прогноз (месяц, квартал и т.д.).

При налоговом планировании используются фактические объемы ВВП, его оценка и прогноз на перспективу, разработан­ные Минэкономразвития России, Минфином России. При пла­нировании на уровне субъектов РФ допускается использова­ние объемов ВРП на основании данных региональных комитетов по статистике. Причем в случае значительных рас­хождений данных региональных комитетов по статистике и Минэкономразвития России предпочтение, как показывает практика, отдается данным последнего.

Интегрированная схема методики комплексного планирова­ния и прогнозирования налоговых поступлений в консолиди­рованный бюджет, разработанная Минэкономразвития России, Минфином России и ЦБ России представлена на рис. 3.

При этом предполагается, что оценка налоговой базы до,.. конца текущего периода производится в основном методом тренда, т.е. продолжением складывающихся тенденций в нало­гообложении, но, безусловно, с учетом отраслевых структур­ных особенностей регионов, оказывающих влияние на уплату и начисление налогов, а также с учетом поквартальной (помесяч-


 





 

 


Продолжение табл. 4


           
   
     
 
 

Налоговая ставка (%)

Наименование дохода

4. Доходы, полученные в виде дивидендов от россий- 15

ских организаций иностранными организациями, а также доходы, полученные в виде дивидендов рос­сийскими организациями от иностранных организа­ций

5. Доходы в виде процентов по государственным и 15

муниципальным ценным бумагам, условиями выпус­ка и обращения которых предусмотрено получение доходов в виде процентов

6. По доходам, полученным российскими организа- О

циями в виде дивидендов при условии, что на день (с 2008 г.) принятия решения о выплате дивидендов получаю­щая дивиденды организация в течение не менее 365 дней непрерывно владеет па праве собственности не менее чем 50-процентным вкладом (долей) в устав-пом (складочном) капитале (фонде) выплачиваю­щей дивиденды организации или депозитарными расписками, дающими право на получение дивиден­дов, в сумме, соответствующей не менее 50% общей суммы выплачиваемых организацией дивидендов, и при условии, что стоимость приобретения и (или) получения в соответствии с законодательством РФ в собственность вклада (доли) в уставном (складоч­ном) капитале (фонде) выплачивающей дивиденды организации или депозитарных расписок, дающих право на получение дивидендов, превышает 500 млн руб.

При этом в случае, если выплачивающая дивиденды организация является иностранной, налоговая ставка 0% применяется в отношении организаций, государ­ство постоянного местонахождения которых не включено в утверждаемый Министерством финансов РФ перечень государств и территорий, предостав­ляющих льготный режим налогообложения и (или)


 

Наименование дохода Налоговая ставка (%)
не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны);  
7. Доход в виде процентов по государственным и му­ниципальным облигациям, эмитированным до 20 ян­варя 1997 г. включительно, а также по доходу в виде процентов по облигациям государственного валютно­го займа серии III, эмитированных в целях обеспече­ния условий, необходимых для урегулирования внут­реннего валютного долга бывшего СССР, внутреннего и внешнего валютного долга Российской Федерации  
8. Прибыль, полученная Центральным банком Рос­сийской Федерации от осуществления деятельности, связанной с выполнением им функций, предусмот­ренных Федеральным законом «О Центральном бан­ке Российской Федерации (Банке России)»  
9. Прибыль, полученная Центральным банком Рос­сийской Федерации от осуществления деятельности, не связанной с выполнением им функций, преду­смотренных Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» 24*

*С 1 января 2009 г. вместо налоговой ставки, равной 24%, будет установлена ставка 20%.

При планировании поступлений налога на прибыль в целом по России и по субъекту Российской Федерации алгоритм рас­чета налога на прибыль следующий:

Нпр = (Пк - С) х S + НД х Кс + (Р + Н + П),

где: Пк — прибыль с учетом корректировки для целей налого­обложения; С — суммы, исключаемые из прибыли в соот­ветствии с законодательством; S — ставка налога (в %);


 




НД — сумма налога на прибыль в отношении отдельных видов доходов; Кс — расчетный уровень собираемости (в %); Р — поступления от реструктурируемой задолженно­сти; Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет; П — перерасчеты.

В расчет прогноза суммы прибыли организаций, учитывае­мой в расчете налоговой базы по налогу на прибыль, заклады­вается сальдированный финансовый результат по прибыли ор­ганизаций, расположенных на территорий субъекта Российской Федерации.

В прибыль организаций субъектов Российской Федерации включается результат хозяйственной деятельности организа­ций, расположенных на данной территории, независимо от форм собственности.

Расчет прибыли организаций отраслей промышленности, как правило, основывается на анализе данных статистической и бухгалтерской отчетности, характеризующих формирование и динамику издержек производства промышленных организа­ций, балансовых результатов их производственно-хозяйствен­ной деятельности (прибыли производства, доходов (убытков) ' от реализации продукции или оказания услуг промышленного характера, внереализационных доходов (убытков) с учетом оценки перспектив развития организаций соответствующего субъекта Российской Федерации, а также с учетом влияния факторов кредитно-денежной, валютной и бюджетно-налого­вой политики.

В анализе ретроспективного периода по показателям при­были и себестоимости (в качестве базовых) используются дан­ные форм статистической отчетности № 5-з.

При планировании поступлений в федеральный бюджетчна-_лога на^рходь1,ЛОлученнь1е в виде процентов по государствен­ным и муниципальным ценным бумагам на 2009 г., целесооб­разно применять следующий алгоритм расчета:

Ндох = (СПДнр - СПДо + СПДнс) х S х Кс,

где: Ндох — сумма налога на доходы, полученные в виде про­центов по государственным и муниципальным ценным бу-


магам; СПДнр — сумма процентных доходов, начисляе­мых по государственным ценным бумагам Российской Федерации; СПДо — сумма необлагаемых процентных до­ходов; СПДнс — сумма процентных доходов, начисляемых по муниципальным ценным бумагам.

Планирование поступлений налога на добавленную стои­мость (НДС). Исчисление и уплата НДС с 1 января 2001 г. производятся в соответствии с положениями гл. 21 части вто­рой Налогового кодекса Российской Федерации.

Для определения налоговой базы при реализации товаров (работТуслугутГрименяются общий и специальный порядки.

Для определения налоговой базы при передаче товаров (работ, услуг) внутри предприятия применяется общий поря­док, и налоговая база определяется как стоимость этих това-, ров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен реализации идентичных (а при их отсутствии — однородных) товаров (аналогичных работ, услуг), действовавших „в. предыдущем на- ^ логовом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен с учетом акцизов и без включения в них НДС (п. 1 ст. 159 НК РФ)

Для определения налоговой базы при выполнении строи­тельно-монтажных работ хозяйственным способом применяет­ся общий порядок, и налоговая база определяется как стои­мость выполненных работ, исчисленная исходя из всех фактических расходов налогоплательщика на их выполнение (п. 2 ст. 159 НК РФ).

Для определения налоговой базы при ввозе товаров на та­моженную территорию Российской Федерации применяются общий и специальный порядки.

В общем порядке налоговая база определяется как сумма таможенной стоимости товаров, подлежащей уплате таможен­ной пошлины, подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Специальный порядок применяется при ввозе на таможен­ную территорию Российской Федерации товаров, ранее выве­зенных с нее для переработки вне таможенной территории Рос­сийской Федерации.


 




В ст. 153 НК РФ установлено, что при определении налого­вой базы по НДС выручка от реализации товаров (работ, ус­луг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате товаров (работ, услуг), полу­ченных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.

Суммы, связанные с расчетами по оплате товаров (работ, ус­луг), определяются в соответствии со ст. 162 НК РФ.

Порядок взимания НДС предполагает исчисление и уплату НДС в некоторых случаях налоговыми агентами. Соответст­венно существуют особенности определения налоговой базы налоговыми агентами.

При реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория Российской Федерации, налого­плательщиками — иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, на­логовая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога. При этом налого­вая база определяется налоговыми агентами, которыми при­знаются организации и индивидуальные предприниматели, со­стоящие на учете в налоговых органах, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц.

При реализации на территории Российской Федерации ус­луг по предоставлению органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду фе­дерального имущества, имущества субъектов Российской Фе­дерации и муниципального имущества налоговая база опреде­ляется как сумма арендной платы с учетом налога. При этом налоговая база определяется налоговым агентом, которым при­знается арендатор этого имущества, отдельно по каждому арен­дованному объекту имущества.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, определяется в виде разницы между суммой налога, исчисленной исходя из налоговой базы и соответствующей ставки налога, и суммой налоговых вычетов.

При планировании поступлений налога на добавленную, стоимость используются показатели: ВВП (ВРП), обороты по


реализации продукции, затраты на производство, структура производства и т.д.

Алгоритм расчета налога на добавленную стоимость по то­варам (работам, услугам), производимым на территории Рос­сийской Федерации, при планировании поступлений НДС в целом по Российской Федерации имеет вид [30]:

Сндс = (ВВП х Дн - ВВП х Дв) х х Кс - Вэ + Дп х (Р + Н + К),

где: Сндс — общая сумма налога, подлежащая зачислению в бюджет; ВВП — валовой внутренний продукт; Дн — доля начисленного налога в ВВП; Дв — доля налоговых выче­тов в ВВП; Кс — коэффициент собираемости; Вэ — возме­щение налога по налоговой ставке 0%; Дп — дополнитель­ные поступления; Р — поступления от реструктурируемой задолженности; Н — поступления от погашения недоимки прошлых лет;; К — поступления по контрольной работе.

Для расчета возмещения НДС по налоговой ставке приме­няются такие показатели, как объем экспорта, обменный курс рубля, стоимость материальных зартат, используемых при про­изводстве экспортной продукции, и т.д.

Особое внимание при планировании поступлений НДС не­обходимо уделять анализу размеров предоставленных льгот,, поскольку по этому налогу предусмотрена возможность пре­доставления множества льгот, что существенно влияет на объ­ем налоговой базы.

Акцизы. С 1 января 2001 г. взимание акцизов производится в соответствии с положениями гл. 22 НК РФ.

Перечень объектов налогообложения акцизами определен в ст.182 НК РФ.

Перечень операций, не подлежащих налогообложению (ос­вобождаемых от налогообложения), приведен в ст. 183 НК РФ.

Налоговая база определяется отдельно по каждому виду по­дакцизного товара. Налоговая база При реализации (передаче, признаваемой объектом налогообложения) произведенных на-.' логоплателыциком подакцизных товаров в зависимости от ус-


 




тановленных в отношении этих товаров налоговых ставок оп­ределяется:

—как объем реализованных (переданных) подакцизных то­варов в натуральном выражении — по подакцизным това­рам, в отношении которых установлены твердые (специ­фические) налоговые ставки (в абсолютной сумме на единицу измерения);

—как стоимость реализованных (переданных) подакцизных товаров, исчисленная исходя из цен, определяемых с уче­том положений ст. 40 НК РФ без учета акциза, налога на добавленную стоимость — по подакцизным товарам, в от­ношении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки;

—как стоимость переданных подакцизных товаров, исчис­ленная исходя из средних цен реализации, действовавших в предыдущем налоговом периоде, а при их отсутствии — исходя из рыночных цен без учета акциза, налога на до­бавленную стоимость — по подакцизным товарам, в отно­шении которых установлены адвалорные (в процентах) налоговые ставки.

В аналогичном порядке определяется налоговая база по по­дакцизным товарам, в отношении которых установлены адва­лорные (в процентах) налоговые ставки, при их реализации на безвозмездной основе, при совершении товарообменных (бар­терных) операций, а также при передаче подакцизных товаров по соглашению о предоставлении отступного или новации и передаче подакцизных товаров при натуральной оплате труда.

При определении налоговой базы выручка налогоплатель-щйКаг тГОлученная в иностранной валюте, пересчитывается в валюту Российской.Федерации по курсу Центрального банка" Российской Федерации, действующему на дату реализации по­дакцизных товаров.

Акцизы на бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и (или) карбюраторных (инжекторных) двигателей. Налоговая база по операциям реализации нефте­продуктов налогоплательщиками (производителями) опреде­ляется как объем реализованных нефтепродуктов в натураль­ном выражении.


При использовании нефтепродуктов для собственных нужд налоговая база определяется как объем использованных нефте­продуктов в натуральном выражении.

По операциям передачи нефтепродуктов, произведенных налогоплательщиком из давальческого сырья, собственнику этого сырья налоговая база определяется как объем передан­ных нефтепродуктов в натуральном выражении.

При этом в случае, если перечисленные операции, совер­шаемые с нефтепродуктами, осуществляются лицами через свои обособленные подразделения, налоговая база в отноше­нии операций, совершаемых каждым обособленным подразде­лением, определяется отдельно.

Сумма акциза определяется по каждому виду нефтепродук­тов как произведение налоговой базы и ставки акциза. При оп­ределении суммы акциза, подлежащей уплате в бюджет, произ­водятся налоговые вычеты в порядке и при условиях, установленных ст. 200 и 201 НК РФ.

При определении налоговой базы по акцизам на нефтепро­дукты на территории субъекта Российской Федерации следует иметь в виду, что в случае вывоза налогоплательщиками регио­на подакцизных нефтепродуктов за пределы таможенной тер-^ ритории Российской Федерации, они (при представлении в на­логовый орган поручительства банка или банковской гарантии) освобождаются от уплаты акциза.

При расчете налоговой базы акцизов на бензин автомобиль-ныйГдизелъное топливо, масла для дизельных и (или) карбю­раторных (инжекторных) двигателей должны быть учтены прогнозируемые объемы реализации этой продукции, умень­шенные на объемы экспорта, освобожденные от налогообложе­ния в соответствии с налоговым законодательством.

Сумма налога по подакцизным товарам исчисляется как произведение соответствующей налоговой базы и налоговой ставки.

Расчет акциза осуществляется по каждому подакцизному товару отдельно.

Алгоритм расчетов акцизов на нефтепродукты имеет вид:

А = Нб х С х Кс,


 




где: Нб — налоговая база; С — ставка налога; Кс — коэффици­ент собираемости.

Налог на добычу полезных ископаемых. С 1 января 2002 г. в Российской Федерации взимается налог на добычу полезных ископаемых в соответствии с гл. 26 Налогового кодекса РФ.

При добыче полезных ископаемых, за исключением нефти, попутного газа и газа природного горючего, налоговая база оп­ределяется как стоимость добытых полезных ископаемых.

При добыче нефти, попутного газа и газа природного горю­чего налоговая база определяется как количество добытых по­лезных ископаемых в натуральном выражении. Количество добытого полезного ископаемого определяется налогоплатель-щик6м"самостоятельно в единицах массы объема прямым или косвенным методом.

Прямой метод предполагает определение количества полез­ного ископаемого посредством измерительных приборов.

Косвенный метод применяется в"'том'случае, когда количе­ство добытых полезных ископаемых прямым методом опреде­лить невозможно. Количество добытого полезного ископаемо­го определяется расчетным путем по показателям содержания добытого полезного ископаемого в извлекаемом минеральном сырье (например, по доле содержания).

По драгоценным металлам и драгоценным камням при до­быче их из коренных, россыпных и техногенных месторожде­ний установлены особенности определения количества добы­того полезного ископаемого. Так, по драгоценным металлам количество добытого полезного ископаемого определяется по данным обязательного учета при добыче в соответствии с зако­нодательством Российской Федерации о драгоценных камнях, т.е. по химически чистому металлу.

Ставка налога определена по видам полезных ископаемых, по большинству видов полезных ископаемых она выражена в процентах. Налоговая ставка при добыче газа природного — 147 руб. за 1000 куб м газа (ст. 342 НК РФ).

Налоговая ставка при добыче нефти составляет 419 руб. за 1 т добытой нефти, обезвоженной, обессоленной и стабилизи­рованной. При этом указанная налоговая ставка умножается на


коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), и на коэффициент, характеризующий степень вы­работанное™ конкретного участка недр (Кв — с 2007 г.):

Ст = 419 х Кц х Кв.

Коэффициент, характеризующий динамику мировых цен на нефть (Кц), ежемесячно определяется налогоплательщиком са­мостоятельно путем умножения среднего за налоговый период уровня цен нефти сорта «Юралс», выраженного в долларах США, за баррель (Ц), уменьшенного на 9, на среднее значение за налоговый период курса доллара США к рублю РФ, уста­навливаемого Центральным банком РФ (Р), и деления на 261:

Кц = (Ц - 9) х Р / 261.

С 2009 г. Кц определяется по формуле Кц = (Ц - 15) х Р / 261.

Кв определяется в соответствии с п. 4 ст. 342 НК РФ.

Сумма налога на добычу полезных ископаемых, за исключе­нием нефти и газа, исчисляется как соответствующая налого­вой ставке процентная доля стоимости добытых полезных ис­копаемых.

Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых, за исключением нефти и газа, имеет следующий вид:

НДПИ = 5п х Ст х Кс,

где: 5п — стоимость добытых полезных ископаемых; Ст — став­ка налога; Кс — коэффициент собираемости. Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче газа имеет следующий вид:

НДПИг = Од х Ст х Кс,

где: Од — облагаемый объем добычи газа; Ст — ставка налога; Кс — коэффициент собираемости. При добыче нефти сумма налога исчисляется как произве­дение соответствующей налоговой ставки, исчисленной с уче­том коэффициента, характеризующего динамику мировых цен


на нефть, коэффициента выработанности конкретного участка недр (с 2007 г.), и налоговой базы, определяемой как количест­во добытых полезных ископаемых в натуральном выражении. Алгоритм расчета налога на добычу полезных ископаемых при добыче нефти выглядит следующим образом:

НДПИн = Од х Ст х Кц х Кв х Кс,

где: Од — облагаемый объем добычи нефти; Ст — ставка нало­га; Кц — коэффициент, характеризующий динамику миро­вых цен на нефть; Кв — коэффициент, характеризующий степень выработанности конкретного участка недр, Кс — коэффициент собираемости.

При этом при планировании налога начиная с 2004 г. при добыче газового конденсата из всех видов месторождений угле­водородного сырья применяется ставка 17,5%;

Налог исчисляется в отношении всех полезных ископаемых, добытых (извлеченных) из недр в соответствующем налоговом периоде.

Общая сумма налога исчисляется по итогам каждого нало­гового периода по видам добытых полезных ископаемых и представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисляемых по каждому добытому полезному ископаемому.

С 1 января 2003 г. налоговым периодом по налогу на добычу полезных ископаемых признается календарный месяц.

С учетом этого при прогнозе поступлений налога на пред-_
стоящий год сумма начисленных платежей по налогу должна
"Быть уменьшена на платежи декабря предыдущего года, срок
уплаты которых перейдет на следующий год! """""

Значение показателя налоговой нагрузки при планирова­нии налоговых поступлений. Использование показателя ВВП позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой на­грузки экономики и прогнозировать его изменения на задан­ную перспективу. Данный показатель характеризует косвенно и изменения объемов поступления налогов в бюджетную сис­тему.

Показатель ВВП необходим при перспективном планирова­нии, особенно в случаях изменения налогового законодательст-


ва — изменения порядка налогообложения, ставок, введения либо отмены льгот и т.п.

При отраслевом планировании налоговых поступлений зна­чение показателя налоговой нагрузки (налогового бремени) также немаловажно, так как он позволяет отследить ее измене­ния в динамике и учесть при планировании налоговых поступ­лений от плательщиков конкретных отраслей.

Это тем более актуально, поскольку постоянно дискутиру­ются вопросы о «завышенном» налоговом бремени предпри­ятий ряда отраслей, будь то предприятия ТЭКа, металлургиче­ской промышленности и др., не позволяющем, по мнению защитников данного утверждения, повысить рентабельность предприятий и привлечь дополнительные инвестиции.

На наш взгляд, при осуществлении планирования, особенно в отраслевом разрезе, на уровне субъектов Российской Федера­ции следует в обязательном порядке отслеживать динамику показателя налоговой нагрузки по видам налогов, а также и по крупнейшим налогоплательщикам, в первую очередь, по наше­му мнению, по предприятиям-экпортерам, предъявляющим к возмещению из федерального бюджета значительные суммы НДС по экспортной продукции.

Как правило, анализ показателя налоговой нагрузки в дина­мике и по видам налогов позволяет аргументированно доказы­вать, что утверждения о «тяжелом» налоговом бремени не все­гда являются бесспорными.

Выводы:

• единая методика анализа налоговых поступлений в бюд­жетную систему страны позволяет осуществить общеэко­номический анализ: поступлений налогов и сборов в бюд­жетную сферу; поступлений налогов и сборов по уровням бюджетной системы; поступлений налогов и сборов по от­дельным видам налогов; задолженности по налоговым по­ступлениям, а также результатов работы налоговых орга­нов по взысканию недоимки на основе формирования единой информационной базы;

• методика планирования поступлений по основным видам налогов и сборов позволяет осуществлять расчеты про-


 




гнозируемых поступлений по таким видам налогов и сбо­ров, как налог на прибыль организаций, НДС, акцизы на природный газ и нефтепродукты (бензин автомобильный, дизельное топливо, масла для дизельных и карбюратор­ных (инжекторных) двигателей), налоги на добычу нефти и других полезных ископаемых; • методика планирования налоговых поступлений по ос­новным налогам и сборам позволяет просчитывать зна­чения показателя налоговой нагрузки на основе исполь­зования показателя ВВП, что позволяет анализировать сложившийся уровень налоговой нагрузки экономики и прогнозировать его изменения на заданную перспективу. Кроме того, показатель ВВП характеризует косвенно и изменения объемов поступления налогов в бюджетную систему.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных