Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ




ПРОГНОЗИРОВАНИЯ И ПЛАНИРОВАНИЯ

НАЛОГОВЫХ ПОСТУПЛЕНИЙ В БЮДЖЕТНУЮ

СИСТЕМУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


Сущность и значение прогнозирования и планирования налоговых доходов бюджетов различного уровня

В формировании и развитии экономической и социальной структуры общества огромную роль играют различные меха­низмы государственного регулирования. Финансовая система общества и входящий в ее состав государственный бюджет — один из таких механизмов, позволяющих государству прово­дить экономическую и социальную политику.

Выполнение государством возложенных на него функций связано с наличием у него необходимых финансовых ресур­сов, а это, в свою очередь, требует концентрации в бюджете части денежных средств, создаваемых в государстве. В ходе мо­билизации в бюджет этих средств и их использования возника­ют финансовые отношения между государством, налогопла­тельщиками и получателями бюджетных ассигнований. Эти отношения строятся в соответствии с финансово-бюджетной


политикой, разрабатываемой и осуществляемой органами вла­сти. Финансово-бюджетная политика представляет собой сово­купность действий и мероприятий, проводимых органами вла­сти, по использованию финансовых отношений для выполнения ими своих функций и управлению бюджетной системой.

Финансово-бюджетная политика осуществляется главным образом в ходе бюджетного процесса, т.е. действий исполни­тельных и представительных органов власти по разработке и осуществлению финансово-бюджетной политики и управле­нию бюджетной системой.

Бюджетными полномочиями, т.е. правами и обязанностя­ми участников бюджетного процесса, наделены:

—органы представительной и исполнительной власти;

—финансовые и налоговые органы;

—органы денежно-кредитного регулирования и органы го­сударственного финансового контроля;

—главные распорядители бюджетных средств и распоряди­тели бюджетных средств;

—государственные целевые внебюджетные фонды.

Все перечисленные выше органы власти и учреждения яв­ляются участниками бюджетного процесса, который включает:

• сводное финансовое планирование и прогнозирование;

• составление, рассмотрение и утверждение проекта бюд­жета;

• исполнение бюджета в течение бюджетного года;

• анализ и контроль исполнения бюджета.

Планирование представляет собой процесс научного обос­нования целей, приоритетов, определения путей и средств их достижения. На практике оно реализуется посредством разра­ботки планов. Финансовое планирование на общегосударст­венном и территориальных уровнях обеспечивается системой финансовых планов, в которую входят перспективные финан­совые планы, а также сводные финансовые балансы, состав­ляемые на общегосударственном и территориальных уровнях управления. Каждый финансовый план решает задачи органи­зации и управления финансами в конкретном звене управле­ния.


С понятием «план» тесно связано понятие «прогноз». Под прогнозом понимается система научно обоснованных пред­ставлений о возможных состояниях объекта в будущем, об аль­тернативных путях его развития. Применительно к бюджету i это комплекс вероятностных оценок возможных путей разви-1 тия его доходной и расходной частей.

Прогноз и план взаимно дополняют друг друга, формы их сочетания могут быть разными. В большинстве случаев про­гноз предшествует разработке плана, но может следовать за^ ним (прогнозирование последствий принятого в плане реше­ния), а также проводиться в процессе разработки плана. Кроме того, прогноз может самостоятельно играть роль плана, особен­но в крупномасштабных экономических системах, таких, как государство, когда невозможно обеспечить точное определение показателей, т.е. план приобретает вероятностный характер и практически превращается в прогноз.

В абстрактной модели прогнозирование предшествует пла-__ нированию, однако в реальности все функции переплетены цш осуществляются одновременно. Поэтому налоговое прогнози­рование и налоговое планирование правомерно рассматривать как единый адаптивный процесс, в рамках которого происхо­дит регулярная корректировка решений, оформленных в каче- * стве показателей, пересмотр мер по их достижению на основе непрерывного контроля и мониторинга происходящих измене- "** ний.

Перспективное финансовое планирование на всех уровнях власти осуществляется в целях:

обеспечения координации экономического и социального развития и финансовой политики;

прогнозирования объемов финансовых ресурсов, необходи­мых для обеспечения планируемых мероприятий; прогнозирования финансовых последствий реформ, про­грамм;

определения возможности реализации различных мер в об­ласти финансов.

Иными словами, цель планирования бюджета заключается в том, чтобы на основе сложившихся тенденций, конкретных со-""*"* циально-экономических условий и перспективных оценок раз- **


 




работать и обосновать оптимальные пути развития. Цель же прогнозирования — создать научные предпосылки для их осу­ществления. Обоснование направлений социально-экономиче­ского прогнозирования заключается в том, чтобы, с одной сто­роны, выяснить перспективы ближайшего и более отдаленного будущего в исследуемой области, руководствуясь реальными экономическими процессами, сформировать цели развития, а с другой — способствовать выработке оптимальных планов, опи­раясь на составленный прогноз и оценку принятого решения с позиций его последствий в прогнозном периоде. Поэтому пер­спективный финансовый план разрабатывается на основе пока­зателей прогноза экономического и социального развития го­сударства, содержащего данные о возможностях бюджета по мобилизации доходов и финансированию расходных статей бюджета. План составляется на три года и ежегодно корректи­руется на показатели уточненного прогноза социально-эконо­мического развития государства.

Реальность бюджета любого уровня во многом зависит от точности прогноза доходной части бюджета, главным образом налоговых доходов. Основная задача прогнозирования и пла­нирования доходов бюджета — определение на планируемый финансовый год экономически обоснованного размера поступ­лений налогов и других обязательных платежей.

Налоговое планирование основывается на организации функционирования налоговой системы страны, ее составе и структуре, и одновременно налоговое планирование реализует­ся в налоговой политике государства, обусловливающей осно­вы системы налогообложения, принципы налогового механиз­ма, положения по разграничению налоговых полномочий и другие положения.

Налоговое планирование в каждой отдельной стране зави­сит от состояния налогового законодательства, механизма ад­министративных воздействий и правовых ограничений, при­меняемого государством для борьбы с налоговыми наруше­ниями, особенностей налоговой культуры населения, налого­вого климата страны (базовых направлений бюджетной, нало­говой и инвестиционной политики), состояния судебной системы и т.д.


Планирование налоговых поступлений на уровне государст-, ва и органов местного самоуправления служит основой для вы­работки прогноза социально-экономического развития страны в целом, субъектов федерации (в федеративных государствах) и муниципальных образований на среднесрочный и долгосроч­ный периоды, для своевременного и обоснованного составле­ния проектов федерального, региональных и местных бюдже­тов на предстоящий год, для принятия необходимых ^ политических, экономических и социальных решений в ходе " исполнения соответствующих бюджетов.

Планирование налоговых доходов — важнейший элемент налоговой и бюджетной политики государства, в процессе ко­торого соответствующие государственные органы принимают решения о внесении изменений в налоговое законодательство, о сокращении государственных расходов; разрабатывают меры по улучшению общеэкономической обстановки в стране и соз­данию необходимых условий для развития экономики.

Планирование поступления налоговых доходов представ­ляет собой формализованную последовательность действий всех ветвей власти, связанных с разработкой прогнозных дан­ных по собираемости налоговых и неналоговых платежей, их ^ 'рассмотрению, утверждению и распределению по уровням "" бюджетной системы, т.е. охватывает сферу планирования до-входов в масштабе федерального, регионального и местного **"** бюджетов.

Планирование доходов играет важную роль в разработке прогноза социально-экономического развития страны, субъек­тов Российской Федерации и муниципальных образований на средне- и долгосрочный периоды, в своевременном и обосно­ванном составлении проектов федерального, регионального и местных бюджетов на предстоящий год, в принятии необходи-. мых политических, экономических и социальных решений в ходе исполнения соответствующих бюджетов.

Планируются доходы в разрезе налоговых и неналоговых доводов.

Налоги являются главным источником средств государст­венного бюджета, финансовой базой социальной политики го­сударства. Для обоснования сумм поступаемых в бюджет госу-


 




дарства налогов и сборов составляется план по налогам и сборам. Он охватывает собираемость федеральных, региональ­ных и местных налогов.

Планирование налоговых доходов — это деятельность орга­нов власти по обоснованию налоговых поступлений в бюджет на основе анализа и оценки факторов внешней среды с помо­щью адекватных уровню неопределенности развития экономи­ки методов.

Задача планирования налоговых доходов — определение на заданный временной период экономически обоснованного раз­мера поступлений налогов в соответствующий уровень бюд­жетной системы.

Целью планирования налоговых доходов является обосно­вание совокупности действий по максимальному учету воз­можностей оптимизации налоговых платежей как для государ­ства, так и для плательщика налога.

Налоговое планирование включает: работу по прогнозиро­ванию объемов налоговых поступлений с учетом инфляции и валютного курса и на этой основе расчет доходов, включаемых в проект на очередной финансовый год; определение долей (нормативов) распределения налоговых ставок по уровням бюджетной системы; разработку контрольных заданий по на­логам и сборам, администрируемым Федеральной налоговой службой России (ФНС России) и Федеральной таможенной службой России (ФТС России).

Для того чтобы планирование налоговых доходов способст­вовало реализации определенных целей, необходима обосно­ванная классификация его видов (табл. 1).

В экономической литературе известны различные подходы к классификации видов планирования налоговых доходов.

Например, в соответствии с одним из подходов предлагает­ся классифицировать виды планирования налоговых доходов исходя из следующих группировочных признаков: 1)по содержанию плановых решений:

стратегическое планирование определяет основные направ­ления развития;

тактическое планирование создает предпосылки для реали­зации резервов;


Таблица 1 Группировочные признаки планирования налоговых доходов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группировочные признаки планирования налоговых доходов Содержательные признаки 1) по содержанию плановых решений
стратегическое планирование тактическое планирование
2) по степени охвата и глубине планирования
общее планирование (агрегированное) детальное планирование
3) по учету изменения данных
жесткое планирование гибкое планирование
Временные признаки 1) в зависимости от срока, па который составлен план и степени детализации плановых расчетов
долгосрочное планирование среднесрочное планирование краткосрочное планирование
2) по очередности во времени
упорядоченное планирование скользящее планирование внеочередное планирование
3) по координации планов во времени
последовательное планирование одновременное планирование
           

2) по степени охвата и глубине планирования: общее планирование (агрегированное); детальное планирование;

3) по учету изменения данных: жесткое планирование; гибкое планирование;




4) в зависимости от срока, на который составлен план и сте­
пени детализации плановых расчетов:

долгосрочное планирование (свыше 10 лет) — определение долговременной стратегии развития; среднесрочное планирование (от 3 до 7 лет); краткосрочное планирование (на 12 месяцев);

5) по очередности во времени:

упорядоченное планирование — по завершении одного пла­на разрабатывается другой;

скользящее планирование — по истечении определенного срока план продлевается на следующий период; внеочередное планирование осуществляется по мере необ­ходимости;

6) по координации планов во времени:
последовательное планирование;
одновременное планирование.

Наличие множества группировочных признаков свидетель­ствует о возможностях и ограничениях каждого вида планиро­вания налоговых доходов, учет которых необходим при разра­ботке мероприятий по его совершенствованию.

Рис. 1. Схема планирования налоговых доходов

Другой подход рекомендует разделить планирование нало­говых доходов на текущее (оперативное, краткосрочное) и пер­спективное (среднесрочное, долгосрочное) налоговое планиро­вание (рис. 1).


Оперативное планирование осуществляется на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку поступле­ния налогов на ближайшее время. Краткосрочное налоговое "планирование служит основой для составления бюджетов со­ответствующих уровней власти на очередной год. Таким обра­зом, в процессе осуществления текущего планирования реша­ются в основном тактические задачи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в про­цессе средне- и долгосрочного налогового планирования.

При текущем планировании детально анализируются и оп­ределяются суммы налоговых поступлений как по общей сово­купности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном * же планировании нет подразделения по видам налогов, оно ох­ватывает совокупность всех налогов. И текущее, и перспектив­ное планирование одновременно базируется на прогнозе соци- | ально-экономического развития страны на соответствующий период времени и служит основой для определения основных характеристик этого прогноза.

В целом процесс планирования налоговых доходов можно представить в такой последовательности.

1. Устанавливаются цели, на достижение которых ориенти­рована система налогообложения.

2. Разрабатываются методы и конкретные мероприятия реа­лизации поставленных целей.

3. Разграничиваются налоговые полномочия и доходные ис­точники между органами власти и управления различных уровней.

4. Оценивается динамика поступления налогов за предыду­щие периоды в сопоставимых условиях с учетом произошед­ших изменений налогового законодательства.

5. Анализируется уровень собираемости и задолженности по каждому налогу.

6. Оцениваются предполагаемые изменения налогового за­конодательства.

7. Определяется налоговая база по каждому налогу с учетом прогноза социально-экономического развития страны и от­дельных отраслей экономики.


Методы прогнозирования и планирования налоговых

Поступлений

Как было отмечено выше, прогнозирование и планирование поступления налоговых доходов представляет собой сложный многоступенчатый процесс, в ходе которого должен решаться широкий круг различных социально-экономических и науч­но-технических проблем, для чего необходимо использовать в сочетании самые разнообразные методы. Кроме того, разработ­ка прогнозов и планов должна основываться на методологиче­ских принципах.

К важнейшим методологическим принципам как прогнози­рования, так и планирования налоговых доходов следует отне­сти: научность, системность, альтернативность, маржиналь­ность, точность, непрерывность, обоснованность, гибкость, оперативность, согласованность, адекватность, целенаправлен­ность и приоритетность, социальная ориентация, сбалансиро­ванность и пропорциональность и т.д.

Кратко рассмотрим основные из перечисленных принци­пов. Реализация принципа научности опирается на научные подходы и методы определения плановых показателей нало­говых доходов, формирование которых происходит под опре­деляющим воздействием факторов внешней среды. Связи но­сят вероятностный характер, но отличаются высокой степенью тесноты. Поэтому с целью обеспечения функцио­нальной полноты, достоверности и точности прогноза налого­вых доходов применимы эконометрические и экономико-ма­тематические модели. Однако при увеличении горизонта прогноза до долгосрочного периода целесообразно применять метод сценариев.

Многовариантность применительно к планированию нало­говых доходов опирается на принцип обоснованности, который базируется на расчетах, соответствующих выявленным тенден­циям, и имеет экономико-правовое обоснование.

Принцип системности предполагает построение такой логи­ческой цепочки, согласно которой процесс выработки и обос­нования любого решения должен отталкиваться от определе­ния общей цели системы и подчинять деятельность всех


подсистем достижению этой цели. Исходя из этого процесс планирования налоговых доходов опирается на принцип един­ства бюджетной системы, который, в частности, означает еди­ный порядок формирования доходов и необходимость коорди­нирования разработки планов по вертикали и горизонтали бюджетной системы.

В связи с непрерывностью социально-экономического раз­вития, совершенствованием производства на базе развития науки и техники должен соблюдаться принцип непрерывности планирования, т.е. преемственности прогнозов, планов. В соот­ветствии с этим принципом должны разрабатываться прогнозы и планы различного временного аспекта и согласовываться ме­жду собой. Так, среднесрочные планы должны разрабатываться на основе перспективных направлений, отражаемых в долго­срочных планах, краткосрочные — исходя из показателей сред­несрочных планов. Долгосрочные планы должны корректиро­ваться и продлеваться на соответствующий период. С одной стороны, это необходимо для совершенствования самих про­гнозных оценок, в частности, для уточнения прогнозных оце­нок в связи с возможными изменениями в реальной обстанов­ке, возникновением новых потребностей общества, крупными изменениями в технике и другими причинами. С другой сторо­ны, это необходимо для обеспечения связи между прогнозиро­ванием и планированием, что позволяет определить с помощью прогноза, как влияет на тенденции развития исследуемого объекта практическая реализация тех или иных плановых ре­шений.

Применение принципа непрерывности планирования реали­зуется в преемственности планов, состоящей в использовании сопоставимых показателей, в учете ранее достигнутых резуль­татов планирования налоговых доходов, а также в расширении временного горизонта планирования. Этот принцип для обще­ственного хозяйства имеет исключительное значение, посколь­ку его применение снижает неопределенность и риски деятель­ности всех субъектов экономической системы.

Задачи реализации принципа маржинальности в планирова­нии вытекают из определения предельных величин рассчиты­ваемых показателей. Применительно к планированию налого-


Ш


вых доходов реализация этого принципа позволяет определить изменение налоговых поступлений при увеличении объема продаж на одну единицу.

Проявлением принципа гибкости в планировании налого­вых доходов является сочетание определенности планов с по­следующим отказом от чрезмерной их детализации, отсрочка деталей планирования до уточнения параметров определяющих факторов, вариантность. Главным недостатком совместного ис­пользования приведенных способов реализации принципа гиб­кости в отношении планирования налоговых доходов является их противоречивость по отношению к принципу точности, ко­торый требует соответствия бюджетной классификации, кон­кретизации планов в той степени, в которой позволяют внут­ренние и внешние условия развития объекта планирования.

Принцип оперативности предполагает корректировку нало­говых доходов с целью учета до принятия закона о бюджете влияния тех факторов, которые не были учтены или выявлены заблаговременно. Но этот принцип наряду с принципом непре­рывности планирования реализуется также в течение финансо­вого года и предполагает учет обратных связей, определяющих единство стадий бюджетного процесса.

Принцип согласованности требует обеспечить согласование конкретного прогноза при его разработке с другими видами прогнозов — социально-экономическими, демографическими.

Принцип приоритетности реализуется в тесной связи с принципом комплексности, предполагающим рассмотрение всех "сторон объекта исследования в его связи и зависимости с дру­гими процессами и явлениями. С этими принципами в тесной связи должен реализовываться принцип социальной ориента­ции, требующий обеспечения приоритетного решения социаль­ных проблем.

Принцип адекватности заключается в том, что экономи­ко-математические модели, используемые в процессе прогно­зирования и планирования, должны быть адекватными, т.е. от­ражать реальные процессы. От этого во многом зависят результаты прогнозных и плановых расчетов.

Сбалансированное и пропорциональное развитие возможно при учете в процессе разработки прогнозов и планов принципа


сбалансированности и пропорциональности. Сущность этого принцйта"заключаётся в балансовой увязке показателей, уста­новлении пропорций и обеспечении их соблюдения.

Особое значение должно придаваться формированию обще­экономических пропорций и обеспечению их соблюдения. К общеэкономическим пропорциям следует отнести соотноше­ния: между спросом и предложением, потреблением и накопле­нием, доходами и расходами государства, денежной массой и товарными ресурсами, производством средств производства и производством предметов потребления, ростом производи­тельности труда и заработной платы и др. Не менее важными являются межотраслевые пропорции, характеризующие соот­ношение между различными отраслями экономики. Внутриот­раслевые пропорции представляют собой соотношение между отдельными видами сопряженных производств. Территориаль­ные пропорции характеризуют соотношение между регионами и отражают размещение производства по территории страны.

Все эти принципы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Однако в зависимости от целей планирования возможно разнообразное сочетание этих принципов.

Как было отмечено выше, планирование налоговых поступ­лений представляет собой сложный процесс последовательных и одновременно осуществляемых взаимодействующих мер по решению задачи обоснованного расчета размера налоговых поступлений в бюджет соответствующего уровня на заданный период.

В теории и практике плановой деятельности в нашей стране за прошедшие годы накоплен значительный опыт по примене­нию различных методов разработки прогнозов и планов. По_ оценкам ученых, насчитывается свыше 150 различных методов прогнозирования; на практике же в качестве основных исполь­зуются не более 15-20. Остановимся подробнее сначала на ме­тодах, используемых в бюджетном прогнозировании (табл. 2).

Без анализа текущего исполнения бюджета процесс прогно­зирования невозможен в принципе, поэтому метод экономиче­ского анализа применяется на всех этапах бюджетного процес-саГОн позволяет определить степень выполнения бюджетных показателей за истекший период и дать ожидаемую оценку ис-


 




Таблица 2 Методы планирования налоговых доходов бюджета

 

Наименование метода Сущность Преимущества Ограничения Область применения
Метод экспертных оценок Определение показа­телей, сделанное спе­циалистом в конкрет­ной области знаний в условиях ограничен­ной информации об объекте Не требует больших затрат. Достаточная точность прогнозов Зависимость от ком­петентности экспер­та. Субъективный харак­тер Кратко- и средне­срочное планирова­ние в сочетании с другими методами в условиях сравнитель­но стабильной эконо­мической среды
Трендовый метод Предсказание показа­телей исходя из их прошлой динамики Простота Игнорирование эко­номических и демо­графических усло­вий. Зависимость плани­руемых показателей только от времени Краткосрочное пла­нирование бюджет­ных показателей
Детермини­стический метод Установление зави­симости прогнози­руемой величины от известных парамет­ров Простота. Информационная гибкость. Достаточная точность прогнозов Отказ от прогнозиро­вания сложных явле­ний (налоговые льго­ты, задолженность по налогам и сборам, со­крытие налоговой базы) Среднесрочное пла­нирование в услови­ях сравнительно ста­бильной и предска­зуемой экономиче­ской среды

 

Экономет- рический метод Определение влия­ния изменений не­скольких независи­мых переменных на бюджетные показате­ли. Основан на принци­пах экономической теории и статистики Возможность опреде­ления статистической значимости рассмат­риваемых соотноше­ний между различны­ми переменными. Возможность опреде­ления бюджетных по­казателей, наиболее чувствительных к из­менениям экономиче­ских условий Высокая стоимость реализации. Повышенная слож­ность Среднесрочное пла­нирование в услови­ях менее стабильной экономической сре­ды, зависящей от влияния различных факторов
Математи­ческое моде­лирование Построение интегри­рованной модели эко­номики территории, учитывающей эконо­мические связи меж­ду решениями наибо­лее важных групп экономических аген­тов Учет множества взаи­мосвязанных факто­ров. Предсказание поведе­ния экономического агента и состояния экономики. Учет сокрытия нало­говой базы. Возможность разра­ботки нескольких ва­риантов развития экономики Высокая стоимость реализации. Повышенная слож­ность. Большое количество необходимых исход­ных статистических данных Средне- и долгосроч­ное планирование в условиях неопреде­ленности будущего развития экономики

полнения бюджета в финансовом году. На этапе формирования проекта бюджета упор в аналитической работе делается на вы­явление резервов увеличения доходов бюджета, определение мероприятий по повышению эффективности распределения и использования бюджетных средств.

Применение метода экстраполяции возможно при абсолют­ной уверенности сохранения в дальнейшем устойчивой дина­мики развития. Расчет показателей проекта бюджета при этом методе производится на основе корректировки достигнутого в базовом периоде уровня показателей на относительно устойчи­вый темп их роста.

Однако метод экстраполяции должен использоваться как вспомогательное средство для первоначальных расчетов, так как он имеет ряд существенных недостатков: не ориентирует на вы­явление дополнительных резервов роста доходов бюджета; не способствует экономному использованию бюджетных средств, так как объем ассигнований планируется от достигнутого уров­ня; не учитывает изменения отдельных фактов в планируемом году по сравнению с базовым для расчетов периодом.

Нормативный метод предполагает наличие прогрессивных норм и финансово-бюджетных нормативов, которые являются качественной основой для бюджетного планирования, предпо­сылкой для соблюдения режима экономии. Кроме того, нормы и нормативы могут служить необходимым условием для вне­дрения автоматизированных (экономико-математических) ме­тодов в бюджетное планирование.

Использование балансового метода позволяет увязать фи­нансовые ресурсы органов государственной власти с потреб­ностями в них, вытекающими из прогноза социально-эконо­мического развития, а также расходы бюджетов с их дохода­ми, установить пропорции распределения средств между бюд­жетами разного уровня, распределить по кварталам доходы и расходы.

Все актуальнее в настоящее время становится программ­но-целевой метод прогнозирования, который позволяет оце­нить и выбрать предпочтительные варианты социально-эконо­мического развития в целевом, отраслевом и территориальном аспектах. С бюджетной точки зрения этот метод решает глав-


ную проблему, для чего расходуются бюджетные средства. Од­нако его практическое использование затрудняется обязатель­ностью применения единой для всех бюджетов классификации доходов и расходов, несопоставимой с целью и задачами при­нимаемых программ, и, что самое главное, затруднено иниции­рование отраслевых целевых программ как способ дополни­тельного финансового обеспечения.

Весьма распространенным является индексный метод про­гнозирования, который предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефля­торов динамики экономических процессов. Его использование обусловлено развитием рыночных отношений, наличием ин­фляционных процессов. В то же время применение этого мето­да является правомерным только при наличии уверенности в объективности базовых показателей. Что же касается расходов, то индексация расходов предыдущего финансового года одно­значно переносит ошибки в распределение бюджетных ассиг­нований и в новый финансовый период.

Налоговое планирование использует различные методы, / каждый из которых, так или иначе, учитывает следующие ', моменты:

• фоновый уровень налоговых поступлений;

• сезонные изменения в объеме налоговых поступлений;

• событийную составляющую (например, события в разви­тии политической ситуации, изменения в налоговом зако­нодательстве и др.);

• неучтенные факторы.

Детерминистический метод предполагает установленную зависимость прогнозируемой величины с известными перемен­ными. Этот метод можно также назвать индексным, так как он предполагает широкое использование системы разнообразных макроэкономических индексов-дефляторов при расчете про­гноза налоговых доходов. Ввиду его простоты и информаци­онной гибкости это наиболее актуальный метод для прогнози­рования бюджетов территорий. Однако данный метод предпо­лагает отказ от прогнозирования сложных явлений, таких, как налоговые льготы, задолженность по налоговым платежам, со­крытие налоговой базы и др. Налоговые потери в результате


 




воздействия этих явлений при данном методе определяются как фиксированная величина к объему налоговых доходов. Для учета влияния различного рода изменений налогового и бюд­жетного законодательства на объемы налоговых доходов вво­дятся поправочные коэффициенты.

Эконометрический метод основан на принципах экономиче­ской теории и статистики, позволяет рассмотреть одновремен­ное изменение нескольких переменных, влияющих на налого­вые доходы. Результаты прогнозирования на основе данного метода могут быть проанализированы с использованием стати­стических методов. Преимуществом данного метода является возможность определения статистической значимости рассмат­риваемых соотношений между различными переменными. Этот метод подходит к бюджетным показателям, наиболее чув­ствительным к изменениям экономических условий. Главным недостатком метода является его высокая стоимость.

Математическое моделирование заключается в построении интегрированной модели экономики территории, учитываю­щей экономические связи между решениями наиболее важных групп хозяйствующих субъектов (отрасли промышленности и сферы услуг). Этот метод позволяет учесть множество взаимо­связанных факторов, влияющих на налоговые доходы, выбрать из нескольких вариантов проекта бюджета наиболее соответст­вующий принятой концепции социально-экономического раз­вития региона и целям бюджетной политики. Преимущество моделирования состоит в том, что при планировании поступле­ний налоговых доходов может быть использован сценарный подход, где неопределенность будущих условий развития эко­номики раскрывается за счет использования совокупности за­данных предположений, составляющих содержание сценария (оптимистичного или пессимистичного).

Трендовый метод или экстраполяция (продолжения в буду­щем тех тенденций, которые сложились в прошлом) является простейшим инструментом прогнозирования, предполагаю­щим постоянную корреляцию значений исследуемой величины во времени, т.е. абсолютизирует инерционную составляющую экономического развития, предполагая, что изменения в буду­щем предопределяются изменениями в прошлом и настоящем.


Его применение основывается на информации о поступлении конкретных налогов и сборов за предыдущий период, об объе­мах выпадающих доходов, о состоянии задолженности по нало­говым платежам, на анализе тенденций развития налогообла­гаемой базы, структуры налогоплательщиков и т.д. Этот метод используется, как правило, для краткосрочного прогнозирова­ния поступления доходов в бюджет.

Метод экспертных оценок предполагает обобщение и мате­матическую обработку экспертных оценок и заключается в ис­пользовании профессиональной интуиции экспертов по бюд­жетному планированию. Эффективность этого метода зависит от профессионализма и компетентности экспертов. Такое про­гнозирование не требует больших затрат и может быть доста­точно точным, однако экспертные оценки носят субъективный характер, зависят от «ощущений» эксперта и не всегда подда­ются рациональному объяснению. Несмотря на это экспертный метод разработки прогнозных оценок достаточно широко ис­пользуется для расчетов возможного поступления конкретных налогов и сборов, для проведения мониторинга динамики их поступления за несколько периодов, выполнения расчетов уровней собираемости налогов и сборов, выявления объемов выпадающих доходов, оценки состояния задолженности по на­логовым платежам в результате изменения налогового законо­дательства.

Следует отметить, что независимо от применяемого метода исходной составляющей налогового планирования является определение налоговой базы для каждого вида налога на феде­ральном уровне и в региональном разрезе. Региональное нало­говое планирование, в свою очередь, основано на результатах анализа исполнения текущих налоговых обязательств и про­гноза макроэкономической ситуации в регионах.

При этом большое значение в планировании имеет досто­верная оценка поступлений налогов до конца текущего перио­да (месяца, квартала, полугодия, года), которая проводится на основе сопоставимых фактических данных.

Для оценки и прогноза налоговых поступлений проводят всесторонний и многофакторный анализ данных о налоговой базе, поступлениях в бюджетную систему, а также анализ тен-


 




денций социально-экономического развития. Такое требование относится ко всем без исключения налоговым платежам.

В налоговой практике используются следующие виды про­гнозирования налоговых поступлений (табл. 3):

• детерминистические прогнозы налоговых поступлений;

• прогнозы временных рядов налоговых поступлений на ос­новании их собственной динамики;

• прогнозы с использованием моделей с несколькими пере­менными.

Таблица 3 Виды прогнозирования налоговых поступлений

 

Наименование Варианты применения метода Сфера использования
1. Детерминис­тический прогноз 1. Условный метод прогнозирования на­ логовых поступлений (статистические и ди­ намические модели) 2. Метод «налогового калькулятора» • для получения про­ гнозных значений аг­ регированных поступ­ лений для учета пря­ мых эффектов воздей­ ствия на налоговую базу и структуру нало­ гов; • для моделирования налога на доходы фи­ зических лиц и налога на прибыль
2. Прогноз временных рядов 1. Метод ВСС 2. Метод двойного экс­ поненциального сгла­ живания 3. Метод Хольта-Вин- терса 4. Метод АКМА • для прогноза нало­говых поступлений в любом разрезе
3. Прогноз моделей 1. Структурные эконо­ мические модели 2. Линейные и нели­ нейные уравнения 3. Индикаторные мо­ дели • для прогноза от­дельных видов нало­гов

Детерминистический подход построения прогнозов налого­вых поступлений на практике часто реализуется через услов­ный метод прогнозирования налоговых поступлений и метод «налогового калькулятора».

Условный метод используется для получения прогнозных значений поступлений и основывается на получении оценок эластичности налоговых поступлений по базе налогообложе­ния. Существуют два типа условных методов прогнозирования: статистические и динамические модели прогнозирования нало­говых поступлений.

Статистические модели прогнозирования налоговых посту­плений ориентированы на учет прямых эффектов воздействия на налоговую базу, в частности на структуру налогов.

Для составления прогнозов с помощью статистических мо­делей требуются данные о налоговых поступлениях и их базах по каждому из рассматриваемых видов налогов. В этих данных уже отразилась та часть изменений налоговых поступлений, которая была вызвана соответствующими изменениями сово­купного дохода или объема расходов, либо изменениями в на­логовом законодательстве и налоговом администрировании. Дифференциация таких эффектов является определяющей для статистических моделей прогнозирования налоговых поступ­лений.

Разделить эффекты можно различными способами. В част­ности, можно использовать текущую стоимость налоговых ста­вок по базам налогообложения предшествующих периодов и получить скорректированные налоговые поступления для те­кущей структуры налогов. Для такого подхода требуется де­тальная информация по базам налогообложения, что осложня­ет его применение.

Другой подход основан на построении скорректированных временных рядов налоговых поступлений с учетом изменений в налоговом законодательстве и налоговом администрирова­нии, возникавших на всем временном интервале. При этом подходе, в отличие от первого, для построения скорректиро­ванных баз налогообложения необходима только информация, касающаяся объема поступления налогов и сборов. Скорректи­рованные налоговые поступления в основном реагируют толь-


 




ко на изменения объема налогооблагаемых доходов (или рас­ходов), поскольку система налогообложения остается неизменной в исследуемый период.

Метод «налогового калькулятора» широко применяется при моделировании налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций. При построении «налоговых калькуля­торов» используется модель типичного налогоплательщика и модель агрегирования.

Применение модели типичного налогоплательщика предпо­лагает, во-первых, поиск типичного представителя для каждой группировочной категории; во-вторых, расчет текущих налого­вых обязательств на основе индивидуальной налоговой декла­рации. Эта модель позволяет анализировать влияние измене­ний налогового законодательства на разные категории налогоплательщиков.

С помощью модели агрегирования можно при наличии ин­дивидуальных налоговых отчетов за несколько лет, значений темпов экономического роста и дефлятора прогнозировать суммарные налоговые поступления. Применение этой модели предполагает:

во-первых, разбивку налогоплательщиков на несколько групп, каждой из которых присваиваются определенные веса;

во-вторых, расчет налоговых обязательств для каждого от­дельного налогоплательщика;

в-третьих, построение прогноза налоговых поступлений на следующий период на основании значений темпов экономиче­ского роста и расчета индивидуальных налоговых обязательств по группам налогоплательщиков.

Прогнозы временных рядов налоговых поступлений осуще^ ствляются на основании их собственной динамики с использо­ванием: метода взвешенного скользящего среднего (ВСС); ме-~ тода двойного экспоненциального сглаживания; метода Хольта-Винтерса; модели авторегрессии и скользящего средне­го (АКМА). Все эти методы и модели — с одной переменной.

Прогноз строится на основе использования только предыду­щего значения переменной, в данном случае показателя нало­говых поступлений. Названные модели с одной переменной считаются простыми и более надежными по сравнению со


сложными структурными моделями. Например, модель вре­менного ряда может использовать данные о прошлых поступ­лениях конкретного налога по месяцам и на основании про­шлых закономерностей в поведении этой переменной предскажет будущие величины поступлений. В связи с этим для использования моделей временных рядов необходимо иметь только прошлые значения самой прогнозируемой пере­менной. Сдвиги в динамике временных рядов, связанные с ре­формами в налоговом законодательстве (структуре налога) или с какими-то иными крупными изменениями, могут быть учтены в модели с помощью специального статистического приема — учета так называемой фиктивной переменной. Про­гнозы налоговых поступлений с использованием моделей несколь­ких переменных создаются потому, что информация в таком многомерном временном ряде может улучшить качество про­гноза исследуемого показателя. В частности, при прогнозе на­лога на прибыль организаций в качестве переменных, связан­ных с налоговой базой, можно использовать зарплату, прибыль, ставку процента. В настоящее время существует не­сколько типов моделей прогнозирования с несколькими пере­менными: структурные эконометрические модели; линейные и нелинейные уравнения; модели, основанные на построении опережающих экономических индикаторов.

Практика бюджетного планирования и прогнозирования на­логовых доходов в субъектах РФ показывает, что в условиях рыночной экономики экономические переменные при исполь­зовании временных рядов ведут себя все более нестабильно по мере того, как рынок начинает оказывать все возрастающее влияние на экономические условия, а роль государственного регулирования в экономике, наоборот, уменьшается. В таких нестабильных условиях экспертный метод и детерминистский подход, которые активно применяются в международной прак­тике, действительно могут давать не менее, а иногда и более точные результаты, чем статистический анализ. Однако их применение не может гарантировать получение несмещенных оценок, поскольку такие прогнозы не защищены от внешнего давления, направленного на то, чтобы привести прогноз в соот­ветствие с желаемыми количественными целями.


 




Таким образом, для адекватной оценки системы налогооб­ложения конкретного субъекта (региона) необходим учет мно­жества связей, существующих в экономике, и применение ка­кого-то одного метода не всегда является целесообразным.

Особенности краткосрочного и среднесрочного прогнозирования и планирования налоговых доходов

Одним из основных элементов бюджетных реформ, прове­денных в последние десятилетия в большинстве развитых стран, является переход к среднесрочному (многолетнему) бюджетному планированию, в рамках которого бюджетный цикл начинается с рассмотрения ранее одобренных в предыду­щем бюджетном цикле основных параметров среднесрочного финансового плана на соответствующий год, анализа измене­ния внешних факторов и условий, обоснования изменений, вносимых в основные бюджетные показатели планируемого года, а также корректировки или разработки бюджетных про­ектировок на последующие годы прогнозного периода. При этом среднесрочный финансовый план может являться про­гнозно-аналитическим документом органов исполнительной власти либо утверждается законодательно, получая статус мно­голетнего бюджета.

Таким образом, бюджет на очередной финансовый год явля­ется составной частью ежегодно обновляемого и смещаемого на один год вперед многолетнего (как правило, трехлетнего) финансового документа, что, с одной стороны, обеспечивает преемственность государственной политики и предсказуемость распределения бюджетных ассигнований и, с другой стороны, позволяет вносить в них по четкой и прозрачной процедуре ежегодные корректировки в соответствии с целями государст­венной политики и условиями их достижения.

Процесс бюджетного прогнозирования способствует повы­шению эффективности управления регионом, так как составле­ние средне- и долгосрочных прогнозов позволяет учитывать долговременные последствия принимаемых решений, не огра­ничиваясь рамками одного бюджетного года.


Среднесрочные прогнозы на период от двух до пяти лет со­ставляются прежде всего для прогнозирования финансовых де­фицитов или нехватки доходов. Среднесрочное прогнозирова­ние играет также важную роль в разработке политических решений на срок, превышающий продолжительность текущего бюджетного периода.

Многолетний прогноз доходов дает исходную информацию, по которой можно судить об осуществимости планов расходов при данных среднесрочных задачах государственной финансо­вой политики. Многолетние прогнозы доходов могут служить также системой раннего обнаружения грядущих нехваток до­хода, следовательно, необходимо своевременно пересматривать стратегии и реформировать налогообложение.

В предыдущем параграфе было отмечено, что в отношении планирования налоговых доходов различают тактическое (те­кущее, оперативное, краткосрочное) и стратегическое (пер­спективное, среднесрочное, долгосрочное) планирование (рис. 1). Целесообразно, по нашему мнению, рассмотреть роль общегосударственных налоговых органов в осуществлении действий при отработке плановых заданий по налогам и меха­низма реализации налоговых планов (рис. 2). Напомним, что тактическое налоговое планирование осуществляется на месяц или квартал. Оно призвано обеспечить реальную оценку посту­пления налогов на ближайшее время для определения лимитов финансирования в рамках утвержденного бюджета в разрезе экономической классификации, а также министерств, ве­домств, территорий и государственных программ.

Такое планирование одновременно оперативно решает и задачу подготовки аналитических материалов для осуществ­ления краткосрочного (на год) налогового планирования, по­скольку в ходе его выявляются позитивные и негативные сто­роны исполнения доходной части утвержденного на текущий год бюджета, уровень налоговых изъятий, состояние расчетов в хозяйстве и их влияние на рост или снижение налоговых по­ступлений. Именно в процессе оперативного планирования на­логов обеспечивается и закладывается фундамент будущих предложений по совершенствованию налогового законодатель­ства. В процессе тактического (оперативного) налогового пла-


 





нирования наряду с финансовыми органами активно участву­ют и налоговые органы, которые на основе анализа налогооблагаемой базы и прогноза поступлений налогов на очередной месяц и квартал вместе с выработкой предложений по улучшению действующего налогового законодательства оп­ределяют тактику контрольной работы, а также сферу своего воздействия: конкретные предприятия, подлежащие проверке в ближайшее время, и перечень налогов, подлежащих докумен­тальной проверке.

Как разновидность тактического планирования краткосроч-ное налоговое планирование служит основой для составления проектов бюджетов соответствующих уровней власти на оче­редной год. Главными для него являются показатели социаль­но-экономического прогноза страны, региона на предстоящий год, а также анализ налоговых поступлений в текущем году как в целом, так и по отдельным налогам. Краткосрочное планиро­вание осуществляется непосредственно Минфином России и финансовыми органами по соответствующим бюджетам при непосредственном участии налоговых и других экономических органов.

Участие налоговых органов в этом процессе предопределя­ется наличием у них квалифицированного анализа поступле­ний налогов за истекший период времени, знания оперативной обстановки на местах с позиций влияния действующей налого­вой системы на экономику конкретных хозяйствующих субъ­ектов и уровень налоговых изъятий.

Процесс краткосрочного планирования состоит из ряда взаимосвязанных последовательных процессов.

Во-первых, осуществляется детальный анализ позитивных и негативных сторон действующего на данный момент налого­вого законодательства, как в целом, так и по отдельным видам налогов.

Во-вторых, разрабатываются меры по внесению в налоговое законодательство дополнений и изменений, направленных на ликвидацию негативных факторов, расширение налогооблагае­мой базы, повышение стимулирующей роли налогов и увели­чение на этой основе доходов бюджетов всех уровней.




В-третьих, анализируются экономико-хозяйственные фак­торы, позитивно или негативно влиявшие на поступление на­логов в текущем году, и разрабатываются меры по устранению негативных факторов и закреплению позитивных тенденций.

В-четвертых, на основе проведенного анализа хода поступле­ний по каждому виду налогов за истекший период и ожидаемых оценок поступлений до конца текущего года с учетом предстоя­щих изменений налогового законодательства и всех факторов изменения экономических показателей на предстоящий год рас­считывается сумма поступлений по каждому виду налогов и всех налоговых поступлений. При этом в расчетах необходимо учитывать и возможные вероятностные отклонения важнейших социально-экономических показателей в предстоящем году, а также влияние политической обстановки в обществе.

В-пятых, проекты налоговых поступлений в составе бюдже­та совместно с показателями прогноза социально-экономиче­ского развития страны и соответствующих территорий на предстоящий год и проектами законодательных актов об изме­нениях и дополнениях в налоговое законодательство рассмат­риваются сначала в органах исполнительной власти, а после одобрения представляются в органы законодательной (пред­ставительной) власти. В законодательных (представительных) органах власти все эти документы детально рассматриваются, анализируются, в них вносятся необходимые изменения и до­полнения, а затем они утверждаются в форме соответствующе­го закона.

Вместе с тем планируемые налоговые показатели в целом по соответствующему бюджету, а также по отдельным видам на­логов включаются в его доходную часть и утверждаются в виде статей закона о бюджете на предстоящий год. Исходя из опре­деленных законом поступлений, в основном налоговых плате­жей, формируется расходная часть бюджета с распределением бюджетных ассигнований по получателям средств, ведомствам, территориям и государственным программам, а также по от­дельным статьям расходов в соответствии с действующей бюд­жетной классификацией.

-Q.Sei?§™BHil?^JS_i^AIS9cP04Hoe налоговое планирование представляют собой две составляющие единого" текущего "пла-


ющр^ания. В процессе осуществления текущего планирования налоговыми органами решаются в основном тактические зада­чи, вследствие чего создаются важнейшие предпосылки для выработки стратегии налогового планирования. Эта стратегия определяется в процессе среднесрочного и долгосрочного нало­гового планирования. Указанные виды налогового планирова­ния, которые можно определить как перспективное планирова­ние, существенно отличаются от оперативного и краткосрочного планирования. Текущее налоговое планирова­ние, как уже отмечалось, служит основой для составления про­ектов соответствующих бюджетов, которые разрабатываются и утверждаются на год. При этом детально анализируются и оп­ределяются размеры, как общей совокупности налогов, так и отдельных их видов. В перспективном же планировании, как правило, нет подразделения по видам налогов, оно охватывает совокупность всех налогов. И текущее, и перспективное плани­рование одновременно базируются на прогнозе социально-эко­номического развития страны на соответствующий период вре­мени и служат основой для определения основных характеристик этого прогноза. В частности, от собираемости и размеров поступлений налогов зависят, например, объемы го­сударственных инвестиций в планируемом периоде, а следова­тельно, и темпы развития экономики. В перспективном плани­ровании зависимость прогноза социально-экономического развития страны от величины налоговых поступлений значи­тельно больше. Налоговое планирование используется здесь как метод экономического предвидения. При этом текущее на­логовое планирование служит основой для выработки страте­гии налогового планирования на длительную перспективу.

Для краткосрочного прогнозирования доходов можно приме­нять эконометрические модели, в частности, модели временных_ рядов (однофакторные) и многофакторные модели, включаю-^ щие одно или несколько уравнений, оцениваемых одновремен-^ но. Использование таких моделей, обладающих хорошо изучен­ными статистическими свойствами, позволяет иметь надежный источник краткосрочных (до года) прогнозов по доходам.

Среднесрочные прогнозы доходов строятся в: рамках сред­несрочной макроэкономической модели. Такие прогнозы по


 




природе своей оказываются обычно менее точными, чем крат­косрочные.

Выбирая тот или иной из существующих методов прогнози­рования бюджетных доходов и расходов, рассмотренных в пре­дыдущем параграфе (экспертное прогнозирование, прогноз временных рядов, детерминистические прогнозы, эконометри-ческое прогнозирование), следует исходить из масштабов дан­ного региона и сложности стоящих перед ним финансовых проблем. Практика показывает, что не существует такого мето­да среднесрочного прогнозирования, который был бы в равной мере подходящим для прогноза всех видов местных доходов и расходов. Эконометрический метод наиболее подходит для прогноза тех местных доходов, которые особенно чувствитель­ны к изменениям местных экономических условий. Трендовые и экспертные прогнозы наиболее подходят для прогнозирова­ния тех местных доходов, которые нечувствительны к местным экономическим условиям или настолько нестабильны, что вы­явить какие-либо причинные зависимости не представляется возможным. Для прогноза местных расходов лучше всего ис­пользовать метод детерминирования.

Самое важное требование к моделям прогнозирования дохо­дов заключается в том, чтобы они давали достаточно точные, состоятельные прогнозы на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Краткосрочные прогнозы, как правило, загляды­вают не больше, чем на год вперед, поэтому используемые для краткосрочного прогнозирования модели должны обладать по­вышенной способностью улавливать высокочастотную инфор­мацию, содержащуюся во временных рядах, тогда как струк­турным параметрам, определяющим процесс генерирования доходов, при краткосрочном прогнозировании уделяется, как правило, меньше внимания. Среднесрочные же модели прогно­зирования должны уметь улавливать взаимосвязь между фи­нансовой политикой (финансовыми решениями) и макроэко­номическими условиями в среднесрочной перспективе.

Особое внимание следует уделить роли налоговых органов в реализации налоговых планов, где важное место отводится тактическому и стратегическому мониторингу факторов, влияющих на формирование налоговой базы, учитывая не


только изменения в составе налогоплательщиков, но и измене­ния цен и ценовую политику, отраслевые тенденции в эконо­мике региона, конъюнктуру рынка и т.д. Наряду с этим налого­вые органы осуществляют тактический и стратегический контроллинг в сфере бюджетно-налогового регулирования, что в итоге позволяет отрабатывать направления совершенствова­ния отдельных элементов и в целом системы налогообложения (рис. 2). В последующих главах будут рассмотрены конкретные инструменты, применяемые налоговыми органами в целях ис­полнения возложенных на них функций.

Выводы

В первой главе раскрыта сущность и значение налогового прогнозирования и планирования в системе управления госу­дарственным бюджетом. Показана взаимосвязь между поня­тиями «план» и «прогноз». Эти понятия тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Формы их сочетания могут быть разными, но в большинстве случаев прогноз предшествует разработке плана. Цель планирования бюджета заключается в том, чтобы на основе сложившихся тенденций, конкретных социаль­но-экономических условий и перспективных оценок разрабо­тать и обосновать оптимальные пути развития. Цель же про­гнозирования — создать научные предпосылки для их осуществления.

В мировой практике на данный момент накоплен значитель­ный набор различных методов разработки прогнозов и планов, каждый из них имеет как преимущества, так и недостатки, учи­тывает влияние тех или иных факторов и применим в зависи­мости от конкретных условий. Выбирая тот или иной метод прогнозирования, следует исходить также из масштабов данно­го региона и его социально-экономического развития.

Кроме того, применяемые методы имеют свои особенности при краткосрочном, среднесрочном и долгосрочном планиро­вании. Как краткосрочное, так и среднесрочное налоговое пла­нирование представляет собой ряд взаимосвязанных последо­вательных процессов, и на каждом из этапов целесообразно использование конкретных методов.


 




Для краткосрочного прогнозирования доходов целесообраз­но применять эконометрические модели, например, модели временных рядов. Они позволяют составить краткосрочные прогнозы, обладая хорошо изученными статистическими свой­ствами. Основой краткосрочных прогнозов являются точные исходные данные. Однако для среднесрочного прогнозирова­ния требования к данным предъявляются еще более жесткие, чем при краткосрочном прогнозировании, поскольку средне­срочные модели должны улавливать эффекты обратной связи. Другими словами, необходимо взаимовлияние между прини­маемыми правительством решениями и динамикой различных отраслей экономики. Следует также учитывать и возможность того, что структурные экономические зависимости могут в среднесрочной перспективе изменяться. Для адекватной оцен­ки системы регионального налогообложения необходим учет множества связей, существующих в экономике конкретного субъекта Российской Федерации.

Особое место в общегосударственном налоговом планирова­нии отводится налоговым органам как структуре, выполняю­щей наряду с контрольными процедурами функцию бюджет­но-налогового планирования и регулирования.

Контрольные вопросы для самопроверки знаний

1. В чем заключается сущность прогнозирования налоговых до-

ходов в бюджеты различного уровня?

2. В чем заключается сущность планирования налоговых дохо­дов в бюджеты различного уровня?

3. Охарактеризуйте принципы, на которых основывается про-

гнозирование и планирование налоговых поступлений в консолидированный бюджет Российской Федерации.

4. Какие существуют методы прогнозирования и планирования

налоговых поступлений?

5. Каковы особенности краткосрочного и среднесрочного про-

гнозирования и планирования налоговых доходов?


ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСТУПЛЕНИЙ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных